Художественное образование в классическом университете
Чем занимаются студенты творческих направлений подготовки СПбГУ? Какие существуют тонкости в сфере арт-образования? Это и многое другое узнали гости художественной экспозиции, открывшейся в здании Двенадцати коллегий ко Дню абитуриента СПбГУ.
Сегодня в выставочной галерее представлены курсовые и дипломные проекты студентов образовательных программ:
- Графический дизайн
- Дизайн среды
- Реставрация
- Живопись
- Художник кино и телевидения
- Декоративно-прикладное искусство
- Прикладная информатика в области искусств и гуманитарных наук
«Организуя экспозицию, мы стремились не только познакомить школьников со всеми видами визуальных искусств, которым обучают в Университете. Нашей задачей также было показать на примере студенческих работ, в чем заключаются нюансы подготовки к творческим испытаниям на разные профили», — прокомментировала куратор выставки, доцент СПбГУ Ксения Позднякова (кафедра дизайна). При поступлении на большинство программ абитуриенты сдают три экзамена: живопись, рисунок и композицию, однако требования, предъявляемые к будущим художникам, реставраторам или дизайнерам, существенно отличаются.
«Вступительные испытания не столько выявляют творческие способности, сколько проверяют соответствие индивидуальных характеристик абитуриента будущему образованию. Дизайнеру среды, например, очень важно обладать пространственным мышлением и способностями к проектной деятельности. Будущий реставратор должен быть скрупулезным, иметь очень точный глаз и хорошо знать культурное наследие. Для живописца важнее уметь внести собственное творческое видение, — отметила Евгения Петрашень, руководитель программы "Дизайн среды". — Тот, кто занимается декоративно-прикладным искусством, уделяет больше внимания силуэтам, линиям, контурам и цветовым пятнам. А у графических дизайнеров композиция строится вокруг типографики: в центре произведения находится шрифт».
На программу «Дизайн среды» в этом году планирует подавать документы выпускница художественной школы Дарья Молчанова. «Можно сказать, что на этот выбор меня вдохновило творчество Антонио Гауди: то, что он создавал, невероятно не только с точки зрения архитектурных решений, но и с позиции эстетического преобразования всего городского пространства», — рассказывает школьница.
Университет меня привлек в первую очередь технологичностью художественного образования. Также мне очень нравится, насколько активна у вас студенческая жизнь. А кроме того, учиться в стенах ведущего вуза Петербурга — это большая честь.
Дарья Молчанова
Живописные работы студентов-аниматоров всерьез заинтересовали десятиклассницу Марию Литвин: в будущем девушка хотела бы создавать мультфильмы. «Я из творческой семьи: моя мама — дизайнер, отец — реставратор, а дедушка — архитектор, — поделилась Мария. — К творческому конкурсу мне помогает готовиться папа, однако экзамены по композиции, живописи и рисунку все равно вызывают у меня трепет, и подготовку к ним я считаю очень ответственным делом».
Единственной программой, при поступлении на которую абитуриентам не требуется проходить эти испытания, является прикладная информатика в области искусств и гуманитарных наук. Однако, как подчеркивает руководитель программы доцент Николай Борисов, и здесь случайных людей не бывает. «На наше направление мы берем всего десять человек. Традиционно четверо-пятеро из них — это выпускники художественных школ, еще трое-четверо — музыкальных», — объяснил Николай Валентинович. В качестве примера он показал абитуриентам фильм о Галине Вишневской, снятый одной из студенток в качестве дипломной работы: «Автор этого проекта — профессиональный музыкант, сегодня она развивает вокальную карьеру в Италии. Возможно, когда-нибудь она станет единственной в мире оперной певицей, которая программирует на Java». Другая его студентка всерьез заинтересовалась культурой Китая: к диплому она сняла учебный анимационный ролик, посвященный китайской каллиграфии. Впоследствии выпускница получила стипендию правительства КНР, где и продолжила образование.
Искусство Востока стало источником вдохновения и для абитуриентки Анастасии Патласовой. «До переезда в Петербург я жила в маленьком городе на Сахалине, где на одной из передвижных выставок познакомилась с творчеством японских художников, которое меня очень воодушевило, — рассказала Анастасия. — Сегодня я занимаюсь в художественной школе, учусь в художественно-эстетическом лицее и посещаю все городские события, так или иначе связанные с искусством. Выбираю между двумя образованиями — искусствоведа или реставратора. А в будущем мне бы хотелось стать преподавателем, чтобы приобщать других людей к искусству».
«Мультидисциплинарная среда СПбГУ является одним из основных достоинств университетского образования, — подчеркнула Ксения Позднякова. — За годы учебы наши студенты регулярно взаимодействуют с представителями других направлений, в результате чего к выпуску создают успешные междисциплинарные проекты с информатиками, филологами, менеджерами, историками и многими другими».