Университетская школа юного психолога
В СПбГУ пройдет цикл открытых лекций от ведущих преподавателей‑психологов СПбГУ и действующих практиков.
Программа
7 октября
У психолога нет цели, есть только путь: какой он и куда ведет?
Спикер: старший преподаватель СПбГУ Михаил Сергеевич Бриль (кафедра психологии кризисных и экстремальных ситуаций).
На занятии мы обсудим, что у психолога нет цели, есть только путь; чем больше сила — тем больше ответственность; бывают ли умные и красивые ученые? Коснемся возможных смыслов психологической работы и попробуем смириться с тем, что выбор этой профессии — есть отражение нашего внутреннего мира. Поговорим о личностных кризисах студента‑психолога и возможностях его преодоления, а также о том, почему психология спасет мир, но, вероятно, какой‑то другой. Словом, после занятия каждый участник будет лучше представлять, куда он попал (а куда не попадал), что теперь делать (а что делать не стоит) и как с этим жить.
21 октября
Зачем человеку психолог, если есть друзья?, часть первая
Спикер: психолог консультант Психологической клиники СПбГУ, старший преподаватель Оксана Александровна Жегурова (кафедра психологии кризисных и экстремальных ситуаций).
Участники узнают о том, что такое психологическая консультация и в какие моменты человек нуждается в помощи психолога, найдут ответы на следующие вопросы: почему психолог иногда лучше мамы и друга? Когда надо идти к психологу и о чем с ним говорить? Какие бывают формы психологической помощи?
11 ноября
Зачем человеку психолог, если есть друзья?, часть вторая
Спикер: психолог консультант Психологической клиники СПбГУ, старший преподаватель Оксана Александровна Жегурова (кафедра психологии кризисных и экстремальных ситуаций).
25 ноября
Подростковый кризис: как идет взросление и как меняются отношения
Спикер: доцент СПбГУ Виктория Евгеньевна Василенко (кафедра психологии развития и дифференциальной психологии).
Возможно ли бескризисное протекание подросткового периода, и в чем смысл кризиса для развития личности. Феномены современного взросления. Что меняется в период подросткового кризиса, что возникает нового в психике и поведении. Почему взрослые как будто забывают свой опыт и часто не понимают подростков, каковы основные причины конфликтов и пути их разрешения. Что может помочь подростку в общении со сверстниками и взрослыми.
9 декабря
Возможные Я человека: как потери и надежды отражаются в Я концепции
Спикер: психолог‑консультант Психологической клиники СПбГУ, доцент Марина Олеговна Аванесян, (кафедра психологии личности).
Возможные Я — представления человека о себе, относящиеся к тому, что он думает о своем потенциале и о своем будущем. Они могут быть как желательными, к которым он стремится, так и нежелательными, воплощения которых он хотел бы избежать. Чаще всего, говоря о возможных Я, имеют в виду будущее, которое с высокой вероятностью может произойти. Однако вероятностный модус касается и прошлого — потерянные возможные Я («кем я мог бы стать, но не стал»). Психологи предположили, что именно ландшафт прошлых и будущих возможных Я определяет наше самовосприятие и мотивационный потенциал Я‑концепции. На лекции слушатели познакомятся с концепцией возможных Я и смогут исследовать их роль в своей Я‑концепции.
23 декабря
Психолог волшебник, или Мифы и реальность о работе психолога
Спикер: психолог‑консультант Психологической клиники СПбГУ ассистент Яна Степановна Платонова (кафедры психологии личности).
На лекции мы развеем популярные мифы о работе психолога, обсудим ожидания клиентов от встречи с психологом и как не попасться на этот крючок. Поговорим о различиях между психиатром, психологом‑консультантом и психотерапевтом, разберемся к кому стоит обратиться в той или иной ситуации, расскажем про этические принципы психологического консультирования, а также о том, как найти своего психолога.
