1. О конференции по выборам нового состава Ученого совета
  2. Оплата обучения в СПбГУ детей научно-педагогических работников
  3. Подготовка и проведение конкурсов на замещение должностей НПР
  4. О помещениях для работы студсоветов и учебных комнатах
  5. О фонде управления целевым капиталом СПбГУ
  6. О решении Президиума ВАК
  7. О предоставлении сведений о доходах граждан, претендующих на должности руководителей федеральных государственных учреждений

 

1. О конференции по выборам нового состава Ученого совета

Ректор СПбГУ Н.М.Кропачев напомнил, что 11 марта 2013 г. в Актовом зале СПбГУ состоялась конференция научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся СПбГУ для избрания нового состава Ученого совета СПбГУ. В работе конференции приняли участие 347 делегатов. Тайным голосованием в новый состав Ученого совета СПбГУ были избраны по 8 представителей — от каждого из 21 факультета, по 7 представителей — от каждого из 3 факультетов (географии и геоэкологии, филологического и юридического), по 1 представителю — от совета молодых ученых СПбГУ, от факультета военного обучения, от общеуниверситетской кафедры физической культуры и спорта, от первичной профсоюзной организацией сотрудников СПбГУ, от профсоюзной организацией студентов и аспирантов СПбГУ. В соответствии со ст.63 Устава СПбГУ, членами Ученого совета СПбГУ по должности являются ректор, проректоры и президент Санкт-Петербургского университета (см. на сайте СПбГУ в разделе «Новости» от 12 марта: Избран новый состав Ученого совета СПбГУ).

К сожалению, остались вакантные места: по 1 представителю от коллективов факультетов географии и геоэкологии, филологического, юридического, а также 6 представителей от Студенческого совета СПбГУ (см. ответ ученого секретаря Ученого совета СПбГУ Л.П.Громовой в «Виртуальной приемной» от 11 марта: О выборах в состав Ученого совета). Конференция по довыборам членов Ученого совета СПбГУ состоится 25 марта. Ректор попросил деканов обеспечить явку делегатов конференции.

2. Оплата обучения в СПбГУ детей научно-педагогических работников

Проректор И.А.Дементьев напомнил, что детям научно-педагогических работников СПбГУ из средств эндаумент-фонда Университета с сентября 2012 г. была назначена специальная стипендия, которая равна стоимости обучения на договорной основе (см. Ректорское совещание от 10.09.2012, п.1, Ректорское совещание от 18.02.2013, п.8). Стипендия устанавливается на один семестр и решение о целесообразности продолжения ее назначения принимается с учетом двух условий: качества обучения студентов и эффективности работы родителей (сотрудников Университета).

Детей НПР, которым выплачивалась стипендия, в первом семестре было 16, успеваемость их была разной (есть отличники, а есть такие, у кого нет ни одной оценки «хорошо» или «отлично»). Сбор информации о работе НПР был завершен на прошлой неделе. И.А.Дементьев сообщил, что на основе анализа этой информации можно выделить три типа характеристик НПР, представленных деканами:

  • описаны достижения работника за год (количество опубликованных статей, участие в конференциях, выполнение педагогических поручений и т.п.) — эти сведения позволяют оценить эффективность работы сотрудника;
  • представлена информация типа CV (сведения о дате рождения и достижениях работника за весь срок работы в СПбГУ) — этой информации недостаточно, чтобы оценить эффективность его работы в настоящее время;
  • содержание представления сводится к фразе «Сотрудник работает хорошо». Возникает вопрос: так хорошо, что может быть поощрен на сумму 120-200 тыс. рублей в год? Почему же тогда в представлении нет конкретных аргументов?

Это был первый опыт представления характеристик на работников, претендующих на оплату обучения в Университете своих детей. Ректор принял решение продолжать во втором семестре выплачивать стипендию (и пока в полном объеме) всем детям НПР, кому она была назначена ранее. Средства на стипендии тратятся большие (больше 100 тыс. рублей за семестр — у большинства из них). Поэтому универсанты вправе знать, как каждый из этих сотрудников работает. И каждый из них тоже заинтересован, чтобы информация о нем была представлена полная и объективная.

См. также:

3. Подготовка и проведение конкурсов на замещение должностей НПР

Первый проректор по учебной и научной работе И.А.Горлинский сообщил, что, по данным управления кадров, не менее 472 сотрудника могли бы претендовать на более высокую должность НПР, чем та, которую они занимают сейчас (по своим данным: ученой степени и ученому званию). А в ходе приема посетителей встречаются ситуации, когда на вопрос, почему сотрудник не участвует в конкурсе НПР, работник отвечает, что заведующий кафедрой или декан не приглашает (или не позволяет) участвовать в конкурсе. Такая ситуация недопустима.

