Материалы ректорского совещания

№ 87
от 17.12.2012

Повестка совещания

    О послании президента РФ Федеральному собранию РФ

    Проректор И. А. Дементьев напомнил, что 12 декабря, в День Конституции, президент РФ В. В. Путин обратился с традиционным ежегодным посланием к Федеральному собранию РФ. В нем отмечены несколько задач, ключевых для сферы высшего образования и науки. Ранее в одном из посланий президента РФ были, например, определены приоритетные направления развития науки в России, которые стали основой для формирования Программы развития СПбГУ до 2020 года.

    И. А. Дементьев отметил те задачи Послания — 2012, которые напрямую затрагивают сферу образования и науки в стране.

    • «…Поручаю Правительству в двухгодичный срок разработать и внедрить национальную систему оценки качества профессионального образования».
    • «…До апреля будущего года сформировать предложения по созданию системы публичного мониторинга качества медицины, образования, научных результатов, востребованности учреждений культуры. Надо привлечь к этой работе прежде всего профессионалов, посмотреть лучший международный опыт».
    • Правительству поручено «представить предложения по реализации дистанционного образования на русском языке. Оно должно быть доступно для молодежи стран Содружества, для наших соотечественников во всем мире. Важно поддержать школы в СНГ и в других государствах, которые ведут преподавание на русском языке, включая поддержку учителей, помощь с учебниками, материальной базой. Нужно создать систему международных школьных олимпиад по русскому языку. Их победители и призеры должны получить право зачисления в ведущие вузы нашей страны… Качественному образованию на русском языке необходимо придать глобальный характер. В целом речь должна идти о том, чтобы расширять присутствие России в мировом гуманитарном, информационном и культурном пространстве» (И. А. Дементьев напомнил, что Университетом приобретено программное обеспечение Blackboard, которое позволяет организовать эту деятельность , причем с соблюдением прав на интеллектуальные права СПбГУ. В этом направлении ведется работа и по другим образовательным программам (менеджмент, свободные искусства и науки, юриспруденция и др.).
    • «…Ошибочно представлять программу кадрового развития как простое повышение зарплат по принципу: всем сестрам по серьгам, то есть всем поровну, без учета квалификаций и реального вклада каждого работника. В каждой организации (медицинской, образовательной, научной) должна быть сформирована собственная программа развития и кадрового обновления» (В этой связи И. А. Дементьев заметил, что далее, при рассмотрении вопроса о принципах определения размеров годовой премии научно-педагогическим работникам, станет видно, что в Университете пока применяются оба принципа: и «всем сестрам по серьгам», и «с учетом квалификации и реального вклада»).
    • «…Уровень вознаграждения руководителей организаций, которые финансируются за счет бюджета, должен быть привязан к качеству работы организации и к средней заработной плате основного персонала. Мы об этом много раз уже говорили. Когда перешли пару лет назад к новой системе оплаты, изначально было много споров, нужно ли вводить обязательные принципы или достаточно ограничиться методиками. Но вот методики какие-то написали, результат: в некоторых учреждениях руководители получают в разы больше, чем средний персонал. Это неправильно! И эту ситуацию нужно менять» (И. А. Дементьев напомнил, что все выплаты за работу ректора СПбГУ в 2011 и 2012 году составляют 141 тыс. рублей в месяц При этом средняя заработная плата в СПбГУ выросла почти до 50 тыс. рублей в месяц. Желаемое соотношение зарплат 1:5, которое указал президент, в Университете выполняется с лихвой. Вопрос об ограничениях уровня зарплат руководителей не раз ставился и на заседаниях Ассоциации ведущих университетов (см. Материалы ректорского совещания от 21.11.2011, п. 3; от 19.12.2011, п. 7; от 26.12.2011, п. 7; от 20.02.2012, п. 7; от 14.05.2012, п. 5).
    • «…Необходимо глубоко проработать все аспекты сбалансированного пространственного развития страны, включая и сферу образования. Было бы правильно, чтобы приоритетную поддержку получили те вузы, которые работают в регионах, сотрудничают с крупнейшими предприятиями регионов, вместе с ними продвигают научные исследования и разработки, чьи выпускники уже в период учебы связывают свое будущее с тем местом, где они живут и учатся. Именно в таких вузах нужно открывать больше дополнительных бюджетных мест, государство должно оказать поддержку программам развития таких вузов. При этом принципиально важно, чтобы в управлении такими университетами, в их финансировании принимал участие и бизнес. Все это, помимо прочего, прекратит практику, когда немалые ресурсы тратятся на подготовку в Москве и Петербурге студентов, которые даже не собираются устраиваться работать по приобретаемой специальности» (И. А. Дементьев напомнил, что Университет еще в 2008 году начал работать с регионами не только в области подготовки кадров, но и в содействии развитию регионов. Заключены договоры СПбГУ с несколькими крупными регионами, включая Санкт-Петербург и Ленинградскую область. В настоящее время проходят встречи ректора, полномочного представителя президента РФ в СЗФО и руководителей регионов СЗФО (уже состоялись встречи с главами Республики Карелия и Республики Коми).