13 января
Аддикции и зависимости: что, как, почему и что делать
Спикер: доцент СПбГУ Анна Владимировна Трусова (кафедра медицинской психологии и психофизиологии).
Лекция в популярном изложении познакомит слушателей с современными представлениями об аддиктивных расстройствах, которые широко распространены и чаще всего связаны с наркотиками, алкоголем и курением, а также играми. Но реальных их список гораздо шире — могут ли они возникать практически от чего угодно? Как определить, что является зависимостью? Какие негативные последствия могут быть? Какая помощь нужна? Узнаем на лекции.
27 января
Жить как я — это неудобно, неэффективно или неправильно? Критерии рефлексии в личной истории при планировании и как основа отношения к себе
Спикер: старший преподаватель СПбГУ, руководитель Научно исследовательской лаборатории полинарративного конструирования идентичности Юлия Евгеньевна Зайцева (кафедра общей психологии).
Личная история и ее свидетельствование. Понятия «нормотипии» и «коммуникативного стиля». Эстетика, прагматика, этика как критерии оценки достоверности личной истории. Выбор и иерархизация критериев и их проявления при решении задач близости и становления. Конфликты дома и на работе через призму коммуникативных нормотипий. Формирование критериев и возможные психологические проблемы, связанные с их несформированностью. Диагностика нормотипий.
10 февраля
Буду любить тебя вечно
Спикер: доцент СПбГУ Татьяна Валерьевна Казанцева (кафедра социальной психологии).
Лекция сосредоточена вокруг трех вопросов: надо ли клясться в любви? Если надо, то зачем? Что имеет смысл обещать влюбленным друг другу, чтобы укрепить отношения? Социально‑психологические исследования успешных отношений подскажут ответы на эти вопросы.
24 февраля
Основы самоорганизации в решении жизненных задач
Спикер: сотрудник Психологического центра личных историй СПбГУ аспирант, ассистент Юлия Викторовна Скороходова (кафедра общей психологии).
Как научиться видеть и понимать суть жизненных задач, и что от меня требуется при их решении? Когда можно не изобретать велосипед, а просто спросить старшего, как сделать? И что делать, если такого старшего нет?
10 марта
Имитируя сознание: почему разговор о нашем субъективном опыте в эпоху ИИ показывает несовершенство нашей природы
Спикер: старший преподаватель СПбГУ Александр Игоревич Мусс (кафедра общей психологии), руководитель магистерской программы «Общая и когнитивная психология».
Одна из междисциплинарных проблем, решением которой занимается современная психология, является проблема сознания. При этом, как следует уже из слова «междисциплинарная», заинтересованы в изучении этой проблемы не только психологи, но многие специалисты, объединенные под эгидой когнитивных нейронаук: это и философы, и нейроученые (нейрофизиологи), лингвисты, антропологи, математики, и даже инженеры. Сейчас, когда внимание людей по всему миру приковано к развитию искуственного интеллекта, именно в этих хитроумных устройствах эти меджисциплинарные исследователи видят одно их возможных решений. В своей лекции я хотел бы поговорить с позиции психолога о том, насколько правдоподобен такой взгляд, с учетом того, насколько плохо сами мы способны судить о том, обладает ли кто‑то сознанием или нет...
7 апреля
«Кто я» или «Где я?»: два способа думать о себе
Спикер: сотрудник Психологического центра личных историй СПбГУ, аспирант, ассистент Юлия Гочаевна Джаошвили (кафедра общей психологии).
Что мы обсудим на занятии: особенности рефлексивных процессов в современную социально‑культурную эпоху. Уникальность, универсальность, узнаваемость, удобство и улучшение моего Я — а в чем его функциональность? «Кто Я?» или «Где Я? — два способа думать о себе и сопутствующие им предписания, ценности и табу. Призвание и свое дело, комфорт и свое племя, принятие себя и личные границы: «летние мифы» и их теневая сторона (FOMO).
Подробную информацию о мероприятии можно найти по ссылке.