Материалы ректорского совещания

№ 23
от 22.08.2011

Повестка совещания

    Назначение и. о. декана факультета

    Приказом и. о. ректора от 15.08.2011 и. о. декана Факультета прикладных коммуникаций, созданного решением Ученого совета СПбГУ от 25.04.2011, назначен заведующий кафедрой, доктор политических наук Большаков Сергей Николаевич. Согласно приказу он будет выполнять эти обязанности в период с 15.августа по 20 сентября 2011 года.

    Директора ресурсных центров СПбГУ

    Первый проректор по учебной и научной работе И. А. Горлинский сообщил, что в университете продолжается работа по выполнению Программы развития СПбГУ в части создания сети ресурсных центров, которые предоставят всем желающим сотрудникам и студентам уже в 2012 году возможность использования современных дорогостоящих приборных комплексов для проведения научных исследований по приоритетным направлениям Программы. В настоящее время идет закупка оборудования и проводятся проектные и ремонтные работы по 15 новым ресурсным центрам:

    • Магнитно-резонансные методы исследования
    • Рентгено-дифракционные методы исследования
    • Методы анализа состава вещества
    • Оптические и лазерные методы исследования
    • Физические методы исследования поверхности
    • Термогравиметрические и калориметрические методы исследования
    • Интеллектуальные технологии конструирования функциональных материалов и устройств
    • Центр инновационных технологий композитных наноматериалов
    • Развитие молекулярных и клеточных технологий
    • Культивирование микроорганизмов
    • Обсерватория экологической безопасности
    • Центр дистанционного зондирования Земли и прикладной геоинформатики
    • Центр исследования и моделирования геологических и геоэкологических процессов и систем (Геомодель)
    • Вычислительный центр СПбГУ
    • Центр социологических интернет-исследований

    Также проводится доукомплектация ранее созданных трех ресурсных центров:

    • Междисциплинарный ресурсный центр (МРЦ) по направлению «Нанотехнологии»
    • Центр микроскопии и микроанализа
    • Центр коллективного пользования оборудованием — Хромас

    На сегодняшний день приказами первого проректора по учебной и научной работе уже назначены директоры семи создаваемых ресурсных центров:

    • Магнитно-резонансные методы исследования — Толстой Петр Михайлович
    • Рентгено-дифракционные методы исследования — Грунский Олег Сергеевич
    • Центр дистанционного зондирования Земли и прикладной геоинформатики — Кучаев Вячеслав Алексеевич
    • Центр исследования и моделирования геологических и геоэкологических процессов и систем (Геомодель)» — Михайлов Евгений Федорович
    • Вычислительный центр СПбГУ — Золотарев Валерий Иванович
    • Центр социологических интернет-исследований — Снопова Светлана Михайловна
    • Центр коллективного пользования оборудованием Хромас — Гагинская Елена Романовна

    Среди назначенных директоров — вернувшийся специально для этой работы в alma mater из Свободного университета Берлина молодой специалист в области ЯМР — спектроскопии П. М. Толстой. Директорам ресурсных центров установлена зарплата в размере 40 тысяч рублей в месяц. В связи с вопросом декана Химического факультета И. А. Баловой о возможности совмещения директором ресурсного центра работы директора с преподавательской и научной работой И. А. Горлинский пояснил, что совместительство возможно по общим правилам, однако директорам ресурсных центров следует учесть, что их основной задачей является обеспечение работы ресурсного центра в предусмотренном типовым Положением о таких центрах режиме его равнодоступности для всех сотрудников и студентов университета. Нельзя допустить ситуаций, когда директор центра, будучи по совместительству преподавателем или научным сотрудником, использовал бы вверенный ему огромный ресурс преимущественно в интересах развития «собственной» тематики. В таком случае ему придется покинуть директорский пост. В связи с этим ректор напомнил, что еще при его назначении на должность первого проректора, деканы факультетов на заседании Сената университета в качестве напутствия говорили о том, что одной из главных задач является искоренение широко распространенного явления лоббирования проректорами, начальниками управлений и служб университета интересов коллективов отдельных лабораторий, кафедр, факультетов. К сожалению, к середине 1990-х годов протекционизм при решении вопросов, касающихся закупок научного оборудования, выделения ставок, помещений и иных ресурсов (мест в общежитиях, полисов медстрахования, путевок в университетский дом отдыха и т. д.) стал нормой университетской жизни (см. также: Материалы ректорского совещания от 10.06.2013, п. 3).

