Перезагрузка: Насколько мобильна академическая мобильность студентов СПбГУ

Можно ли, обучаясь в СПбГУ, одновременно — хотя бы семестр-другой — поучиться в другом вузе? Ответ очевиден. У обучающихся СПбГУ широкие возможности (в сравнении с обучающимися других вузов) по академической мобильности. У них есть возможность провести один или два семестра в другой стране в качестве студента или стажера зарубежного университета, не прерывая своего обучения в СПбГУ. Они могут не только съездить поучиться в зарубежном вузе, но и получить перезачет периода обучения либо перезачет отдельных учебных дисциплин. Студенческая мобильность по линии межуниверситетского сотрудничества организуется в рамках прямых двухсторонних и многосторонних соглашений между СПбГУ и вузами других стран.

Казалось бы, все просто: студент отучился семестр в зарубежном вузе — сдал там экзамены и зачеты — вернулся в СПбГУ — отчитался — получил перезачет дисциплин, изученных им за рубежом. Но... бес, как известно, скрывается в деталях. Как на практике действует приказ о зачете периодов обучения в других вузах? Такой анализ был проведен по поручению ректора сотрудниками, подчиненными первому проректору по учебной и методической работе, на конкретном примере.

Как получить перезачет?

В конце июня прошлого года к ректору обратилась студентка третьего курса (назовем ее Ириной), обучающаяся по программе «Юриспруденция» СПбГУ. Она сообщила, что в весеннем семестре 2019 года проходила обучение в американском университете по программе академической мобильности. Студентке СПбГУ был выдан сертификат об успешном окончании весеннего семестра в этом университете.

Вернувшись в конце мая в СПбГУ, студентка попросила перезачесть пройденные ею дисциплины по периоду обучения без необходимости сдавать зачеты и экзамены в Университете за весенний семестр 2019 года по индивидуальному графику.

Зачет результатов освоения и периодов обучения в СПбГУ при организации академической мобильности регулируется Порядком зачета результатов освоения и периодов обучения в СПбГУ при организации академической мобильности, утвержденным приказом № 8330/1 от 17.10.2016. Зачет производится на основании сопоставления плана включенного обучения, согласованного в СПбГУ и вузе-партнере (Learning Agreement), и документа о результатах обучения из вуза-партнера (Transcript of Records), т. е. транскрипта с полученными кредитами и оценками.

Студентка-юрист этот порядок знала и представила транскрипт из американского университета сотрудникам отдела международного образовательного сотрудничества 21 июля. А 30 июля сотрудник учебного отдела попросила студентку направить рабочие программы дисциплин, которые она изучала в американском университете. Это было сделано в тот же день. Однако перезачет задержался... У студентки попросили «перевод рабочих программ с английского языка на русский, говоря о том, что без этого перезачета не будет, так как необходимо сопоставить рабочие программы пройденных дисциплин с предметами, которые изучались в СПбГУ в данный период» (об этом студентка написала ректору, обратившись к Н. М. Кропачеву второй раз, в начале августа).

Студентка объяснила, что она не является аккредитованным переводчиком и, соответственно, не имеет права осуществлять официальный перевод документов. Кроме того, пройденные ею дисциплины «не соответствуют рабочим программам СПбГУ и не могут им соответствовать в силу разных учебных программ».

Впоследствии выяснили, в чем была загвоздка. Оказалось, что в плане включенного обучения этой студентки (Learning Agreement от 10.01.2019) был указан зачет результатов обучения по перечню дисциплин, а не по периоду обучения в зарубежном университете, и указанные дисциплины не совпадали с дисциплинами, изучаемыми в СПбГУ. Позже студентка предоставила измененный Learning Agreement, предполагающий перезачет периода обучения, в связи с чем и. о. заместителя начальника учебного отдела по направлению «Юриспруденция» направила заявление о перезачете на согласование председателю УМК. Председатель УМК по направлению «Юриспруденция» С. М. Олейников подтвердил, что проведения экспертизы не требуется.

