Материалы ректорского совещания

№ 101
от 08.04.2013

Повестка совещания

    Декан в роли ректора

    Декан Химического факультета И. А. Балова рассказала коллегам, как она 5 марта исполняла обязанности ректора во время приема граждан, рассказала о наиболее сложных вопросах посетителей. Первый из них: инженер просила ректора решить проблему с жильем, ее и ее семьи. Она принесла все документы, в том числе и ходатайство декана. Она стоит в городской очереди как нуждающаяся в улучшении жилищных условий и просила предоставить ей одну из служебных квартир. И. А. Балова объяснила посетительнице, что на продвижение в городской очереди нуждающихся в жилье ни одно должностное лицо Университета (в том числе и ректор) влиять не может. Что же касается служебного жилья, то квартиры в здании на ул. Халтурина распределялись на основании рейтинга только среди НПР Университета. А посетительница занимает должность инженера, поэтому ее кандидатура не рассматривалась. По решению руководства Университета оставшиеся квартиры в здании на ул. Халтурина, и квартиры в новом здании на ул. Чичеринской будут использоваться как ресурс служебной жилой площади для победителей конкурсов на занятие должности НПР в Университете (см. Материалы ректорского совещания от 29.10.2012, п. 1). На совещании И. А. Балова высказала предложение: возможно, в решении жилищного вопроса может помочь профсоюзная организация, обращаясь в городские структуры для включения нуждающихся в жилье в социальные программы.

    Второй вопрос касался бывшего аспиранта, который в марте 2012 года не защитил кандидатскую диссертацию. Он жаловался на необъективное, с его точки зрения, решение и на нарушения процедуры защиты. Обращался к ректору и в комиссию по этике СПбГУ. Во время приема граждан в июне 2012 года он получил разъяснения и. о. ректора И. А. Дементьева и действовал в соответствии с ними: обратился в Высшую аттестационную комиссию министерства образования и науки РФ. В феврале он получил ответ Президиума ВАК на свое обращение. В нем сообщалось о решении Президиума ВАК: рекомендовать министерству образования и науки РФ удовлетворить апелляцию, признать недействительным решение диссертационного совета, объявить предупреждение диссертационному совету. Он проявил упорство, отметила И. А. Балова, потратил год, но доказал свою правоту. Теперь он просил ректора пересмотреть состав диссертационного совета по этой научной специальности.

    Декан Биолого-почвенного факультета А. Д. Харазова спросила, была ли видеозапись защиты. И. А. Балова ответила утвердительно. Ректор добавил, что эту видеозапись после жалобы диссертанта изучали проректор и члены комиссии по этике, они могли бы увидеть нарушения и вовремя отреагировать. Он напомнил, что проректор С. П. Туник должен в ближайшее время направить в ВАК предложения СПбГУ об изменениях в составе этого диссертационного совета (см. Материалы ректорского совещания от 18.03.2013, п. 6)… По первому вопросу ректор подтвердил, что квартиры, которые Университет получит в здании на ул. Чичеринской, будут использоваться как ресурс служебной жилой площади для победителей конкурсов НПР. Н. М. Кропачев попросил деканов так прямо и отвечать сотрудникам, а не направлять на прием к ректору.

    О подготовке к празднованию 290-летия СПбГУ

    Проректор по направлениям биология, география, геоэкология и почвоведение А. А. Заварзин напомнил о недавнем праздновании Дня рождения СПбГУ. И сообщил о том, что через год, в феврале 2014 года, во время празднования юбилейной даты Университета будут ставиться те же задачи. Внутренняя: поддержание корпоративных традиций и корпоративной культуры СПбГУ. Внешняя: демонстрация политики открытости и привлечение внимания к достижениям Университета. Есть идея посвятить этому празднику не один или два дня, а целый месяц и включить ряд мероприятий, научных, культурных, развлекательных, медийных.

