Психология образования
37.04.01 На русском языке
Уровень обучения Магистратура
Форма обучения Очная
Продолжительность обучения 2 года
Направление Психологические науки
С дополнительной квалификацией «Педагог‑психолог»
Описание программы
- Программа ориентирована на подготовку высококвалифицированных психологов для работы в сфере образования (учреждениях дошкольного, общего, среднего профессионального, высшего, дополнительного образования), способных эффективно решать ключевые для образовательного процесса психологические проблемы
- Позволяет овладеть традиционными и инновационными подходами, методами и методиками психологической диагностики, психопрофилактики, психологической интервенции (консультирования и психокоррекции) всех участников образовательных отношений: обучающихся различного возраста, родителей, педагогов; теоретическими основами и технологическими решениями психологического сопровождения образовательного процесса и образовательных программ (включая психолого‑педагогическое сопровождение инклюзивного образования); основами экспертной психологической деятельности
- Структура и содержание программы предполагает возможность самостоятельного построения обучающимися образовательных маршрутов посредством выбора учебных дисциплин из двух блоков:
- Психолог в сфере цифрового образования (с акцентом на освоение инновационных направлений деятельности психолога в условиях активного использования аппаратных и программных информационно‑коммуникационных технологий)
- Психолог в сфере специального образования (с акцентом на освоение различных аспектов организации и содержания психологической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их семьями)
- При реализации программы значительное внимание уделяется формированию практических навыков психологической деятельности (в том числе, в ходе ряда производственных практик: научно‑исследовательской работы, педагогической, профессиональной, преддипломной)
- Выбор программы наиболее целесообразен для абитуриентов, имеющих базовое психологическое, педагогическое, специальное (дефектологическое образование)
Вступительные испытания
Психология образования — письменный экзамен (для граждан РФ и соотечественников)
Основные учебные курсы
- Основы психокоррекции и коррекционно-развивающей работы в условиях традиционного и цифрового образования
- Психодиагностика и психокоррекция в условиях дизонтогенеза
- Психологическое консультирование в условиях инклюзивного образования
- Психология дизонтогенеза в практике обучения и воспитания
- Психология коммуникации субъектов образования в цифровом образовательном пространстве
- Психология образования взрослых
- Психология обучения с элементами нейродидактики
- Психология семейного воспитания и обучения
- Психолого-педагогические аспекты применения искусственного интеллекта в образовании
- Теория и практика воспитательной работы в современных условиях образования
- Теория и техники психологического консультирования в образовании
- Терапия искусством в условиях дизонтогенеза
- Технологии работы психолога с родителями в традиционном и дистанционном образовании
- Технологии работы с детьми из группы риска
- Технологии разработки и проведения психологических традиционных и онлайн тренингов в образовании
Факультативы
- Адаптация и обучение в Университете (ЭО)
- Китайский язык для начинающих. Часть 1 (онлайн-курс)
- Китайский язык для начинающих. Часть 2 (онлайн-курс)
- Китайский язык: пять шагов к успеху. Часть 1 (онлайн-курс)
- Китайский язык: пять шагов к успеху. Часть 2 (онлайн-курс)
- Китайский язык: пять шагов к успеху. Часть 3 (онлайн-курс)
- Китайский язык: пять шагов к успеху. Часть 4 (онлайн-курс)
- Китайский язык: пять шагов к успеху. Часть 5 (онлайн-курс)
- Педагогическая и возрастная психология
- Право интеллектуальной собственности в цифровую эпоху (онлайн-курс)
- Современные проблемы непрерывного образования (онлайн-курс)
- Университетская жизнь. Основы корпоративной этики (онлайн-курс)
- Хинди для начинающих. Часть 1 (онлайн-курс)
- Хинди для начинающих. Часть 2 (онлайн-курс)
- Язык эффективной коммуникации в цифровом обществе (онлайн-курс)
Преимущества обучения
- В рамках программы реализуется междисциплинарный подход в отборе содержания и методов подготовки современного психолога, учитываются современные достижения психологической и педагогической науки, мировые тенденции в изменении теории и практики образования
- Программа является практико-ориентированной, чему способствуют обязательное использование активных и интерактивных методов обучения (кейс-метода, тренингов, групповых дискуссий и других) и привлечение к решению образовательных задач практикующих специалистов широкой сети партнёрских образовательных учреждений (будущих работодателей)
- Программа предусматривает широкий спектр учебных дисциплин по выбору, позволяющих углублённо осваивать области психологии цифрового образования, специальной психологии и психологии инклюзивного образования
- Программа ориентирована на подготовку высококвалифицированных специалистов, способных решать различные задачи в сферах психологии образования и смежных направлений, обеспечивать психологическое сопровождение детей и взрослых в контекстах как обучения, воспитания, коррекции, социализации, так и личностного (личностно-профессионального) становления и развития
- По завершении программы выпускникам присваивается дополнительная квалификация «Педагог-психолог»
Известные преподаватели
- Р. В. Демьянчук — руководитель образовательной программы; доктор психологических наук, доцент, педагог-психолог высшей квалификационной категории; Председатель Учебно-методической комиссии СПбГУ по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки»; заместитель Председателя Научной комиссии СПбГУ в области психологических наук; член Экспертного совета по специальному образованию при Государственной Думе РФ; член Совета по образовательной политике при Комитете по образованию Санкт-Петербурга; член Экспертного совета Регионального центра выявления и поддержки одарённых детей в области искусства, спорта, образования и науки (Санкт-Петербург); научный руководитель ряда региональных инновационных площадок Комитета по образованию Санкт-Петербурга; признанный специалист в областях психолого-педагогического сопровождения развития детей с ограниченными возможностями здоровья и личностно-профессионального развития педагогов; автор (совместно с проф. С.Н. Костроминой) оригинальной концепции личностно-профессионального развития педагогов и модели его психологического сопровождения; автор более 100 научных и учебно-методических работ по педагогической, специальной и клинической психологии, коррекционной педагогике.
