Преподаватели и сотрудники СПбГУ посетили выставку «ARS VIVENDI. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века» в Эрмитаже
Делегация Санкт‑Петербургского университета во главе с ректором членом‑корреспондентом РАН Николаем Михайловичем Кропачевым посетила Государственный Эрмитаж и встретилась с директором музея Михаилом Борисовичем Пиотровским. Встреча была приурочена к представлению результатов работы специалистов СПбГУ на выставке «ARS VIVENDI. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века», по которой для гостей была проведена кураторская экскурсия.
Как отметил директор Государственного Эрмитажа, декан восточного факультета СПбГУ Михаил Борисович Пиотровский, проект получился интересным и резонансным. На некоторые детали он обратил особое внимание.
«Во‑первых, выставка сочетается с постоянной экспозицией, которая находится на своем месте. Это эрмитажный стиль, такого не может себе позволить практически ни один музей в мире. Во‑вторых, она тесно связана с некогда проходившей в Эрмитаже выставкой Яна Фабра, современного художника, который напомнил всем, что фламандский натюрморт ― жестокая вещь, ― рассказал Михаил Борисович. ― Кроме того, мною было принято несколько важных решений. Первое ― это вторжение театра, театральных художников в дизайн выставки. Второе ― вовлечение в работу над ней молодежи, и Университет очень помог придать их участию академический стиль».
В качестве подарка к 300-летию Санкт-Петербургского университета студентам и сотрудникам СПбГУ выделено 35 тысяч билетов. До начала летних каникул их получат обучающиеся выпускных курсов и научно-педагогические работники, а осенью ― все остальные универсанты. Билеты будут разосланы по корпоративной почте, посетить музей можно будет в течение недели после получения письма.
Ректор СПбГУ член‑корреспондент РАН Николай Михайлович Кропачев поблагодарил Михаила Борисовича и отметил, что Эрмитаж является одной из главных ценностей не только Петербурга, но и всего мира.
«Для нас Эрмитаж, как и для всей страны, это наше счастье и гордость. Когда мы приходим сюда, то видим не только сокровища России, но и весь мир во всем его разнообразии. Рядом с Эрмитажем Санкт‑Петербургский университет ощущает себя как с лучшим другом, и мы гордимся тем, что СПбГУ в чем‑то помогает ему раскрываться. А когда вы согласились прийти работать в Университет, это усилило его, ― подчеркнул Николай Михайлович. ― У Эрмитажа и СПбГУ есть общая особенность: они умеют каждый раз по‑новому для всех открываться. Музей постоянно развивается, и умение находить новые решения в новых условиях ― это достижение ваше и ваших коллег».
Для ректора СПбГУ и представителей администрации Университета экскурсию по выставке «ARS VIVENDI. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века» провели заведующий отделом западноевропейского искусства, куратор и создатель выставки Михаил Дединкин, советник генерального директора Государственного Эрмитажа, координатор проекта Светлана Даценко и младший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства, хранитель коллекции фламандской живописи, аспирант второго года обучения направления «История и теория искусства» СПбГУ Владислав Статкевич.
В экспозицию вошли произведения живописи и декоративно‑прикладного искусства из коллекций Государственного Эрмитажа, Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, филиала Архива Российской академии наук, а также других музеев и частных собраний. Таким образом, организаторам удалось собрать художественный ансамбль, представляющий историю развития фламандского натюрморта — начиная с расцвета мастерской Рубенса, собравшей лучших художников своего времени. В их числе был Франс Снейдерс, занимавшийся натюрмортами и анималистикой. Впоследствии он начал самостоятельную артистическую карьеру и оказал большое влияние на все европейское искусство.
Перед кураторами выставки стояла задача создать внутри музея абсолютно новое музейное пространство, поддерживающее диалог с предметами постоянной экспозиции. Художники‑дизайнеры Юрий Сучков и Эмиль Капелюш, один из ведущих художников БДТ, предложили театрализованный нарратив, погружающий зрителей в эпоху барокко. Выставка начинается в Аванзале, который превратился в цветущий сад — здесь разместились самые крупные живописные полотна. Среди них натюрморт «Цветы среди архитектуры (Весна)», принадлежащий кисти Абрахама Брейгеля и Давида де Конинка. Эта картина долгое время находилась в приемной дирекции Эрмитажа, куда была помещена еще в 1947 году после возвращения музея из эвакуации. Специально к выставке она была отреставрирована, а ботаники Санкт‑Петербургского университета помогли идентифицировать все изображенные на ней цветы. Найти их на картине и узнать все названия посетителям поможет схема, которая войдет в каталог выставки вместе со статьей хранителя университетского гербария, доцента СПбГУ Валентины Бубыревой о том, когда и какие цветы появились в Европе.
