В СПбГУ обсудили возможности развития одаренных школьников
В рамках Петербургского международного образовательного форума в СПбГУ состоялся семинар для учителей «Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках физики», в рамках которого преподаватели Университета и школ города обменялись опытом вовлечения школьников в научную работу.
С приветственным словом к участникам семинара обратилась заместитель декана, председатель учебно-методической комиссии физического факультета СПбГУ Елена Аксенова, которая отметила необходимость проведения подобных встреч школьных и университетских преподавателей.
«Санкт-Петербургский университет как один из ведущих вузов страны столкнулся с проблемой, связанной с повсеместным внедрением Единого государственного экзамена. Как оказалось, далеко не всегда тестовая система ЕГЭ дает нам возможность отбирать тех ребят, которые обладают склонностью к исследовательской работе, серьезной творческой деятельности. Осознав это, мы постарались запустить в СПбГУ несколько проектов, которые позволяют нам работать с талантливыми школьниками и расширять их способности и интересы к исследованиям. Одним из первых подобных начинаний стала открывшаяся год назад междисциплинарная площадка для школьников на базе образовательного ресурсного центра по направлению "Физика"», — отметила Елена Валентиновна.
Подробнее о возможностях междисциплинарной площадки для школьников рассказал заместитель директора образовательного ресурсного центра по направлению «Физика» Научного парка СПбГУ Алексей Смирнов в рамках своего доклада «Перспективы использования лабораторной (экспериментальной) площадки для школьников».
Специально для школьников функционируют две экспериментальные лаборатории, один лекционный зал, который предусматривает возможность проведения телемостов со школами города. Благодаря подобным экспериментам дети могут наглядно убедиться, как работают основные принципы физики, которые они изучают на уроках: закон сохранения массы, газовые законы.
Заместитель директора образовательного ресурсного центра по направлению «Физика» Научного парка СПбГУ Алексей Смирнов
Также в рамках семинара состоялась онлайн-демонстрация эксперимента с лабораторной экспериментальной площадки для школьников. Педагоги-организаторы Лилия Добрун и Алексей Сясько показали эксперименты по изучению электромагнитного поля.
Однако экспериментальная площадка в Петергофе — далеко не единственная в СПбГУ возможность развития потенциала одаренных школьников. Так, похожая лаборатория недавно начала функционировать в Санкт-Петербурге по адресу: Средний пр., д. 41. О том, как проходят занятия для школьников там, рассказала доцент СПбГУ Мария Букина. Нестандартным подходам при организации лабораторных занятий посвятил свое выступление доцент Университета Дмитрий Лисаченко. Научный сотрудник СПбГУ Александр Иевлев в свою очередь рассказал о предстоящем конкурсе для школьников, победители которого пройдут летнюю практику под руководством ученых-физиков Университета. Во время практики ребята смогут реализовать настоящий учебно-исследовательский проект на выбранную тему.
В рамках второй половины семинара своим опытом повышения интереса учащихся к проектно-исследовательской работе поделились уже школьные преподаватели города. По словам учителя физики лицея № 590 Елены Долженко, несмотря на то, что все педагоги жестко ограничены рамками 45-минутного урока, существует множество возможностей для проведения различных практических работ. «Так, например, мы всегда можем проводить во время уроков фронтальные эксперименты, когда ученики, разбившись на группы, самостоятельно реализуют учебный проект по новому материалу», — поделилась Елена Васильевна.
По итогам семинара большинство педагогов пришли к выводу, что главным инструментом по привлечению внимания учащихся к предмету является проведение наглядного эксперимента.