«Самая интересная для меня профессия — университетский преподаватель»: ректор СПбГУ о выборе карьеры и профессиональном росте

Как успевать руководить старейшим университетом России, вести научную деятельность и находить время для хобби, преодолевать трудности и не разочаровываться в выборе профессии, накануне V Санкт-Петербургского международного форума труда рассказал ректор Санкт-Петербургского государственного университета член-корреспондент РАН Николай Кропачев.

Первый успех в жизни, который вы помните?

Для меня личный успех всегда связан с преодолением себя — когда ты сделал то, что раньше у тебя не получалось. И это касается всего: получение новых для себя навыков, умений, знаний. Наверное, неслучайно 40 лет назад на партийном собрании мой учитель В. С. Прохоров, рекомендуя меня в партию, дал мне такую характеристику: «Николай, во-первых, постоянно учится и самосовершенствуется. Во-вторых, умеет держать удар».

Кто или что для вас является источником поддержки и энергии на профессиональном пути?

На первом месте, конечно, дочка Лиза (15 лет) и сын Сергей (33 года). А вот со вторым-третьим определиться трудно. Это коллеги и студенты. Или студенты и коллеги. Потому что то, что мы делаем вместе с коллегами, в конечном итоге делается все равно для студентов. Под коллегами я подразумеваю весь коллектив Санкт-Петербургского государственного университета — и юристов, в среде которых я получил профессию, преподавательский и исследовательский, а затем и управленческий опыт, и представителей всех других университетских направлений, вместе с которыми мы поддерживаем репутацию и обеспечиваем развитие СПбГУ, и соратников по работе в ректорате. А если объединить студентов и коллег в одно целое, то как раз и сложится Университет, который и объект, и субъект поддержки, энергии и многого еще важного и ценного.

Кто из современников является для вас примером для подражания?

Я уже не раз об этом говорил, но не боюсь повторяться. Это два моих учителя — профессор Вадим Семенович Прохоров и академик РАН Юрий Кириллович Толстой. Высокий профессионализм, глубокая мудрость, доброе отношение к людям, целеустремленность и оптимизм — вот свойства каждого из них, которым я стараюсь следовать в своей деятельности. В 2020 году мы простились с В. С. Прохоровым. Теперь никто не назовет меня ласково «сынок»!

В чем измеряется успех?

Есть, на мой взгляд, два измерения успеха. Первое — личный успех: в служебной карьере, в общественной репутации, в личной жизни, в финансовом благополучии. Второе измерение — успех в деле, которому служишь. Ради него иногда можно поступиться чем-то личным, в первую очередь личным временем. Баланс индивидуален, но, если первое и второе измерения в основном совпадают и дополняют друг друга, человек реально успешен.

Расскажите об одной-двух ситуациях, которые помогли вам развить лидерские качества.

В 1991 году общее собрание трудового коллектива юрфака избрало совет трудового коллектива в составе пяти человек. Меня, молодого ассистента, единогласно избрали в совет и решением общего собрания мне поручили организовать факультет второго высшего платного образования и платного дополнительного образования. Коллектив хотел не просто заработать, коллектив хотел спасти факультет. В это время на факультете уже несколько лет не работала библиотека, ни одна лестница не освещалась, стульев хватало только на каждого второго студента, кабинет декана за последний год взламывали три-четыре раза, молодые и среднего возраста преподаватели уходили с факультета (Вижу человека, служащего своему делу). Против создания нового факультета были и министерство, и руководство ректората. Многие преподаватели юрфака, которые на собрании поддержали решение, на самом деле были категорически против и, мягко говоря, настойчиво предлагали создать частную образовательную организацию, аффилированную с юрфаком. Через год вышел приказ о создании юридического спецфакультета. В первые годы по решению ученого совета факультета более 85 % заработанных средств расходовалось на создание современных условий для студентов и преподавателей. Уже через несколько лет в Российской Федерации появилась первая электронная библиотека, а у преподавателей удобные личные кабинеты для научной и учебной работы, электронное расписание (Электронные сервисы СПбГУ в образовательной деятельности: прошлое и настоящее), открылась первая в России юридическая клиника, начал выходить первый в стране журнал местной судебной практики (Биография Н. М. Кропачева). Время показало, что выпускники факультета не просто получили хорошие знания, но и приобрели профессиональные навыки. Многих из них вы знаете как депутатов Государственной думы, членов Совета Федерации, депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга, успешных адвокатов и предпринимателей. Среди выпускников — С. М. Миронов, А. Ю. Артемьев, М. Г. Михайловский и другие.

