«Онлайн-формат — это новые возможности»

Лето — традиционное время для проведения в Санкт-Петербургском университете учебно-ознакомительных школ для учащихся образовательных учреждений. Особым разнообразием тем лекций и практических заданий среди них отличаются циклы занятий по направлению «Физика».

Ученики 9–10 классов могут посещать курсы по темам «Ядерная физика и физика элементарных частиц: теория и эксперимент», «Различные аспекты математической физики», а также стать участниками «Летней школы по физике для 10-х классов». Каждая такая практика включает в себя научно-популярные лекции, лабораторные работы, а также возможность выполнения научно-исследовательского проекта.

Образовательный ресурсный центр по направлению физика Научного парка СПбГУ

О летней школе для старшеклассников рассказывает директор образовательного ресурсного центра по направлению «Физика» Научного парка СПбГУ Алексей Андроненков.

Алексей Николаевич, как давно проводятся в Университете летние школы по физике?

Первая летняя школа в формате учебно-исследовательской практики по физике была проведена в Санкт-Петербургском университете для обучающихся 10–х классов физико-математических школ Санкт-Петербурга в 2014 году. В 2017 году потенциал для проведения учебно-ознакомительной практики по физике увеличился с открытием лабораторной экспериментальной площадки для школьников. Благодаря ее созданию значительно расширились возможности по организации занятий в течение года, и летней практики в том числе, появилась новая приборная база для проведения опытов и экспериментов самими школьниками, а новые условия, связанные с внедрением дистанционного обучения, позволили еще в большей степени увеличить количество школьников, которые могут присоединиться к занятиям. В 2018 и 2019 годах занятия на нашей площадке проводились в очном формате. Полноценную летнюю онлайн-школу по физике мы провели впервые сейчас.

Каким образом проведение летней школы в дистанционном режиме повлияло на состав участников?

Количество желающих принять в ней участие в июне превышало количество мест. Поэтому мы провели еще один цикл мероприятий в июле. Благодаря интернет-технологиям география регионов проживания участников значительно расширилась: от Курумкана на востоке до Калининграда на западе, от Воркуты на севере до острова Кипр на юге. Среди участников школы были учащиеся из шести стран — России, Белоруссии, Молдавии, Узбекистана, Казахстана, Кипра.

В ходе подготовки была проведена большая работа по улучшению качества связи. Также мы решили проводить прямые трансляции части занятий на ресурсе «ВКонтакте» и тем самым смогли пригласить не только участников школы, которые выполняли задания и лабораторные работы и участвовали в конференциях, но и слушателей, которые присоединились к лекциям, демонстрациям опытов и экскурсиям по лабораториям. В общей сложности слушателями стало более 200 человек. Занятия длились 140 учебных часов. Для сравнения скажу, что в 2019 году, когда школа проходила в очном формате, 141 час учебных занятий прослушали 92 участника, то есть охват аудитории увеличился в этом году более чем в два раза.

Оказался ли неожиданным для лабораторной площадки переход на дистанционный режим общения со школьниками?

Скорее нет. В процессе работы мы часто сталкивались с ситуацией, когда некоторые школьники при огромном желании не имели возможности приехать на занятия. Многие, даже в пределах Ленинградской области, живут далеко от Университета. В каких-то учреждениях не удается собрать организованную группу от школы, которая могла бы прибыть в сопровождении педагога, кому-то из ребят не разрешают самостоятельно ездить родители. Этим летом в связи с переходом многих сфер деятельности всей страны в онлайн-формат наше решение о дистанционном проведении школы стало вполне закономерным откликом на изменения в окружающем мире.

Первые онлайн-мероприятия были опробованы на нашей площадке еще в 2017–2018 годах, когда состоялись более 20 открытых профориентационных лекций «Физика для всех». Сегодня наш образовательный ресурсный центр предлагает школьникам и учителям дистанционно прослушать лекции более чем по двум десяткам тем. Кроме того, в 2018 году в рамках Петербургского международного образовательного форума в СПбГУ состоялся семинар для учителей «Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках физики», в рамках которого преподаватели Санкт-Петербургского университета и школ города обменялись опытом вовлечения школьников в научную работу. На семинаре состоялась онлайн-демонстрация экспериментов с лабораторной экспериментальной площадки.

Этим летом преподаватели без особых сложностей перешли к ведению занятий в онлайн-формате. Техническая сторона организации трансляций была непростой, но совместно со специалистами УСИТ все получилось сделать.

Какие ресурсы были задействованы в дистанционных летних школах?

Для выполнения лабораторных работ и демонстраций опытов использовалось учебное оборудование образовательного ресурсного центра, размещенное как на лабораторной площадке, так и в лабораториях для студентов СПбГУ. Специально для онлайн-школы было подготовлено десять лабораторных работ с дистанционным управлением. Для демонстрации опытов часть оборудования предоставили сами преподаватели.

Также для ребят было организовано несколько онлайн-экскурсий по лабораторной площадке с демонстрацией учебного оборудования, экскурсия по Университету в Петергофе, в ходе которой им рассказали о жизни студентов-физиков и о мероприятиях, в которых они принимают участие.

Планируете ли продолжать проводить занятия в онлайн-формате?

Да, судя по отзывам участников школы-2020, новый формат оказался вполне удачен. Мы планируем развитие проекта «Физика для всех» — в частности, организацию трансляции лекций для широкого круга слушателей. Основной целью таких мероприятий является поддержка талантливой молодежи и привлечение ее в СПбГУ, а также распространение и популяризация научных знаний, и дистанционные формы взаимодействия помогают нам в этом.

Кроме того, онлайн-формат предоставляет новые возможности. В наших мероприятиях традиционно принимают участие десятиклассники Академической гимназии имени Д. К. Фаддеева СПбГУ, лицея № 369, гимназии № 116, гимназии № 402 (Колпино), лицея № 1 (Всеволжский район), лицея № 2 (Сосновый Бор) и других образовательных учреждений, не только из Петербурга и Ленинградской области. Полагаю, что при участии этих организаций мы сможем расширить возможности совместного дистанционного участия в разных мероприятиях.