Эксперты Форума труда обсудили роль финансовой грамотности в формировании человеческого капитала
Научная сессия в рамках IX Санкт-Петербургского международного форума труда «Уровень финансовой грамотности как индикатор развития человеческого капитала» объединила ведущих экспертов, преподавателей и студентов для обсуждения ключевых аспектов финансового образования: его трансформации в условиях современных вызовов и влияния на развитие экономической культуры общества.
Модератором сессии выступила сотрудник Центра финансовой грамотности, доцент СПбГУ Анна Александровна Кольцова. Открывая встречу, она отметила, что в условиях стремительно меняющегося мира, глобальных экономических вызовов и цифровой трансформации уровень финансовой грамотности становится не просто показателем образованности, но и важным индикатором устойчивости общества, его способности адаптироваться к новым реалиям.
«Финансовая грамотность — это не только умение управлять личным бюджетом, но и понимание сложных экономических процессов, способность принимать обоснованные решения в условиях неопределенности и критически оценивать информацию. Она формирует основу для развития человеческого капитала, который, в свою очередь, является драйвером экономического роста и социального благополучия», — пояснила доцент СПбГУ Анна Кольцова.

Активными участниками научной сессии стали обучающиеся магистерских программ СПбГУ, прошедшие в свое время практику в ЦФГ (финансовой клинике). Так, Мария Тазьба, магистрант СПбГУ, представила анализ влияния международных санкций на финансовые рынки и их последствия для России. Автор считает, что включение санкционной тематики в программы финансового просвещения — это не просто отражение актуальной повестки, а стратегическая необходимость, позволяющая гражданам и бизнесу лучше понимать текущие экономические процессы и вырабатывать навыки адаптации к постоянно меняющимся условиям. Магистрант Серикжан Рыскулов рассказал, как экономические индикаторы влияют на колебания валютного курса и что важно знать будущим финансистам. Отвечая на вопросы о валютных интервенциях и ограничениях, он дал практический совет из собственного опыта — не проводить валютные операции во время паники. Решение проблем финансово‑экономического образования в современном мире и вызовах XXI века магистрант Владимир Марков видит в гибком учебном плане, гибридном формате обучения (освободит до 50 % времени), тесном взаимодействии с работодателями, а также развитии soft skills.
Набиуллина: уровень инвестиций в экономику РФ в 2025 году сохранится высоким
В своем докладе доцент СПбГУ Анна Кольцова уделила особое внимание обучению финансовой грамотности иностранных студентов. В условиях глобализации образования, разницы в культурных различиях и подходах к преподаванию этот вопрос приобретает особую актуальность, так как финансовая адаптация — ключевой фактор успешной интеграции в новой стране. Развитие финансовой грамотности способствует социокультурной адаптации иностранных студентов, а также выявляет существующие проблемы и возможные пути их решения, считает автор Значительное количество студентов — граждан иностранных государств, обучающихся на экономическом факультете, проходят практику в Центре финансовой грамотности СПбГУ. В текущем году прошли практику и защитили свои работы студенты из Китая, Казахстана, Узбекистана, а также Гвинеи.
Для того чтобы выяснить, как и чему стоит учить иностранных студентов для повышения эффективности занятий по финансовой грамотности, сотрудниками центра был проведен опрос.
Анна Александровна ознакомила экспертов с полученными результатами, в которых основная группа опрошенных оценивает свой уровень финансовой грамотности как средний (60,4 %), а низкий уровень — 22,8 %. По выбору личностно значимых тем отдается инвестициям / управлению личными финансами / финансовому планированию и сбережениям — 18,1 /17,8 / 15,2 %. По основным источникам получения информации лидирует интернет (блоги, форумы). Но предпочтительным форматом обучения финансовой грамотности все‑таки остаются: лекции и семинары в университете.
«Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о необходимости новшеств, ранее не применяемых в деятельности ЦФГ при обучении иностранных студентов, например таких как создание интерактивных платформ, где студенты смогли бы изучать финансовую грамотность в удобном для них формате, упрощение терминологии, использование геймификации для повышения вовлеченности, создание клубов по финансовой грамотности для встреч и обсуждения актуальных тем и обмена личным опытом», — высказал мнение спикер.
Улучшение уровня финансовой грамотности поможет иностранным студентам более эффективно управлять своими ресурсами, снизить стресс от неопределенности и повысить уровень удовлетворенности жизнью в новой культурной среде. Важно, чтобы российские университеты осознали свою ответственность в этом процессе и предприняли активные шаги для поддержки своих иностранных студентов, перенимая опыт СПбГУ.
Доцент СПбГУ Анна Кольцова
Активное участие в сессии приняли магистранты и ученые Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена, подробно осветившие вопросы преподавания финансовой грамотности и ее адаптации к различным аудиториям, подготовку консультантов по финансовой грамотности для лиц серебряного возраста, а также особенности преподавания финансовой грамотности на непрофильных направлениях обучения. Особое внимание было уделено совместной работе педагогов и обучающихся — такой подход не только подчеркивает преемственность знаний и ценность наставничества, но и вовлекает молодое поколение в решение актуальных задач.
К 10‑летию Центра финансовой грамотности СПбГУ: учим управлять бюджетом и противостоять мошенникам
В это же время на площадке «Экспофорума» при участии экспертов Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова и Северо‑Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации состоялся круглый стол «Экономическая и финансовая культура человека труда: к 10‑летию Центра финансовой грамотности СПбГУ», посвященный вопросам разработки и внедрения инструментария оценки уровня финансовой грамотности населения.

Модераторами мероприятия выступили Сергей Анатольевич Белозеров, профессор, заведующий кафедрой управления рисками и страхования, руководитель Центра финансовой грамотности СПбГУ, и Ирина Георгиевна Телешова, руководитель федерального сетевого методического центра повышения квалификации преподавателей вузов и развития программ повышения финансовой грамотности студентов, руководитель Центра современных проблем высшего образования, доцент МГУ имени М. В. Ломоносова.
На круглом столе обсуждались вопросы эффективности повышения финансовой грамотности, роль государства в повышении финансовой грамотности работодателей и работников, программы финансовой грамотности системы образования, взаимодействие вузов и работодателей в проектах по повышению финансовой грамотности на рабочем месте и другие.