Материалы ректорского совещания
Результаты взаимодействия СПбГУ с РАН и академическими институтами
С участием заместителя президента РАН, советника министра науки и высшего образования РФ, члена-корреспондента РАН, профессора С. В. Люлина участники ректорского совещания рассмотрели некоторые результаты взаимодействия СПбГУ с Российской академией наук и академическими институтами РАН. В своем докладе проректор по научной работе С. В. Микушев отметил большое количество совместных научных проектов СПбГУ с РАН и то, что больше 25 % публикаций ученых СПбГУ — публикации вместе с коллегами Российской академии наук.
Договоры НИР
№ п/п |
Наименование темы исследования |
Финансирующая организация / Заказчик |
Направления исследований и разработок / Ресурсный центр СПбГУ |
---|---|---|---|
1 |
Типология языков нигер-конго |
Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН |
Языки и лингвистика |
2 |
Разработка математической модели фильтрации подземных вод на аварийном участке шахтного поля СКРУ-2 (АО «Уралкалий») |
Институт геоэкологии имени Е. М. Сергеева РАН, Санкт-Петербургское отделение |
Геология |
3 |
Оценка воздействия Сосновоборского атомно-промышленного комплекса на условия миграции радионуклидов в подземных водах |
Институт геоэкологии имени Е. М. Сергеева РАН, Санкт-Петербургское отделение |
Геология |
4 |
Геохронологическое изучение на основе усовершенствованного варианта радиоуглеродного метода позднеплейстоценовых отложений из разрезов на Нижней Оби |
Институт археологии и этнографии Сибирского отделения РАН |
Науки о Земле / междисциплинарные |
5 |
Геохронологическое изучение на основе усовершенствованного варианта радиоуглеродного метода донных осадков Азовского моря |
Южный научный центр РАН |
Науки о Земле / междисциплинарные |
6 |
Оптимизация методологии синтеза привитых сополимеров на основе полисахаридов и силикона. Разработка подходов для получения материалов на основе синтезированных полимерных продуктов |
Институт высокомолекулярных соединений РАН |
Полимеры |
7 |
Магнитные поля активных областей на Солнце на корональных высотах |
Санкт-Петербургский филиал специальной астрофизической обсерватории РАН |
Астрономия и астрофизика |
8 |
Исследование электронной и спиновой структуры Дираковских материалов и двумерных систем с большим спин-орбитальным взаимодействием |
Институт физики полупроводников имени А. В. Ржанова |
Физика конденсированного состояния |
9 |
Хаотическая динамика маломассивных тел и спутниковых подсистем экзопланет, шифр «Экзопланеты-9» |
Институт космических исследований РАН |
Астрономия и астрофизика |
10 |
Исследование наноструктур на основе h-BN, допированного различными атомами |
Институт неорганической химии имени А. В. Николаева СО РАН |
Нанотехнологии |
11 |
Исследование методами электронной микроскопии тонких пленок различных соединений синтезированных на кремниевых подложках |
Институт проблем машиноведения РАН |
Нанотехнологии |
12 |
Синтез методом молекулярного наслаивания (ALD) пленок различных соединений на подложках кремния различных ориентаций, в том числе с эпитаксиальным слоем карбида кремния, и исследование физико-химических свойств полученных структур |
Институт проблем машиноведения РАН |
Инновационные технологии композитных наноматериалов |
13 |
Структурный фазовый переход в микро- и наноразмерных образцах никелесодержащих интерметаллидов |
Институт радиотехники и электроники имени В. А. Котельникова РАН |
Нанотехнологии |
14 |
Проведение исследований образцов заказчика методами просвечивающей и сканирующей электронной микроскопии, а также ионная обработка их поверхности |
Институт химии силикатов имени А. В. Гребенщикова РАН |
Нанотехнологии |
15 |
ЯМР исследования углеродных наноточек |
Физико-технический институт имени А. Ф. Иоффе РАН |
Центр диагностики функциональных материалов для медицины, фармакологии и наноэлектроники |
16 |
Исследования метаматериалов и структур AIGaAsSb-AsSb |
Физико-технический институт имени А. Ф. Иоффе РАН |
Рентгено-дифракционные методы исследования |
17 |
Влияние микронапряжений и размера кристаллитов LiFePO4 на удельную емкость и ресурс Li-ионных аккумуляторов |
Физико-технический институт имени А. Ф. Иоффе РАН |
Рентгено-дифракционные методы исследования |
18 |
Исследование физических свойств материалов для водородной энергетики |
Институт проблем химической физики РАН |
Центр диагностики функциональных материалов для медицины, фармакологии и наноэлектроники |
19 |
Исследование физических свойств материалов для водородной энергетики |
Институт проблем химической физики РАН |
Физические методы исследования поверхности |
20 |
Исследование диэлектрических свойств замещенных сложных оксидов со структурой типа пирохлора |
ФИЦ «Коми научный центр Уро РАН» |
Центр диагностики функциональных материалов для медицины, фармакологии и наноэлектроники |
21 |
