Искусствоведы Эрмитажа и энтомологи СПбГУ нашли среди экспонатов музея самую популярную бабочку
Эксперты Санкт-Петербургского государственного университета и Государственного Эрмитажа проанализировали более 500 произведений живописи, графики и прикладного искусства с изображением бабочек. Самой популярной оказалась распространенная в Европе дневная бабочка адмирал. Результаты исследования изданы в виде книги «Бабочки Эрмитажа», подготовленной Государственным Эрмитажем, фондом «Эрмитаж XXI век» и СПбГУ при поддержке проекта «Музей 15/24».
«Мы ловили бабочек в музее»
Книга «Бабочки Эрмитажа» стала результатом почти двухлетнего поиска и изучения бабочек на экспонатах Государственного Эрмитажа, а также исследования найденных изображений энтомологами СПбГУ. Многие из этих экспонатов не доступны широкой публике — их фотографии впервые были опубликованы в книге «Бабочки Эрмитажа».
Часто бывает, что самые невероятные фантазии, когда попадают к нужным людям, сбываются, а энтузиазм участников приводит к красивым результатам, — так получилось с этой книгой, выполненной заинтересованными людьми на профессиональном уровне.
Первый проректор СПбГУ Елена Чернова
«Я уверена, что это далеко не последний совместный проект Университета и Эрмитажа накануне 300-летия старейшего российского вуза России — Санкт-Петербургского государственного университета», — сказала во время презентации первый проректор СПбГУ Елена Чернова.
Идея создания книги появилась у участников международного молодежного проекта «Музей 15/24», которые захотели объединить науку и искусство, чтобы создать «энциклопедию бабочек» Эрмитажа.
Портал «Большая российская энциклопедия» официально запустят 26 мая
«Перед началом работы мы провели исследование, чтобы понять, не повторяем ли мы чью-то творческую дорогу, — аналогичных изданий мы не нашли нигде в Европе. Этот проект не состоялся бы без заинтересованного и высокопрофессионального участия Санкт-Петербургского университета — ректор Николай Кропачев, ведущие научные сотрудники СПбГУ с самого начала проекта были очень заинтересованы и вдохновляли нас. То, что мы представляем книгу в Университете, оправдано, ведь это издание — во многом заслуга ученых, которые помогли реализовать идею и консультировали нас на всех этапах», — отметила председатель правления фонда «Эрмитаж XXI век», генеральный продюсер книги «Бабочки Эрмитажа» Зорина Мыскова.
Представитель Международного молодежного консультативного совета проекта «Музей 15/24» и студентка-биолог СПбГУ Анна Мыскова рассказала, что после появления идеи участники проекта сами отправились на поиски в залы Эрмитажа, чтобы проверить — так ли легко найти бабочек в музее.
За пару часов прогулки нашли около 20 экспонатов — так идея пошла в работу и мы продолжили ловить бабочек в музее. Надеюсь, будущие читатели смогут превратить свой поход в музей в нечто более похожее на наблюдение натуралиста и утолить как неугасающее детское любопытство, так и научный интерес, взяв эту книгу в музей или, учитывая современные ограничения, просто пролистав страницы и лишний раз взглянув на те произведения искусства, на которые не обратили бы внимания во время обычной экскурсии.
Студентка СПбГУ Анна Мыскова
Вслед за участниками проекта «Музей 15/24» к исследованию подключились научные сотрудники Государственного Эрмитажа, хранители фондов и, конечно, ученые-энтомологи Санкт-Петербургского университета. В поиске бабочек также приняли участие подопечные благотворительного фонда «Дети-бабочки».
Бабочки могут скрывать несовершенства
Чаще и точнее бабочек воспроизводили в натюрмортах голландские и фламандские художники XVII века — в этих произведениях изображения почти всегда подчеркнуто реалистичны. А на предметах декоративно-прикладного искусства бабочки, напротив, часто фантазийные, скрывающие дефекты материала или технологии.
«В начале XVIII века вслед за Востоком фарфор появился в Майсене — в этом городе впервые стали производить европейский фарфор, так же была названа и его немецкая марка. В то время качество материала было невысокое, после обжига предметы могли выходить с технологическими дефектами — темными точками или другим браком на поверхности. Чтобы скрыть несовершенства, мастера рисовали бабочек и других насекомых, а также цветы и фрукты. Поэтому иногда кажется, что композиция несимметрична», — рассказала руководитель исследовательской группы, хранитель фарфора и керамики, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа Ирина Багдасарова.
