Материалы ректорского совещания
Повестка совещания
О выполненных обещаниях
Ректор Н. М. Кропачев сообщил, что в СПбГУ с визитом побывал первый заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Козак. Он встретился с ректором СПбГУ и со студентами. Во время своего предыдущего визита в СПбГУ Дмитрий Козак, выступая на Дне посвящения в студенты 31 августа 2011 года, говорил о возможностях расширения площадей Университета. Эти проекты успешно реализуются. Университет получил здания Военной академии тыла и транспорта, получает общежитие около станции метро «Лиговский проспект» и участок земли рядом с общежитиями на улице Кораблестроителей. Это позволит через 2–3 года решить проблему поселения студентов в центре города (Материалы ректорского совещания от 22.06.2015, п. 7, от 28.11.2011, п. 3).
Вновь о видеозаписи лекций ведущих преподавателей СПбГУ
На ректорском совещании 14 ноября шла речь о чтении лекций на английском языке и публикации их видеозаписей на сайте СПбГУ. В продолжение разговора декан Юридического факультет Н. А. Шевелёва рассказала о том, что в прошлом году на юрфаке начали записывать на видео лекции отдельных преподавателей, читаемые не по-английски, а по-русски. Такую работу они будут продолжать — это полезно и для работы, и для истории, и для имиджа. Кроме того, по договору Университета с порталом «Закон», на этом портале размещают отдельные лекции преподавателей-юристов. А если записи лекций делать постоянно, то их можно использовать при дистанционном обучении лиц с ограниченными возможностями. Таких студентов обучается уже около десяти человек на всех курсах Юрфака. Но для качественной записи лекций требуется специальное оборудование.
Декан Факультета ПМ — ПУ Л. А. Петросян спросил, размещаются ли лекции в открытом доступе. Ректор ответил, что факультеты Университета пока разбросаны по городу, а студент наверняка захочет посмотреть лекции преподавателей разных факультетов. Поэтому необходимо сделать таким образом, чтобы эти видеозаписи были доступны только для студентов и сотрудников СПбГУ. И стремиться надо к тому, чтобы каждый студент СПбГУ при желании мог посмотреть любую лекцию любого преподавателя СПбГУ.
Ректор поручил проректору М. Ю. Лавриковой за счет средств, находящихся в ее распоряжении, организовать закупку необходимого оборудования для обеспечения качественной видеозаписи учебного циклов лекций и включения их в учебно-методические комплексы. Также ректор сообщил, что у него есть предварительные договоренности с одним из возможных спонсоров, которому понравилась идея организации дистанционного обучения.
И если проректор М. Ю. Лаврикова и декан Н. А. Шевелёва реализуют эти планы за счет средств от приносящей доход деятельности, которыми проректор М. Ю. Лаврикова распоряжается самостоятельно, то университет может получить спонсорское финансирование для приобретения оборудование и установки его в других зданиях.
Декан геологического факультета С. В. Аплонов спросил, скоро ли этот проект будет носить централизованный характер или пока он останется инициативой проректоров и деканов. Ведь такие записи, по его мнению, вели и на матмехе и у геологов в прошлом году… Да, но это, подчеркнул ректор, были записи отдельных лекций. Декан Юридического факультета говорит о записи всех лекций, включенных в учебный план — и это уже и другой масштаб и другие обязательства. Средств для реализации такого проекта в масштабах всего университета пока нет. Успех проекта юристов может привести в университет спонсорские средства, для реализации общей политики в этой области. Важна и «оборотная сторона медали» — преподаватели должны быть готовы к тому, что их лекции будут записывать «живьем». Н. М. Кропачев поручил деканов обсудить этот вопрос с коллективами факультетов,
И.о. декана физического факультета С. Ф. Бурейко высказал опасение, что нашей интеллектуальной собственностью могут воспользоваться конкуренты. Ректор ответил, что интеллектуальная собственность принадлежит СПбГУ. И он еще раз подчеркивает: о ее охране и безопасности надо думать особо. Защищать наш интеллектуальный продукт надо. И этот продукт — не только лекции, но и книги, музейные коллекции, изобретения и т. п.