Исследование рукописных памятников методами рамановской спектроскопии, спектроскопии поглощения и исследовательской фотографии |
Библиотека РАН |
Оптические и лазерные методы исследования вещества |
22 |
Исследование материальной базы, используемой при реставрации и консервации бумажных документов, оптическими и лазерными методами |
Библиотека РАН |
Оптические и лазерные методы исследования вещества |
23 |
Применение оптических и лазерных методов для исследования рукописных памятников |
Санкт-Петербургский институт истории РАН |
Оптические и лазерные методы исследования вещества |
24 |
Дизайн люминисцентных комплексов переходных металлов на основе бис- и тетракисфосфинов |
Институт органической и физической химии имени А. Е. Арбузова РАН |
Оптические и лазерные методы исследования вещества |
25 |
Термический анализ геополимеров |
Институт химии и технологии редких элементов и минерального сырья имени И. В. Тананаева |
Термогравиметрические и калориметрические методы исследований |
26 |
Получение данных по плану научных исследований в рамках гранта РНФ (Соглашение № 19-75-20033) |
Научно-исследовательский институт акушерства, гинекологии и репродуктологии имени Д. О. Отто |
Биобанк |
27 |
Получение данных по плану научных исследований в рамках гранта РНФ (Соглашение № 19-74-20136) |
Институт цитологии РАН |
Биобанк |
28 |
Получение данных по плану научных исследований в рамках гранта РНФ (Соглашение № 19-74-20102) |
Институт цитологии РАН |
Биобанк |
29 |
Выполнение работ по секвенированию нуклеиновых кислот по разовым заявкам заказчика, в соответствии с методикой по проведению исследования, указанной в заявке, с подготовкой соответствующего отчета |
Карельский научный центр РАН |
Биобанк |
30 |
Механизм образования поздних редкометальных карбонитов: от магмогенрации до гипергенеза (Соглашение № 19-77-10039 с РНФ) |
Кольский научный центр РАН |
Геомодель |
31 |
Электронная микроскопия и микроанализ минерального сырья на сканирующем электронном микроскопе Hitachi S-3400N Oxford X-Max 20 с энергодисперсионным анализом с подготовкой соответствующего отчета |
Институт истории материальной культуры РАН |
Геомодель |
32 |
Влияние поллютантов на микробиоту на клеточном и популяционном уровнях |
Санкт-Петербургский научно-исследовательский центр экологической безопасности РАН |
Культивирование микроорганизмов / Обсерватория экологической безопасности |
Публикационная активность СПбГУ и РАН (количество и уровень совместных публикаций)* в 2020 году
Количество публикаций, индексированных в базе Scopus (данные по SciVal) |
||||
Всего |
Q1 и Q2 |
|||
шт. |
% от общего количества публикаций СПбГУ |
шт. |
% |
|
Публикаций СПбГУ |
4383 |
100 |
2235 |
51 |
из них совместно с РАН (по всем профилям организации)**, (возможны пересечения) |
1323 |
30 |
677 |
51 |
РАН |
1018 |
23 |
567 |
56 |
RAS — Saint Petersburg Nuclear Physics Institute |
114 |
3 |
94 |
82 |
RAS — Ioffe Physico Technical Institute |
101 |
2 |
54 |
53 |
RAS — Siberian Branch |
87 |
2 |
61 |
70 |
RAS — Saint Petersburg Department of Steklov Institute of Mathematics |
85 |
2 |
33 |
39 |
Russian Academy of Agricultural Sciences |
59 |
1 |
28 |
47 |
Russian Academy of Medical Sciences |
56 |
1 |
31 |
55 |
RAS — Institute for Nuclear Research |
54 |
1 |
53 |
98 |
* Указаны организации, с которыми имеется более 50 совместных публикаций
** Не у всех организаций РАН есть отдельный профиль в Scopus / WoS
Совместные мероприятия СПбГУ и академических институтов РАН
№ п/п |
Название мероприятия |
Сроки проведения |
Название института РАН |
---|---|---|---|
1 |
IV международная научная конференция «Устойчивость и процессы управления», посвященная 90-летию со дня рождения профессора, члена-корреспондента РАН В. И. Зубова |
05.10.2020–09.10.2020 |
Институт проблем управления имени В. А. Трапезникова РАН, Санкт-Петербургский институт информатики и автоматизации РАН, Уральское отделение РАН |
2 |
XIV международная конференция «Теория игр и менеджмент» |
05.10.2020–09.10.2020 |
Институт прикладных математических исследований Карельского научного центра РАН |
3 |
Annual Joint NDACC-IRWG & TCCON Meeting |
11.05.2020–15.05.2020 |
Институт оптики атмосферы имени В. Е. Зуева Сибирского отделения РАН (ИОА СО РАН) |
4 |
Серия научных семинаров |
ежемесячно в онлайн- формате |
Зоологический институт РАН |
5 |
Догилевские чтения |
декабрь 2020 года |
Зоологический институт РАН, Институт цитологии РАН |
6 |
Международная научная конференция «Способности и ментальные ресурсы человека в мире глобальных перемен», посвященная 65-летнему юбилею В. Н. Дружинина |
30.10.2020–31.10.2020 |
Институт психологии РАН |
7 |
Международная конференция «Ананьевские чтения — 2020: Психология служебной деятельности: психологическое благополучие человека как индивида, личности и индивидуальности» |
08.11.2020–11.12.2020 |
Институт психологии РАН |
8 |
