Психология образования

37.04.01На русском языке

Уровень обучения Магистратура

Форма обучения Очная

Продолжительность обучения 2 года

Вступительные испытания
  • Психология образования — конкурс документов (портфолио) (для граждан РФ и соотечественников)
Описание программы
  • Программа ориентирована на подготовку высококвалифицированных психологов для работы в сфере образования (учреждениях дошкольного, общего, среднего профессионального, высшего, дополнительного образования), способных эффективно решать ключевые для образовательного процесса психологические проблемы
  • Позволяет овладеть традиционными и инновационными подходами, методами и методиками психологической диагностики, психопрофилактики, психологической интервенции (консультирования и психокоррекции) всех участников образовательных отношений: обучающихся различного возраста, родителей, педагогов; теоретическими основами и технологическими решениями психологического сопровождения образовательного процесса и образовательных программ (включая психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования); основами экспертной психологической деятельности

Структура и содержание программы предполагает возможность самостоятельного построения обучающимися образовательных маршрутов посредством выбора учебных дисциплин из двух блоков:

  • психолог в сфере цифрового образования (с акцентом на освоение инновационных направлений деятельности психолога в условиях активного использования аппаратных и программных информационно-коммуникационных технологий)
  • психолог в сфере специального образования (с акцентом на освоение различных аспектов организации и содержания психологической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их семьями)

При реализации программы значительное внимание уделяется формированию практических навыков психологической деятельности (в том числе, в ходе ряда производственных практик: научно-исследовательской работы, педагогической, профессиональной, преддипломной). Выбор программы наиболее целесообразен для абитуриентов, имеющих базовое психологическое, педагогическое, специальное (дефектологическое образование)

Основные учебные курсы
  • Психологическое сопровождение субъектов образования
  • Психологическая экспертиза в сфере образования (с практикумом)
  • Преподавание психологии в высшей школе
  • Психологические теории и практика школьного образования
  • Психология образования взрослых
  • Инклюзивная ортопедагогика (с практикумом)
  • Теория и техники психологического консультирования в образовании
  • Цифровая психодиагностика в сфере образования
  • Технологии разработки и проведения психологических традиционных и онлайн тренингов в образовании
  • Психолого-медико-педагогическое консультирование (с практикумом)
  • Психодиагностика и психокоррекция в условиях дизонтогенеза
  • Психология семейного воспитания и обучения
  • Основы психотерапевтической и коррекционно-развивающей работы в условиях цифрового образования
  • Терапия искусством в условиях дизонтогенеза
  • Психология коммуникации субъектов образования в цифровом образовательном пространстве
  • Технологии работы с детьми из группы риска
Аккредитация

Программа имеет международную аккредитацию DEVA-IMPLANTA. Это гарант высокой подготовки выпускника, соответствие требованиям европейских и международных стандартов качества