Вопрос о проведении экспертизы возник в связи с тем, что студентка при составлении учебного плана (Learning Agreement) выбрала пять предметов на 15 кредитов. Как объяснила нам сама студентка, ей говорили, что она берет слишком много предметов и что для семестровой нагрузки достаточно четырех. Но Ирина все же захотела добавить еще один предмет, пятый... В итоге четыре предмета она изучила в американском университете успешно, сдала зачеты/экзамены на высший балл. А один предмет только прослушала, но не сдала... Таким образом, количество полученных кредитов по транскрипту студентки (12) не совпадало с заявленным учебным планом (15), программа оказалась невыполненной. Однако, как выяснилось, в соответствии с системой, принятой в ряде высших учебных заведений США, 12 американских кредитов (USCS) являются стандартной семестровой нагрузкой по программам бакалавриата и соответствуют семестровой нагрузке СПбГУ в размере 30 кредитов ECTS.

Таким образом, план включенного обучения студентка Ирина выполнила успешно, результаты освоения дисциплин положительные, сдавать экзамены/зачеты, предусмотренные учебным планом СПбГУ на этот период, не требуется. Студентке зачли весь период обучения в весеннем семестре в американском университете.

В случае если студент не выполнил условия стажировки, он обязан сдать все предметы пропущенного им периода обучения в СПбГУ (пп. 9, 10 Порядка зачета результатов освоения и периодов обучения в Санкт-Петербургском государственном университете при организации академической мобильности, утвержденного приказом от 17.10.2016 № 8330/1).

Студентке направили письменный ответ, а также пригласили на прием к первому проректору по учебной и методической работе. М. Ю. Лаврикова объяснила ей, что периоды обучения в образовательных организациях, имеющих международное признание, засчитываются Санкт-Петербургским государственным университетом без проведения процедуры подробной учебно-методической экспертизы по содержанию программ и курсов конкретной образовательной организации. Но перезачет периода обучения происходит в объемах трудоемкости (в кредитах), а не в дисциплинах. Перезачет учебного периода в кредитах позволяет Болонская система.

В ходе беседы с проректором выяснилось, что студентка, несмотря на основания для зачета полного периода обучения, желает сдать часть дисциплин СПбГУ того весеннего семестра, в котором осуществлялось включенное обучение. Если бы она этого не сделала, то ей просто зачли бы этот период обучения, но перечня пропущенных ею дисциплин в дипломе у нее не было бы. А Ирина хотела получить, как она объяснила, «расширенный диплом, а не суженный»: чтобы все изученные ею дисциплины там были перечислены. Для дипломированного юриста это было важно: многие работодатели обращают на это внимание.

Поэтому Ирине был предоставлен индивидуальный график сдачи экзаменов и зачетов по всем учебным дисциплинам весеннего семестра, которые она выбрала (семейное право, гражданский процесс, криминология, финансовое право, земельное право). При этом, как говорит студентка, учли ее пожелание не ставить экзамены/зачеты слишком близко по срокам — чтобы иметь возможность нормально подготовиться к каждому. И с конца сентября по ноябрь 2019 года студентка, уже учась на четвертом курсе, согласно индивидуальному графику сдавала зачеты и экзамены. Сдала их успешно, на четверки и пятерки (Ирина объяснила, что она еще летом готовилась по всем предметам, да и в США, когда была возможность, тоже занималась по программе СПбГУ).

Все пять учебных дисциплин были отражены в дипломе студентки с оценками, которые она получила. Сейчас она учится в магистратуре СПбГУ. И сегодня, вспоминая ситуацию с перезачетом дисциплин, Ирина отметила, что все службы Университета сделали все, что требовалось, оперативно, по всем правилам. Претензий она не имеет. Единственное, немного сожалеет, что индивидуальный график был ей предоставлен только в конце сентября — а она-то думала, что получит его пораньше, чтобы иметь больше возможностей подготовиться к зачетам и экзаменам.