Международный круглый стол «Стратегии развития Балтийского региона: взгляд из России и Германии» |
01.10.2020–02.10.2020 |
Институт всеобщей истории РАН |
9 |
Международная конференция «Молодежная дипломатия — балтийский вектор» |
26.11.2020 |
Центр белорусских исследований Института Европы РАН |
10 |
Форсайт 2030: молодежная дипломатия России и стран Северной Европы |
27.11.2020 |
Центр белорусских исследований Института Европы РАН |
11 |
Презентация проекта «Северные союзники: СССР и Канада в годы Второй мировой войны» |
17.12.2020 |
Институт США и Канады РАН |
С. В. Микушев отметил, что уже второй год, с 2019 года, СПбГУ и РАН сотрудничают в рамках постановления Правительства РФ от 30.12.2018 № 1781 «Об осуществлении федеральным государственным бюджетным учреждением „Российская академия наук“ научного и научно-методического руководства научной и научно-технической деятельностью научных организаций и образовательных организаций высшего образования, а также экспертизы научных и научно-технических результатов, полученных этими организациями, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
До вступления в силу указанного постановления СПбГУ проводил университетские открытые (с возможностью участия ученых любых организаций России и мира) конкурсы и привлекал для экспертизы заявок внешних ученых. Среди них всегда были ученые академических организаций и члены РАН. Так, в 2018 году в проведении экспертизы заявок участвовали 120 экспертов (все внешние), из них 43 (35 % от общего количества) — сотрудники академических учреждений и члены РАН, сотрудники других организаций. Внешняя квалифицированная экспертиза позволяет Университету эффективнее двигаться вперед (около 10 % проектов отсекаются как некачественные).
28 января 2021 года СПбГУ первым среди вузов, подведомственных Правительству РФ, заключил соглашение о порядке и сроках представления в РАН проектов тематики научных исследований, проекта плана научных работ и отчетов о проведенных научных исследованиях и экспериментальных разработках за счет средств федерального бюджета, о полученных научных и (или) научно-технических результатах за отчетный финансовый год, а также сроках проведения РАН оценки и подготовки заключений по тематикам научных исследований, проектам планов научных работ, отчетам, а также по проекту Программы развития СПбГУ на 2021–2030 годы.
В рамках реализации соглашения между СПбГУ и РАН в 2020 году в РАН прошли экспертизу результаты (отчеты) 45 НИР, реализация которых осуществлялась в СПбГУ в 2020 году, новые тематики по 31 НИР (в рамках новых конкурсов), а также проект Программы развития СПбГУ до 2030 года. Эксперты РАН высказали замечания только по четырем проектам на новые тематики («Эффективные и безопасные электрохимические источники тока с использованием электролитов на основе ионных жидкостей», руководитель — В. И. Чижик; «Фотокаталитическая платформа для трансформации органических молекул в проточных фотореакторах», руководитель — М. А. Кинжалов; «Разработка научных основ создания биоактивных поверхностей титановых материалов для костной имплантации и исследование влияния геометрии поверхности и химического состава керамических нанопокрытий на механику и биомедицинские свойства имплантата», руководитель — Н. Ф. Морозов; «Оценка биогенных рисков в Арктическом регионе: эколого-географический и биологический аспекты», руководитель — А. В. Селиховкин) и по двум продолжающимся проектам («Лаборатория биологической психиатрии», руководитель — А. В. Калуев; «Изучение геномных, протеомных и метаболомных характеристик биообъектов», руководитель — К. В. Волков). Мнение экспертов РАН по четырем новым темам было учтено при подведении итогов конкурсов в СПбГУ, и ни один из указанных новых проектов не был поддержан. По одному из продолжающихся проектов («Лаборатория биологической психиатрии») были устранены замечания и получено положительное заключение РАН, по другому проекту («Изучение геномных, протеомных и метаболомных характеристик биообъектов») не требовалось повторное направление материалов на рассмотрение, указанные замечания будут учтены исполнителями проекта при сдаче отчетности в 2021 году. Все 45 направленных отчетов НИР получили положительное заключение РАН. При этом по семи проектам эксперты высказали замечания, которые обязательно будут устранены при подаче отчетности за 2021 год по всем этим продолжающимся проектам.
В рамках реализации национального проекта «Наука» СПбГУ и институты РАН подают и выигрывают совместные заявки на научные конкурсы. Второй год работает центр мирового уровня «Санкт-Петербургский международный математический институт имени Леонарда Эйлера», созданный совместно СПбГУ и ПОМИ РАН. А в НЦМУ «Агробиотехнологии» участвуют такие организации, как ФИЦ «Фундаментальные основы биотехнологии» РАН и ФИЦ «Информатика и управление» РАН. Каждая вторая заявка от СПбГУ на конкурсы МНВО подается совместно с институтами РАН.