    И. А. Дементьев попросил деканов ознакомиться с тестом Послания и направить ректору предложения об участии коллектива СПбГУ в реализации поставленных задач.

    Завершение формирования документации по диссертационным советам

    Проректор по научной работе Н. Г. Скворцов сообщил, что работа по реорганизации сети диссертационных советов, созданных на базе Санкт-Петербургского государственного университета, была организована в соответствии с приказом первого проректора по учебной и научной работе от 04.05.2012 № 1910/1 «О новой редакции Приказа "О порядке формирования по защитам диссертаций, работающих на базе СПбГУ"» (см. Материалы ректорского совещания от 27.04.2012, п. 4; от 14.05.2012, п. 7.2; от 03.09.2012, п. 6, от 10.09.2012, п. 3).

    По состоянию на 1 января 2012 года на базе СПбГУ функционировало 63 совета по защитам докторских диссертаций. Из них 27 советов были признаны Высшей аттестационной комиссией соответствующими «Положению о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук». В соответствии с вышеуказанным приказом реформированию подверглись 43 диссертационных советов Университета (в том числе восемь — из числа советов, признанных ВАКом соответствующими «Положению о совете»).

    Реорганизация диссертационных советов на базе СПбГУ проводилась в соответствии с установленными приказом № 1910/1 принципами:

    • любой работник СПбГУ, при наличии у него степени доктора наук и соответствии квалификационным требованиям «Положения о совете», мог заявить о своем желании участвовать в работе диссертационного совета
    • состав руководства диссертационных советов (председатель, заместители председателя, ученый секретарь) формировался ректором с учетом мнений всех кандидатов в состав совета, выраженных на рабочих совещаниях кандидатов в члены совета под председательством проректоров по направлениям
    • научная специальность, по которой проводятся защиты диссертаций, должна быть представлена только в одном совете СПбГУ (тем самым устранялось имевшее место дублирование ряда специальностей в разных советах)
    • в составы формируемых советов не включены лица, соответствующие требованиям «Положения о совете», но занимающие административно-управленческие должности в СПбГУ

    В результате реформирована сеть диссертационных советов, работающих на базе СПбГУ:

    • из ранее действовавших советов — шесть прекращают свою деятельность по причине дублирования специальностей (четыре совета по экономическим наукам, один совет по физико-математическим наукам, один по биологическим наукам)
    • сформированы четыре новых диссертационных совета (один совет — по физико-математическим и техническим наукам, один — по историческим наукам, один — по политическим наукам и один — по экономическим наукам)
    • реорганизованы и сформированы на основе ранее действовавших советов — 37 советов по защитам кандидатских и докторских диссертаций

    Значительно обновился кадровый состав руководства советов. Министерству образования и науки РФ на утверждение представлены новые кандидатуры председателей диссертационных советов (19), заместителей председателей (21), ученых секретарей (16). Таким образом, обновилось руководство 39 советов. При этом, из более чем 800 кандидатур в члены реорганизованных и вновь создаваемых диссертационных советов ректор отклонил шесть кандидатур в члены совета (с учетом лиц, занимающих административные позиции), а также внес изменения по кандидатурам председателей пять диссертационных советов. Кроме того, решением ректора в составы советов были включены 13 научно-педагогических работников, изъявивших желание войти в состав совета и направивших заявление о включении в состав совета ректору.