Начальник факультета военного обучения В. И. Коротков сообщил, что в МГУ года три назад публиковали в Интернете лекции своих преподавателей, а потом прекратили, так как лекции копировали и продавали (!) без их ведома. И. А. Горлинский ответил, что публикация лекций в Интернете — практика прошлого века, ни один университет в мире так не делает. Сейчас в сети распространяется образовательный контент, который или представляется бесплатно или четко тарифицируется и продается. СПбГУ вводит платформу Blackboard, которая позволяет это делать — с учетом защиты интеллектуальных прав, с четкой системой доступа и т. д. На средства Программы развития СПбГУ создаются медийные классы, закуплено и закупается современное оборудование для записи лекций. Например, новое оборудование уже применяется в учебном процессе наших журналистов. Это оборудование может быть использовано и для записи лекций преподавателей других факультетов.
Декан Н. А. Шевелёва отметила, что в зданиях где идет обучение юристов уже все залы оборудованы средствами видеозаписи. Н. М. Кропачев добавил, что в Университете пока такую запись организовать можно только по отдельным направлениям подготовки. И если вдруг захотят одновременно вести запись лекций, скажем, у геологов и химиков, то это будет сделать трудно. Ректор поручил проректору И. А. Горлинскому собрать и проанализировать предложения деканов и проректоров, где устанавливать оборудование в первую очередь. А для этого надо понять, преподаватели каких факультетов готовы к тому, чтобы вести видеозапись их лекций.
Ответственность руководителей за размер заработной платы сотрудников
Ректор сообщил, что Министром образования и науки РФ решено лишать премии ректоров, которые не могут обеспечить в своих вузах зарплату преподавателям, соответствующую средней по соответствующей отрасли экономики страны. Об этом заявил министр А. А. Фурсенко на встрече с председателем Правительства РФ В. В. Путиным. В результате 63 ректора из трех сотен подведомственных вузов остались без премии за III–IV кварталы этого года. А деньги были перераспределены в пользу профессорско-преподавательского состава этих вузов.
Н. М. Кропачев напомнил, что предложение о необходимости «привязывать» не премию, а заработную плату ректора не к средней по вузу, а к 10 % наименее оплачиваемых работников вуза он направлял в Министерство еще весной, вместе со справкой о средней заработной плате сотрудников Университета. Эта практика в СПбГУ уже введена: зарплата проректоров по обеспечению деятельности факультетов связана со средней зарплатой 10 % наименее оплачиваемых преподавателей и научных сотрудников того факультета, уровень зарплаты которого является наименьшим в группе факультетов, за обеспечение работы которой отвечает проректор (об этом решении шла речь на ректорском совещании 11 апреля).
В 2008 году в ходе согласования своего трудового договора ректор СПбГУ отказался включать в него пункт о возможности установления ему премии за счет внебюджетных средств вуза и по решению Ученого совета университета. Более того, он предложил, чтобы этот пункт был исключен из договоров ректоров всех вузов РФ. Иначе возможны случаи, когда бюджетной премии ректор лишается, но сохраняет право получать премию внебюджетную. А внебюджетная премия устанавливается порой на следующий день после избрания ректора и сразу на несколько лет вперед…
И у нас в университете еще бывают случаи, когда проректора или лиц, ему подчиненных, лишают премии «из центра», а потом он начисляет себе премию из так называемых «собственных» средств (то есть средств, которые находятся в его распоряжении). Ректор еще раз подчеркнул - нет в университете «собственных»средств! Все средства бюджетные, в том числе и те , которые получены от приносящей доход деятельности! С 1 ноября 2011 года таких ситуаций в университете станет меньше , так как мы наконец имеем возможность видеть заработную плату всех сотрудников университета в режиме онлайн. Ректор напомнил о поручении деканам представить их предложения о критериях оплаты труда проректоров, деканов, заместителей деканов, заведующих кафедрами, сотрудников ректората и деканатов и т. д. (Материалы ректорского совещания от 21.01.2013, п. 3).
