Как бороться с фейковыми новостями
В Санкт-Петербургском университете прошел День медиаграмотности — студенческое игровое состязание по фактчекингу и разоблачению фейковых новостей.
Разбившись на семь мини-редакций, студенты-журналисты оттачивали навыки, которыми обязан обладать каждый новостник. Упражняясь на медиаматериалах, участники верифицировали факты, устанавливали подлинность источников информации и учились работать в информационных жанрах. Организаторы постарались приблизить конкурс к реальным условиям работы издания, поэтому главными критериями оценки работ стали скорость и качество.
Задания для конкурсантов были подготовлены в рамках проекта «Медианавигатор. Международная лаборатория медиаграмотности», направленного на повышение стандартов журналистской культуры в России и Восточной Европе. Одним из его участников стал преподаватель СПбГУ (кафедра периодической печати) Егор Королев, выступивший модератором состязания. Каждой из команд он предложил четыре упражнения на отработку различных журналистских компетенций, а потом выбрал самых «медиаграмотных». Помогала ему в этом преподаватель СПбГУ Анна Щербакова, более двадцати лет работавшая в федеральных и региональных деловых СМИ.
Задание «Аргументы и ярлыки» было посвящено работе с информационными жанрами. Участники должны были подготовить новость без ярлыков с компетентными источниками. Упражнение «Как отделить зерна от плевел» предполагало оперативный поиск фактов для создания врезки — справочного элемента заметки, содержащего интересные сведения по теме публикации. В рамках испытания «Неполные новости» конкурсантам необходимо было посмотреть телесюжет федерального канала и добавить предысторию рассматриваемого вопроса, информацию о степени его проработанности, комментарии и прогнозы экспертов, справочные данные и другие подходящие сведения.
Еще одним заданием медиамарафона стало упражнение «Есть ли дым без огня?», посвященное борьбе с журналистскими фейками. Командам предстояло подобрать как можно больше аргументов, доказывающих недостоверность материалов. Одним из предложенных к разбору примеров стала недавняя резонансная история из университетской жизни — о том, что СПбГУ якобы планирует выставить свои здания на продажу и выручить за них 60 млрд рублей. Подробно проанализировав историю вопроса, студенты еще раз установили: ничего общего с реальностью указанная новость не имеет.
В журналистской практике не стоит ограничиваться только комментариями заинтересованных сторон: надо собирать информацию из разных источников. Мы не можем предсказать будущее, но в силах проверить факты, которые будут фигурировать в тексте.
Преподаватель СПбГУ Анна Щербакова
Комментируя решение данного кейса, Анна Максимовна отметила: «В данном случае представление позиции Университета было крайне важным, но недостаточным для подтверждения или опровержения информации. Не менее полезным для молодых журналистов было бы обратиться к информации из первых рук, например, конкретизировать статус зданий — ведь часть из них относятся к памятникам культурно-исторического наследия федерального значения». Эксперт заметила, что эти сведения можно найти в открытых источниках или уточнить в Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга.
Эксперт добавила, что ее как арбитра конкурса приятно удивили студенты первого курса, которые продемонстрировали не только высокий уровень журналистской подготовки, но и широкий кругозор. Победу в медиамарафоне одержала как раз одна из самых молодых команд, вошли в которую Марина Царева, Екатерина Туробова, Андрей Швед, Вероника Панченко и Александра Микулина.