    А. А. Заварзин сообщил, что перечень мероприятий будет направлен деканам и попросил присылать предложения по организации праздника на разных площадках Университета. Он отметил, что в этом году при организации Дня рождения главный акцент был сделан на привлечение внимания студентов, и это удалось. Вторая целевая аудитория была — внешние посетители, эта задача тоже была решена (больше 1500 человек посетили музеи Университета в этот день). К сожалению, неохваченными остались выпускники. Особое внимание он попросил обратить на привлечение сотрудников Университета.

    См. также: Быть в тренде (ответ 5); Кризис образования — общая проблема глобализации (ответ 1); Он был первым (ответ 20).

    Декан Химического факультета И. А. Балова напомнила, что есть мероприятия, которые привязаны к определенному времени года: например, День химика или День физика, некоторые конференции — их нельзя перенести на февраль… А. А. Заварзин ответил, что, естественно, не надо втискивать все в один месяц. И для примера назвал некоторые из планируемых мероприятий: заключительный этап университетской спартакиады, кинопоказ и др.

    Конкурс операторов питания

    Проректор по эксплуатации материально-технической базы Г. С. Васильев сообщил, что 1 сентября заканчивается срок действия договора с нынешним оператором питания ОМС Кейтеринг. Подготовлен проект технического задания следующего конкурса. Он будет размещен на сайте СПбГУ в разделе «Общественное обсуждение» (см. Обсуждение проекта технического задания подготовки торгов на право оказывать услуги общественного питания в СПбГУ). Г. С. Васильев попросил деканов присылать предложения по формированию условий конкурса: сколько компаний привлекать в качестве оператора питания (одну или несколько), какие лоты формировать, какие обязательные блюда должны быть в столовых — сообщать о любых предложениях, отвечающих интересам сотрудников и студентов.

    Советник ректора профессор Р. А. Эварестов спросил, идет ли речь только о ВУНКе, или о ПУНКе тоже. Г. С. Васильев ответил, что в техническом задании есть адреса и в центральной части города, и в Петродворцовом районе.

    Интернационализация деятельности Университета

    Ректор напомнил, что продолжается работа по формированию англоязычной версии сайта СПбГУ. Но тексты о деятельности Университета, которые переводятся на английский язык, должны быть в первую очередь достоверными, содержать проверенную и точную информацию. Однако случаются и казусы. Недавно, например, взяли около 20 ответов деканов на вопросы, опубликованных на страницах факультетов, чтобы перенести их в раздел «Виртуальная приемная» на главной странице сайта СПбГУ, посещаемость которой несравнимо выше (около 10 000 посещений в день). И пять из этих 20 вопросов, касающихся вопросов приема в Университет, перевода студентов и материально-технической базы, пришлось существенным образом переписывать — из-за серьезных фактических ошибок. Это были вопросы, на которые отвечали деканы трех факультетов. В итоге один из деканов был лишен премии за месяц.

    Н. М. Кропачев напомнил и другие примеры.

    • Два года назад к ректору обратился абитуриент, который на дне открытых дверей Физического факультета получил печатную продукцию, в которой содержалась неверная информация о сроках приема документов и зачисления, о правилах приема.
    • Осенью 2011 года, когда деканы начали отвечать на вопросы в «Виртуальной приемной», пришлось из-за ошибок исправлять почти каждый второй ответ (см. Материалы ректорское совещание от 14.11.2011, п. 6).
    • Недавно в Университет поступило письмо от руководителя одного из федеральных государственных органов с просьбой провести научную экспертизу. Это письмо с резолюцией ректора «Декану [фамилия, имя, отчество] срочно организовать подготовку заключения» поступило к научно-педагогическим работникам коллектива кафедры ВУНКа через восемь дней после даты резолюции, в пятницу вечером, а результат должен быть готов в понедельник! Когда стали выяснять, почему так произошло (восемь дней информация шла из Главного здания до конкретного исполнителя), то выяснили удивительные подробности. Документ из Москвы пришел в 14:00. На следующий день в 12:21 ректор поставил резолюцию, и поручение сразу же по системе «Дело» было отправлено декану факультета. Секретарь декана получила ответ в 12:21. Но только через восемь дней информация дошла до преподавателя. Заместителю начальника организационного управления А. С. Вишневской поручено разобраться в ситуации…
    • Пять лет назад многие деканы жаловались, что приказы из Главного здания очень долго идут до деканов факультетов, и просили ввести электронный оборот документов. Ввели. Но оказывается, что теперь приказ в считанные минуты приходит от ректора или проректора на компьютер помощника декана факультета — но далеко не сразу попадает к декану. Вначале его получает сотрудник «на первом этаже» или «в соседнем здании», а затем уж его приносят (через день-другой) декану.