Заместитель президента РАН, советник министра науки и высшего образования РФ, профессор С. В. Люлин (выпускник СПбГУ 1994 года) в своем выступлении отметил, что в последние годы возобновились традиции хороших взаимоотношений СПбГУ и РАН и хорошие личные отношения руководства РАН и руководства СПбГУ. Он подчеркнул, что научные публикации ученых СПбГУ и РАН — очень высокого качества (около половины входят в 1 и 2 квартили наукометрических баз). С. В. Люлин напомнил о том, что недавно в СПбГУ состоялась торжественная церемония открытия инсталляции «Теорема Пифагора» в рамках мероприятия «Год до конгресса — обратный отсчет». Это было первое из серии событий, предшествующих Международному конгрессу математиков (МКМ), который начнет работу в Северной столице в 2022 году (Презентация арт-объекта в СПбГУ открыла цикл мероприятий, приуроченных к Международному конгрессу математиков 2022).
Работа экспертов СПбГУ в рамках реализации «Инициатив социально-экономического развития России»
По поручению ректора коллектив экспертов под руководством декана экономического факультета О. Л. Маргания принял участие в подготовке материалов для разработки «Инициатив социально-экономического развития России на период до 2030 года», над которыми в настоящее время работает Правительство РФ, и которые должны определить пути решения задач, поставленных в июльском указе В. В. Путина «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Их разработка включает ряд этапов, в том числе формирование стратегических проектов, анализ предпосылок, необходимых для расчета эффектов, оценка эффектов от реализации проектов на показатели национальных целей развития, отбор стратегических проектов по степени их влияния на достижение национальных целей развития.
Представители СПбГУ приняли участие в следующих работах: анализ предпосылок, необходимых для расчета эффектов, и отбор стратегических проектов по степени их влияния на достижение национальных целей развития.
На этапе анализа предпосылок, необходимых для расчета эффектов, экспертам была предложена работа по оценке предпосылок по направлению «Экологическая повестка и мировой тренд на внедрение принципов ESG», включающая анализ мирового спроса на углеводороды, планов по достижению углеродной нейтральности, мер по борьбе с выбросами парниковых газов, развития зеленой энергетики в России и в мире, стратегии России в рамках глобального тренда на декарбонизацию, экологической ситуации в городах России, изменения требований инвесторов и внедрения ESG-принципов в деятельность компаний и экономики в целом. Экспертами была разработана многоуровневая методика комплексной оценки социально-экономических эффектов, включающая выбор ключевых статистических показателей экологической устойчивости и внедрения принципов ESG в РФ, регионах и компаниях, расчет интегральных индексов, составление рейтингов, кластеризацию регионов и предприятий для определения параметров их низкой, средней и высокой экологической устойчивости, расчеты коэффициентов корреляции, построение и анализ экономико-математических моделей для выявления влияния показателей экологической устойчивости, ответственного инвестирования на экономический рост и инвестиционную привлекательность РФ, регионов, городов, компаний, разработку рекомендаций для органов управления федерального и регионального уровня, предприятий по достижению целевых показателей по экологической устойчивости, соблюдению принципов ESG и ответственному инвестированию.
На этапе отбора стратегических проектов по степени их влияния на достижение национальных целей развития была проведена экспертиза 55 стратегических проектов по разным направлениям социально-экономического развития на предмет оценки их вклада в достижение национальных целей. Для первоначальной оценки была разработана методика, включающая составление карты эффектов по проектам в разрезе показателей национальных целей, рейтингование проектов на основе выделенных факторов и признаков результативности проекта. Оценивались следующие факторы результативности проектов: перспективность использования результатов, масштаб реализации, завершенность разработки, глубина научной проработки, степень вероятности успеха реализации. На основе методики были отобраны проекты, которые целесообразно включать в инициативы социально-экономического развития. Далее было проведено повторное рейтингование отобранных проектов по оценке их вклада в достижение национальных целей.
Работа была хорошо организована и получила положительную оценку. Эксперты СПбГУ надеются на дальнейшее плодотворное сотрудничество по этому и по другим вопросам разработки «Инициатив социально-экономического развития России».
О текущих проблемах организации учебного процесса
За прошедшую неделю в Виртуальную приемную в адрес первого проректора по учебной и методической работе поступило 55 обращений от студентов и преподавателей (в том числе десять вопросов учебно-методического характера), 24 обращения поступило на электронную почту проректора.
Обращения на разные темы: об организации летней практики в условиях пандемии Covid-19, о переводе в СПбГУ, об устранении академической задолженности, о возможности прохождения дополнительных курсов в СПбГУ, о возможности получения государственной академической стипендии, о возможности получения справки о подтверждении сдачи экзаменов, о возможности получения диплома, о возможности получения справки о выдаче диплома, о возможности включения результатов онлайн-курсов в диплом СПбГУ, о получении статусных справок, о досрочном получении документа об образовании, о возможности получения диплома с отличием, о прохождении зачета по онлайн-курсам иностранным студентом, о проведении кандидатского экзамена, о проведении зачета с прокторингом. По всем обращениям после сбора информации проводятся проверки при участии сотрудников различных служб Университета, своевременно направляются ответы.
По информации от большинства руководителей УНП, учебный процесс, промежуточная и итоговая аттестация завершены, у обучающихся — каникулярное время. По некоторым направлениям проводятся практики.
