Эксперты БРИКС: необходим баланс между фундаментальными знаниями и современными навыками
В Петербурге состоялся II Международный муниципальный форум стран БРИКС. Благодаря онлайн-формату его участниками стали более 200 спикеров и 3000 слушателей из стран «пятерки», а также из Италии, Испании, Аргентины, Мали, Перу, Нигерии, Монголии, Мексики, Египта, Германии и других государств.
В рамках программы форума состоялся круглый стол «Гражданское участие и цифровизация публичного управления», организованный Санкт-Петербургским университетом, с участием заведующего кафедрой политического управления СПбГУ профессора Леонида Сморгунова и других ведущих российских и зарубежных экспертов. Сессия была посвящена анализу рисков и перспектив гражданского участия в условиях цифровизации публичного управления.
В своем выступлении профессор СПбГУ отметил, что цифровизация публичного управления является одним из магистральных направлений, связанных с четвертой индустриальной революцией. Она создает качественно новые условия для управленческой деятельности и в то же время порождает ряд сложностей и угроз. К одним из центральных, по его мнению, относится вызов публичной управляемости. «Если раньше управляемость обеспечивалась лучшим функционированием государственных и муниципальных институтов, чувствительностью и подотчетностью органов госвласти, обеспечением устойчивого развития, то сегодня при сохранении прежних ориентиров на первый план выходит гражданское участие в публичном управлении», ― рассказал Леонид Сморгунов.
Различные технологии — анализ больших данных, интернет вещей, блокчейн, искусственный интеллект — создают противоречивую базу для электронных форм участия в публичном управлении.
Заведующий кафедрой политического управления СПбГУ профессор Леонид Сморгунов
Модератором одной из деловых сессий — «Профессионализм кадров как залог будущего развития стран БРИКС» — выступил заместитель ректора по международной деятельности СПбГУ Сергей Андрюшин. В ходе обсуждения российские и зарубежные специалисты обменялись опытом подготовки кадров в условиях глобализации экономики, создающей для образовательных систем стран как возможности, так и вызовы.
Открывая дискуссию, заместитель министра науки и высшего образования России Петр Кучеренко передал поздравление Валерия Фалькова, в котором министр отметил, что, несмотря на дистанционный формат, продиктованный защитой от распространения коронавирусной инфекции, конференция остается по-прежнему продуктивной. «Благодаря высоким технологиям даже во время пандемии мы можем обсудить важные для региональных и муниципальных территорий вопросы в режиме видео-конференц-связи, — подчеркнул Валерий Фальков в своем обращении. — Уверен, что форум позволит наладить и укрепить сотрудничество стран БРИКС».
Заместитель ректора по международной деятельности СПбГУ Сергей Андрюшин сообщил, что поддержка квалифицированных кадров — залог эффективной модернизации стран и экономик, а для достижения этой цели необходима всесторонняя поддержка со стороны правительств государств, работодателей и средств массовой информации.
Сегодня СПбГУ сотрудничает с работодателями на постоянной основе: в Университете действуют 2000 соглашений с разными организациями. Представители бизнес-сообщества участвуют в работе и академической жизни Университета, напрямую влияя на подготовку профессионалов.
Заместитель ректора по международной деятельности СПбГУ Сергей Андрюшин
В ходе дискуссии специалисты обсудили, как создать конкурентный уровень образования — от начального до высшего. Директор Федерального института оценки качества образования Сергей Станченко уверен, что баланс между традиционной фундаментальной подготовкой и навыками современного человека поможет школьникам в будущем стать успешными. «С одной стороны, фундаментальное школьное образование в России было и остается сильным, о чем говорят международные исследования. Однако приходится также думать о навыках, которые позволят противостоять современным вызовам. Означает ли это, что нужно отказаться от фундаментальной подготовки и учить школьников использовать только интернет и современные технологии? Думаю, что нет», — отметил Сергей Станченко. Эксперт добавил, что для работы с информацией в сети необходимо сформировать картину мира, научиться понимать контекст и разбираться в ключевых понятиях той сферы, в которой проходит поиск.
Основатель и генеральный директор G.R.I.D. (Индия) Маник Джолли предположил, что только образовательные инновации и новые идеи обеспечат работу для будущих поколений. Он выступил с предложением к участникам БРИКС отправлять своих специалистов на обучение в другие страны «пятерки», где они смогут освоить те профессии, которым не учат у них дома. «Например, там, где мало нефтяных месторождений, не будут готовить огромное количество работников для этой отрасли. Поэтому я предлагаю приобрести инновации коллег, отправлять студентов учиться в другие страны», — порекомендовал Маник Джолли.
Эксперты согласились с тем, что главный вопрос для образовательных организаций остается неизменным: каким компетенциям необходимо обучать сегодня, чтобы специалисты оставались востребованными в будущем? Директор центра обучения иностранным языкам Юлия Чекмарёва рассказала, что до пандемии количество навыков, необходимых для работы на одной должности, ежегодно росло на 10 %. При этом треть из них устаревали каждые два-три года. По ее мнению, сегодня профессиональный успех зависит не только от базового образования ― важны и «мягкие», универсальные навыки, не связанные с конкретной предметной областью. Именно на развитии soft skills должны делать упор образовательные организации всех уровней — подытожила спикер.
Международный муниципальный форум стран БРИКС проходит в Санкт-Петербурге уже во второй раз. В этом году он состоялся под эгидой председательства Российской Федерации в межгосударственном объединении БРИКС. Его участниками стали представители государственной и муниципальной власти, делового, научного и бизнес-сообществ из более чем 70 регионов России, а также из других государств группы быстроразвивающихся стран — Бразилии, Индии, Китая и ЮАР. В рамках деловой программы форума прошли дискуссии об экономическом и социальном развитии регионов и муниципалитетов государств — членов «пятерки».