    К настоящему времени в Высшую аттестационную комиссию министерства образования и науки РФ направлены документы на 39 диссертационных советов (из 41 реформируемых и вновь создаваемых советов). По состоянию на сегодняшний день из числа направленных в ВАК документов приказами Минобрнауки РФ утверждены четыре диссертационных совета на базе СПбГУ (два — по экономическим наукам, один — по юридическим наукам, один — по психологическим наукам.

    Разработан и представлен на рассмотрение первому проректору по учебной и научной работе проект приказа «О порядке внесения изменений в состав советов по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, созданных на базе Санкт-Петербургского государственного университета». Приказ будет регламентировать порядок последующего внесения изменений в состав действующих диссертационных советов СПбГУ, включая изменения в составе руководства совета.

    По номенклатуре ВАКа всего научных специальностей в России 420. В Санкт-Петербургском университете сформированы советы по 134 из них (нет советов только по сельскохозяйственным и военным наукам). При этом в МГУ, например, работают 110 советов по 191 специальности.

    Советник ректора профессор Р. А. Эварестов спросил, как можно оценить качество работы советов. Н. Г. Скворцов ответил, что все защиты идут в видеотрансляции. Но пока остаются вопросы с оформлением документов (из-за этого несколько диссертаций были возвращены в Университет из ВАКа). На утверждение в министерство направлены 16 кандидатур новых ученых секретарей, их надо обучать. Ректор дополнил: не только обучать, но и тестировать. Он поручил Н. Г. Скворцову организовать такое обучение и тестирование в месячный срок (см. также: Материалы ректорского совещания от 01.04.2013, п. 1).

    О заключении дополнительных соглашений к трудовому договору

    И. А. Дементьев напомнил, что по поручению ректора в трудовые контракты с работниками (не являющимися научно-педагогическими) вносятся дополнения, связанные с требованиями об информировании работодателя об аффилированности работников с другими юридическими лицами — или в текст трудового договора при его заключении, или в текст дополнительного соглашения к трудовому договору (см. Материалы ректорского совещания от 23.01.2012, п. 4). На сегодняшний день уже заключено 2248 новых договоров с таким условием и 1562 дополнений к трудовым договорам. Пока только один из работников Университета отказался от заключения такого дополнительного соглашения. Именно в отношении этого работника по заявлению Г. С. Васильева (см. Материалы ректорского совещания от 19.11.2012, п. 5) проводится проверка правоохранительными органами.

    В отношении научно-педагогических работников, напомнил И. А. Дементьев, действует пункт 2.1.6 Правил внутреннего распорядка, который предписывает работнику уведомлять работодателя о месте своей работы по совместительству, включая объем занятости и занимаемую должность (см. также: Материалы ректорского совещания от 16.04.2013, п. 5).

    Завершение подготовки технического задания на проектирование ремонта зданий по Кадетской линии

    И. А. Дементьев напомнил, что год назад были запрошены предложения у деканов факультетов о возможном использовании зданий по Кадетской линии, переданных Университету (см. Материалы ректорского совещания от 12.12.2011, п. 1). Свои предложения представили деканы факультетов: математико-механического, ПМ — ПУ, журналистики, филологического, биолого-почвенного, медицинского. Далеко не со всеми предложениями можно согласиться — например, с предложениями о размещении там учебного процесса наших медиков. С другой стороны, в этих зданиях в помещениях отраслевого отдела библиотеки вполне можно будет предоставить возможность работать студентам различных образовательных программ. До 21 декабря будет закончено формирование окончательного технического задания. У деканов еще есть возможность представить дополнительные предложения.

    Ректор добавил, что в первую очередь здания предназначены для организации учебного процесса математиков и прикладников, а также филологов, востоковедов и журналистов.

