Классическое образование или набор навыков: на Форуме труда обсудили профессии будущего

Какие профессии будут востребованы на рынке в ближайшие годы и как подготовить подходящие кадры уже сейчас? На IV Санкт-Петербургском международном форуме труда обсудили, в ком сегодня нуждаются инновационные компании и почему искать сотрудников стоит именно в классических университетах.

В сессии «Профессии будущего и профессиональная подготовка молодежи», организованной Ассоциацией выпускников СПбГУ, приняли участие преподаватели Санкт-Петербургского университета, HR-специалисты и люди из бизнеса — молодых компаний, нуждающихся в многоплановых креативных специалистах. Это как представители таких, казалось бы, классических, но уже трансформировавшихся профессий — журналисты, маркетологи, PR-специалисты, так и абсолютно новых. Например, SMM-специалисты, продюсеры онлайн-курсов или редакторы подкастов — еще десять лет назад их не существовало вовсе.

Сессия «Профессии будущего и профессиональная подготовка молодежи» входит в программу IV Санкт-Петербургского международного форума труда, который проходит на площадке КВЦ «Экспофорум» 27 и 28 февраля. Организаторами одного из крупнейших международных мероприятий в сфере труда и развития человеческого капитала выступили правительство Петербурга, СПбГУ и Межпарламентская ассамблея СНГ.

«Когда мы говорим о профессиях будущего, мы имеем в виду момент настоящего, и момент этот довольно неопределенный, — отметила модератор сессии, заведующая кафедрой цифровых медиакоммуникаций, доцент СПбГУ Камилла Нигматуллина. — Поэтому хочется заглянуть хотя бы на несколько лет вперед, чтобы понять, как будут развиваться конкретные сегменты на рынке. Как мы будем готовить специалистов?»

Доцент кафедры прикладной и отраслевой социологии СПбГУ, руководитель Социологической клиники прикладных исследований СПбГУ кандидат социологических наук Майя Русакова подчеркнула — все те навыки, о которых говорят сегодня работодатели, нарабатываются во время получения классического университетского образования. Она отметила, что именно оно позволяет развивать критическое мышление, способность постоянно учиться, а также кругозор, который лежит в основе креативности, — одного из востребованных работодателями «мягких навыков», или soft skills.

«Это вопрос не конкретной сферы, а широты взглядов, общего уровня эрудиции, классической образованности. Это то, чего хотят очень многие работодатели и подразумевают под словом "креативность". Это способность нестандартно мыслить, которая происходит из всесторонней развитости человека», — пояснила Майя Русакова. По ее словам, разнообразные дисциплины, изучаемые в классических учебных заведениях, помогают человеку в будущем.

Университет позволяет получить те знания, роль которых в 19–20 лет, возможно, пока человеку неясна. Осознание приходит лишь тогда, когда он начинает работать.

Доцент кафедры прикладной и отраслевой социологии СПбГУ Майя Русакова

С ней согласилась HR-специалист, основатель проекта HRDome Анастасия Хрисанфова: «Уметь включаться, мыслить, находить информацию, уметь учиться — базовые навыки, которые ставятся как раз классическим образованием». Эксперт также упомянула еще одну тенденцию: в будущем названия конкретных профессий, возможно, исчезнут, а на смену им придут наборы компетенций. «Уже сейчас мы внутри компании не привязываемся к названию должности: сначала определяем компетенции, а потом — название, но, надеюсь, вскоре мы сможем от этой парадигмы отойти», — сказала Анастасия Хрисанфова.

Кроме того, одной из проблем современного рынка труда ученые видят невозможность работодателей сформулировать, кто именно им нужен, зачем, а также что конкретно они вкладывают в понятия «коммуникабельность», «стрессоустойчивость» и тому подобные. «Легко сказать, что нам нужны коммуникабельные люди. Попробуйте это понятие операционализировать, что вы под ним подразумеваете? Коммуникация в инжиниринговой компании и в массмедиа — разные вещи. А многие компании этим сейчас не занимаются, хотя это именно то, что нужно в очень многих бизнесах, — не просто soft skills, но операционализированные soft skills», — подчеркнула Майя Русакова.