Поступило обращение от обучающейся по направлению «Гуманитарные науки и искусства». Студентка не смогла присутствовать на экзамене, так как не получила на почту ссылку для входа в систему на пересдачу дисциплины «Введение в гуманитарные науки». Идет проверка, по итогам которой будет подготовлен ответ.
Руководители большинства УНП за прошедшую неделю встречи со студсоветами не проводили.
Исполняющий обязанности директора Института истории провел встречу с председателем студенческого совета. Обсуждался вопрос о формате обучения в 2021/22 учебном году.
Руководством биологического факультета проведена встреча с представителями студсовета, на которой обсуждался вопрос организации выездных летних практик. Даны разъяснения о том, что в настоящее время идет работа по переформатированию практик в смешанный формат.
С 17 мая по 9 июля 2021 года в Университете проходила государственная итоговая аттестация выпускников 2021 года.
За этот период 5122 выпускника защитили выпускные квалификационные работы (ВКР):
№ |
Направление |
аспирантура |
бакалавриат |
магистратура |
специалитет |
СПО |
Итог |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 |
Биология |
21 |
77 |
98 |
|
|
196 |
2 |
Востоковедение и африканистика |
4 |
92 |
43 |
|
|
139 |
3 |
Журналистика и связи с общественностью |
9 |
184 |
171 |
|
|
364 |
4 |
Науки о Земле |
18 |
142 |
150 |
|
|
310 |
5 |
Искусства |
|
63 |
33 |
19 |
|
115 |
6 |
История |
22 |
109 |
78 |
|
|
209 |
7 |
Физическая культура (СПО) |
|
|
|
|
237 |
237 |
8 |
Математика и компьютерные науки |
|
32 |
29 |
|
|
61 |
9 |
Математика и механика |
30 |
103 |
56 |
7 |
|
196 |
10 |
Медицина |
14 |
|
|
59 |
|
73 |
11 |
Медицина (СПО) |
|
|
|
|
7 |
7 |
12 |
Международные отношения |
31 |
171 |
172 |
|
|
374 |
13 |
Менеджмент |
6 |
162 |
93 |
|
|
261 |
14 |
Политология |
7 |
60 |
37 |
|
|
104 |
15 |
Процессы управления |
15 |
157 |
92 |
|
|
264 |
16 |
Психология |
15 |
61 |
88 |
39 |
|
203 |
17 |
Свободные искусства и науки |
|
108 |
57 |
|
|
165 |
18 |
Социология |
6 |
103 |
90 |
|
|
199 |
19 |
Стоматология и медицинские технологии |
1 |
|
|
23 |
|
24 |
20 |
Физика |
38 |
74 |
75 |
|
|
187 |
21 |
Филология |
39 |
212 |
288 |
|
|
539 |
22 |
Философия |
20 |
86 |
75 |
|
|
181 |
23 |
Химия |
25 |
57 |
53 |
|
|
135 |
24 |
Экономика |
19 |
175 |
187 |
|
|
381 |
25 |
Юриспруденция |
6 |
|
192 |
|
|
198 |
|
Общий итог |
346 |
2228 |
2157 |
147 |
244 |
5122 |
По результатам защит ВКР получили оценки «отлично» 3774 человека (73,7 %), «хорошо» — 1098 (21,4 %), «удовлетворительно» — 240 (4,7 %), «неудовлетворительно» — 10 (0,2 %):
№ |
Направление |
аспирантура |
бакалавриат |
магистратура |
специалитет |
СПО |
Общий итог |
|||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
неудовлетворительно |
удовлетворительно |
хорошо |
отлично |
неудовлетворительно |
удовлетворительно |
хорошо |
отлично |
неудовлетворительно |
удовлетворительно |
хорошо |
отлично |
удовлетворительно |
хорошо |
отлично |
удовлетворительно |
хорошо |
отлично |
|||
1 |
Биология |
1 |
2 |
18 |
10 |
67 |
3 |
13 |
82 |
196 |
||||||||||
2 |
Востоковедение и африканистика |
1 |
3 |
3 |
3 |
9 |
77 |
2 |
15 |
26 |
139 |
|||||||||
3 |
Журналистика и массовые коммуникации |
1 |
8 |
15 |
33 |
136 |
10 |
44 |
117 |
364 |
||||||||||
4 |
Науки о Земле |
1 |
3 |
14 |
8 |
24 |
110 |
8 |
29 |
113 |
310 |
|||||||||
5 |
Искусства |
1 |
15 |
47 |
4 |
29 |
1 |
1 |
17 |
115 |
||||||||||
6 |
История |
1 |
1 |
6 |
14 |
9 |
18 |
82 |
1 |
3 |
13 |
61 |
209 |
|||||||
7 |
Физическая культура (СПО) |
50 |
86 |
101 |
237 |
|||||||||||||||
8 |
Математика и Компьютерные науки |
3 |
29 |
1 |
5 |
23 |
61 |
|||||||||||||
9 |
Математика и механика |
2 |
28 |
2 |
15 |
86 |
1 |
6 |
49 |
1 |
6 |
196 |
||||||||
10 |
Медицина |
1 |
13 |
11 |
48 |
73 |
||||||||||||||
11 |
Медицина (СПО) |
4 |
3 |
7 |
||||||||||||||||
12 |
Международные отношения |
1 |
5 |
25 |
1 |
6 |
34 |
130 |
4 |
24 |
144 |
374 |
||||||||
13 |
Менеджмент |
2 |
4 |
15 |
84 |
63 |