    Представление деканами научно-педагогических работников на годовую премию

    И. А. Дементьев напомнил, что два месяца назад говорилось о том, что документы о представлении НПР на премии должны публиковаться на сайте (см. Материалы ректорского совещания от 23.07.2012, п. 7; от 22.10.2012, п. 4). Таких публикаций пока нет. Но запросив проректоров по направлениям, удалось выяснить, что все деканы подали такие представления о назначении премии по итогам года. И. А. Дементьев выделил несколько групп таких представлений:

    • представления деканов трех факультетов (биолого-почвенного, географии и геоэкологии, физического) — в них представление на премию сделано индивидуально по каждому работнику. В этих представлениях работа каждого оценена с высокой степенью детализации, хотя нет установленных критериев оценки труда
    • представления деканов шести факультетов (международных отношений, психологии, социологии, философского, экономического, юридического). В этих представлениях премии определены на основании общих критериев (к сожалению, пока неясно, были ли эти критерии оценки установлены заранее и насколько они понятны работникам)
    • представления на премию деканов остальных 15 факультетов предельно лаконичны (например, «за высокий профессионализм», «за выполнение Программы развития» и т. п.)

    В соответствии с ранее данным поручением ректора все эти представления, в основе которых не положены общие критерии премирования, будут опубликованы. Таким образом у каждого НПР будет возможность попытаться понять принципы, по которым принимались решения деканами факультетов, и учитывать это в своей деятельности. Публикация таких представлений должна происходить регулярно.

    Ректор добавил, что работникам должны быть ясны критерии назначения премии. Например, премия проректоров по направлениям зависит от средней зарплаты в подразделениях (значит, он заинтересован в ее повышении), от уменьшения децильного коэффициента, от процента исполнения проректором приказов и поручений ректора и т. д. (см. Материалы ректорского совещания от 11.04.2011, п. 6, а также приказ № 813/1 от 29.03.2011 «Об определении размеров окладов и надбавок проректоров и надбавок за исполнение обязанностей заведующего кафедрой, председателя учебно-методической / научной комиссии факультета (заместителя, декана факультета), декана факультета». По итогам года сэкономлено 7 млн рублей «недополученной» премии сотрудниками ректората — эти деньги распоряжением ректора направлены на премирование НПР.

    Декан Геологического факультета С. В. Аплонов спросил, с какой частотой происходит мониторинг выполнения коллективами подразделений показателей 7, 8 и 9 Программы развития СПбГУ, от которых зависит переменная часть стимулирующих выплат. И. А. Дементьев ответил, что раз в полгода. Н. М. Кропачев предложил деканам перейти на выплату премий работникам СПбГУ не ежемесячно, а раз в квартал или раз в полгода. Но прежде нужно ввести четкие критерии ее назначения, понятные НПР Университета. В некоторых коллективах так уже происходит.

    Фонды стимулирующих выплат коллективам факультетов растут (у филологов, например, в 2010 году было менее 1 млн рублей в месяц, в 2011 — 5 млн, в 2012 — 9 млн, а с учетом годовой премии — более 11 млн рублей. Декану может показаться, что проще поделить всем поровну, но это неэффективно и несправедливо! Нужно оценивать труд каждого, вырабатывать единые критерии, отстаивать их перед коллективом. Есть деканы, которые так и делают (их пока немного), и работники этих коллективов привыкли к ясности, справедливости и стабильности в оплате труда (см. также: Материалы ректорского совещания от 28.01.2013, п. 4; от 21.01.2013, п. 3).

    О дополнениях к трудовым договорам с преподавателями, заведующими кафедрами и деканами

    И. А. Дементьев сообщил, что по предложению деканов ряда факультетов готовятся дополнения к трудовым договорам с преподавателями, заведующими кафедрами и деканами о том, чтобы они регулярно представляли информацию для размещения на сайте СПбГУ о результатах научной деятельности — в доступной форме. Привлечение внимания к сайту СПбГУ без базовой информации о достижениях универсантов невозможно. Собирать информацию трудно, и часто деканы и заведующие кафедрами ограничиваются простым перечислением научных тем. Надо придать этой деятельности системный характер — сообщение такой информации должно стать регулярной обязанностью каждого НПР, заведующего кафедрой и декана. Идет поиск формулировки данного поручения. И. А. Дементьев попросил деканов в двухнедельный срок направлять предложения ректору.