Виртуальная приемная СПбГУ: анализ ответов продолжается
Продолжая разговор, начатый на предыдущих ректорских совещаниях (Материалы ректорского совещания от 24.10.2011, п. 3, от 31.10.2011, п. 6, от 14.11.2011, п. 6), ректор рассказал о вопросе, поступившем в «Виртуальную приемную СПбГУ», — на него отвечал один из деканов. Студентка одного из вузов спросила, что ей надо сделать, чтобы перевестись на такую-то кафедру такого-то факультета СПбГУ — и при этом назвала явно не существующую кафедру явно не существующего факультета. Ответ декана была такой: у нас на факультете такой кафедры нет. А о том, что такого факультета вообще нет (и не может быть в принципе!), сказано не было! Проректору пришлось дополнять ответ, сообщая, что в СПбГУ отсутствует такой факультет. И другие ответы деканов требующие корректировки были дополнены и/или изменены.
Проректор И. А. Дементьев рассказал об анализе информации, которая публикуется в «Виртуальной приемной СПбГУ». В качестве примера он обратил внимание на вопрос о премиальных выплатах, адресованный первому проректору И. П. Бойко. Сотрудник одного из «петергофских» факультетов рассказал, что на ученом совете декан сообщил им, будто бы премиальный фонд, который декан использует для представления к премированию работников факультета, слишком маленький и на премии его не остается — все уходит только на обязательные выплаты за научные степени и звания. Сотрудник СПбГУ спрашивает: все время говорят, дескать, о повышении премий, а где же деньги? Ответ И. П. Бойко был такой: финансирование штатного расписания и обязательные надбавки не входят в расчет стимулирующего фонда. И был приведены размеры стимулирующего фонда по факультетам ПУНКа.
И. А. Дементьев обратил внимание деканов на формулировку вопроса — на то, с какими искажениями доходит информация до работников. А также сказал о том, что имеет смысл приводить не только абсолютные цифры фонда, но и процентное соотношение размера фонда к штатному расписанию. Например, цифра 2 млн 695 тыс. рублей фонда у матмеха, полученные из бюджета, мало о чем говорит. А если сказать, что это дополнительные 46% к финансированию ставок штатного расписания факультета, то становится нагляднее и яснее. На том же матмехе, впрочем, еще столько же внебюджетных средств используется для стимулирующих целей.
И. А. Дементьев охарактеризовал средние значения и динамику роста стимулирующего фонда по всем петергофским факультетам за 9 месяцев этого года: матмех — 46 % (на январь 2011 года только 34 %), физфак — 47 % (на январь 2011 года только 1 %), ПМ — ПУ — 51 % (на январь 2011 года только 13 %), химфак — 52 % (на январь 2011 года только 6 %).
Ректор рассказал и о статистике посещений страниц сайта СПбГУ. Долгое время самым популярным был вопрос в виртуальной приемной про размер стипендий: 1800 посещений за два месяца (на этот вопрос отвечал первый проректор по экономике И. П. Бойко). Но теперь самый популярный вопрос другой: жесткая критика в адрес сотрудников СПбГУ относительно организации социальной поддержки студентов-сирот (вопрос был адресован проректору по учебной работе Е. Г. Бабелюк). Автор письма, студентка РГПУ имени Герцена сестра студента нашего университета, увидела очевидную, по ее словам, разницу между отношением к сиротам в СПбГУ и в РГПУ: в деканате оскорбляют, деньги задерживают и т. д. Она просила помочь в получении средств, но факультет Университета, где учится ее брат, она боится называть… Ответ Е. Г. Бабелюк опубликован: 2 600 посещений этой заметки, причем всего за десять дней. Через четыре дня после ответа девушка прислала благодарственное письмо за ответ и принятые решения, и весьма положительно оценила работу виртуальной приемной. В ответ на эту благодарность проректор Е. Г. Бабелюк сообщила буквально следующее: «Спасибо за добрые слова, мы всегда рады помочь. Но порой трудно это сделать, так как вы не называете работников, ошибочные действия которых приводят к появлению проблем. Причем часто их ошибка — это просто результат неумения, им надо просто объяснить, как действовать…». Результат: 800 посещений этого ответа за выходные и утро понедельника.
Надо активнее общаться в Интернете, сделал вывод Н. М. Кропачев. Количество прочтений университетского журнала таким не будет уже никогда. А здесь есть шанс быть услышанными студентами, которые другой формы общения не признают: по статистике большая часть читающих сайт — с 18 до 22 лет. Ректор еще раз поручил деканам публиковать материалы заседаний ученых советов, совещаний с заведующими кафедрами, приемов граждан деканами. Эта информация должна быть доступна всем.
