Материалы ректорского совещания
Повестка совещания
Организация приема в СПбГУ
20 июня СПбГУ открыл прием документов для поступления на обучение по основным образовательным программам бакалавриата и специалитета (120 программ, 39 из которых — новые либо модернизированные). Правила поступления в Университет в этом году не претерпели значительных изменений. Количество бюджетных мест для приема в СПбГУ в этом году выросло (2009 мест), однако сократилось число мест для обучения на договорной основе (1130). Подать заявление и документы на поступление абитуриенты могут одним из трех способов: лично (через комиссию по приему документов), в электронно-цифровой форме (через личный кабинет поступающего на официальном сайте СПбГУ) либо прислать по почте (СПбГУ открывает прием на программы бакалавриата и специалитета).
Основные изменения порядка поступления в 2019 году связаны с новыми правилами приема на целевое обучение, что обусловлено изменениями, которые были внесены в Закон об образовании, и принятием Постановления Правительства РФ от 21.03.2019 № 302 «О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования и признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2013 года № 1076». (Материалы ректорского совещания от 03.06.2019)
1 июля открыт прием документов в магистратуру, 8 июля — в аспирантуру. Адреса информационных центров комиссий по приему документов в СПбГУ прежние.
О выборе обучающимися элективных и факультативных дисциплин
Как известно, последние годы вопрос о минимальной и максимальной численности обучающихся регламентируется рабочими программами учебных дисциплин (РПУД). Эти программы разрабатываются преподавателями, проходят экспертизу на заседаниях учебно-методических комиссий по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки. В Университете таких рабочих программ учебных дисциплин более 50 тысяч. Приказ первого проректора по учебной и методической работе М. Ю. Лавриковой от 12.04.2019 № 3773/1 «Об установлении требований к минимальной и максимальной численности обучающихся для изучения дисциплин» был разработан с целью определения общих правил установления минимальной и максимальной численности.
Уже несколько лет каждый приказ по Университету заканчивается следующими предложениями: «За разъяснением содержания настоящего приказа следует обращаться к ... посредством сервиса "Виртуальная приемная" на сайте СПбГУ»; «Предложения по изменению и / или дополнению настоящего приказа направлять по электронному адресу...». И предложения авторам приказов поступают регулярно, так произошло и в этом случае.
В Университете также действует правило обязательного доклада должностным лицом о новом приказе, имеющем всеобщее значение, на ректорском совещании. Уже многие годы ректорские совещания являются открытыми для всех желающих, материалы совещаний публикуются на сайте и пользуются популярностью у универсантов. На ректорском совещании 22 апреля после доклада первого проректора по учебной и методической работе М. Ю. Лавриковой обсуждение приказа показало, что к тексту приказа есть много замечаний, поскольку в обобщающих формулировках и перечне исключений из общих правил автору приказа не удалось учесть специфику всех 50 с лишним тысяч РПУД (Материалы ректорского совещания от 22.04.2019). Прямо в ходе совещания ректор СПбГУ Н. М. Кропачев отменил действие указанного приказа и поручил М. Ю. Лавриковой направить документ на согласование в Студенческий совет Университета.
Кроме того, 26 апреля был издан приказ, определяющий, что все результаты самозаписи студентов на курсы должны быть проанализированы комиссиями (в составе директора института или декана факультета, заместителя начальника управления образовательных программ, заместителя начальника учебного управления) и обсуждены в коллективах.
Директорами и деканами вместе с сотрудниками Учебного управления и Управления образовательных программ проведен анализ выбора обучающимися элективных и факультативных дисциплин (Материалы ректорского совещания от 22.04.2019). В Студенческий совет был направлен проект приказа «О разъяснении приказа от 12.04.2019 № 3773/1 "Об установлении требований к минимальной и максимальной численности обучающихся для изучения дисциплин"». Документ может быть утвержден только после его обсуждения со студенческим сообществом. Поэтому итоговая редакция приказа будет принята не ранее осени.