Опросы и мнения

Но вопрос оказался шире, чем предполагала студентка. В целях принятия решения о необходимости актуализации «Порядка зачета результатов освоения и периодов обучения в СПбГУ» при организации академической мобильности было принято решение: запросить мнение студентов и работодателей.

Студсовет СПбГУ в феврале 2020 года организовал опрос о действующей системе зачета результатов обучения в другом учебном заведении, а также по сопутствующим вопросам, возникающим у обучающихся при проведении зачета обучения. Студсовет предложил:

  1. Отражать период обучения по программам академической мобильности в дипломе СПбГУ, т. е. после дисциплин, пройденных в СПбГУ, указывать, что обучающийся прошел обучение в другом учебном заведении (его наименование), а также отражать результаты сдачи пройденных в другом учебном заведении дисциплин в соответствии с расшифровкой транскрипта (комментарий начальника отдела международного академического сотрудничества В. Е. Койтовой: не требует корректив в действующей системе и отражено в памятке для обучающихся).
  2. Предоставить универсантам СПбГУ, которые прошли обучение по программам академической мобильности, возможность прослушать пропущенные в СПбГУ дисциплины и сдать по ним зачеты и экзамены с целью их отражения в дипломе. Особенно это касается дисциплин, являющихся основными в учебных планах СПбГУ (комментарий В. Е. Койтовой: в случае освоения периода обучения обучающиеся имеют право по заявлению дополнительно сдать те дисциплины СПбГУ, которые считают необходимыми. В этом случае дисциплина учебного плана образовательной программы СПбГУ, по которой студент проходит обучение, отразится в учебной карточке и соответственно дипломе обучающегося как основная. При этом дисциплины, освоенные в зарубежном вузе, также вносятся в учебную карточку и диплом обучающегося. Отражено в памятке для обучающихся).
  3. Предоставить магистрантам СПбГУ продлевать обучение по программам академической мобильности на еще один семестр, если нет никаких формальных препятствий для перезачета дисциплин (комментарий В. Е. Койтовой: возможность продления срока обучения в зарубежном вузе обучающимся предоставляется).
  4. Ускорить перезачет дисциплин после обучения по программам академической мобильности, чтобы обучающиеся смогли претендовать на получение повышенной государственной академической стипендии (комментарий В. Е. Койтовой: ускорить процедуру оформления перезачета не представляется возможным в связи с тем, что перезачет оформляется на основании транскрипта с результатами обучения в зарубежном вузе, срок предоставления которого в учебный отдел по направлению составляет два месяца. Срок установлен приказом о зачете (от 17.10.2016 № 8330/1) на основании сложившейся практики выдачи транскриптов зарубежными вузами-партнерами. Уменьшение этого срока приведет к жалобам со стороны студентов о том, что они не успели получить транскрипт из принимающего университета).
  5. Создать универсальную шкалу с равноценным перезачетом дисциплин. Так как существует разница между шкалой оценивания в СПбГУ и шкалами в зарубежных вузах, предлагается создать универсальную шкалу, которая бы отражала определенное число кредитов по соответствующей шкале, принятой в СПбГУ (комментарий В. Е. Койтовой: создание единой, общей для всех универсальной шкалы соответствия просто невозможно ввиду того, что каждый зарубежный университет придерживается своей шкалы оценивания, отдельно указывая свою шкалу в приложении к транскрипту).

А как получить мнения работодателей? На совещании было принято решение о нецелесообразности опроса или анкетирования работодателей. Как альтернативный вариант было предложено получить мнение работодателей путем обсуждения вопроса на заседаниях советов образовательных программ (СОП). Сотрудники учебного управления участвовали в этих заседаниях СОП. В результате:

