Эксперты наметили единый мировоззренческий контур преподавания в вузах России
В Москве на площадке Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации состоялась конференция «Актуализация социально‑гуманитарных дисциплин». Целью мероприятия стало обсуждение единого мировоззренческого контура преподавания социально‑гуманитарных дисциплин в высшей школе. Собранию в российской столице предшествовали дискуссии по конкретным университетским курсам, организованные опорно‑методическими центрами (ОМЦ) на местах.
С приветственным словом к участникам конференции обратилась заместитель министра науки и высшего образования РФ Ольга Петрова. Она отметила, что актуализация социально‑гуманитарных дисциплин — это второй этап большой работы, следующий за разработкой модуля «Основы российской государственности» (ОРГ). Перед разработчиками была поставлена задача обеспечения взаимосвязи всех обновляемых курсов между собой и с ОРГ.
Выступление научного руководителя проекта «ДНК России», проректора РАНХиГС Андрея Полосина прозвучало на тему «Цель и процесс актуализации социально‑гуманитарных дисциплин». Напомнив собравшимся о разработке модуля ОРГ, он объяснил основные механизмы работы по обновлению целого ряда учебных курсов, заключающиеся в поиске концептуальных смыслов и подходов, с которыми согласилось бы большинство вузов России. По мнению Андрея Владимировича, при актуализации стоит исходить из традиционных российских ценностей и попытаться выработать единую для всех дисциплин терминологию.
Основная часть конференции была посвящена презентации четырнадцати проектов учебно‑методических комплексов дисциплин социально‑гуманитарного блока. СПбГУ представил проект актуализации курса «Философия», где была разработана оригинальная концепция данного курса, получившая одобрение экспертного сообщества в ходе нескольких публичных обсуждений. В Москве презентацию проекта для участников итоговой конференции провели директор ОМЦ СПбГУ, доцент СПбГУ Владимир Калиновский (кафедра музеологии) и один из авторов обновленного курса, доцент и исполняющий обязанности заведующего кафедрой истории философии СПбГУ Александр Львов.
По словам Александра Александровича, разработанный Университетом проект курса «Философия» направлен на то, чтобы представить философию студентам‑неспециалистам в качестве фундаментального мировоззренческого курса.
В своей концепции актуализации курса «Философия» разработчики отказались от привычного дисциплинарного подхода в преподавании философии и предложили обучающимся новую рубрикацию материала, разнесенную по восьми тематическим разделам (мир, истина, благо, красота, культура, человек, общество, история).
По мнению авторов, благодаря такому подходу можно привить студентам‑неспециалистам живой интерес к философии как к личной потребности в понимании наиболее важных понятий и проблем, с которыми каждый из них имеет дело в жизни. Это, в свою очередь, поспособствует решению задачи по формированию целостного мировоззрения у обучающихся, соответствующего современному состоянию философии в мире. Новый взгляд также дает возможность содержательного осмысления традиционных духовно‑нравственных ценностей, изложенных в указе президента Российской Федерации «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно‑нравственных ценностей», а следовательно, решает задачу по формированию у обучающихся общероссийской гражданской идентичности, осознания единого культурного пространства страны, представления о самобытном проявлении в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России.
Конференция позволила авторам проектов по актуализации социально‑гуманитарных дисциплин четче и точнее сформулировать ключевые позиции: обозначить цели и задачи, более тщательно проработать как содержательный, так и формальный аспект курсов — начиная от лекций и семинаров и заканчивая компетенциями и результатами обучения. Впереди большая работа по продолжению актуализации дисциплины «Философия». При координации ОМЦ СПбГУ будет проведен ряд мероприятий с представителями профессионального сообщества и членами ФУМО. Среди них — проведение круглых столов, обсуждение и продвижение проекта УМК и нового учебного пособия, поиск партнерских вузов, которые готовы стать площадкой для апробации обновленного курса.