V Санкт-Петербургский международный форум труда проходит с 19 по 23 апреля 2021 года. В рамках форума 21 апреля в СПбГУ открылся Петербургский молодежный форум труда, к которому в этом году приурочен большой университетский «День карьеры». Форум труда в этом году впервые проходит сразу в двух российских столицах и в смешанном формате. Организаторы мероприятия — правительство Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургский государственный университет, Межпарламентская Ассамблея государств — участников Содружества Независимых Государств при поддержке Министерства труда и социальной защиты России, Федеральной службы по труду и занятости населения РФ.

Что или кто является главным врагом на пути к самореализации и личностному росту?

Главный враг — это, наверное, лень. Мне она тоже свойственна, но я получаю удовольствие, когда борюсь с ней. Признаюсь, иногда я проигрываю. В эти моменты мне удается отставить дела и послушать хорошую музыку, прочитать хорошую книгу, прогуляться по лесу. Нередко после отдыха — даже когда мне просто удается спокойно послушать любимые песни Deep Purple или Uriah Heep (Smoke on the Water, Child in Time, Hush, July Morning, Lady in Black, Look at Yourself и другие) — я нахожу решение сложных задач, которые не поддавались в «рабочем режиме».

Какой образ в кинематографе (в фильмах или сериалах) точно передает характерные особенности человека вашей профессии?

Я не знаю действительно глубоких фильмов и сериалов про юристов, где герой и его действия были бы близки к реальным. Юрист должен иметь два обязательных качества. Компетентность и порядочность. В части порядочности собирательный образ помогает выстроить фильм Никиты Сергеевича Михалкова «12». Героям фильма, присяжным в деле об убийстве, приходится принимать трудное решение, ориентируясь на собственный жизненный опыт и собственный взгляд на общечеловеческие ценности, и в итоге они приходят к решению, которое зрителем воспринимается позитивно. Но компетентного юриста среди героев фильма нет, и каким было бы решение, основанное на букве и духе закона, остается за кадром. Ну а фильмов про деканов и ректоров я просто не знаю.

Бывали ли в вашей жизни моменты, когда вы теряли веру в себя?

Веру в себя не терял никогда. Но всегда старался не подменять ее самоуверенностью. Жизнь ставила нетривиальные задачи, решить которые без веры в себя невозможно. И сам определял для себя цели, которые иногда казались безумными, но вера в себя помогала продвигаться вперед.

Если бы на один день вы могли поменять специальность или сферу деятельности, то кем бы вы хотели стать?

Конечно же, я сам себе задавал такой вопрос. И вот мой ответ: специальность выбрана правильно. Сфера деятельности — лучше нет ничего. В 2000–2005 годах я совмещал преподавательскую работу, работу декана факультета с работой председателя Уставного суда Санкт-Петербурга. Прекрасные годы (Николай Кропачев: «Решение суда всегда затрагивает чьи-то интересы»).

Вот уже более десяти лет вы — ректор старейшего университета России. Чего вам удалось достичь в этой должности?

За прошедшие годы Университет, без сомнения, сильно изменился: у нас работают и учатся, не побоюсь этого слова, — лучшие. Не хочу хвалиться и приписывать себе излишние заслуги, но я горд, что мы с коллегами смогли создать благодатную для этого среду. У нас лучший в стране Научный парк, самые высокоцитируемые ученые, широкая сеть международных контактов — с научными и образовательными организациями, органами власти, ведущими компаниями. Мы в Университете уделяем особое внимание взаимодействию с работодателями. Это позволило выстроить эффективные социальные лифты, и один из них — это наши ежегодные «Дни карьеры», масштабные мероприятия, с привлечением крупнейших работодателей из различных сфер. Таким образом, студент из любого региона, поступая к нам, понимает, что может рассчитывать на стажировку, например, в международной компании, а после выпуска точно будет трудоустроен. Создание таких возможностей для талантливой молодежи, как мне кажется, одно из главных наших достижений.

Три самые интересные современные профессии в мире, на ваш взгляд?

Не буду говорить от имени всего мира. Самая интересная для меня профессия — это университетский преподаватель. Это профессия синтетическая, тут даже не три в одном, а гораздо больше. Настоящий преподаватель — это и эксперт, следящий за самыми актуальными тенденциями и открытиями в своей области знаний, и ученый, добывающий по крупице новые знания, и оратор, увлекательно и убедительно излагающий материал, и методист, обеспечивающий студентов учебными материалами, а в последнее время — и специалист в области информационно-образовательных технологий.

В заключение хочу пожелать всем нынешним и будущим студентам дерзости, целеустремленности и на всякий случай — стойкости в ответ на временные неудачи. Смотрите вперед уверенно — и успех обязательно придет.