    Ректор вновь вернулся к вопросам формирования англоязычной версии сайта СПбГУ и перевода страниц факультетов на английский язык. Он напомнил, какие вопросы обычно задают деканам в «Виртуальной приемной»: просят рассказать об ученых коллектива факультета, об известных выпускниках факультета, об особенностях образовательных программ, об используемых в учебном процесс современных методиках обучения и т. п. Фактически все эти сведения — это рекламная информация о факультете. Она и так должна быть переведена на английский язык и находиться на сайте СПбГУ на странице соответствующего факультета.

    Декан Геологического факультета С. В. Аплонов сообщил, что некоторые образовательные программы наших геологов не имеют аналогов и настолько самобытны, что их названия не переводятся на иностранные языки. И что три года назад, когда переводили названия образовательных программ для нового двуязычного диплома выпускника СПбГУ, то нередко возникали споры с сотрудниками учебного управления из-за вариантов перевода. Ректор ответил, что было бы хорошо, если бы к этому сводились все наши проблемы с переводом информации на английский язык. За эти три года нужно было перевести не только названия всех образовательных программ, но и информацию о коллективе факультета, всех кафедрах, всех учебных курсах — и эту информацию разместить на странице факультета. Так давно уже сделали, например, в коллективе ВШМ. В качестве отрицательного примера ректор привел страницу коллектива наших юристов: многие преподаватели-юристы на хорошем уровне владеют иностранным языком, читают лекции, ведут переговоры с клиентами, для многих это рабочий язык — но нормальную англоязычную версию страницы факультета не спешат делать. К сожалению, в коллективах многих факультетов ситуация примерно та же.

    С. В. Аплонов сообщил о недавнем собеседовании с бакалаврами и магистрами, которые подали заявки на участие во включенном обучении в зарубежных вузах: двое из девяти не только ничего не могли сказать по-английски, но даже не понимали, о чем их спрашивают. А между тем, при тестировании по английскому языку «на входе» им поставили уровень владения иностранным языком Intermediate (B1). Как такое могло произойти? Декан Филологического факультета Л. А. Вербицкая ответила, что вопрос тестирования по иностранным языкам недавно рассматривался на заседании Ученого совета Факультета. Меры приняты и она надеется, что такого больше не повторится.

    И. А. Горлинский добавил, что в вопросах перевода названий образовательных программ для англоязычной вкладки в диплом СПбГУ есть заметное движение — по сравнению с теми вопиющими ошибками, которые три года назад приходили от некоторых деканов. И вопросом тестирования студентов по иностранным языкам в СПбГУ занимаются уже два года. Материалы исследования этой деятельности дадут возможность оценить квалификацию преподавателей иностранных языков (см. также: Материалы ректорского совещания от 22.07.2013, п. 9; от 08.04.2013, п. 6).

    Об увеличении базовых окладов

    Ректор сообщил, что в 2012 году уровень зарплаты НПР в СПбГУ существенно вырос. Но как это было и раньше, в разговорах сотрудники занижают свою зарплату. Например, недавно один из аспирантов в беседе с ректором посетовал, что зарплата его научного руководителя мала, который, как он говорит коллегам, зарабатывает 36 тыс. рублей в месяц. Тогда ректор с помощью программы SAP узнал, что на самом деле заплата этого преподавателя в среднем за последние полтора года — 79 тыс. рублей, чем удивил аспиранта… А проректор И. А. Дементьев добавил, что за последние полтора года только один из более двадцати сотрудников Университета публично в его присутствии сказал правду о своей зарплате, а все остальные занижали ее в два, а то и в три раза!