    О подготовке к учебному году

    Об учебно-методической работе

    В рамках подготовки к новому учебному году в области учебно-методической деятельности в университете приняты и утверждены: собственные образовательные стандарты по уровням высшего профессионального образования (бакалавриат, магистратура, подготовка специалиста) с приложениями, характеризующими специфику подготовки по направлениям и специальностям; рабочие программы учебных занятий, обеспечивающих формирование общих компетенций (физическая культура и спорт, английский язык, русский язык как иностранный, безопасность жизнедеятельности); характеристики всех основных образовательных программ, на которые произведен прием в 2011 году. Учеными советами факультетов рассмотрены и одобрены соответствующие компетентностно-ориентированные учебные планы. При организации приема подготовлены и опубликованы каталоги основных образовательных программ бакалавриата, магистратуры и подготовки специалиста. В целях упорядочения учебно-методической работы в 2011/12 году и своевременной подготовки приема 2012 года утвержден новый порядок организации планирования обеспечения образовательных программ и отчетности об их реализации, вступающий в силу с 1 октября 2011 года.

    О подготовке материально-технической базы

    По информации проректора по эксплуатации материально-технической базы Г. С. Васильева.

    Работа по подготовке учебных аудиторий и общежитий к началу учебного года продолжается

    На прошлой неделе начались плановые проверки состояния противопожарной безопасности. Если сравнить результаты этой проверки с тем, что было 2–3 года назад, то можно сделать вывод, что за это время сделан большой шаг вперед. К сожалению, в ходе проверок обнаружено немало нарушений, в том числе: до сих пор закрываются двери в ряде общежитий, некоторые пути эвакуации загромождены мебелью. Многие из этих нарушений существуют уже несколько месяцев, хотя их устранение не требует ни финансовых затрат, ни длительного времени. В этой связи важно, чтобы проживающие в общежитиях оперативно сообщали о замеченных ими нарушениях. При оперативном поступлении такой информации, многие нарушения могли бы быть устранены в течение нескольких дней.

    В конце прошлой недели был проведен анализ изменения количества мест в общежитиях за последние несколько лет.

    Количество иногородних студентов неуклонно растет (в среднем каждый год на первый курс поступают на 5 % больше иногородних студентов), и в Университете принимаются меры, чтобы соразмерно увеличивать количество мест в общежитиях. За последние два года общее количество мест, которые могут быть предоставлены для проживания студентам, увеличилось на 1300, в ближайшие несколько месяцев количество мест должно еще возрасти — за счет перепланировки общежития в ВУНКе и выселения сотрудников СПбГУ, проживающих в общежитии.

    За последний год удалось дополнительно ввести в строй более 1150 мест в общежитиях, из которых около 200 находятся в Василеостровском районе. Сделано это за счет ремонта комнат, ранее бывших непригодными для проживания (более 1000 мест) и продолжения политики выселения лиц, не имеющих права проживать в общежитиях. Работа в этом направлении будет продолжена. Еще несколько сотен мест могут быть предоставлены студентам к началу следующего семестра. Университет планирует к началу второго семестра ликвидировать перепланировки, незаконно произведенные в общежитиях, в том числе в общежитии на Васильевском острове по адресу ул. Шевченко, д. 25 (общежитие № 4) и 5-я линия, д. 66 (общежитие № 17). Отдельные руководители подразделений СПбГУ, которые по доверенности ректора в 1990-х годах самостоятельно распоряжались финансовыми и материальными ресурсами университета с целью разместить одну из кафедр и бухгалтерию своего подразделения произвели незаконные перепланировки в этом общежитии (общая площадь — более 800 кв. м). И это в ситуации когда в эти же годы в помещениях филфака только незаконно открытые рестораны занимали более 1000 кв. м. На эти незаконные перепланировки в общежитиях было израсходовано более 20 млн рублей. И теперь для того что бы восстановить в общежитии 137 мест для поселения студентов, нам снова придется израсходовать надеюсь немногим более 20 млн руб. До конца текущего года стены общежитий должны также покинуть около 40 посторонних университету лиц, продолжающих там жить сегодня. К сожалению, общение с этими лицами перешло в судебную фазу и назвать точные даты выезда последнего незаконно проживающего сегодня затруднительно. Будет также сокращаться и число мест, занятых работниками СПбГУ.