План производства массовых открытых онлайн-курсов
СПбГУ стал одним их учредителей сообщества «Российская информационная образовательная среда» весной 2019 года. Наши массовые открытые онлайн-курсы (МООК) — часть контента среды. В целях повышения эффективности деятельности по созданию и размещению массовых открытых онлайн-курсов на образовательных платформах в СПбГУ утвержден алгоритм формирования плана производства массовых открытых онлайн-курсов (приказ № 6110/1 от 04.06.2019). Как всегда, и этот приказ заканчивается словами: «Предложения по изменению и / или дополнению настоящего приказа направлять по электронному адресу...».
Зачет результатов освоения и периодов обучения в зарубежных вузах
Обсуждались условия зачета в СПбГУ результатов освоения и периодов обучения студентов Университета при осуществлении академической мобильности (после их стажировки в зарубежных вузах). По существующему ныне порядку зачета при организации академической мобильности студент СПбГУ, когда едет в рамках конкурса, имеет возможность пройти обучение в другом вузе по выбранным предметам, модулям и получить какой-то объем кредитов. Когда он возвращается в СПбГУ, то привозит в учебный отдел транскрипт с результатами обучения. Важная особенность — накопление кредитов (для зачета дисциплины надо получить не менее 30 зачетных единиц, кредитов).
А дальше возможны варианты. Если студент выполнил условия стажировки, сотрудники служб ректората обязаны оформить зачет всего периода обучения (п. 8 Порядка зачета результатов освоения и периодов обучения в Санкт-Петербургском государственном университете при организации академической мобильности, утвержденного приказом от 17.10.2016 № 8330/1). Если студент выполнил условия стажировки, но принял решение сдать зачеты или экзамены по всем или каким-то из предметов пропущенного им периода обучения в нашем вузе, сотрудники ректората обязаны организовать для него такую возможность. Если студент не выполнил условия стажировки, он обязан сдать все предметы пропущенного им периода обучения в нашем вузе (пп. 9, 10 Порядка зачета результатов освоения и периодов обучения в Санкт-Петербургском государственном университете при организации академической мобильности, утвержденного приказом от 17.10.2016 № 8330/1).
На ректорском совещании отмечалось, что такой порядок встречает сопротивление со стороны некоторых преподавателей, которые защищают свое представление о том, что настоящие знания, умения и навыки студент, якобы, может получить только здесь, в нашем вузе. Директорам и деканам было поручено обсудить в коллективах этот порядок перезачета дисциплин и представить предложения по его корректировке. В ходе обсуждения вопроса поступило много предложений. В том числе:
• изменить (расширить или, наоборот, сократить) перечень вузов, результаты освоения и периоды обучения в которых учитываются в СПбГУ
• ввести дополнительные условия для перезачета некоторых дисциплин (например, курсовых работ)
• не засчитывать оценки по каким-то дисциплинам, имеющим, по мнению учебно-методической комиссии, критичное значение для формирования наших университетских компетенций
Важно установить все эти правила по каждому направлению подготовки здесь, до отправки студентов по обмену.
VII международный съезд Вавиловского общества генетиков и селекционеров
18–22 июня в СПбГУ прошел VII международный съезд Вавиловского общества генетиков и селекционеров, приуроченный к 100-летию кафедры генетики и биотехнологии СПбГУ (старейшей в стране). Съезд стал самым масштабным за всю историю общества: в нем приняли участие более 1400 исследователей из 33 стран со всего мира — от Канады до Австралии. Было организовано 19 симпозиумов, круглые столы, две ассоциированные конференции и около 20 пленарных лекций (в числе спикеров — ведущие ученые, руководители лабораторий СПбГУ: Р. Р. Гайнетдинов, Ю. И. Чернов, Дж. О’Брайен и др.). Самые крупные делегации прибыли из Белоруссии, Германии и США.
Съезд подтвердил, что Санкт-Петербург является важным центром генетических исследований. Были проведены встречи с руководителями зарубежных обществ генетиков и селекционеров. С германским обществом заключено соглашение об организации академических обменов и стажировок студентов СПбГУ и Германии. В постановлениях съезда записаны решения: 1) расширить прием на образовательные программы СПбГУ по специальностям генетика и молекулярная биология; 2) прием на магистерские программы должен учитывать характер предыдущего образования, и выпускники профильных бакалаврских программ по генетике и селекции должны иметь преимущества при поступлении (Подведены итоги пятидневной работы генетиков и селекционеров со всего мира).