    Н. М. Кропачев назвал и новые меры:

    • с 1 мая должностные оклады НПР будут увеличены
    • в распоряжении проректора по научной работе выделен специальный фонд для премирования ученых Университета, которые принимают активное участие в экспертной деятельности
    • в распоряжении проректора по учебной работе выделен специальный фонд для премирования работников, принимающих активное участие в интернационализации деятельности Университета

    Зарплаты и дополнительные выплаты продолжают расти, но возрастает и требовательность:

    • При проведении конкурсов на должности НПР будут учитываться результаты работы сотрудника за предыдущий период
    • Ректор напомнил, что в начале прошлого года регулярно раздавались жалобы на низкие базовые оклады сотрудников из числа учебно-вспомогательного и научно-технического персонала. В связи с этим сотрудникам, имеющим наиболее низкие базовые оклады (более 800 человек) было предложено пройти аттестацию, по результатам которой их оклады в среднем могли быть увеличены на 20 %. На сегодняшний день только несколько человек изъявили такое желание и прошли аттестацию (см. Материалы ректорского совещания от 20.02.2012, п. 6; от 18.06.2012, п. 1; от 09.07.2012, п. 4). В течение этого года все оставшиеся 800 сотрудников должны будут пройти аттестацию. Для увеличения базовых окладов этим сотрудникам зарезервирована сумма, позволяющая увеличить оклады в среднем на 20 %. Поскольку увеличение окладов будет только тем сотрудникам, кто успешно пройдет аттестацию, то они могут рассчитывать на увеличение окладов больше чем на 20 %

    А кроме того Университет продолжит политику приглашения ведущих ученых. Но не только на средства мега-грантов, финансируемых Правительством РФ, но и на свои собственные. На эти цели в бюджете СПбГУ выделяется десять университетских грантов. Зарплаты приглашенных ученых будут сопоставимы с зарплатами профессоров западных университетов (до 50 тыс. долларов в год). С каждым из них будет заключаться эффективный трудовой договор, как с профессором Й. Тиде, где будут четко указаны условия их работы в СПбГУ (см. Материалы ректорского совещания от 25.02.2013, п. 4). Ректор попросил деканов предлагать кандидатуры крупных ученых, которые готовы приехать на работу в Университет.

    См. также: Кризис образования — общая проблема глобализации (ответы 2, 3, 6); Он был первым (ответ 13); Честность и открытость (ответы 4–5); СПбГУ сегодня — один из международных центров образования и науки (ответ 5); Материалы ректорского совещания от 01.07.2013, п. 1; от 10.06.2013, п. 3; от 22.04.2013, п. 7.2; от 16.04.2013, п. 3; от 29.08.2016​, п. 1.

    С. В. Аплонов спросил, должен ли это быть только ученый или он может привлекаться и к преподавательской работе. Ректор ответил, что в первую очередь нужны ученые, выполняющие современные научные исследования и регулярно публикующиеся в журналах, индексируемых в Web of Since и Scopus. Эти ученые смогут работать на современном оборудовании, которое есть в наших ресурсных центрах. И если эти ученые готовы вести занятия со студентами и аспирантами, то это только приветствуется.

