Эксперты СПбГУ предложили новую концепцию преподавания философии в высшей школе
В СПбГУ состоялась научно‑практическая конференция «Актуализация социально‑гуманитарных дисциплин. Философия» для обсуждения разработанной и предложенной экспертами Санкт‑Петербургского университета новой концепции дисциплины «Философия» в высшей школе.
На открытии конференции выступили первый проректор по учебной работе СПбГУ Марина Лаврикова, заместитель министра науки и высшего образования РФ Ольга Петрова, научный руководитель проекта «ДНК России» Андрей Полосин, руководитель опорного методического центра в СПбГУ Владимир Калиновский и директор Института философии СПбГУ Никита Кузнецов, также ставший модератором научно‑практической конференции.
Все выступавшие единодушно отметили важность философии и социогуманитарных дисциплин в формировании мировоззрения современных студентов. Для достижения поставленных целей необходимо создание единой концепции их преподавания в высшей школе. Работа по созданию такой единой концепции была возложена на организованные в крупнейших вузах России в рамках национального проекта «ДНК России» опорно‑методические центры (ОМЦ), пояснил Андрей Полосин. В задачу этих центров на первом этапе входила организация схожей по целям работы по созданию курса «Основы российской государственности», с чем эксперты справились успешно. Спикер также подчеркнул важность включения преподавательского состава в разработку и осознание тех параметров, которые эксперты вносят в учебно‑методическую документацию, чтобы преподаватели предлагали свои компоненты в обучении, а не только участвовали в дискуссиях.
По мнению первого проректора по учебной работе СПбГУ Марины Лавриковой, важно понять, каким образом заинтересовать и мотивировать студента к изучению философии. Наряду с классическими методами преподавания в высшей школе необходимо применять новые формы и методики.
«У нас появился богатый коллективный опыт на примере обучения по программе "Основы российской государственности". Преподавательское сообщество страны активизировалось и занялось решением вопроса, как преподавать ребятам такую непростую дисциплину, учитывая все проблемы, связанные с различиями между поколениями и с трактовкой нашей истории, — отметила Марина Лаврикова. — Что касается курса "Философия", здесь еще во сто крат все сложнее. Мы должны найти меру необходимого и достаточного для того, чтобы донести до студентов основу философского знания и дать им дополнительную возможность освоить смежные темы из других учебных курсов».
В своем выступлении директор Института философии СПбГУ Никита Кузнецов отметил, что для формирования у обучающихся системы знаний, навыков и компетенций, а также ценностей и норм поведения, связанных с осознанием принадлежности к российскому обществу, развитием чувства патриотизма и гражданственности, формирования духовно‑нравственного и культурного фундамента развитой и цельной личности, осознающей особенности исторических путей развития российской культуры, необходимо дать представление о концептах, идеях и методах работы с фундаментальными проблемами в философии с учетом возможно более полного представления особенностей различных философских традиций Востока, Запада и России.
При этом, хотя курс и будет логически выстроен на историко‑философском материале, он в то же самое время не должен сводиться к собственно истории философии. В своей концепции курса по философии для нефилософских специальностей эксперты СПбГУ планируют отойти от привычного дисциплинарного подхода и предложить обучающимся тематическую рубрикацию материала, разнесенную по восьми тематическим разделам. Каждый из них включает в себя лекционные и семинарские занятия и посвящен рассмотрению конкретных предметов философского вопрошания — сущности того, что есть истина, благо, красота и так далее. В ходе обучения студенты познакомятся с основными понятиями, проблемами и подходами в западной, восточной и русской философских традициях, освоят их концептуальный аппарат, узнают об их специфике и своеобразии, а также могут открыто обсудить волнующие их проблемы.
Такой подход позволяет сформировать у обучающихся нефилософских специальностей живой интерес к философии как к личному вопрошанию о наиболее важных понятиях и проблемах, с которыми каждый из них имеет дело в жизни. Это, в свою очередь, способствует решению задачи по формированию целостного мировоззрения у обучающихся, соответствующего современному состоянию философии в мире.
Директор Института философии СПбГУ Никита Кузнецов
По мнению профессора СПбГУ, этот подход также дает возможность содержательного осмысления традиционных духовно‑нравственных ценностей, изложенных в указе президента Российской Федерации «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно‑нравственных ценностей», а следовательно, решает задачу по формированию у обучающихся общероссийской гражданской идентичности, осознания единого культурного пространства страны, представления о самобытном проявлении в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России.
На пленарном заседании состоялась презентация проекта концепции курса «Философия» в связи с введением ценностного вектора в преподавании социогуманитарных дисциплин, которую провели профессор Никита Кузнецов и доцент Александр Львов. В декабре 2023 года проект был успешно представлен на конференции «Философия и основы российской государственности: актуальные практики в контексте развития социогуманитарного образования» в СПбГУ, а также на конференции «Знание. Государство. Общественные науки», проходившей в Москве в рамках проекта «ДНК России». Содержательно курс выстраивается на основе двух курсов «Философия» (Philosophy), подготовленных сотрудниками Института философии СПбГУ и апробированных на национальной платформе «Открытое образование» для бакалавров всех нефилософских специальностей СПбГУ, а также внешних слушателей.
В обсуждении представленной концепции приняли участие заместитель председателя Изборского клуба Виталий Аверьянов, ректор РХГА имени Достоевского Дмитрий Богатырев, председатель ФУМО по философским наукам Вадим Васильев, директор Института философии человека РГПУ имени А. И. Герцена Алексей Воскресенский, заведующий кафедрой онтологии и теории познания СПбГУ Илья Докучаев, заведующий кафедрой истории философии СПбГУ Александр Львов, профессор СПбГУ Евгений Маковецкий, директор Высшей школы философии, истории и социальных наук БФУ имени И. Канта Роман Светлов, заведующий кафедрой социальной философии и философии истории СПбГУ Алексей Соколов.
После завершения пленарного заседания состоялось заседание рабочей группы, на котором обсуждались конкретные блоки представленной концепции. Его участниками, помимо заявленных на пленарном заседании докладчиков, стали члены опорного методического центра СПбГУ (философы, историки, филологи и юристы) и ряд других представителей ведущих вузов России, специалистов в вопросах философии.
Руководитель ОМЦ СПбГУ Владимир Калиновский отметил, что конференция «Актуализация социально‑гуманитарных дисциплин. Философия» носила сугубо практический характер и проводилась в череде аналогичных мероприятий, организованных в феврале во всех крупнейших вузах Российской Федерации. Их основной целью является не просто обсуждение проблемы преподавания философии в высшей школе: эксперты стремятся предложить университетскому сообществу универсальную концепцию, которая впоследствии станет основой для методического пособия по философии. Для достижения результата всем участниками конференции разосланы материалы презентации для сбора и учета мнений преподавателей философии, чтобы сделать предложенную экспертами СПбГУ концепцию более качественной и применимой в практике преподавания в вузах России.