Декан биологического факультета, академик РАН И. А. Тихонович отметил, что проведение съезда в кампусе СПбГУ «Михайловская дача» позволило Университету сэкономить восемь миллионов рублей (столько стоила бы аренда других аналогичных помещений для проведения такого мероприятия).
Конкурс премий за научные труды
Объявлен конкурс на присуждение премий за научные труды за 2019 год в двух номинациях «За фундаментальные достижения в науке» и «За вклад в науку молодых исследователей». Срок представления проректору по научной работе документов о выдвижении работ на соискание премий — до 4 октября 2019 года (приказ № 6800/1 от 17.06.2019). Как всегда, и этот приказ заканчивается словами: «Предложения по изменению и / или дополнению настоящего приказа направлять по электронному адресу...».
О создании в СПбГУ Института прикладных политических исследований
Переговоры руководства СПбГУ с К. Н. Костиным, председателем правления Фонда развития гражданского общества, завершились совместным решением о создании в СПбГУ Института прикладных политических исследований. Специалисты института (политологи, социологи, юристы, международники) будут изучать общественное мнение по разным темам, социальные медиа, исследовать этнополитические вопросы, электоральное поведение. Тематика исследований — междисциплинарная. Источники финансирования — внебюджетные привлеченные средства.
О кампусной смарт-карте СПбГУ
С февраля СПбГУ принимает участие в совместном с городом проекте «Единая карта петербуржца». ЕКП — это персонифицированная электронная смарт-карта, обладающая всеми функциями банковской карты:
• платежное приложение (в проекте участвуют Сбербанк, ВТБ, банк «Санкт-Петербург»)
• идентификационное приложение (Ф.И.О. петербуржца, СНИЛС, ОМС, фото, паспортные данные)
• транспортное приложение («Подорожник»)
• электронная подпись (запись сертификата электронной подписи на карту)
• медицинское приложение (полис ОМС)
• скидки и бонусы (более 100 организаций)
Реализуются предложения двух крупнейших банков (ВТБ и Сбербанка) о сотрудничестве с Университетом по проекту реализации единой кампусной карты, которая будет создаваться на основе аналогичных технологий (Материалы ректорского совещания от 22.04.2019). В рамках пилотного проекта в Университете проработана возможность использования Единой карты петербуржца в качестве кампусной смарт-карты СПбГУ:
• обеспечена совместимость карты со считывателями СПбГУ
• для СПбГУ эксклюзивно выделен отдельный сектор на карте петербуржца, и передан пароль от него
• в июне проведена пилотная эмиссия ЕКП для универсантов, проведена ее проверка на уровне доступа стандартных пропусков
• в работе находится формирование межорганизационного порядка и регламента регулярной эмиссии карт с учетом динамики универсантов
• совместно со специалистами банков-эмитентов и СПб ГКУ «ЦИС» ведется работа по возможности модификации шифрования сектора, что позволит в дальнейшем использовать ЕКП и для стандарта СПбГУ в части доступа в зоны повышенной защиты
С июля будет проводиться фотографирование универсантов для кампусной карты. А с сентября кампусные карты уже начнут выдавать.
Как обеспечить междисциплинарность и социальную ответственность?
17 июня в СПбГУ состоялся Межрегиональный слет социальных предпринимателей Северо-Запада — первое мероприятие такого масштаба в области социального бизнеса в регионе. В завязавшейся дискуссии на ректорском совещании внимание выступавших сосредоточилось на трех направлениях.
Во-первых, все сошлись во мнении о чрезвычайной важности выработки у студентов чувства социальной ответственности. Творить благо может каждый, вне зависимости от выбранной профессии. Часто для этого нужны не деньги или какие-то непомерные трудозатраты, а простое внимание к человеку. Обучение в Университете должно помочь молодым людям понять эту простую истину, направить их активность и энергию в том числе на участие в социальных проектах, а впоследствии, при уходе в предпринимательскую деятельность — на социальную компоненту их бизнеса. Это особенно важно для России, которая Конституцией РФ определяется как социальное государство, и для СПбГУ как государственного университета. Поэтому нужно включать в перечни компетенций выпускников компетенцию социальной активности, а в образовательные программы — инструменты для развития этой компетенции.
