Ученые СПбГУ опубликовали исследование цифровой коммуникации в условиях пандемии в международной коллективной монографии
Британский издательский дом Routledge Taylor & Francis Group выпустил коллективную монографию COVID-19 in International Media. Global Pandemic Perspectives. В книгу вошла глава, посвященная освещению темы COVID-19 русскоязычными пользователями социальных сетей из Китая и Италии.
Исследование было проведено в рамках гранта президента России для государственной поддержки молодых российских ученых — кандидатов наук в 2020–2021 годах.
Исследование «Блогеры против паники: русскоязычные инстаграм-блогеры из Китая и Италии освещают тему COVID-19» было выполнено доцентами СПбГУ Анной Смоляровой и Екатериной Шарковой, а также старшим преподавателем Тамарой Громовой. Глава стала результатом исследования цифровой коммуникации в условиях пандемии.
«Наше исследование оказалось как никогда кстати в связи с появлением в период пандемии новых явлений — инфодемии и датадемии», — прокомментировала доцент Екатерина Шаркова. Сам термин «инфодемия», предложенный Всемирной организацией здравоохранения, отражает переизбыток информации, которая создает трудности для людей в нахождении достоверных источников и надежной информации. Датадемия, в свою очередь, выражается в избытке различных данных, которые повлияли на то, как массмедиа интерпретировали и репрезентировали пандемию.
Исследователи представили медийный образ пандемии на основании анализа коммуникаций инстаграм-блогеров, разработали и протестировали методологический подход «акторного картирования» в «Инстаграме», а также собрали базу блогов русскоязычных эмигрантов на тему коронавируса и определили лидеров мнений. Авторы определяли рассматриваемые сообщения как «эмоциональные» или «информативные». В частности, был сделан вывод о том, что, вопреки ожиданиям, значительная доля пришлась на информативные посты — 44,5 % (при медианном значении информативных постов среди пользователей, равном 50 %). Доля эмоциональных постов по Китаю значительно ниже, чем в Италии: среди китайских блогеров медианное значение доли эмоциональных постов составляет 45 %, в то время как среди итальянских блогеров — 63,8 %. Кроме того, были отдельно рассмотрены критические высказывания и обвинения в адрес определенных целевых групп.
В книгу также вошли главы, подготовленные учеными из Китая, США, Великобритании, Новой Зеландии, Испании, Турции, Вьетнама, Сербии, Индонезии, Кипра. Редакторами монографии выступили исследователи из США — социолог и эксперт в области общественного здравоохранения Джон Кротерс Поллок и почетный профессор кафедры клинической психологии Калифорнийского института интегральных исследований Дуглас Вакоч.