Образ рассказчика в прозе Владимира Набокова и Хоакима Машаду де Ассиза

28 июля 2022
Время: 19:00

В СПбГУ совместно с Представительством в Барселоне пройдет онлайн-лекция «Образ рассказчика в прозе Владимира Набокова и Хоакима Машаду де Ассиза», которую прочтет доцент кафедры истории зарубежной литературы СПбГУ Андрей Павлович Жуков.

Что общего между известным русским писателем Владимиром Набоковым, которого выдвигали на Нобелевскую премию по литературе четыре года подряд, и одним из наиболее влиятельных классиков бразильской литературы Хоакимом Машаду де Ассизом? Оба в своих произведениях прибегали к образу повествователя, а точнее, «ненадежного рассказчика», согласно типологии рассказчика, введенной в оборот Уэйном Бутом в монографии «Риторика художественной литературы».

Отмечается, что оба автора использовали в произведениях романного жанра большое количество типов повествователей-протагонистов. Этот ход является ничем иным, как риторической стратегией, придуманной для того, чтобы не только направить, но и сбить с толку или даже ввести читателя в заблуждение относительно образа рассказчика и повествовательной структуры текста.

Произведения писателя и переводчика Владимира Набокова были одними из самых читаемых и рецензируемых в литературе русского зарубежья в 1920-30-е годы. Набоков родился в 1899 году в привилегированной дворянской семье в Петербурге. Будущий писатель учился в Тенишевском училище, а затем поступил в Кембриджский университет. С 1940 по 1958 год Набоков жил и работал в США, успев оставить след и в истории американской литературы. В 1955 году парижским издательством «Олимпия Пресс» был опубликован роман «Лолита», со временем превратившийся в мировой бестселлер. Впрочем, книги Набокова невероятно популярны и в настоящее время: по его романам непрестанно снимаются фильмы, а многогранная и удивительная биография самого писателя не дает покоя критикам и по сей день.

Классик бразильской литературы Хоаким Машаду де Ассиз является автором 9 романов, 200 рассказов, 9 пьес и 5 поэтических сборников. Наиболее известен его роман «Посмертные мемуары Браза Кубаса» (1881), написанный в год отмены рабства в Бразилии. Латиноамериканскую прозу трудно представить сегодня без таких произведений писателя, как «Посмертные записки...», «Кинкас Борба», «Дон Касмурро», «Исав и Иаков» и «Дневник Айреса» — романов, ставших настоящими психологическими исследованиями.

Лекция пройдет в рамках празднования 300-летия СПбГУ — первого университета России.

Встреча пройдет онлайн на русском языке с синхронным переводом на испанский.

Регистрация