Выпускник арт-вуза — творец или ремесленник?
Способен ли творческий вуз дать актуальные знания и с какими искушениями сталкиваются его студенты, обсудили участники дискуссионной панели «Без институций? Будущее арт-образования», организованной Ассоциацией выпускников СПбГУ в рамках секции «Образование» VI Международного культурного форума.
«В заголовок нашей дискуссии выведено холодное, отстраненное слово "институция". Но ведь на самом деле речь идет об организации, с которой связаны все жизненные этапы и главные достижения представителя творческой профессии», — отметил модератор дискуссии, доцент СПбГУ и сотрудник Русского музея Алексей Бойко. Еще в самом начале обсуждения абсолютно все участники разговора признали: успешного художника, дизайнера или куратора формирует именно среда, и здесь значение традиционной школы и учителя является основополагающим.
Целый спектр трудностей, с которыми сталкивается педагог, очертил заслуженный художник РФ, профессор СПбГУ Иван Уралов. Среди них антагонизм традиционного образования и потребностей арт-рынка.
Сегодня все чаще во главу достижений учащихся ставятся показатели выставочной деятельности, которые стимулируют своеобразную погоню за рейтингами. Из-за этого молодежь вместо того, чтобы заниматься интенсивным обучением, увлекается экстенсивным самовыражением.
Заслуженный художник РФ, профессор СПбГУ Иван Уралов
«На мой взгляд, это искушает студентов, ставит вопрос о неактуальности для них классических знаний, готовит к роли не столько творца, сколько производителя товара. Для прикладных видов искусства это, возможно, и обоснованно, но его чистые виды — живопись и графика — попадают в весьма двусмысленное положение», — сетует Иван Григорьевич.
Другую не менее актуальную проблему обозначил заслуженный художник РФ, академик Российской академии художеств Никита Фомин. «В студенческой среде наблюдается отрицание базовых основ изобразительного искусства. Очень многие не хотят изучать законы композиции. Вот пример: на занятиях объясняю, что большинство людей читают слева направо, что напрямую влияет на процесс человеческого восприятия. Первое, что я слышу в ответ: "А вот я из Израиля и читаю справа налево!"», — рассказывает он.
Такое отношение к канонам, по мнению профессора Института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина, начало зарождаться еще в тот момент, когда на смену примату формы, главенствовавшему в начале XX века, пришел соцреализм, который во главу угла поставил содержание. Во второй половине века эта тенденция усилилась: незамысловатость и небрежность формы стала считаться не недостатком, а дополнительным выразительным средством.
В 2016 году на полях V Международного культурного форума Университет подписал договор о сотрудничестве с Русским музеем. Его сотрудники активно работают с универсантами: ведущий методист по музейно-образовательной деятельности Русского музея Алексей Бойко читает дизайнерам курсы по архитектуре и искусству XX–XXI веков, а ведущий научный сотрудник отдела новейших течений Олеся Туркина обучает кураторов. Также СПбГУ давно развивает партнерство с Государственным Эрмитажем и Государственным музеем-заповедником «Петергоф», директор которого возглавляет совет трех образовательных программ.
Коллегу поддержал заслуженный архитектор России, заместитель президента петербургского Союза архитекторов Михаил Мамошин. «Раскол искусства на традиционное и современное, в большей степени абстрактное, перешел и в архитектуру. "Неклассику", безусловно, строить проще и дешевле, однако давайте помнить о том, что уникальная среда в сердце Петербурга сложилась исключительно в эпоху мастеров, а не в эпоху "звезд"», — говорит Михаил Мамошин.
С аналогичными настроениями уже сталкивались в Италии — стране, владеющей 80 процентами всего мирового культурного наследия. Так, директор Итальянского института культуры в Москве Ольга Страда отметила, что в одной из самых консервативных в художественном отношении стран поворот в сторону новых течений произошел в 1968 году.
«Почти 50 лет назад в Италии начались студенческие волнения, изменившие систему классической школы. Молодое поколение заявило: традиция, которая много лет передавалась в академиях, более не отвечает тому, что происходит в мире. Студенты требовали, чтобы учителя рассказывали им о поп-арте и абстракционизме и обучали современным практикам», — рассказала Ольга Страда.
Заместитель директора Московского академического художественного училища Лейла Аль-Нуман заметила, что снятие противоречий между требованиями традиционных школ и умонастроениями студентов — прямая обязанность среднего образования.
«Прежде чем приступить к созданию произведений искусства, ты должен отточить технику. Перескакивание этого этапа делает будущего творца ущербным. Предназначение училища — дать молодежи крепкую базу для последующего обучения в академиях и объяснить, что творческая практика — это сначала ремесло, затем мастерство, и лишь потом — создание смыслов», — подчеркнула Лейла Аль-Нуман.
«Студенты СПбГУ изначально имеют очень хорошую подготовку в сфере эстетики и истории искусства, — комментирует художник Мария Данцис, которая более пяти лет работала в Берлинской школе живописи и дизайна, а сегодня преподает на образовательной программе магистратуры СПбГУ "Кураторские исследования". — Я сравниваю с немецкими студентами, и там ситуация немного иная. А ведь именно наличие базы для кураторов является принципиально важным».
Руководитель отдела образовательных программ Государственной Третьяковской галереи Дарья Пыркина призывает получением диплома не ограничиваться. «Выучиться один раз и на всю жизнь невозможно. Не только художник, но и любой специалист нуждается в постоянной подпитке новыми знаниями, идеями и смыслами. Поэтому, помимо своей главной задачи по сохранению наследия, музеи массово начинают выполнять функцию просветительской площадки», — говорит Дарья, добавляя, что музейные образовательные программы формируют и профессионального зрителя, который способен дать творцам и культурным институциям аргументированную обратную связь.