Преподаватель Академической гимназии СПбГУ — лауреат премии правительства Петербурга
Преподаватель географии Академической гимназии имени Д. К. Фаддеева СПбГУ, выпускница Университета кандидат педагогических наук Светлана Милицина стала обладателем премии правительства Санкт-Петербурга 2024 года за подготовку школьников, занявших призовые места международных и всероссийской олимпиад. В интервью она рассказала, почему ученикам важно получать широкий кругозор и как готовятся к соревнованиям будущие географы.

Светлана Викторовна, ваши ученики не первый раз становятся победителями международных интеллектуальных соревнований: в 2022 году гимназисты СПбГУ получили золотую и бронзовую медали Европейской географической олимпиады школьников. Есть ли у вас свой секрет, как подготовить чемпиона?
Думаю, что секрет один — хорошая команда единомышленников. Один человек подготовить олимпиадников не может. У нас же подобрался хороший коллектив преподавателей Академической гимназии имени Д. К. Фаддеева и Института наук о Земле СПбГУ. Учебный процесс выстроен так, что подготовка к олимпиадам ведется не только во внеурочное время, но и на самих занятиях. Обучение по направлению «География и геоэкология» предусматривает углубленное изучение профильных предметов, поэтому им уделяется значительно большее количество часов, чем в обычной школе. У нас есть возможность расширять горизонты географии за рамки школьного учебника: преподаватели Института наук о Земле СПбГУ читают для ребят спецкурсы по основам минералогии, геологии, экономической геологии, картографии, исторической географии, народоведения, климатологии, гидрологии, общего землеведения, региональной физической географии.
Премия правительства Санкт-Петербурга педагогам-наставникам, подготовившим победителей и призеров международных и всероссийской олимпиад школьников, присуждается ежегодно с 2010 года. По итогам конкурса 2024 года ее получат 169 петербургских учителей.
Кроме того, мы давно мечтали о том, чтобы ребята могли заниматься углубленным изучением географии не с десятого класса, а с восьмого. Руководство Университета и Академической гимназии пошло нам навстречу, предоставив такую возможность, и уже второй год мы проводим набор в восьмой класс. Думаю, это даст хорошие результаты.
Расскажите, пожалуйста, в каких профильных олимпиадах участвовали обучающиеся Академической гимназии в прошлом учебном году.
Это были, конечно же, всероссийские олимпиады школьников по географии Санкт-Петербургского и Московского университетов (в том числе «Ломоносов» и «Покори Воробьевы горы!»), Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена, Российского государственного гидрометеорологического университета и многие другие. Обычно на каникулах все ездят по Золотому кольцу России, а у нас дети путешествуют по «олимпиадному кольцу» страны.
Отмечу, что ребята углубленно изучают не только географию, но и обществознание, математику, физику, историю. Это приводит к тому, что они участвуют в олимпиадах и по этим предметам. Но самое замечательное, что и другие классы тоже выходят за рамки своих направлений. Например, в прошлом году у нас были призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии, которые обучаются по программам «Биология» и «Конвергенция и наукоемкие технологии». У нас не только географы такие разносторонние, а все дети ― обучение в Университете и предполагает получение универсального образования. Так что гимназисты хорошо показывают себя на интеллектуальных соревнованиях по многим направлениям.
Чем участие в интеллектуальных конкурсах помогает ребятам в изучении школьных дисциплин?
Знаете, мне кажется, тут все-таки обратная закономерность: хорошее образование (такое, как дается в нашей гимназии) позволяет участвовать в интеллектуальных соревнованиях. А у ребят действительно очень серьезная учебная нагрузка. Каждый день у них проходит 4–5 занятий по два академических часа, они поздно заканчивают, и все равно многие не зацикливаются в рамках только своего предмета. Мы рады, что у обучающихся по направлению «География и геоэкология» есть возможность углубленно изучать обществознание (поскольку помимо естественной географии есть еще общественная), историю и математику. У них настолько серьезная интеллектуальная база, что они могут проявлять себя не только в географической науке и геологии: выпускники Академической гимназии СПбГУ поступают в самые разные высшие учебные заведения ― от театральных до военных вузов.
Что еще помимо углубленного знания предмета необходимо для гармоничного развития ученика?
На мой взгляд, уникальность Академической гимназии СПбГУ заключается в том, что школьниками много занимаются во внеурочное время. При высокой учебной нагрузке все ребята вне зависимости от направления участвуют в спортивных состязаниях и тематических неделях разных предметов, посещают творческие секции. Наша учеба сопровождается походами в театры и, естественно, в музеи. Когда мы изучаем тему почвы, то отправляемся в Центральный музей почвоведения имени Василия Васильевича Докучаева, а когда говорим о Северном морском пути ― в Музей Арктики и Антарктики. Наш город дает фантастические возможности, в Петербурге много музеев географической направленности ― это и Музей этнографии народов России, и Музей этнографии народов мира, и многие другие. Я уже не говорю про замечательные музеи Санкт-Петербургского университета, которые мы обязательно посещаем.
Справка
Отбор претендентов на премию правительства Санкт-Петербурга проводился по нескольким критериям. Среди них — наличие печатных материалов для учащихся, научно-методических статей и публикаций, презентаций собственного педагогического опыта, касающегося углубленного изучения предмета подготовки и проведения олимпиад, турниров, конференций, фестивалей по предмету, а также участие в качестве преподавателя в работе летних школ или учебно-тренировочных сборов и другие педагогические успехи.