3 |
41 |
49 |
261 |
||||||||||
14 |
Политология |
1 |
6 |
22 |
38 |
1 |
7 |
29 |
104 |
|||||||||||
15 |
Процессы управления |
1 |
3 |
11 |
3 |
24 |
130 |
3 |
15 |
74 |
264 |
|||||||||
16 |
Психология |
3 |
12 |
1 |
5 |
13 |
42 |
4 |
10 |
74 |
2 |
6 |
31 |
203 |
||||||
17 |
Свободные искусства и науки |
2 |
14 |
92 |
1 |
19 |
37 |
165 |
||||||||||||
18 |
Социология |
6 |
5 |
33 |
65 |
1 |
6 |
26 |
57 |
199 |
||||||||||
19 |
Стоматология и медицинские технологии |
1 |
1 |
9 |
13 |
24 |
||||||||||||||
20 |
Физика |
5 |
33 |
8 |
66 |
7 |
68 |
187 |
||||||||||||
21 |
Филология |
2 |
3 |
34 |
1 |
2 |
37 |
172 |
1 |
9 |
43 |
235 |
539 |
|||||||
22 |
Философия |
2 |
18 |
3 |
14 |
69 |
1 |
19 |
55 |
181 |
||||||||||
23 |
Химия |
1 |
2 |
22 |
4 |
53 |
1 |
4 |
48 |
135 |
||||||||||
24 |
Экономика |
1 |
18 |
13 |
58 |
104 |
3 |
63 |
121 |
381 |
||||||||||
25 |
Юриспруденция |
6 |
20 |
60 |
112 |
198 |
||||||||||||||
|
Общий итог |
1 |
10 |
41 |
294 |
6 |
92 |
472 |
1658 |
3 |
84 |
467 |
1603 |
4 |
28 |
115 |
50 |
90 |
104 |
5122 |
По итогам защит выпускных квалификационных работ средний балл оценок за ВКР — 4,69. Средний балл по направлениям:
№ |
Направление |
аспирантура |
бакалавриат |
магистратура |
специалитет |
СПО |
итог |
||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 |
Биология |
4,81 |
4,87 |
4,81 |
|
|
4,83 |
||||
2 |
Востоковедение и африканистика |
4,50 |
4,74 |
4,56 |
|
|
4,68 |
||||
3 |
Журналистика и массовые коммуникации |
4,89 |
4,66 |
4,63 |
|
|
4,65 |
||||
4 |
Науки о Земле |
4,72 |
4,72 |
4,70 |
|
|
4,71 |
||||
5 |
Искусства |
|
4,73 |
4,88 |
4,84 |
|
4,79 |
||||
6 |
История |
4,50 |
4,67 |
4,72 |
|
|
4,67 |
||||
7 |
Физическая культура (СПО) |
|
|
|
|
4,22 |
4,22 |
||||
8 |
Математика и компьютерные науки |
|
4,91 |
4,76 |
|
|
4,84 |
||||
9 |
Математика и механика |
4,93 |
4,82 |
4,86 |
4,86 |
|
4,85 |
||||
10 |
Медицина |
4,93 |
|
|
4,81 |
|
4,84 |
||||
11 |
Медицина (СПО) |
|
|
|
|
4,43 |
4,43 |
||||
12 |
Международные отношения |
4,77 |
4,71 |
4,81 |
|
|
4,76 |
||||
13 |
Менеджмент |
4,67 |
4,30 |
4,49 |
|
|
4,38 |
||||
14 |
Политология |
4,86 |
4,63 |
4,76 |
|
|
4,69 |
||||
15 |
Процессы управления |
4,67 |
4,81 |
4,77 |
|
|
4,79 |
||||
16 |
Психология |
4,80 |
4,57 |
4,80 |
4,74 |
|
4,72 |
||||
17 |
Свободные искусства и науки |
|
4,83 |
4,63 |
|
|
4,76 |
||||
18 |
Социология |
5,00 |
4,58 |
4,54 |
|
|
4,58 |
||||
19 |
Стоматология и медицинские технологии |
5,00 |
|
|
4,52 |
|
4,54 |
||||
20 |
Физика |
4,87 |
4,89 |
4,91 |
|
|
4,89 |
||||
21 |
Филология |
4,82 |
4,79 |
4,78 |
|
|
4,79 |
||||
22 |
Философия |
4,90 |
4,77 |
4,72 |
|
|
4,76 |
||||
23 |
Химия |
4,84 |
4,93 |
4,89 |
|
|
4,90 |
||||
24 |
Экономика |
4,89 |
4,52 |
4,63 |
|
|
4,59 |
||||
25 |
Юриспруденция |
5,00 |
|
4,48 |
|
|
4,49 |
||||
|
Общий итог |
4,82 |
4,70 |
4,70 |
4,76 |
4,32 |
4,69 |
||||
Государственную итоговую аттестацию провели 1426 государственных экзаменационных комиссий:
№ |
УНП |
ГЭК по приему государственного экзамена |
ГЭК по защите ВКР или итоговая ГЭК |
Итог |
---|---|---|---|---|
1 |
биологический факультет |
1 |
44 |
45 |
2 |
восточный факультет |
34 |
36 |
70 |
3 |
Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций |
4 |
69 |
73 |
4 |
Институт педагогики |
1 |
1 |
2 |
5 |
факультет искусств |
28 |
28 |
|
6 |
Институт истории |
3 |
77 |
80 |
7 |
Колледж физической культуры и спорта, экономики и технологии |
27 |
27 |
|
8 |
факультет математики и компьютерных наук |
12 |
12 |
|
9 |
математико-механический факультет |
54 |
54 |
|
10 |
медицинский факультет |
33 |
46 |
79 |
11 |
Медицинский колледж |
2 |
2 |
|
12 |
факультет международных отношений |
42 |
54 |
96 |
13 |
институт «Высшая школа менеджмента» |
1 |
42 |
43 |
14 |
Институт наук о Земле |
12 |
98 |
110 |
15 |
факультет политологии |
6 |
18 |
24 |
16 |
факультет прикладной математики — процессов управления |
1 |
62 |
63 |
17 |
факультет психологии |
39 |
53 |
92 |
18 |
факультет свободных искусств и наук |