    Ректор сообщил, что в ближайшие дни будет сформирован и размещен на главной странице сайта СПбГУ баннер «Карта науки СПбГУ». Под ним будут опубликованы результаты научной деятельности ученых Университета — на основе материалов, имеющихся в информационной системе СПбГУ. Потом туда будет добавлена информация об участии в научных конференциях и о научных докладах. Правда, есть и такие ученые (в том числе и достаточно известные), которые не регистрируются в базе УНИ. Поэтому их имен на Карте науки не будет. Ректор попросил деканов известить об этом сотрудников. Аналогичную Карту науки ученых всей России готовит министерство образования и науки.

    И. А. Горлинский добавил, что в 2011 году в базе УНИ по инициативе самих НПР было зафиксировано около 50 тыс. публикаций сотрудников СПбГУ, а в 2012 году — уже 80 тыс. Это значит, что применяемый стимулирующий инструмент, который принят в Университете, эффективно работает.

    Об институциональной аккредитации СПбГУ

    Первый проректор по учебной и научной работе И. А. Горлинский сообщил, что в сентябре начался завершающий этап работы по получению Университетом институциональной международной аккредитации в области бизнес-образования по стандартам EQUIS. Об этом неоднократно говорилось и на ректорских совещаниях (см. Материалы ректорского совещания от 23.01.2012, п. 3 и от 22.10.2012, п. 3). На прошлой неделе получена информация о том, что принято решение об институциональной аккредитации СПбГУ на три года. Это первый случай в истории Российской Федерации, другие университеты не рискуют даже подавать заявку на аккредитацию такого высокого уровня. И. А. Горлинский отметил, что при проведении аккредитации исследовалась работа всего Университета, прежде всего оценивалась действующая в Университете система управления образовательной и научной деятельностью. Комиссия изучала то, как организована деятельность подчиненных проректора по учебной работе, проректора по научной работе, обеспечивающих служб, оценивалось качество образовательных программ и научных исследований по направлению «Менеджмент».

    О сборе средств на операцию студентке СПбГУ

    И. А. Дементьев напомнил, что в Университете продолжается сбор средства для помощи больной студентке. Этот вопрос впервые возник в связи с обращением к ректору на приеме граждан мамы и бабушки студентки, которые работают в СПбГУ (см. Материалы приема граждан от 03.04.2012). Девушка страдает тяжелым заболеванием, при котором консервативные методы лечения, к сожалению, не дают результатов. Ей требуется дорогостоящая операция в одной из клиник Германии. Лучшие специалисты Университета (организовал эту работу декан Медицинского факультета П. К. Яблонский) пришли к выводу о необходимости проведения операции, причем она, по их мнению, должна быть проведена за рубежом.

    Представители профсоюзной организации сотрудников СПбГУ организовали сбор средств еще в начале апреля 2012 года. За это время 865 универсантов сделали пожертвование в фонд помощи на общую сумму в 442 тыс. 85 рублей. Однако для оплаты операции необходимы еще около 600 тыс. рублей.

    К сбору средств подключились и представители профсоюзной организации студентов и аспирантов СПбГУ. Добровольные взносы принимаются профоргами подразделений или переводятся на счет профсоюзной организации СПбГУ.

    Ректор призвал не оставаться равнодушными к человеческому несчастью и поблагодарил всех универсантов, кто уже внес свой долю в общее дело. Он подчеркнул, что сбор средств для помощи больной студентке зависит от конкретных людей, которые этим занимаются (в коллективе химиков, например, деньги сдал каждый третий, а из филологов — едва ли не каждый сотый...) Пополнение эндаумент-фонда Университета позволит в будущем проще решать и такие вопросы, оказывать реальную помощь универсантам.