Психология образования
37.04.01На русском языке
Уровень обучения Магистратура
Форма обучения Очная
Продолжительность обучения 2 года
- Психология образования — конкурс документов (портфолио) (для граждан РФ и соотечественников)
- Программа ориентирована на подготовку высококвалифицированных психологов для работы в сфере образования (учреждениях дошкольного, общего, среднего профессионального, высшего, дополнительного образования), способных эффективно решать ключевые для образовательного процесса психологические проблемы
- Позволяет овладеть традиционными и инновационными подходами, методами и методиками психологической диагностики, психопрофилактики, психологической интервенции (консультирования и психокоррекции) всех участников образовательных отношений: обучающихся различного возраста, родителей, педагогов; теоретическими основами и технологическими решениями психологического сопровождения образовательного процесса и образовательных программ (включая психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования); основами экспертной психологической деятельности
Структура и содержание программы предполагает возможность самостоятельного построения обучающимися образовательных маршрутов посредством выбора учебных дисциплин из двух блоков:
- психолог в сфере цифрового образования (с акцентом на освоение инновационных направлений деятельности психолога в условиях активного использования аппаратных и программных информационно-коммуникационных технологий)
- психолог в сфере специального образования (с акцентом на освоение различных аспектов организации и содержания психологической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их семьями)
При реализации программы значительное внимание уделяется формированию практических навыков психологической деятельности (в том числе, в ходе ряда производственных практик: научно-исследовательской работы, педагогической, профессиональной, преддипломной). Выбор программы наиболее целесообразен для абитуриентов, имеющих базовое психологическое, педагогическое, специальное (дефектологическое образование)
Наличие сертификата об окончании следующих онлайн-курсов дает пять дополнительных баллов при поступлении:
- Математические методы в психологии. Основы применения
- Введение в гендерную социологию
- Эффективный руководитель (любой из курсов специализации)
- Просто о статистике с использованием R (любой курс спецализации)
- Психология сознания
- Методологические проблемы психологии (два курса)
- Психолингвистика
- Расстройства аутистического спектра
- Нейролингвистика
- Зрительное восприятие и обманы зрения
- Психологическое сопровождение субъектов образования
- Психологическая экспертиза в сфере образования (с практикумом)
- Преподавание психологии в высшей школе
- Психологические теории и практика школьного образования
- Психология образования взрослых
- Инклюзивная ортопедагогика (с практикумом)
- Теория и техники психологического консультирования в образовании
- Цифровая психодиагностика в сфере образования
- Технологии разработки и проведения психологических традиционных и онлайн тренингов в образовании
- Психолого-медико-педагогическое консультирование (с практикумом)
- Психодиагностика и психокоррекция в условиях дизонтогенеза
- Психология семейного воспитания и обучения
- Основы психотерапевтической и коррекционно-развивающей работы в условиях цифрового образования
- Терапия искусством в условиях дизонтогенеза
- Психология коммуникации субъектов образования в цифровом образовательном пространстве
- Технологии работы с детьми из группы риска
Программа имеет международную аккредитацию DEVA-IMPLANTA. Это гарант высокой подготовки выпускника, соответствие требованиям европейских и международных стандартов качества
- В рамках программы реализуется междисциплинарный подход в отборе содержания и методов подготовки современного психолога, учитываются современные достижения психологической и педагогической науки, мировые тенденции в изменении теории и практики образования
- Программа является практико-ориентированной, чему способствуют обязательное использование активных и интерактивных методов обучения (кейс-метода, тренингов, групповых дискуссий и других) и привлечение к решению образовательных задач практикующих специалистов широкой сети партнёрских образовательных учреждений (будущих работодателей)
- Программа предусматривает широкий спектр учебных дисциплин по выбору, позволяющих углублённо осваивать области психологии цифрового образования, специальной психологии и психологии инклюзивного образования
- Программа ориентирована на подготовку высококвалифицированных специалистов, способных решать различные задачи в сферах психологии образования и смежных направлений, обеспечивать психологическое сопровождение детей и взрослых в контекстах как обучения, воспитания, коррекции, социализации, так и личностного (личностно-профессионального) становления и развития
