Эксперты СПбГУ приняли участие в Культурном форуме

14–16 ноября в Петербурге прошел VIII Международный культурный форум. В рамках секции «Образование», возглавляемой ректором СПбГУ Николаем Кропачевым, состоялось 16 мероприятий: дискуссий, круглых столов, научных конференций, мастер-классов, спектаклей, концертов, выставок и презентаций книг. В работе секции приняли участие более 130 экспертов из 20 стран мира, а число гостей мероприятий превысило 3000 человек.
Вызовы современности
В статусе страны — гостя Культурного форума в этом году выступила Китайская Народная Республика. Сразу несколько мероприятий секции «Образование» были включены в программу Китая на форуме. В том числе одно из ключевых мероприятий секции — круглый стол «Лингвокультурное пространство "Одного пояса, одного пути" — вызовы и возможности для университетов». В рамках дискуссии представители ведущих российских и китайских высших учебных заведений обсудили перспективы взаимного сотрудничества, в том числе в области изучения языков и развития междисциплинарных исследований.
«Нельзя, чтобы на разных уровнях преподавания китайского языка работали одни и те же преподаватели, — отметил во время круглого стола ректор Пекинского университета языка и культуры Лю Ли. — Сегодня необходимо готовить специалистов для разных уровней. Кроме того, в этом процессе должны быть задействованы как местные кадры, так и специалисты из Китая, чтобы они вместе могли улучшать качество преподавания, проводить исследования. Именно поэтому мы должны сотрудничать с вузами по всему миру».

Другим ключевым мероприятием секции, также включенным в программу страны-гостя, стала панельная дискуссия «Концепция "экологической цивилизации" как архитектоника культуры будущего». Представители музеев и университетов из России, Китая и США обсудили влияние экологической концепции жизни на культуру и быт человека. Речь в том числе шла и о формировании пространственной архитектоники (гармоничного уклада жизни), о правовых аспектах существования экологической цивилизации и сохранении культурного и исторического наследия с учетом этой концепции.
Одним из ярчайших событий форума стала премьера спектакля «Убить императора» по пьесе нобелевского лауреата Мо Яня. Постановка выходит за рамки исключительно китайской легенды — это спектакль о человеке, которому необходимо познать себя и принять важное решение.
От героя пьесы нас отделяет 22 века, но он мыслит как современный человек, его гложут амбиции, он стремится к славе, полюбил женщину и не очень-то хочет идти умирать, хотя это высшее проявление конфуцианского мужа — совершить поступок во имя долга, чести и ради своего господина.
Креативный продюсер спектакля, председатель совета дополнительной образовательной программы «Институт Конфуция в СПбГУ» Юлия Мыльникова
В здании Двенадцати коллегий в дни форума открылась выставка «Современное искусство Китая. От поколения к поколению», подготовленная Музеем современного искусства имени С. П. Дягилева СПбГУ. В экспозиции представлены работы самых разных представителей современного искусства Китая — художников из Гонконга, Тайваня, Шанхая и Пекина. Все они — творцы разных поколений, по-разному оценивающие традиции своей страны: Винни Мак (Winnie Mak), Эдди Люи (Eddie Lui), Ляо Шяо Пин (Liao Shiou-Ping), Ян Юнлян (Yang Yongliang) и многие другие.
«Современное изобразительное искусство китайских художников основано на 50-вековой философии Китая и в то же время позволяет в эту философию включить современную нить. Университет — в первую очередь образовательная организация, и нам очень важно, чтобы наши студенты имели возможность соприкоснуться с этим искусством. Не только посмотреть его виртуально, но и подойти и увидеть работы художников собственными глазами. Это элемент образовательного цикла. Это среда обитания Санкт-Петербургского университета», — отметила, открывая выставку, первый проректор СПбГУ Елена Чернова.

Сохранение традиций
Еще одним ключевым мероприятием секции стала панельная дискуссия «Владимир Набоков: фрагментарные мифы и целостное прочтение», приуроченная к 120-летию писателя. Открывая обсуждение, статс-секретарь — заместитель министра культуры Российской Федерации Алла Манилова рассказала, что зарубежный архив Набокова, возможно, вернется в Россию. Одно из условий его возвращения со стороны наследников литератора — чтобы музей писателя имел федеральный статус. Она подчеркнула — в структуре федерального образовательного учреждения, коим является Санкт-Петербургский университет, Музей Набокова уже имеет необходимый статус.
Также заместитель министра культуры РФ отметила, что именно в составе СПбГУ музейное учреждение получает максимальную поддержку. «Мы считаем, что ресурсы Университета могут дать для развития Музея Набокова, сохранения и популяризации его творчества, самого бренда Набокова в России много больше, чем любой музей сам по себе», — сказала Алла Манилова. Ее поддержала первый проректор СПбГУ Елена Чернова: «Этот дом — единственный, где жила семья писателя, все остальные дома были съемными и не становились местом постоянного проживания Набоковых. Поэтому логично, если коллекция приедет сюда. И Университет готов ее принять».
В рамках панельной дискуссии «Университетская библиотека: жизнь в эпицентре знаний и перемен» СПбГУ презентовал иллюстрированный альбом очерков «Коллекция знаний: книжное собрание Санкт-Петербургского государственного университета». В альбоме перед читателями предстает хронология поступления в университетскую библиотеку коллекций и отдельных изданий с XVIII века до наших дней. Яркие иллюстрации не только позволяют получить представление о редчайших книгах, но и вызывают у читателя ощущение соприкосновения с артефактами, некоторые из которых сохранились в мире всего в нескольких экземплярах.
«Наша задача сделать так, чтобы собрание не стало просто архивом, не застыло на полках. Этот альбом позволяет по-новому посмотреть на книжный фонд Университета, поскольку сам является мостиком к современному пониманию университетской библиотеки», — отметила директор Научной библиотеки имени М. Горького СПбГУ Марина Карпова.

Сохранение традиций музыкального образования и внедрение в процесс обучения будущих музыкантов современных технологий эксперты обсудили в ходе еще одного ключевого мероприятия секции — дискуссии «Профессия музыкант в XXI веке».
Модератором обсуждения выступил скрипач-виртуоз, научный руководитель образовательной программы СПбГУ «Инструментальное исполнительство на скрипке» народный артист России Сергей Стадлер. По мнению Сергея Стадлера, на развитие сферы во многом влияет бизнес — этот факт необходимо учитывать музыкантам, которые хотят успешно устроиться на работу. Однако он также отметил, что судить о тенденциях в искусстве, в том числе в музыкальном, лишь по количеству проданных билетов нельзя.
Также в СПбГУ прошло несколько мероприятий Специальной программы Турецкой Республики на форуме. Российские и турецкие эксперты на площадке Университета обсудили значение и судьбу древнейшего мегалитического храмового комплекса Гёбекли-тепе, а также литературные связи Петербурга и Стамбула. Кроме того, в здании Двенадцати коллегий открылись три выставки, посвященные культурному и историческому наследию Турции: книжная экспозиция «Переводы на русский язык турецкой литературы» и две фотовыставки — «Гёбекли-тепе» и «Объекты культурного наследия Турции в списке ЮНЕСКО». В торжественной церемонии открытия приняла участие заместитель министра культуры и туризма Турецкой Республики Озгюль Озкан Явуз.