- Н. В. Бордовская — доктор педагогических наук, профессор, академик РАО; Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации; заведующая кафедрой психологии образования и педагогики СПбГУ; эксперт РАН, РНФ, РФФИ, член Бюро Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО, член Совета по методологии педагогики РАО, руководитель ряда исследовательских проектов федерального и международного уровня; автор более 200 научных и учебно-методических работ, в том числе широко известных монографий, учебников и учебных пособий по актуальным проблемам общей и профессиональной педагогики, разработки и применения современных образовательных технологий, методологии педагогического исследования и психологии образования.
- Л. А. Даринская — доктор педагогических наук, профессор; член Научной комиссии СПбГУ в области педагогических наук; член Экспертного совета по общему образованию и дополнительному образованию детей Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке; член федерального учебно-методического объединения по общему образованию РАО; член Экспертного совета Регионального центра выявления и поддержки одарённых детей в области искусства, спорта, образования и науки (Санкт-Петербург); член Экспертного совета по вопросам совершенствования законодательства в сфере обеспечения безопасности детей и формирования доброжелательной и комфортной среды для их жизни и развития; эксперт (рецензент) ряда научных журналов; известный специалист в области творческого развития личности, педагогики и психологии высшей школы, организации и содержания психолого-педагогического сопровождения развития одарённых и талантливых детей; автор более 200 научных и учебно-методических работ по соответствующим областям педагогической науки и практики.
- Н. А. Медина Бракамонте — кандидат педагогических наук, доцент; Председатель учебно-методической комиссии 37.00.00 «Психологические науки»; Руководитель дополнительной программы переподготовки «Психология»; приглашенный эксперт Федерального Агентства по делам национальностей проекта «Дети Арктики», мероприятий в рамках «Десятилетия детства» г. Санкт-Петербурга, внештатный эксперт регионального агентства стратегических инициатив; руководитель исследований в области психологии образования взрослых и воспитания подрастающего поколения; автор научных, учебно-методических работ и онлайн-курсов
- А. Д. Наследов — кандидат психологических наук, доцент; член Научной комиссии СПбГУ в области психологических наук; победитель и лауреат Национального конкурса «Золотая Психея» и конкурса СПбГУ научных работ им. Б.Г. Ананьева по направлению психология; известный специалист в сферах методологии применения математических методов и моделей в психолого-педагогических исследованиях; методов измерений в психологии и психодиагностике; автор множества широко известных научных и учебно-методических работ по актуальным проблемам психологии и онлайн-курсов
- С. Т. Посохова — доктор психологических наук, профессор; кавалер Ордена Почёта; член Экспертного совета по специальному образованию при Государственной Думе РФ; эксперт Совета по образовательной политике при Комитете по образованию Санкт-Петербурга; разработчик самостоятельного научно-исследовательского направления в изучении личности как субъекта адаптации; автор более 280 широко известных научных работ по актуальным проблемам психологии личности, психологии адаптации, психодиагностики
- В. М. Сорокин — кандидат психологических наук, доцент; лауреат премии СПбГУ «За педагогическое мастерство»; признанный специалист в области экспериментального изучения состояний сенсорной депривации и методологических основ психологии дизонтогенеза; автор более 400 научных и учебно-методических работ по проблемам специальной и клинической психологии
Основные направления исследований
- Психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса
- Психология образовательной среды
- Психология профессионального развития педагога
- Психология семейного воспитания, изучение роли семьи в формировании мировоззрения и нравственного развития ребёнка
- Психолого-педагогические факторы развития компетенций обучающихся
- Психолого-педагогические факторы успешности учебной деятельности
Практика и будущая карьера
Места прохождения практики
- Академическая гимназия СПбГУ
- Центр профессионально-личностного консультирования СПбГУ
- Психологическая клиника СПбГУ
- Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Академическая гимназия № 56» Санкт-Петербурга
- Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 116 Приморского района Санкт-Петербурга
- Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 5 Центрального района Санкт-Петербурга
- Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №755
- Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа-интернат № 49 Петродворцового района Санкт-Петербурга «Школа здоровья»
- Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Петродворцового района Санкт-Петербурга «Доверие»
- Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования
- Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального педагогического образования центр повышения квалификации специалистов «Информационно-методический центр» Невского района Санкт-Петербурга
- Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Калининского района Санкт-Петербурга
- Частное общеобразовательное учреждение «Санкт-Петербургская гимназия "Альма-Матер"»
- ООО «Научно-информационный центр АРТ»
- ООО «Информационно-консультационный центр «Психометрика»
Перечень ключевых профессий
- Психолог
- Педагог-психолог
Организации, в которых работают выпускники
- Санкт-Петербургский государственный университет
- Академическая гимназия СПбГУ
- Частное общеобразовательное учреждение «Санкт-Петербургская гимназия "Альма-Матер"»
- Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального педагогического образования центр повышения квалификации специалистов «Информационно-методический центр» Невского района Санкт-Петербурга
- Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической медико-социальной помощи, центр психолого-медико-социального сопровождения Выборгского района Санкт-Петербурга и др.
Аккредитация
Свидетельство о государственной аккредитации от 05 августа 2021 года №3649