17 |
30 |
47 |
19 |
факультет социологии |
1 |
29 |
30 |
20 |
факультет стоматологии и медицинских технологий |
10 |
12 |
22 |
21 |
физический факультет |
66 |
66 |
|
22 |
филологический факультет |
19 |
133 |
152 |
23 |
Институт философии |
2 |
52 |
54 |
24 |
Институт химии |
20 |
20 |
|
25 |
экономический факультет |
6 |
56 |
62 |
26 |
юридический факультет |
24 |
49 |
73 |
|
Общий итог |
256 |
1170 |
1426 |
По итогам проведенной государственной итоговой аттестации выпускников 2021 года документы об образовании СПбГУ получит 5751 выпускник, из них:
- аттестаты об основном общем образовании — 50
- аттестаты о среднем общем образовании — 123
- дипломы о среднем профессиональном образовании — 244, из них с отличием — 29
- дипломы бакалавров — 2460, из них с отличием — 549
- дипломы специалистов — 147, из них с отличием — 46
- дипломы магистров — 2161, из них с отличием — 960
- дипломы об окончании аспирантуры — 345
- дипломы об окончании ординатуры — 221
Утверждено Положение о научном руководителе образовательной программы
Приказом от 02.07.2021 № 6929/1 утверждено новое Положение о научном руководителе образовательной программы. Ранее изданный приказ от 09.12.2019 № 12086/1 «Об утверждении Положения о научном руководителе образовательной программы» утратил силу.
По сравнению с предыдущим положением: введен раздел «Оценка работы научного руководителя» и приложение с формой отчета. Уточнено рекомендованное количество образовательных программ, в отношении которых может быть назначен один и тот же научный руководитель.
Работа научного руководителя оценивается по результатам выполнения показателей внутренней оценки основной образовательной программы, руководитель программы представляет отчет один раз в год в срок до 1 июля. Напоминаем, что уже более года действуют параметры оценки образовательных программ, которые длительное время обсуждались и были утверждены приказом с учетом всех поступивших предложений. Информация для расчета показателей представляется сотрудниками административных подразделений по запросу научного руководителя.
Остальные функциональные обязанности научного руководителя, предусмотренные предыдущим положением, остались без изменений.
Электронное портфолио гимназистов СПбГУ
Обучающиеся СПбГУ, в том числе по программам основного общего и среднего общего образования в Академической гимназии имени Д. К. Фаддеева СПбГУ и (или) их родители (законные представители), имеют возможность формировать электронное портфолио в Личном кабинете обучающегося на портале СПбГУ. Они могут указать свои достижения в специальной вкладке «Достижения» в Личном кабинете обучающегося на портале СПбГУ и прикрепить соответствующие подтверждающие документы (Академическая гимназия СПбГУ станет первой российской школой, которая введет цифровое портфолио для всех обучающихся).
Также в целях формирования наиболее полных портфолио гимназистов в рабочем порядке сотрудниками Управления по работе с молодежью осуществляется внесение информации об индивидуальных достижениях из личных дел гимназистов в информационную систему «Обучающиеся». Внесение информации об индивидуальных достижениях учащихся будет осуществляться по мере ее получения. Таким образом, будет обеспечена полная цифровизация портфолио учащегося.
Кроме того, с 1 июля 2021 года обучающиеся могут зайти в Личный кабинет, указать достижение и приложить подтверждающий документ. Сотрудник, ответственный за верификацию достижений в информационной системе «Обучающиеся», отслеживает, какое достижение обучающийся указал в Личном кабинете, и осуществляет его верификацию, после чего данное достижение включается в цифровое портфолио обучающегося.
Информация об этом размещена в разделе «Новости» на странице «Внеучебная деятельность» и в разделе «Инструкции».
Также ведется работа по интеграции передачи данных об учащихся, которые будут зачислены в 2021 году, из информационной системы «Прием» в информационную систему «Обучающиеся» в автоматизированном режиме.