Виртуальная приемная СПбГУ уже сейчас позволяет увидеть отдельные проблемы университетской жизни. Так например, после обращения студентки-сироты проректор Е. Г. Бабелюк поручила проверить правильность и своевременность выплат пособий всем сиротам в университете. И хорошо, чтобы виртуальная приемная работала на всех уровнях университетской жизни — тогда будет более четкое понимание, какие вопросы интересуют всех сотрудников и студентов университета.
День открытых дверей программ магистратуры
Первый проректор по учебной и научной работе И. А. Горлинский напомнил: в ближайшую субботу 26 ноября состоится День открытых дверей программ магистратуры. Крайне важно, чтобы презентацию образовательных программ сделали именно деканы, так как они организую разработку содержания этих программ. Надо обязательно объяснить, чем программы СПбГУ отличаются от программ других вузов.
И. А. Горлинский попросил деканов не комментировать на этих встречах вопросы, связанные с организацией приема в СПбГУ. Правила приема меняются очень быстро. Совсем недавно были внесены очередные изменения в правила приема. Например, начиная с 1 февраля 2012 года лица, которые имеют льготы, смогут использовать их только один раз в одном вузе и только при поступлении на одну программу. Есть и другие новшества и могут еще появиться. На Дне открытых дверей будет проректор Е. Г. Бабелюк и ее сотрудники, которые ответят на вопросы по организации приема.
Образовательные кредиты на льготных условиях
Проректор по учебной работе Е. Г. Бабелюк сообщила: 8 ноября Министерство образования и науки РФ утвердило перечень аккредитованных образовательных программ, обучающиеся по которым могут получить образовательный кредит с государственной поддержкой. Разница существенная. Раньше был установлен более узкий список программ, а теперь все программы СПбГУ вошли в этот перечень (в том числе магистерские). Раньше для получения кредита надо было предоставлять информацию о баллах ЕГЭ и о текущей успеваемости, а теперь не надо. Студенту достаточно подать заявление, принести справку из вуза — и ему дадут льготный кредит.
Участники программы кредитования — Сбербанк России и банк «Союз». Условия льготные. Ставка снижена до 5 % в год за счет рефинансирования Банком России. Срок погашения кредита — десять лет после окончания обучения, в том числе и процентов по кредиту. Это кредиты не только для тех, кто поступает, но и для тех, кто уже учится, чтобы не отчислялись за неуплату. Никаких поручителей не требуется, если студенту исполнилось 18 лет. Е. Г. Бабелюк попросила довести эту информацию до студентов и их родителей, до абитуриентов.
О международном научно-образовательном консорциуме в сфере туризма
Первый проректор по учебной и научной работе И. А. Горлинский сообщил: поступило письмо от заместителя начальника Федерального агентства по туризму. На одном из совещаний Ростуризма по Черному морю (принимали участие представители 11 стран Черноморского бассейна) обсуждался доклад, авторами которого были проректор СПбГУ Н.В.Каледин и доцент Н.В.Зигерн-Корн. В результате по предложению наших коллег было принято решение о создании консорциума университетов для организации сетевого взаимодействия по образовательным программам разного уровня в области туризма. Кроме России в него вошли также Украина и Турция. Организация работы консорциума со стороны СПбГУ поручена первому проректору по учебной и научной работе И. А. Горлинскому, который попросил деканов представить их предложения и рекомендации.
О молодежных премиях Правительства Санкт-Петербурга
Проректор И. А. Горлинский сообщил, что каждый год Правительство Санкт-Петербурга проводит конкурс престижных премий для молодых ученых и преподавателей. От Университета пока поступило всего 11 заявок, но потенциал наш существенно выше. Поэтому ректор попросил деканов подготовить новые предложения о кандидатурах на этот конкурс и подчеркнул, что возможно и самовыдвижение.
Об изменениях в Законе об образовании
Ректор сообщил, что Закон об образовании внесены знаковые изменения. В новой редакции закона введен единый конкурс распределения контрольных цифр приема — теперь в нем могут на равных участвовать и государственные и частные вузы. Конкуренция развивается, так и будет дальше. Были попытки в том числе ректоров государственных вузов России предусмотреть для частных вузов особые условия для участия в конкурсе.