Свидетельство об аккредитации

Свидетельство об аккредитации

Преимущества обучения
  • В рамках программы реализуется междисциплинарный подход в отборе содержания и методов подготовки современного психолога, учитываются современные достижения психологической и педагогической науки, мировые тенденции в изменении теории и практики образования
  • Программа является практико-ориентированной, чему способствуют обязательное использование активных и интерактивных методов обучения (кейс-метода, тренингов, групповых дискуссий и других) и привлечение к решению образовательных задач практикующих специалистов широкой сети партнёрских образовательных учреждений (будущих работодателей)
  • Программа предусматривает широкий спектр учебных дисциплин по выбору, позволяющих углублённо осваивать области психологии цифрового образования, специальной психологии и психологии инклюзивного образования
  • Программа ориентирована на подготовку высококвалифицированных специалистов, способных решать различные задачи в сферах психологии образования и смежных направлений, обеспечивать психологическое сопровождение детей и взрослых в контекстах как обучения, воспитания, коррекции, социализации, так и личностного (личностно-профессионального) становления и развития
Известные преподаватели
  • Р.В. Демьянчук — руководитель образовательной программы; кандидат психологических наук, доцент, педагог-психолог высшей квалификационной категории; Председатель Учебно-методической комиссии СПбГУ по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки»; заместитель Председателя Научной комиссии СПбГУ в области психологических наук; член Экспертного совета по специальному образованию при Государственной Думе РФ; член Совета по образовательной политике при Комитете по образованию Санкт-Петербурга; член Экспертного совета Регионального центра выявления и поддержки одарённых детей в области искусства, спорта, образования и науки (Санкт-Петербург); научный руководитель ряда региональных инновационных площадок Комитета по образованию Санкт-Петербурга; признанный специалист в областях психолого-педагогического сопровождения развития детей с ограниченными возможностями здоровья и личностно-профессионального развития педагогов; автор (совместно с проф. С.Н. Костроминой) оригинальной концепции личностно-профессионального развития педагогов и модели его психологического сопровождения; автор более 100 научных и учебно-методических работ по педагогической, специальной и клинической психологии, коррекционной педагогике
  • Н.В. Бордовская — доктор педагогических наук, профессор, академик РАО; Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации; заведующая кафедрой психологии образования и педагогики СПбГУ; эксперт РАН, РНФ, РФФИ, член Бюро Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО, член Совета по методологии педагогики РАО, руководитель ряда исследовательских проектов федерального и международного уровня; автор более 200 научных и учебно-методических работ, в том числе широко известных монографий, учебников и учебных пособий по актуальным проблемам общей и профессиональной педагогики, разработки и применения современных образовательных технологий, методологии педагогического исследования и психологии образования
  • Л.А. Даринская — доктор педагогических наук, профессор; член Научной комиссии СПбГУ в области педагогических наук; член Экспертного совета по общему образованию и дополнительному образованию детей Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке; член федерального учебно-методического объединения по общему образованию РАО; член Экспертного совета Регионального центра выявления и поддержки одарённых детей в области искусства, спорта, образования и науки (Санкт-Петербург); член Экспертного совета по вопросам совершенствования законодательства в сфере обеспечения безопасности детей и формирования доброжелательной и комфортной среды для их жизни и развития; эксперт (рецензент) International Journal of Virtual and Personal Learning Environments (IJVPLE), входящего в базу издательства IGI Global;  известный специалист в области творческого развития личности, педагогики и психологии высшей школы, организации и содержания психолого-педагогического сопровождения развития одарённых и талантливых детей; автор более 200 научных и учебно-методических работ по соответствующим областям педагогической науки и практики
  • С. Т. Посохова — доктор психологических наук, профессор; кавалер Ордена Почёта; член Экспертного совета по специальному образованию при Государственной Думе РФ; эксперт Совета по образовательной политике при Комитете по образованию Санкт-Петербурга; разработчик самостоятельного научно-исследовательского направления в изучении личности как субъекта адаптации;  автор  более 280 широко известных научных работ по актуальным проблемам психологии личности, психологии адаптации, психодиагностики
  • С. М. Шингаев — доктор психологических наук, доцент; заведующий кафедрой психологии, профессор Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования;  автор оригинальной концепции психологического обеспечения профессиональной деятельности, известный специалист в области исследований профессионального  здоровья, стресс-менеджмента в образовании, профилактики и коррекции профессионально-обусловленных психологических проблем педагогов и руководителей образования; автор более 350 научных и учебно-методических работ в областях психологии профессиональной деятельности, психологии здоровья, психологии личности, психологии менеджмента
