Гуманитарные науки должны стать одним из приоритетов развития высшего образования в России — ученые СПбГУ
Ученые Санкт‑Петербургского государственного университета и Московского архитектурного института проанализировали исторический опыт организации и развития Академии наук и Санкт-Петербургского университета в преддверии 300‑летия вуза и академии. Исследователи пришли к выводу, что современная высшая школа должна взять все лучшее из исторического опыта, в том числе и важную роль теологии — как особой ценностно‑мировоззренческой компоненты.
«Наследие Петровской эпохи, когда был совершен величайший прорыв вперед в истории нашей страны, позволяет увидеть с большей исторической перспективой современные проблемы развития наших образования и науки. С этим связана необходимость взять лучшее из отечественного образования, сочетать разные квалификации, прикладные знания с опорой на фундаментальное образование, создавать единство духовного и материального, развивать страну и ее огромное пространство как систему смыслов, определяющих сохранение традиционных, накопленных столетиями ценностей и потребность стремительного развития на их основе нового российского наукоемкого мышления. В нем существенную роль будет играть не только инженерная, но и гуманитарная составляющая, в том числе теология — как ценностно‑мировоззренческая компонента», — отмечают авторы статьи, ректор Московского архитектурного института Дмитрий Швидковский и директор Института теологии Санкт‑Петербургского государственного университета Дмитрий Шмонин.
Информация об этом опубликована в ведущем архитектурном журнале «ACADEMIA. Архитектура и строительство»
По их словам, России сегодня необходимы образованные люди, которые защищены в духовном отношении от чуждых представлений о человеке и Боге, истории и природе. И в этом контексте единство академической науки и университетского образования, вступающее в России в четвертый век своей жизни, — неоценимое культурное достояние и национальный стратегический ресурс, который может обеспечить России стремительное движение вперед.
Еще при создании Петром Первым Академии наук и художеств планировалось организовать вместе с ней университет и гимназию. Тогда же и было заложено начало новой традиции высшего образования, которую необходимо продолжать и сейчас.
В этом авторы видят историческую логику, сплачивающую народное просвещение, высшее фундаментальное и высшее профессиональное образование, а также прикладную и теоретическую науку.
Заключение о комплексном подходе к высшему образованию и науке в стране доказывает тот факт, что уже в проекте регламента императрицы Екатерины I грань между академией и университетом стирается. Тогда же в курс университетских наук включились и гуманитарные науки, в том числе философия. А согласно уставу 1747 года, в университете при Академии наук учреждались полноценное руководство, управленческий и профессорско‑преподавательский штат, включая профессоров‑гуманитариев.
Исследователи пришли к выводу о том, что развитие вузовского образования в современной России должно учесть важность равномерного развития всех наук, в том числе гуманитарных. В свою очередь, важным компонентом гуманитарного образования еще при создании Академии наук и университета была теология, о которой нельзя забывать и сегодня.
В рамках празднования 300‑летия Университет принимает участие в международной выставке‑форуме «Россия». На стенде Санкт‑Петербурга посетители смогут узнать о прорывных исследованиях, которые ведутся в стенах СПбГУ, и познакомиться с достижениями его ведущих ученых. Вы можете поддержать Петербург в голосовании за лучшую экспозицию. Для этого необходимо пройти по ссылке и отдать свой голос в одной из 11 предложенных номинаций. Одна из них — «Прогресс и инновации» — посвящается научным успехам регионов.