Медик СПбГУ в подкасте «Генрих Терагерц» рассказала о постковидном синдроме
Гостем одиннадцатого выпуска научно‑популярного подкаста Санкт‑Петербургского государственного университета «Генрих Терагерц» стала ассистент кафедры факультетской терапии СПбГУ, врач‑невролог поликлинического отделения № 4 Клиники высоких медицинских технологий имени Пирогова СПбГУ Наталия Гаврилова. Она рассказала о том, что медики СПбГУ стали одними из первых, кто начал изучать постковидные осложнения и о том, насколько сильными могут быть эти осложнения и как их лечить.
Постковидным синдромом называется клиническое состояние, возникшее в результате перенесенного заболевания, вызванного SARS‑CoV‑2, которое длится более 12 недель и не связано с чем‑либо еще. Ученые связывают постковидный синдром с избыточным иммунным ответом. С учетом того, что коронавирус официально перенесли более 700 млн человек, вопрос изучения постковидного синдрома является актуальной проблемой.
Наталия Гаврилова рассказала, что медики СПбГУ начали изучение иммунных последствий вирусных инфекций в 2017 году с герпетических инфекций. Позднее, после начала пандемии SARS‑CoV‑2, оказалось, что набор осложнений (сосудистых, дематологических, когнитивных и т. д.) схож с подобными осложнениями герпетических инфекций.
В сентябре 2021 года на базе Клиники высоких медицинских технологий имени Н. И. Пирогова СПбГУ открылся первый в мире Центр по изучению аутоиммунных заболеваний и последствий новой коронавирусной инфекции имени профессора И. Шенфельлда.
Медики обратили внимание, что постковидный синдром не попадает в существующие классификации. Как рассказала Наталья Гаврилова, «для терапевтов такие люди слишком ревматологические, а для ревматологов недостаточно ревматологические». То есть нарушения существуют, но они не так страшны и достаточно быстро выходят на плато, переставая прогрессировать. И зачастую больные в таких случаях оказываются в непростой ситуации.
«К нам приезжали люди со всей страны, и зачастую можно услышать пугающие истории. Человек, еще два месяца назад успешно управлявший двумя бизнесами, сегодня не может работать больше двух часов в день. Более того, ему сложно сразу осмыслить длинную и сложную фразу, ему нужно на это какое‑то время. Испуганный человек идет к врачу, а тот говорит ему, что анализы в порядке, диагностика не дает никаких результатов», — рассказала Наталия Гаврилова.
Работы по изучению постковидного синдрома начались на базе лаборатории мозаики аутоиммунитета СПбГУ, созданной в 2016 году под руководством выдающегося израильского ученого профессора Иегуды Шенфельда. Лаборатория мозаики аутоиммунитета была создана с целью изучения причин и механизмов аутоиммунных болезней и использования иммунологических инструментов в их диагностике и лечении.
По ее словам, такое состояние можно вылечить и важно правильно к этому относиться, в том числе с психологической точки зрения. Причем наиболее часто такие проявления можно увидеть у людей с высоким иммунитетом, у тех, кто легко переносит сам коронавирус. Более того, ученые заметили, что, когда такой больной заражается простым гриппом, его постковидные нарушения начинают ослабляться. То есть иммунитет начинает бороться с реальным вирусом, а не с самим собой.
«Мы настаиваем на том, что нужно слушать пациентов, и тогда мы сможем быстрее продвигаться в понимании таких осложнений. Приведу пример: я заметила, что у пациентов с дисплазией соединительной ткани, то есть с излишней гибкостью, есть большая склонность к аутоиммунным заболеваниям, и в частности к постковидным нарушениям. Более того, сопоставив данные, я поняла, что у этих людей уязвимость к нарушениям появилась после травм. А вечером, возвращаясь с работы, я за вечер написала об этом статью. А спустя несколько месяцев заметила, что эта статья попала в официальный список ВОЗ рекомендованной литературы о COVID‑19», — сказал Наталия Гаврилова.