  • О. О. Жебровская — кандидат педагогических наук, доцент; Почётный работник общего образования Российской Федерации; эксперт Совета по образовательной политике при Комитете по образованию Санкт-Петербурга; аккредитованный эксперт Комитета по образованию Санкт-Петербурга в области государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства в сфере образования; опытный специалист в области индивидуализации образования, использования в практике обучения современных образовательных технологий, активных и интерактивных методов обучения, нестандартных образовательных подходов, информационно-коммуникационных технологий в общем и высшем профессиональном образовании, оценке качества образования, инновационной деятельности в образовательных организациях; автор более 100 научных и учебно-методических работ по актуальным проблемам педагогики
  • О.В. Защиринская — доктор психологических наук, доцент; член Европейской ассоциации психического здоровья (European Health Psychology Society); член Координационного совета Общественной организации «Санкт-Петербургское психологическое общество», действительный член Общероссийской общественной организации «Профессиональная психотерапевтическая лига»; победитель XVII Национального психологического конкурса «Золотая Психея» в номинации «Психологический инструмент года»; победитель IV Международного профессионального конкурса преподавателей вузов «University teacher — 2018»; известный специалист в области специальной и клинической психологии, психотравматогии; психотравматолог с Европейской сертификацией (Fachberaterinfür Psychotraumatologie); руководитель ряда исследовательских проектов федерального уровня; научный руководитель Информационно-консультационного центра «Психометрика»; член редколлегии международных научных журналов и рецензент американского журнала «Current Psychology» (глобальный издатель «Springer»); автор более 280 научных и учебно-методических работ
  • А.Д. Наследов — кандидат психологических наук, доцент; заведующий кафедрой педагогики и педагогической психологии СПбГУ; член Научной комиссии СПбГУ в области психологических наук;  победитель Национального конкурса «Золотая Психея» в номинации «Лучший проект 2005 года в психологическом образовании»; лауреат конкурса СПбГУ научных работ им. Б.Г. Ананьева по направлению «Психология» в номинации "Лучшая научная работа 2020 года"; известный специалист в сферах методологии применения математических методов и моделей в психолого-педагогических исследованиях; методов измерений в психологии и психодиагностике; автор множества широко известных научных и учебно-методических работ по актуальным проблемам психологии
  • В. М. Сорокин — кандидат психологических наук, доцент; лауреат премии СПбГУ  «За педагогическое мастерство»; признанный  специалист в области экспериментального изучения состояний сенсорной депривации и методологических основ психологии дизонтогенеза; автор более 400 научных и учебно-методических работ по проблемам специальной и клинической психологии
Международные связи
  • Вильнюсский университет, Литва
  • Йельский университет, США
  • Норвежский университет науки и технологий, Норвегия
  • Орхусский университет, Дания
  • Пловдивский университет имени Паисия Хилендарского, Болгария
  • Сарагосский университет, Испания
  • Софийский университет имени святого Климента Охридского, Болгария
  • Университет Бейра Интериор, Португалия
  • Университет Витаутаса Великого, Литва
  • Университет Делавэр, США
  • Университет Минью, Португалия
  • Университет Портсмута, Великобритания
  • Университет Сантьяго де Компостела, Испания
  • Университет Тохоку, Япония
  • Университет Хьюстона, США
  • Эдинбургский университет, Великобритания
  • Ягеллонский университет, Польша
Основные направления исследований
  • Психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса
  • Психология образовательной среды
  • Психология профессионального развития педагога
  • Психология семейного воспитания, изучение роли семьи в формировании мировоззрения и нравственного развития ребёнка
  • Психолого-педагогические факторы развития компетенций обучающихся
  • Психолого-педагогические факторы успешности учебной деятельности
Практика и будущая карьера
Места прохождения практики
  • Академическая гимназия СПбГУ
  • ГБОУ лицей № 214 Центрального района Санкт-Петербурга
  • ГБОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической реабилитации и коррекции Петродворцового района Санкт-Петербурга «Доверие»
  • СПбГБУ Социальный приют для детей «Транзит»
  • Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №399 Красносельского района
  • Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №755
  • «Региональный центр аутизма» Василеостровского района Санкт-Петербурга
  • Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургская академии постдипломного педагогического образования
  • Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя школа №303 с углубленным изучением немецкого языка и предметов художественно-эстетического цикла имени Фридриха Шиллера
  • Частное общеобразовательное учреждение «Санкт-Петербургская гимназия "Альма-Матер"»
  • Центр профессионально-личностного консультирования СПбГУ
  • ООО «Научно-информационный центр АРТ»
  • ООО «Информационно-консультационный центр «Психометрика»

Перечень ключевых профессий

Выпускники программы являются профессионально компетентными психологами с высоким уровнем готовности к самостоятельной профессиональной деятельности в условиях образовательных организаций всех уровней образования (дошкольного, общего, профессионального), учреждениях дополнительного образования, реабилитационных центрах для детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, консультативно-тренинговых психологических и образовательных центрах и др.

  • Психолог
  • Педагог-психолог
  • Психолог образовательной организации.
Организации, в которых работают выпускники
  • Волонтерские и общественные организации
  • Геронтологические учреждения
  • Психолого-педагогические и медико-социальные центры
  • Центры помощи семье и детям
  • образовательные учреждения дошкольного, начального, основного, среднего общего образования
  • отделы сопровождения и развития персонала крупных коммерческих организаций
  • учреждения дополнительного образования
  • учреждения профессионального образования