В эпоху Великих географических открытий Европа открывает для себя мир. Интерес к новому чрезвычайно велик — все помнят знаменитую тюльпаноманию в Голландии, но на самом деле это явление было шире и серьезнее: в это время развивается научный подход к изучению растений, появляются первые ботанические сады и гербарные коллекции. Цветы, которые сейчас нам кажутся обыкновенными, для человека в XVII веке были экзотическими, новыми, совершенно невиданными.
Заведующий отделом западноевропейского искусства, куратор и создатель выставки Михаил Дединкин
Через сад зрители попадают в «комнату хвастовства», где богатый фламандский горожанин XVII века мог показать гостям все самое дорогое. Чтобы создать нужную атмосферу, художники изготовили более 600 метров ткани с принтом, имитирующим полихромную тисненую кожу, которой во Фландрии затягивались стены парадных помещений. Из кабинета коллекционера посетители выходят в пространство, изображающее театр эпохи барокко и вместе с ним торговую улицу Антверпена. Прогуливаясь по центральной оси, созданной кулисными машинами, посетители выставки видят с двух сторон «лавки» с дичью, фруктами и овощами — натюрморты Франса Снейдерса, а также его современников, учеников и последователей. Рядом в витринах представлены перекликающиеся с ними композиции, собранные из драгоценного китайского фарфора, серебряных изделий, резных костяных кубков и других предметов, которые можно увидеть на картинах.
Специально для выставки была создана музыкальная композиция, в которой собраны фрагменты произведений композиторов той эпохи, церковных песнопений и звуков рынка. Она сопровождает зрителя на протяжении всего знакомства с экспозицией.
«Несмотря на сложные политические условия начала XVII века, Антверпен сохраняет роль места по перепродаже и производству предметов роскоши, ― объяснил Владислав Статкевич. ― География, которую мы видим в этом столетии, поражает: португальские купцы привозят из Латинской Америки экзотических животных, рукотворные и природные редкости, которые перепродаются через Антверпен в различные европейские регионы. Это поистине глобализация раннего Нового времени, когда ход истории кардинально меняется».
Барокко как стиль чрезмерен, аффектирован, здесь всего должно быть много ― и роскоши, и убранства, которое окаймляет главное на выставке ― наши картины. Это произведения, которыми хвастались, которые должны были поражать.
Куратор выставки «ARS VIVENDI. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века» Михаил Дединкин
Отдельно на выставке представлено уникальное собрание рисунков Марии Сибиллы Мериан — художницы и ученого‑энтомолога, автора альбома, посвященного метаморфозам насекомых, а также иллюстраций для ботанических атласов. Одна из таких книг находится в коллекции Научной библиотеки имени М. Горького СПбГУ. Пергаменные листы, которые смогут увидеть посетители, были приобретены во время визита в Амстердам Петром I ― основателем Академии наук и Университета.
Специально для выставки Молодежным консультативным советом Государственного Эрмитажа создан проект «Символика натюрморта». Два стенда, посвященные изображенным на полотнах предметам и цветам, помогут зрителям научиться считывать зашифрованные в картинах аллегории и скрытые послания. Исследовательская база для информационного стенда о растениях была подготовлена ботаниками СПбГУ. Участниками проекта стали не только студенты‑искусствоведы, а представители разных научных направлений, в том числе четверо универсантов.
Ранее в сотрудничестве с учеными СПбГУ были изданы книги о бабочках и цветах в произведениях живописи, графики и прикладного искусства музея. В продолжение ректор Университета выступил с предложением организовать системную работу по расшифровке всех эрмитажных экспонатов и запустить в Санкт‑Петербургском университете масштабный исследовательский проект, в котором смогут принять участие студенты, аспиранты и ученые. Результаты их работы смогут появиться во всех залах музея и рассказывать посетителям о скрытых в картинах деталях так же, как и экспликация к цветочному натюрморту на выставке ARS VIVENDI.