В ближайшее время мы с ребятами планируем отправиться в alma mater российской географии ― Русское географическое общество. Мы бываем там каждый год, и именно с этого начинается знакомство младших классов с географией. Наших учеников там очень любят, потому что им все любопытно, они многое знают и продолжают обо всем спрашивать. Экскурсоводам интересно с ними работать, поэтому они приводят нас в запасники и показывают такие уникальные раритетные экземпляры, как, например, отчет экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева об открытии Антарктиды. Ребята видели его своими глазами, а благодаря им и я тоже.
А есть ли у будущих географов свои учебно-исследовательские проекты?
Сегодня научно-исследовательские работы выпускного 11 класса выполняются под руководством преподавателей географии Академической гимназии СПбГУ и Института наук о Земле. На протяжении нескольких лет в рамках предмета «геомодели» обучающиеся географических классов работают над созданием электронных энциклопедий материков. Преподаватели информатики учат ребят делать сайты, а задача моих учеников — наполнить их географической информацией. Ее нужно не просто собрать, а правильно скомпоновать, сделать энциклопедии яркими и понятными для детской аудитории. Это очень творческая работа. Учащиеся сами придумывают все оформление, и каждая страница — это уникальная история. Например, для одной из них ребята сделали анимированную модель раскола и расхождения континентов, для другой — подготовили рисунки, отсылающие к местной наскальной живописи.
Пока у нас готовы сайты по южным материкам, где можно узнать историю их открытия, особенности физико-географического положения, геологического строения, познакомиться с флорой и фауной, а в конце с помощью теста проверить, насколько хорошо вы усвоили материал. Вся информация дается с обязательной ссылкой на научные источники, а затем проверяется преподавателями, так что мы отвечаем за каждое слово. На мой взгляд, наши энциклопедии — это великолепное учебное пособие, которое можно использовать и учителям на уроках географии. Я обращалась к этим сайтам, когда проводила занятия седьмых классов в «Онлайн-школе СПбГУ», и с их помощью мы с ребятами изучали материки.
Как, на ваш взгляд, среди массы обучающихся можно выявить одаренного школьника? Чем работа с ними отличается от взаимодействия с «обычными» детьми? Как помочь школьнику развить свой талант?
Одаренные школьники проявляются сразу, потому что чаще всего это дети «неформатные». Они выделяются на фоне остальных, поскольку много читают, постоянно задают вопросы и хотят все знать. Работать с ними значительно сложнее, так как они требуют от преподавателя высокого уровня знаний, но с ними и интереснее. Их привлекают многие, очень разные темы, поэтому важно не распыляться, а сконцентрироваться на нескольких близких друг к другу областях.
Одаренные дети — это загадка природы, и, конечно, с ними надо уметь работать. Но какие бы ни были наши ученики — одаренные, способные или просто интересующиеся географией, я думаю, нужно просто их любить. И это главный путь к успеху — умение наладить взаимодействие со своими учениками. В классе можно развивать способности ребенка и повышать уровень знаний, и это приводит к хорошим результатам. Для победы в интеллектуальных соревнованиях важна не только работа преподавателей, которые курируют детей. На 50 % все зависит от самого ребенка. Поэтому важно направить его в процессе поиска информации на нужный путь, чтобы он получал правильные знания, а не просто сидел в интернете и читал непроверенные вещи.
Вы окончили Университет по специальности «география». Чем вас привлекла эта научная область? Почему вы решили стать преподавателем и делиться своими знаниями?
Я всегда увлекалась географией, историей и биологией. Поэтому, когда пришло время поступать в университет, передо мной встал сложный выбор. В итоге победила география, поскольку одним из вступительных экзаменов была математика, которую я очень любила. Так я начала учиться на кафедре физической географии. Эта область была мне ближе, ведь там соединилось все — и биология, и история, и география.
На самом деле я не планировала становиться преподавателем, так сложилась судьба. В конце нашего обучения мы проходили педагогическую практику и целый месяц выполняли в школах функции учителей. Тогда я поняла, что у меня получается, но, честно говоря, я тогда даже предположить не могла, что это станет моей профессией. После окончания Университета я по распределению попала на работу в школу, и вот с тех пор (с 1985 года) не расстаюсь с детьми. Со студентами тоже очень интересно — я много лет преподавала в Университете в качестве доцента (кафедра физической географии и ландшафтного планирования), но все-таки мне больше нравится работать со школьниками. Теперь универсанты, которым я читаю лекции по методике преподавания, проходят педагогическую практику в Академической гимназии СПбГУ и, пообщавшись с нашими учениками, говорят, что это потрясающие дети.
А еще к изучению географии меня подтолкнула мечта: в восьмом классе я прочитала книгу Аркадия Фидлера «Зов Амазонки», и мне захотелось когда-нибудь увидеть Амазонку своими глазами. И она осуществилась. Почти месяц я работала в Эквадоре, где мы с моими коллегами-биологами путешествовали по амазонской сельве. Это было очень интересно, а главное, что я смогла собрать много видео- и фотоматериалов для своих лекций по физической географии материков, которую читала физикогеографам и страноведам в Институте наук о Земле СПбГУ.
Что вы могли бы пожелать своим ученикам?
Мое главное пожелание, чтобы наши ребята в будущем достигли еще больших вершин, чем их преподаватели, которые давали им знания в стенах Академической гимназии СПбГУ. Пусть они будут успешнее и лучше нас, а мы будем надеяться, что стали небольшим трамплином для их счастливого будущего.