- Р.В. Демьянчук — руководитель образовательной программы; кандидат психологических наук, доцент, педагог-психолог высшей квалификационной категории; Председатель Учебно-методической комиссии СПбГУ по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки»; заместитель Председателя Научной комиссии СПбГУ в области психологических наук; член Экспертного совета по специальному образованию при Государственной Думе РФ; член Совета по образовательной политике при Комитете по образованию Санкт-Петербурга; член Экспертного совета Регионального центра выявления и поддержки одарённых детей в области искусства, спорта, образования и науки (Санкт-Петербург); научный руководитель ряда региональных инновационных площадок Комитета по образованию Санкт-Петербурга; признанный специалист в областях психолого-педагогического сопровождения развития детей с ограниченными возможностями здоровья и личностно-профессионального развития педагогов; автор (совместно с проф. С.Н. Костроминой) оригинальной концепции личностно-профессионального развития педагогов и модели его психологического сопровождения; автор более 100 научных и учебно-методических работ по педагогической, специальной и клинической психологии, коррекционной педагогике
- Н.В. Бордовская — доктор педагогических наук, профессор, академик РАО; Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации; заведующая кафедрой психологии образования и педагогики СПбГУ; эксперт РАН, РНФ, РФФИ, член Бюро Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО, член Совета по методологии педагогики РАО, руководитель ряда исследовательских проектов федерального и международного уровня; автор более 200 научных и учебно-методических работ, в том числе широко известных монографий, учебников и учебных пособий по актуальным проблемам общей и профессиональной педагогики, разработки и применения современных образовательных технологий, методологии педагогического исследования и психологии образования
- Л.А. Даринская — доктор педагогических наук, профессор; член Научной комиссии СПбГУ в области педагогических наук; член Экспертного совета по общему образованию и дополнительному образованию детей Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке; член федерального учебно-методического объединения по общему образованию РАО; член Экспертного совета Регионального центра выявления и поддержки одарённых детей в области искусства, спорта, образования и науки (Санкт-Петербург); член Экспертного совета по вопросам совершенствования законодательства в сфере обеспечения безопасности детей и формирования доброжелательной и комфортной среды для их жизни и развития; эксперт (рецензент) International Journal of Virtual and Personal Learning Environments (IJVPLE), входящего в базу издательства IGI Global; известный специалист в области творческого развития личности, педагогики и психологии высшей школы, организации и содержания психолого-педагогического сопровождения развития одарённых и талантливых детей; автор более 200 научных и учебно-методических работ по соответствующим областям педагогической науки и практики
- С. Т. Посохова — доктор психологических наук, профессор; кавалер Ордена Почёта; член Экспертного совета по специальному образованию при Государственной Думе РФ; эксперт Совета по образовательной политике при Комитете по образованию Санкт-Петербурга; разработчик самостоятельного научно-исследовательского направления в изучении личности как субъекта адаптации; автор более 280 широко известных научных работ по актуальным проблемам психологии личности, психологии адаптации, психодиагностики
- С. М. Шингаев — доктор психологических наук, доцент; заведующий кафедрой психологии, профессор Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования; автор оригинальной концепции психологического обеспечения профессиональной деятельности, известный специалист в области исследований профессионального здоровья, стресс-менеджмента в образовании, профилактики и коррекции профессионально-обусловленных психологических проблем педагогов и руководителей образования; автор более 350 научных и учебно-методических работ в областях психологии профессиональной деятельности, психологии здоровья, психологии личности, психологии менеджмента
- О. О. Жебровская — кандидат педагогических наук, доцент; Почётный работник общего образования Российской Федерации; эксперт Совета по образовательной политике при Комитете по образованию Санкт-Петербурга; аккредитованный эксперт Комитета по образованию Санкт-Петербурга в области государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства в сфере образования; опытный специалист в области индивидуализации образования, использования в практике обучения современных образовательных технологий, активных и интерактивных методов обучения, нестандартных образовательных подходов, информационно-коммуникационных технологий в общем и высшем профессиональном образовании, оценке качества образования, инновационной деятельности в образовательных организациях; автор более 100 научных и учебно-методических работ по актуальным проблемам педагогики