    См. также: Материалы с приема граждан 05.07.2016, п. 1; Материалы ректорского совещания от 22.06.2015, п. 7; от 13.10.2014, п. 8.

    Проректор Г. С. Васильев сообщил о проблеме, связанной с проживанием в общежитиях лиц, не имеющих отношения к обучающимся

    На Васильевском острове осталось восемь таких жильцов, занимающих 22 места. В Петергофе дела обстоят сложнее: в условиях, когда в 90-е годы в Петергофе традиционно существовал избыток мест, практиковалось размещение там преподавателей и работников Университета. Сегодня, когда количество иногородних студентов возрастает, Университет будет проводить политику первоочередного предоставления мест в общежитиях студентам. Часть образовательных программ реализуются и на Васильевском острове и в Петродворце, поэтому есть вероятность, что кому-то из студентов захочется иметь места и в ПУНКе, и в ВУНКе.

    Ректор подчеркнул, что общая линия на выселение незаконно проживающих в общежитиях СПбГУ продолжается, но не всех можно выселить в один момент, так как существуют правовые нормы и личные обстоятельства (наличие несовершеннолетних детей, пенсионный возраст и т. д.). Однако уже сделаны предупреждения о том, что все должны быть выселены. Ректор отметил, что практика поселения преподавателей сохранится, но закон разрешает селить преподавателей только в том случае, если есть вакантные места после поселения студентов (см. также: Материалы ректорского совещания от 22.06.2015, п. 7).

    О создании информационной среды

    По информация первого проректора по учебной и научной работе И. А. Горлинского каждому первокурснику будет создан адрес корпоративной электронной почты в домене @student.spbu.ru. Отвечая на вопрос декана одного из факультетов И. А. Горлинский пояснил, что старшекурсникам и сотрудникам также предложено получить ответствующий адрес корпоративной электронной почты. Для организации этой работы планируется привлечь студсоветы факультетов. Корпоративные электронные адреса позволят обеспечить авторизованный доступ к сервисам университета, в том числе к учебным материалам, участие в опросах, проводимых в университете, а также обеспечить автоматизированное взаимодействие преподавателей и студентов в ходе обучения (например в рамках использования программы Blackboard).

    О проведении дополнительного приема на основные образовательные программы

    После 10 августа 2011 года в Университет неоднократно обращались абитуриенты, не поступившие в СПбГУ по результатам «второй волны» на места с оплатой из средств федерального бюджета и не подавшие своевременно заявления на платную основу обучения, по вопросу о возможности проведения в университете дополнительного приема. Предложения об открытии дополнительного приема на платную основу обучения поступили и от проректоров по обеспечению учебной и научной работы факультетов. В связи с этим, с согласия руководителя Департамента государственной службы и кадров Правительства РФ, в университете с 20 августа текущего года приказом и. о. ректора объявлен дополнительный прием на программы бакалавриата и подготовки специалиста на места для обучения на платной основе. Дополнительный прием открыт на 21 программу. Полная информация находится на сайте Приемной комиссии университета. По информации первого проректора по учебной и научной работе И. А. Горлинского продолжается и прием в ординатуру. И. А. Горлинский подчеркнул, что обратился с предложением к студсоветам факультетов Медицинского факультета и Факультета стоматологии и медицинских технологий с предложением представить своих кандидатов в члены по приемной комиссии в рамках расширения участия обучающихся в принятии ключевых решений в университетской жизни (см. также Материалы ректорского совещания от 08.08.2011 и от 15.08.2011).

    О поселении студентов в общежитии университета

    По информации проректора И. А. Дементьева 22 августа в 16:00 на совещании, в котором примут участие представители студенческих советов факультетов, проректора университета и начальник управления по работе с молодежью О. В. Коренько, будут определяться приоритетные с точки зрения студсоветов категории обучающихся для поселения в общежития, расположенные на Васильевском острове (см. также: Материалы ректорского совещания от 30.11.2015, п. 2).