Постепенно активность тех, кто участвует в конкурсах, возрастает. Об этом свидетельствуют требования аудио- и видеозаписи заседаний ученых советов, обращения работников к ректору с сообщением об обнаруженных нарушениях процедуры проведения конкурсов (см, например, 65. Материалы с приема граждан 15.01.2013, пп.1 и 2; 67. Материалы с приема граждан 05.02.2013, пп.3 и 4; 70. Материалы с приема граждан 26.02.2013, п.2; 72. Материалы с приема граждан 19.03.2013, пп.1 и 2). И.А.Горлинский подчеркнул, что ни у заведующих кафедрами, ни у деканов нет права запрещать сотрудникам участвовать в конкурсе. Каждый НПР, если его квалификационные, деловые характеристики отвечают тем требованиям, которые указаны в объявлении о конкурсе, имеет право участвовать в конкурсе. Кадровая работа — это важный инструмент в руках декана. И деканы имеют возможность сформулировать эти требования максимально подробно.

Проректор И.А.Дементьев привел пример недавнего обращения сотрудника, поступившего в адрес ректора. Во-первых, он пишет, что подал документы на конкурс «по перевыборам» ППС (так воспринимают конкурс многие НПР СПбГУ, хотя место становится вакантным, когда заканчивается срок действия соответствующего договора). А во-вторых, пишет, что ему объяснили: «заявления претендентов будут опубликованы в интернете» и он опасается, что его домашний адрес и телефон будут опубликованы (на самом деле, на сайте СПбГУ в разделе «Вакансии и конкурсы» публикуют не заявление, а те сведения о претендентах, которые имеют существенное значение для принятия решения).

Ректор добавил: проректорам по направлениям поручено провести встречи с группами научно-педагогических работников (с теми, кто имеет звание доктора или кандидата наук, но занимает должности ниже возможных) и объяснить, что они имеют право баллотироваться на должность, например, профессора, не дожидаясь приглашения декана или заведующего кафедрой. Он также сообщил, что некоторые проректоры по направлениям посылают информацию о конкурсе и письменные приглашения ведущим ученым других вузов и научных учреждений участвовать в конкурсе СПбГУ.

См. также:

4. О помещениях для работы студсоветов и учебных комнатах

И.А.Горлинский напомнил, что студсоветы в СПбГУ имеют большие права, участвуют в обсуждении и решении многих вопросов жизни Университета (см. 52. Ректорское совещание от 26.03.2012г., п.1, а также на сайте СПбГУ) Он сообщил, что 12 марта подписал приказ о предоставлении помещений для работы студсоветов всех 24 факультетов (см. Приказ №909/1 от 12.03.2013г.). и попросил деканов оперативно информировать его о том, если кто-то или что-то препятствует исполнению этого приказа. Проректор по учебной работе М.Ю.Лаврикова предупредила, что некоторые студсоветы собираются часто и интенсивно, в разном составе. Им могут потребоваться и другие помещения, большей площади. В этом случае студенты могут обращаться к сотрудникам соответствующих отделов управления по работе с молодежью.

Проректор по эксплуатации материально-технической базы Г.С.Васильев сообщил, что в общежитиях, в соответствии с распоряжением ректора, ведутся работы по увеличению числа учебных комнат для индивидуальных занятий студентов. В общежитиях №№12, 13, 14, 15 выделены по 4 учебные комнаты в каждом, в общежитии №10 — одна, но большая, в общежитии №16 — 3 комнаты. В общежитиях №№20, 21, 22, 23 пока нет учебных комнат: требуется провести ремонт для того, чтобы переоборудовать некоторые холлы. Это будет сделано летом, и к 1 сентября в каждом из них будет по несколько учебных комнат достаточной площади.

См. также:

 

5. О фонде управления целевым капиталом СПбГУ

И.А.Дементьев напомнил, что фонд управления целевым капиталом «Развитие Санкт-Петербургского государственного университета» был учрежден 4,5 года назад. Недавно объем средств фонда превысил 1 млрд рублей. Аналогичный фонд создан недавно и в МГУ, и скоро он, возможно, будет конкурировать с СПбГУ по объемам фонда. И.А.Дементьев напомнил, что в трудовом договоре каждого декана есть требование вести работу по увеличению эндаумент-фонда.