    Информационное обеспечение выборов заведующего кафедрой

    Ректор сообщил, что опубликован Приказ № 1282/1 от 05.04.2013 «Об информационном обеспечении выборов заведующего кафедрой СПбГУ», подписанный и. о. ректора И. А. Дементьевым. В нем регламентируется, что перед выборами будут публиковаться сведения о коллективе кафедры и о квалификационных требованиях к кандидатам на заведование кафедрой. И те, и другие существенно расширены. В сведениях о каждом из кандидатов (кроме обычной информации: фамилия, имя, отчество, год рождения, место работы, должность, ученая степень, ученое звание, научно-педагогический стаж, количество работ) теперь будет указано также:

    • количество публикаций в журналах, входящих в наукометрические базы данных Scopus, Web of Science, за последние три года
    • индекс Хирша по Scopus, Web of Science
    • количество выигранных за последние три года грантов российских и зарубежных фондов на выполнение научных исследований (с указанием названия и объема финансирования каждого гранта) и проектов СПбГУ (Мероприятия 1, 2, 3)

    Каждый кандидат, выдвинутый на заведование кафедрой, будет сообщать работнику отдела кадров эти сведения о себе (не позднее даты окончания выдвижения кандидатов на заведование кафедрой). А деканы будут предоставлять начальнику ГУАТОиД В. П. Журавлеву предложения по квалификационным требованиям к кандидату на заведование кафедрой — минимально допустимые значения этих показателей (не менее чем за три месяца до даты истечения срока полномочий заведующего соответствующей кафедрой).

    В сведениях о коллективе кафедры (кроме численности) будет указано:

    • доля членов коллектива кафедры, опубликовавших в последние три года статьи в журналах, входящих в наукометрические базы данных Scopus, Web of Science, в численности коллектива кафедры
    • количество научных публикаций членов коллектива кафедры за последние три года в журналах, входящих в наукометрические базы данных Scopus, Web of Science
    • количество защитившихся в срок в последние три года аспирантов, научными руководителями которых являлись члены коллектива кафедры
    • отношение количества грантов российских и зарубежных фондов, полученных членами коллектива кафедры в последние три года, к численности коллектива кафедры

    Информация о коллективе кафедры и о кандидатах будет публиковаться на сайте СПбГУ в первый рабочий день после окончания срока выдвижения кандидатов на заведование кафедрой СПбГУ.

    Декан Химического факультета И. А. Балова предложила, кроме формализованных критериев, включить еще одно требование к кандидатам на заведование кафедрой — их позицию в отношении нынешнего состояния кафедры и их программу развития кафедры. При выборах эти программы можно сравнить, исходя из того, насколько предложенные меры нужны коллективу факультета. И конкретные пункты программы потом можно будет включить в трудовой договор с выигравшим кандидатом, чтобы со временем оценить, насколько он выполнил программу.

    Первый заместитель декана ВШМ С. П. Кущ напомнил, что у коллектива ВШМ есть программа развития коллектива факультета. А коллектив кафедры они рассматривают как профессиональную группу, участвующую в реализации конкретной научной и образовательной программы. Поэтому от кандидатов на заведование кафедрой всегда требуется представить свои предложения по развитию конкретной образовательной программы и программы научных исследований в соответствующей сфере. В коллективе ВШМ есть практико-ориентированные заведующие — например, кафедрой государственного и муниципального управления заведует министр транспорта РФ М. Ю. Соколов. Если же говорить об интернационализации, добавил С. П. Кущ, то результаты сотрудничества с коллегами за рубежом показывают: заведующим кафедрой СПбГУ вполне может стать иностранный преподаватель.

    С. В. Аплонов отметил, что приказ «Об информационном обеспечении выборов заведующего кафедрой СПбГУ» заставляет задуматься: многие ли из нынешних заведующих кафедрами удовлетворяют этим критериям. В последнее время, по его мнению, существенно изменилось представление о задачах коллектива кафедры. Во многих коллективах еще совсем недавно кафедре считалось, что кафедра эффективна по определению, с момента ее рождения. И попытки установить какие-то критерии оценки деятельности коллектива кафедры вначале почти не воспринимались. Только благодаря переходу на программный принцип деятельности эти представления стали более реальными.

    Ректор отметил, что у деканов естественнонаучных и гуманитарных факультетов, видимо, будут разные требования к кандидатам на заведование кафедрой (см. также: Материалы ректорского совещания от 22.04.2013, п. 6.1; от 16.04.2013, п. 4).