  • работодателям сообщили о действующих программах академической мобильности, системе зачета обучения и способах отражения результатов включенного обучения в дипломе выпускника СПбГУ;
  • было высказано мнение членов девяти СОП о порядке отражения дисциплин, изученных в период включенного обучения, в дипломе выпускника: зафиксировано решение о необходимости отражения этих дисциплин в дипломе;
  • также выказано мнение членов некоторых СОП о том, что часть дисциплин не может быть полноценно освоена за рубежом (например, юридические дисциплины на основе законодательной базы другой страны), поэтому было высказано предложение о выделении семестра, когда предоставляется возможность студентам уезжать на включенное обучение без потери содержательной части программы обучения;
  • по некоторым образовательным программам (в основном по юриспруденции) было высказано мнение о том, что наличие определенных дисциплин СПбГУ в дипломе является важным фактором при формировании компетенций и дальнейшем трудоустройстве выпускника. По мнению работодателей, данный вопрос должен быть учтен при организации студенческой мобильности и зачете периода обучения. Пропуск или автоматический зачет таких дисциплин ведет к пробелам в квалификации будущего выпускника.

Вопрос организации академической мобильности летом 2019 года обсуждался на ректорском совещании. Отмечалось, что такой порядок встречает сопротивление со стороны некоторых преподавателей, которые защищают свое представление о том, что настоящие знания, умения и навыки студент якобы может получить только здесь, в нашем вузе.

В ходе обсуждения вопроса поступило много предложений. В том числе:

  • изменить (расширить или, наоборот, сократить) перечень вузов, результаты освоения и периоды обучения в которых учитываются в СПбГУ;
  • ввести дополнительные условия для перезачета некоторых дисциплин (например, курсовых работ);
  • не засчитывать оценки по каким-то дисциплинам, имеющим, по мнению учебно-методической комиссии, критичное значение для формирования наших университетских компетенций.

На совещании было отмечено, что важно установить все эти правила по каждому направлению подготовки здесь, до отправки студентов по обмену.

Директорам и деканам было поручено обсудить в коллективах этот порядок перезачета дисциплин и представить предложения по его корректировке. Большинство директоров институтов и деканов СПбГУ придерживаются мнения, что действующие требования к организациям, периоды обучения в которых засчитываются СПбГУ, являются достаточно демократичными и не нуждаются в корректировке. Некоторые предложения были добавлены:

  • при планировании стажировки даже в учебные и научные организации, имеющие международное признание (за исключением прохождения научно-исследовательский практики), полезно проводить экспертизу соответствия приобретаемых компетенций нашему стандарту (директор Института химии И. А. Балова);
  • оценка возможности перезачета дисциплин или всего периода обучения необходима в любом случае, поскольку их содержание практически всегда отличается от содержания наших дисциплин и учебных периодов (декан математико-механического факультета А. И. Разов);
  • принимающие вузы должны занимать позицию в международных рейтингах не ниже, чем СПбГУ (декан факультета политологии А. В. Курочкин);
  • дополнительная экспертиза не требуется в случае подписания предварительного Learning Agreement; образовательные организации, результаты обучения в которых не требуют экспертиз, могут рассматриваться из утвержденного Правительством РФ списка ведущих вузов, дипломы которых признаются в России, а также университетов, с которыми у СПбГУ есть партнерские соглашения (директор Института наук о Земле К. В. Чистяков);
  • необходимо учитывать соответствие дисциплин в семестре только в соответствии с учебным планом, ориентируясь на содержание дисциплин, а не на название (декан факультета психологии А. В. Шаболтас).

По результатам обсуждений со студентами, представителями работодателей, руководителями учебно-научных подразделений была подготовлена инструкция (памятка) для улучшения информирования студентов об организации академической мобильности, возможных вариантах перезачета и внесения результатов прохождения включенного обучения в приложение к диплому.

Когда этот материал был опубликован на портале, ректор позвонил начальнику УСО и попросил обратиться к студентам, которые прошли обучение в зарубежных вузах, чтобы они поделились своими предложениями по совершенствованию организации перезачета в СПбГУ периодов обучения и отдельных дисциплин. И к студентам, которые не воспользовались правом пройти обучение в зарубежных вузах, поскольку решили, что зачет периода обучения будет связан для них с серьезными организационными трудностями.

Предложения просим направлять по адресу umr@spbu.ru . В теме письма просим указать «Перезачет».