Интересно, что почти вся посуда с изображением бабочек из фондов Эрмитажа предназначена для десертов и чаепитий — это десертные тарелки, блюдца, чайники и чайные пары. При этом на столовых тарелках для обеденной части изображения бабочек найдены не были.
Адмирал и мода на изображение бабочек
В рамках исследования энтомологи СПбГУ определили степень достоверности изображения бабочек в произведениях разных стран и эпох. Как отметил научный руководитель работы, старший преподаватель кафедры энтомологии СПбГУ Андрей Корзеев, анализ художественных произведений сопряжен с объективными трудностями.
Главная сложность — высокая степень стилизации многих изображений, упрощение и искажение внешних признаков. Часто на произведениях появлялись совершенно вымышленные животные. Но, к счастью для нас, некоторые художники изображали насекомых достоверно, порой до степени документальности.
Научный руководитель работы, старший преподаватель кафедры энтомологии СПбГУ Андрей Корзеев
Найденные сотрудниками Эрмитажа изображения бабочек энтомологи разделили на пять групп по степени достоверности изображения — от самых реалистичных (А+) до совершенно фантазийных примеров (D), в которых бабочек можно узнать лишь по общим признакам.
Наиболее многочисленная группа (D) представляет собой вымышленные образы характерного вида бабочки как гусеницы с крылышками, зачастую яркими, однако прототип определить крайне сложно, а если это удается, то лишь до отряда.
Стоит отметить, что чаще всего художники изображали европейские виды бабочек, причем вполне обычные, которые и сейчас можно встретить на улице. Так, лидирует вид Vanessa atalanta — бабочка адмирал из семейства нимфалид, широко распространенная в России и в мире. Ее можно встретить на 17 исследованных произведениях искусства.
Некоторые произведения из коллекции Государственного Эрмитажа содержат элементы сразу нескольких групп достоверности. В итоге элементы с достоверностью определения группы А+ встречаются на 24 изображениях, А — на 111, В — на 108, С — на 155, D — на 136.
«Я не могу объяснить, почему художники так часто использовали этот образ, но изображения привычного нам адмирала встречается как в очень точных примерах, так и в менее достоверных произведениях, где, однако, внешний вид этой бабочки с характерными пятнами на крыльях угадывается вполне четко. Думаю, что причина такой популярности не только в распространенности этого вида, но и в моде, когда художники перенимали образы друг у друга», — рассказал Андрей Корзеев.
Среди других бабочек, часто встречающихся на произведениях искусства из собраний Государственного Эрмитажа, также вполне обычные для европейской природы виды Papillio machaon, или махаон (встречается на семи изображениях), Pieris brassicae, или капустная белянка (найдена на семи изображениях), а также разные ночные бабочки из подсемейства медведицы и семейств павлиноглазки и пяденицы. Но часто художники рисовали бабочек и других беспозвоночных по своему воображению, наделяя их характерными для тех или иных групп чертами.
Эрмитажный «зоопарк»
Книга «Бабочки Эрмитажа» — яркий пример нового подхода к искусству через науку, природу, реальную жизнь, которая находит свое отражение в произведениях. Во время работы над изданием исследователи Эрмитажа и СПбГУ заметили, что во многих произведениях встречаются различные жуки, осы, мухи, стрекозы, пауки, улитки и другие беспозвоночные животные. Этих «спутников» бабочек ученые также классифицировали и отобразили частоту их появления на предметах искусства, возможно, предвосхитив будущие проекты.
«Не могу сказать, до чего нас доведет дальнейшая работа над книгами, но возможно, что наш эрмитажный "зоопарк" не ограничится только бабочками. Подобное объединение музейной работы и естественных наук довольно интересно, о чем можно судить по растущей популярности направления art in science. Я думаю, мы можем надеяться на успех дальнейших проектов и на неугасающий интерес современной молодежи к искусству и науке», — поделилась представитель Международного молодежного консультативного совета проекта «Музей 15/24» и студентка СПбГУ Анна Мыскова.
По словам Анны, такие необычные проекты на стыке искусства и науки — это дополнительный стимул углубляться в различные отрасли биологии. В планах молодых исследователей продолжить изучение экспонатов Государственного Эрмитажа с научной точки зрения и уделить внимание не только животным, но и растениям — сейчас они развивают новую биологическую концепцию будущего проекта и хотят воплотить свои идеи не только в совместных изданиях, но также в выставочных проектах и экологических инициативах. «В таком формате мы можем дать человеку, который не изучает биологию, новые знания так, чтобы они заинтересовали, впечатлили его», — добавила Анна Мыскова.