Во-вторых, были приведены примеры социально ориентированных мероприятий и инициатив, которые систематически реализуются в Университете. Например, развивается обучение в клиниках, важнейшей частью которого является бесплатное оказание профессиональных услуг малоимущим гражданам. Приобретение практических навыков сочетается, таким образом, с подлинной благотворительностью, которая становится нормой для многих обучающихся. Не все поначалу с большой охотой готовы оказывать бесплатную помощь малоимущим. Но жизнь показала, что после окончания вуза многие из бывших студентов-клиницистов активно занимаются благотворительной деятельностью.
СПбГУ — самый большой источник волонтерского движения в СЗФО. Можно без преувеличения сказать, что за время обучения каждый студент выступает в качестве волонтера на мероприятиях разного уровня. Это и такие значимые мероприятия, как петербургские международные форумы (Культурный форум, Юридический форум, Форум труда), и такие, казалось бы, незаметные, но не менее важные — акции для пациентов медицинских центров, домов престарелых, детских домов.
И, в-третьих, к сожалению, наш опыт был отражен на слете социальных предпринимателей СЗФО крайне однобоко. Университет был представлен только членами коллектива Института ВШМ СПбГУ. На ректорском совещании было высказано недоумение, почему ни в программный комитет, ни просто к участию не были приглашены юристы, экономисты, социологи, университетские журналисты и пиарщики, организаторы волонтерской работы и клинических форм обучения, другие специалисты в области социального бизнеса. Они могли бы существенно расширить спектр обсуждаемых вопросов и подходов к их решению (например, рассказать о юридических аспектах развития малых городов). В результате Университет проиграл: не смог рассказать о достижениях, не привлек работодателей для совершенствования образовательных программ, не завязал контакты с сотней предпринимателей региона в интересах всего университетского сообщества. Мероприятие оказалось полезным только для узкого круга образовательных программ, но не «выстрелило» для всех. Нельзя допускать такого в будущем — ни в этой, ни в других областях деятельности.
Встреча ректора с Генеральным консулом Франции
Состоялась встреча ректора СПбГУ Н. М. Кропачева с Генеральным консулом Франции Уго де Шаваньяком. Обсуждались результаты заседания совета образовательной программы «Французский университетский колледж СПбГУ» и перспективы дальнейшего развития сотрудничества между организациями Французской республики и Университетом. Генконсул отметил важность участия представителей консульства, посольства, компаний и вузов Франции в развитии образовательных программ СПбГУ с французским компонентом.
Ректор СПбГУ предложил расширить взаимодействие по ряду направлений, в том числе создать новые программы с французским компонентом. Также в ходе встречи зашла речь об открытии представительства СПбГУ во Франции. Все предложения получили поддержку со стороны генерального консула. Уго де Шаваньяк заявил о готовности ходатайствовать перед Министерством образования и Министерством иностранных дел о необходимости развития предложенных инициатив со стороны правительства Франции (Ректор СПбГУ встретился с генеральным консулом Франции).
Первые литературные чтения Пак Кённи
В СПбГУ состоялись первые литературные чтения Пак Кённи, в которых приняли участие Генеральный консул Республики Корея в Санкт-Петербурге Квон Донсок, руководство корейского секретариата форума «Диалог Россия — Республика Корея», ученые ведущих корейских университетов, литераторы, студенты и преподаватели Университета и других российских вузов. Мероприятие прошло в годовщину установки в СПбГУ памятника великой корейской писательнице (Год спустя: у памятника Пак Кённи в СПбГУ прошли первые литературные чтения).
В своих выступлениях почетные гости отметили, что популяризация творчества российских и корейских писателей способствует укреплению взаимопонимания между двумя народами. Ректор СПбГУ Н. М. Кропачев рассказал, что установка памятника Пак Кённи стала ответом нашей страны на установку памятника А. С. Пушкину в Сеуле в 2013 году, на которой присутствовал президент РФ В. В. Путин. Памятник корейской писательнице очень популярен среди корейских туристов, приезжающих в Санкт-Петербург.