- О.В. Защиринская — доктор психологических наук, доцент; член Европейской ассоциации психического здоровья (European Health Psychology Society); член Координационного совета Общественной организации «Санкт-Петербургское психологическое общество», действительный член Общероссийской общественной организации «Профессиональная психотерапевтическая лига»; победитель XVII Национального психологического конкурса «Золотая Психея» в номинации «Психологический инструмент года»; победитель IV Международного профессионального конкурса преподавателей вузов «University teacher — 2018»; известный специалист в области специальной и клинической психологии, психотравматогии; психотравматолог с Европейской сертификацией (Fachberaterinfür Psychotraumatologie); руководитель ряда исследовательских проектов федерального уровня; научный руководитель Информационно-консультационного центра «Психометрика»; член редколлегии международных научных журналов и рецензент американского журнала «Current Psychology» (глобальный издатель «Springer»); автор более 280 научных и учебно-методических работ
- А.Д. Наследов — кандидат психологических наук, доцент; заведующий кафедрой педагогики и педагогической психологии СПбГУ; член Научной комиссии СПбГУ в области психологических наук; победитель Национального конкурса «Золотая Психея» в номинации «Лучший проект 2005 года в психологическом образовании»; лауреат конкурса СПбГУ научных работ им. Б.Г. Ананьева по направлению «Психология» в номинации "Лучшая научная работа 2020 года"; известный специалист в сферах методологии применения математических методов и моделей в психолого-педагогических исследованиях; методов измерений в психологии и психодиагностике; автор множества широко известных научных и учебно-методических работ по актуальным проблемам психологии
- В. М. Сорокин — кандидат психологических наук, доцент; лауреат премии СПбГУ «За педагогическое мастерство»; признанный специалист в области экспериментального изучения состояний сенсорной депривации и методологических основ психологии дизонтогенеза; автор более 400 научных и учебно-методических работ по проблемам специальной и клинической психологии
- Вильнюсский университет, Литва
- Йельский университет, США
- Норвежский университет науки и технологий, Норвегия
- Орхусский университет, Дания
- Пловдивский университет имени Паисия Хилендарского, Болгария
- Сарагосский университет, Испания
- Софийский университет имени святого Климента Охридского, Болгария
- Университет Бейра Интериор, Португалия
- Университет Витаутаса Великого, Литва
- Университет Делавэр, США
- Университет Минью, Португалия
- Университет Портсмута, Великобритания
- Университет Сантьяго де Компостела, Испания
- Университет Тохоку, Япония
- Университет Хьюстона, США
- Эдинбургский университет, Великобритания
- Ягеллонский университет, Польша
- Психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса
- Психология образовательной среды
- Психология профессионального развития педагога
- Психология семейного воспитания, изучение роли семьи в формировании мировоззрения и нравственного развития ребёнка
- Психолого-педагогические факторы развития компетенций обучающихся
- Психолого-педагогические факторы успешности учебной деятельности
Места прохождения практики
- Академическая гимназия СПбГУ
- ГБОУ лицей № 214 Центрального района Санкт-Петербурга
- ГБОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической реабилитации и коррекции Петродворцового района Санкт-Петербурга «Доверие»
- СПбГБУ Социальный приют для детей «Транзит»
- Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №399 Красносельского района
- Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №755
- «Региональный центр аутизма» Василеостровского района Санкт-Петербурга
- Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургская академии постдипломного педагогического образования
- Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя школа №303 с углубленным изучением немецкого языка и предметов художественно-эстетического цикла имени Фридриха Шиллера
- Частное общеобразовательное учреждение «Санкт-Петербургская гимназия "Альма-Матер"»
- Центр профессионально-личностного консультирования СПбГУ
- ООО «Научно-информационный центр АРТ»
- ООО «Информационно-консультационный центр «Психометрика»
Перечень ключевых профессий
Выпускники программы являются профессионально компетентными психологами с высоким уровнем готовности к самостоятельной профессиональной деятельности в условиях образовательных организаций всех уровней образования (дошкольного, общего, профессионального), учреждениях дополнительного образования, реабилитационных центрах для детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, консультативно-тренинговых психологических и образовательных центрах и др.
-
Психолог
- Педагог-психолог
- Психолог образовательной организации.
Организации, в которых работают выпускники
- Волонтерские и общественные организации
- Геронтологические учреждения
- Психолого-педагогические и медико-социальные центры
- Центры помощи семье и детям
- образовательные учреждения дошкольного, начального, основного, среднего общего образования
- отделы сопровождения и развития персонала крупных коммерческих организаций
- учреждения дополнительного образования
- учреждения профессионального образования