По мнению экспертов СПбГУ, подготовивших соответствующее заключение, такое предложение противоречит конституционному принципу равенства всех форм собственности. Поэтому ограничивать права частных вузов на участие в конкурсе противозаконно.
Н. М. Кропачев подчеркнул, что он сторонник честной конкуренции между организациями, в том числе образовательными, вне зависимости от формы собственности. И предупредил деканов, что в 2012 году будет соревнование за места с частными вузами, а не только с государственными. Не все пока это ощущают. Юристов, экономистов и менеджеров давно уже готовят на базе частных вузов, медики тоже будут развиваться в этом направлении. А за ними подтянутся и медицинские технологии....
О возможном изменении места проведения ректорского совещания
Проректор И. А. Дементьев сообщил о планах провести следующее ректорское совещание 28 ноября в бывшем здании Академии тыла и транспорта на Кадетской линии. Тогда начало совещания будет перенесено на час раньше, чтобы была возможность в 11 часов провести экскурсию по новому зданию.
Ректор добавил, что, возможно, и заседание Ученого совета СПбГУ в декабре 2011 года пройдет в Актовом зале Военной академии тыла и транспорта, чтобы все увидели новые площади и новые ресурсы, которые у нас появляются. Освобождение помещений ВАТТ происходит цивилизованным образом, по плану, просьба о подключении отопления была выполнена.
Об острой необходимости учиться коллективному существованию
Проректор И. А. Дементьев рассказал, что в общежитии № 10 повторилась ситуация с вандализмом, но теперь повреждения более масштабны (Материалы ректорского совещания от 10.10.2011, п. 5; от 24.10.2011, п. 8). На каждом этаже, с пятого по десятый, лифтовые холлы понесли ущерб на сумму примерно в 5–6 раз большую, чем раньше.
Напомним, что в этом общежитии живут студенты всех факультетов, а также, что прошлая ситуация закончилась тем, что все проживающие заявили о своей непричастности к фактам вандализма .
Н. М. Кропачев добавил: сирот в Университете учится немного (200 человек), но страницу сайта с письмом студентки, которая написала о плохом к ним отношении, прочитали 2 600 посетителей — и на 90 % это студенты. Это интересует всех. А вот к вопросу о порядке в общежитии, где живут 1000 человек, интереса пока нет. Очень хотелось бы чтобы студенты сами навели порядок.
К сожалению, многие студенты опыта коллективного существования не имеют. Студсоветы, СНО, профсоюзы — это важный для них опыт коллективного решения общих проблем. Деньги на ремонт найдутся, но они только устранят последствия, но не решат проблемы. Более того, этих денег хватило бы на ремонт 2–3 блоков общежитий, с которым теперь придется подождать.
И.о. декана Физического факультета С.Ф.Бурейко напомнил, что, когда студентов поселяли в общежития «по факультетам», то порядка было больше. И предложил подумать о принципах заселения. Ему возразил Н. М. Кропачев, говоря о том, раньше такой порядок держался на таких неправовых рычагах, которые ушли в прошлое. За 1990-е годы произошел раздел единого университета на десятки, если не сотни мелких и крупных «княжеств». В этих «княжествах» были и «собственные» общежития, и гостиницы, и рестораны, и оборудование, и библиотеки (подробнее см. Ректор СПбГУ открыто рассказал о доходах и Чай — основной инструмент управления университетом). А нам надо научиться жить в едином большом университете! И если общежития опять разобрать «по факультетам», то одно будет отремонтировано, а другое нет. А реальную ответственность деканы за положение дел в общежитиях никогда не несли – ведь в случае возникновения подобных проблем для их решения использовались университетские ресурсы. Мы все (и преподаватели , и студенты, и сотрудники) должны учиться коллективному существованию в едином университете.
Проректор Е. Г. Бабелюк добавила, что общежитие № 10 — единственное сегодня общежитие, которое после ремонта стало соответствовать определенным стандартам. Если поселить туда только студентов одного-двух факультетов, это было бы несправедливо по отношению ко всем остальным.
Ректор заключил: в Университете есть помещения, которые постепенно становятся общим пространством. Это ростки нового, ростки будущего. Надо учиться жить вместе и общими усилиями, сообща решить проблему коллективного существования. И самим научиться, и студентов научить (Материалы ректорского совещания от 05.12.2011, п. 8).