Экономика впечатлений: зачем менеджеры будущего выбирают крупные компании и как с этим работать
Как ведущим компаниям работать с новым поколением сотрудников, обсудили эксперты по подбору и управлению персоналом на закрытой профессиональной дискуссии, прошедшей в рамках конференции «Менеджмент будущего — 2017» в Санкт-Петербургском университете.
Первая сессия дискуссии была посвящена результатам исследования факторов, мотивирующих молодых людей нового поколения к работе в крупных компаниях. Исследование было проведено организаторами конференции под научным руководством доцента СПбГУ Марины Латухи среди 560 студентов в возрасте 18–25 лет. Согласно его результатам, подавляющее большинство респондентов через пять лет после получения высшего образования видит себя ведущими менеджерами крупных компаний или свободными предпринимателями. При этом главными мотивирующими к работе факторами студенты считают наличие интересных задач и возможность профессионального развития. Эксперты отмечают, что гибкий график не является существенным для молодых специалистов сегодня — они готовы работать в режиме, диктуемом компанией, если видят перед собой четкие цели и знают, ради чего трудятся.
Сегодня мы имеем дело с экономикой впечатлений, которая приходит на смену информационной экономике. Для молодых людей выбор сферы деятельности и места работы определяется прежде всего впечатлением, которое складывается под воздействием целого ряда факторов. Среди них — возможность самореализации и развития, самостоятельность, выбор гибкого графика, работа в команде и тесный контакт с руководителем, социально значимые цели и результаты.Профессор кафедры организационного поведения и управления персоналом СПбГУ Софья Кошелева
Участники дискуссии пришли к выводу, что быстрый карьерный рост внутри компании сегодня возможен в развивающихся отраслях рынка, например в IT или фармацевтике. Это обусловлено ростом числа рабочих мест вследствие укрупнения, диверсификации или вывода компании на новые объемы производства.
Особое место в дискуссии занял вопрос о роли наставников в программах развития молодых талантов. Эксперты сошлись во мнении о том, что в секторе FMCG роль наставника крайне важна. Кроме того, в некоторых компаниях применяется инструмент менторства. «Наставник передает прямой опыт и является носителем экспертизы той или иной функции. Цель работы с ментором — карьерное развитие участника программы и его soft-skills. Например, в лидерской программе "Северстали" у ребят по два ментора, что дает возможность перенять опыт работы сразу у двух разных руководителей», — рассказывает Анна Бутова, руководитель лидерской программы компании «Северсталь».
В мероприятии приняли участие представители компаний Сибур, Крок инкорпорейтед, Биокад, Северсталь, Coca-Cola HBC Россия, Роснефть, ВТБ, СПИБА, Мегафон, Kelly Services Engineering Resources. Модераторами дискуссии выступили: консультант BCG Елена Топольская и представители Института «Высшая школа менеджмента» СПбГУ Марина Латуха и Софья Кошелева. Дискуссия прошла при поддержке Coca-Cola HBC Россия и экспертного партнера конференции — Boston Consulting Group.
Вторая сессия дискуссии прошла в формате фокус-группы. Эксперты обсудили практики привлечения и удержания молодых талантов, а также корпоративную культуру будущего. Участники дискуссии согласились с тем, что вследствие дефицита талантов сегодня необходимо развивать кадры внутри компании с помощью внутреннего рекрутмента. Кроме того, в качестве важных инструментов привлечения молодых талантов эксперты отметили сотрудничество с вузами и школами, а также организацию стажировок и летних школ от компаний. Для удержания талантов, по мнению участников дискуссии, важно создавать системы планирования карьеры, которые помогут выращивать кадры внутри компании. Эксперты считают, что наибольшее значение в вопросах привлечения и удержания молодых специалистов имеет развитие бренда работодателя. Говоря о корпоративной культуре будущего, специалисты заметили, что такая формулировка некорректна, так как культура, будучи совокупностью транслируемых, принимаемых и реализуемых в компании значимых идей и ценностей, отражает уникальность деловой атмосферы, духа компании. По мнению экспертов, в вопросах корпоративной культуры важно уделять большое внимание развитию механизмов преемственности ценностей, знаний и опыта, а также адаптации и вовлеченности молодых специалистов.
VI конференция талантливых студентов и ведущих российских компаний «Менеджмент будущего» прошла в СПбГУ 6–8 апреля. Тема конференции 2017 года — «Российский бизнес в эпоху инноваций: успехи и перспективы». Организаторами мероприятия выступают студенты и выпускники института «Высшая школа менеджмента» СПбГУ. Участниками конференции стали студенты ведущих вузов мира, прошедшие строгий отбор.