6. О решении Президиума ВАК

И.А.Горлинский сообщил, что получено решение Президиума ВАК от 15.02.2013 в ответ на апелляцию бывшего аспиранта СПбГУ, который защищал диссертацию 1 марта 2012 г. в одном из диссоветов на базе СПбГУ. Президиум ВАК признал недействительным решение диссертационного совета от 01.03.2012 в связи с допущенными процедурными нарушениями, а также объявил предупреждение диссертационному совету. Проректору по научной работе С.П.Тунику дано поручение, связанное с изменением кадрового состава этого диссертационного совета.

См. также:

 

7. О предоставлении сведений о доходах граждан, претендующих на должности руководителей федеральных государственных учреждений

И.А.Дементьев напомнил о мерах, которые предпринимаются в Университете с целью исключения возможности использования должностными лицами СПбГУ служебного положения в корыстных или иных личных целях:

  • в трудовые договоры с работниками вносятся дополнения, связанные с требованиями информировать работодателя об аффилированности работников с другими юридическими лицами (см. Ректорское совещание от 23.01.2012г., п.4; Ректорское совещание от 17.12.2012, п.3). Один из подчиненных проректора Г.С.Васильева отказался подписать такое соглашение, информация была направлена в правоохранительные органы, которыми открыто соответствующее разбирательство (см. Ректорское совещание от 19.11.2012, п.5);
  • действует запрет на совмещение административных должностей и должностей НПР;
  • действует запрет на участие административных работников во внутренних университетских конкурсах на финансирование НИР;
  • принимается широкий комплекс мер, направленных на обеспечение открытости и гласности в принятии финансово-хозяйственных управленческих решений.

В недавней истории Университета, к сожалению, много негативных примеров, связанных с аффилированностью сотрудников: С.В.Петрова (см. Ректорское совещание от 10.05.2011г., п.4; Ректорское совещание от 04.06.2012г., п.3.2, а также см. приказ об увольнении декана медицинского факультета СПбГУ С.В.Петрова, Л.В.Огнева (см. здесь , здесь и здесь), Ю.В.Чекалина, В.А.Сахновского (см. здесь и здесь), а также см. Ректорское совещание от 19.03.2012г., п.9), университетскую базу отдыха долгое время возглавлял П.В.Воробьев, доцент СПбГУ (он же — владелец соседней базы отдыха "Волна").

Начатые в 2007 году действия руководства СПбГУ по наведению порядка в финансово-экономической сфере были восприняты в штыки руководителями некоторых структурных подразделений СПбГУ и их «коллегами по бизнесу на университетской собственности» (напомним, что к середине 2000-х в Университете «успешно функционировали» так или иначе аффилированные с сотрудниками — как правило, с руководителями структурных подразделений Университета, наделенных в свое время ректором СПбГУ генеральной доверенностью на совершение любых финансово-хозяйственных сделок — гостиницы (см. материалы Ректорское совещание от 02.04.2012г., п.3), рестораны (см. Ректорское совещание от 22.08.2011 г., п.3.2.1; Ректорское совещание от 04.06.2012г., п.3.2), торговый рынок (см. акт проверки СПбГУ КУГИ Санкт-Петербурга, которая была проведена в 2008 году: здесь), конфетная фабрика (см. там же), мебельная фабрика (см. Ректорское совещание от 04.06.2012г., п.3.2), мастерская по изготовлению надгробных камней (см. Ректорское совещание от 04.06.2012г., п.3.2), поликлиника (см. Ректорское совещание от 04.06.2012г., п.3.2) и т.п. (подробнее см. Ректорское совещание от 04.06.2012г., п.3.2). Требование исключения какой-либо аффилированности административных сотрудников с какими-либо коммерческими структурами последовательно проводится в Университете последние 5 лет. Эта линия поддержана руководителями других вузов РФ, Ассоциацией ведущих университетов России. Аналогичные решения приняты и на уровне Правительства РФ: опубликовано постановление от 13 марта 2013 г. №207 «О правилах проверки сведений о доходах граждан, претендующих на должности руководителей федеральных государственных учреждений».

Ректор пояснил: теперь ректоры вузов и другие руководители федеральных государственных учреждений будут предоставлять декларацию о доходах. Будут сообщать о своих вкладах в банках и имуществе, о том, является ли ректор учредителем каких-то фирм и т.п. Принятие правительством такого постановления теперь позволит предъявлять подобные требования и к другим руководителям Университета, в том числе к руководителям структурных подразделений. Работа по наведению порядка в финансово-хозяйственной сфере, подчеркнул ректор, в Университете будет продолжена.

См. таже:

 

 

Ответственный за содержание: Елена Александровна Осиновская, редактор сайта, 8 (812) 3280162, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

При полном или частичном использовании материалов, ссылка на официальный сайт СПбГУ обязательна.