6 июля на встрече ректора СПбГУ с председателем комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга Н. Г. Путиловской Н. М. Кропачев сообщил о готовности СПбГУ передать технологию цифрового портфолио как средства фиксации индивидуальных достижений обучающихся в учебной и внеучебной деятельности и другим школам города и страны (Материалы ректорского совещания от 31.05.2021).
Участие обучающихся СПбГУ в международных конкурсах
В первом полугодии 2021 года более 200 обучающихся Университета приняли участие в 33 международных конкурсных мероприятиях, олимпиадах, интеллектуальных соревнованиях, 22 из которых были проведены в дистанционном формате, в них приняли участие 170 студентов Университета.
Во всех конкурсах наши студенты занимали призовые места. Победы удалось достичь в 19 конкурсах, среди которых: Модель международного уголовного суда (национальный раунд), Открытый командный чемпионат Урала по программированию, Международный студенческий конкурс «Знаете ли вы МСФО?», Международная открытая студенческая Интернет-олимпиада, 7th North Countries Universities Mathematical Competition (NCUMC-2021), Математическое соревнование университетов северных стран, III международный дистанционный конкурс научных работ Sustainable Tourism Development, Международная универсиада «Ломоносов», Международная зимняя историческая школа «Россия и мир», Международная олимпиада ассоциации «Глобальные университеты» Open Doors.
Университет помогает студентам принимать участие в студенческих олимпиадах, интеллектуальных конкурсах, конференциях и иных научных мероприятиях. С 2019 года ежегодно проводится конкурсный отбор претендентов из числа обучающихся СПбГУ на финансирование участия в интеллектуальных конкурсах и научных мероприятиях. Подробнее о конкурсном отборе можно прочитать на портале СПбГУ в разделе «Внеучебная деятельность».
О нарушении универсантами положений Кодекса универсанта
Еще в ноябре 2020 года в адрес президента Ассоциации выпускников СПбГУ А. В. Якунина было направлено обращение (Письмо) с просьбой рассмотреть его и принять решение о несовместимости с членством в Ассоциации выпускников лиц, нарушивших, по мнению комиссии по этике СПбГУ, Кодекс универсанта (Решение Комиссии по этике от 15.10.2020). Ответным письмом (вх. СПбГУ от 13.01.2021 № 01/1-38-118) президент Ассоциации выпускников СПбГУ сообщил о включении вопроса в повестку конференции (Ответ Якунина). С момента направления письма прошло уже более полугода, но ответ о принятом решении в СПбГУ так и не поступил. Участники совещания говорили о том, что это служит еще одним дополнительным аргументом в пользу необходимости организации новой Ассоциации выпускников СПбГУ-ЛГУ.
Меры, направленные на предотвращение распространения COVID-19
Рассматривались меры, направленные на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в ряде московских вузов (опыт МГУ и др.).
В настоящее время МГУ установил следующий режим работы для своих сотрудников: не имеют права присутствовать на рабочих местах непривитые сотрудники (это распоряжение касается работников, не имеющих медицинских противопоказаний). В то же время допускается присутствие на рабочих местах сотрудников, привитых только первым компонентом вакцины. В университете открыты пункты вакцинации, организована запись на вакцинацию с помощью сервиса электронной записи. Основанием для этого решения послужило распоряжение главы Роспотребнадзора по г. Москве: до 15 августа 2021 года необходимо привить двумя компонентами вакцины 60 % сотрудников. Образование входит в список отраслей, для которых указанное распоряжение обязательно. Увольнение за отказ от вакцинации не предусмотрено, но допускается отстранение от работы без сохранения зарплаты.
НИУ ВШЭ также принимает аналогичные меры. Издан приказ «О мерах по реализации постановления главного государственного санитарного врача по г. Москве от 15.06.2021 № 1 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям"» и Указа мэра Москвы 16.06.2021 № 32-УМ «О внесении изменений в Указ мэра Москвы от 08.06.2020 № 68-УМ в отношении работников НИУ ВШЭ (Москва)», согласно которому планируется вакцинация 60 % работников вторым компонентом вакцины до 15 августа 2021 года. НИУ ВШЭ также создало возможность электронной записи на вакцинацию, которую можно пройти ежедневно. Бесплатная вакцинация возможна также для иностранных работников и обучающихся НИУ ВШЭ.
НИЯУ МИФИ также переходит ко второму этапу вакцинации. Организована бесплатная вакцинация обучающихся и сотрудников, на официальном сайте размещены подробные инструкции по ее прохождению.
Также Советом ректоров вузов Москвы принято решение о недопуске на очные занятия непривитых обучающихся. Эта мера, по мнению Совета ректоров, не повлияет на качество обучения, так как за время работы в дистанционном формате выработаны технологии, позволяющие поддерживать обучение на высоком уровне.
Совет ректоров вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области принял решение рекомендовать руководителям вузов организовать обучение в первом семестре 2021/22 учебного года в смешанной форме, при которой очное обучение студентов и работа преподавателей в офлайн-формате будут возможны только при наличии пройденной вакцинации либо при представлении справки о наличии антител, справки о ПЦР или о противопоказаниях к вакцине.