Материалы ректорского совещания
Об организации учебного процесса
За прошедшую неделю в Виртуальную приемную в адрес первого проректора по учебной и методической работе поступило 30 обращений от преподавателей, студентов и их родителей (из них 10 — по учебным вопросам), 14 обращений поступило на электронную почту. В том числе были вопросы о согласии на использование персональных данных при применении прокторинга, о еженедельных консультациях преподавателей, о последипломных каникулах и др.
Участников совещания удивило обращение, поступившее в Виртуальную приемную, от преподавателя-физика И. В. Андронова, который задавал такие вопросы, ответы на которые, вроде бы, должен был знать и сам, по опыту проведения весенней промежуточной аттестации. Тем не менее на них были даны подробные ответы — для менее опытных преподавателей.
Например, обратившийся спрашивает: кто будет доводить информацию до студентов, преподаватель или для этого есть специальная служба? На совещании разъяснялось, что в Университете реализуется принцип: промежуточная аттестация организуется с использованием тех же технологий, которые применялись при проведении учебных занятий в течение семестра. В соответствии с п. 2.2.1 приказа «Об утверждении Порядка проведения зимней промежуточной аттестации в 2020/21 учебном году», информация о применяемых программных средствах и продуктах при проведении промежуточной аттестации по дисциплинам реализуемых основных образовательных программ доводится до обучающихся посредством Личного кабинета обучающегося. А до научно-педагогических работников и административных сотрудников информация доводится посредством публикации информации по ссылке.
Вопрос: кто будет формировать собрания (если использовать Teams)? Ответ: процесс создания курсов на платформе MS Teams в части добавления обучающихся в «Команды» изложен в методических рекомендациях и инструкциях. Кроме того, все универсанты имеют возможность задать любой вопрос по работе с Microsoft Teams по адресу: support.teams@spbu.ru. В течение семестра всем преподавателям была предоставлена возможность пройти обучение работе в MS Teams.
Вопрос: «Насколько заранее будет проинформирован преподаватель о применяемых программных средствах? Достаточно ли будет времени, чтобы установить на компьютер и научиться пользоваться соответствующими программами?» Ответ: информация о применяемых программных средствах и продуктах при проведении промежуточной аттестации доступна для научно-педагогических работников и административных сотрудников по ссылке, информация изложена в приказе от 11.12.2020 № 11231/1 «Об утверждении Порядка проведения зимней промежуточной аттестации в 2020/21 учебном году». Как правило, при проведении промежуточной аттестации используются те же программные средства и продукты, что и при реализации дисциплины. И варианты проведения занятий (в том числе программные средства) преподаватель выбирает самостоятельно, еще в начале семестра. При необходимости и преподаватели, и студенты имеют возможность для проведения зачета или экзамена воспользоваться компьютерным оборудованием, размещенным в любом университетском здании (для удобства — находящимся ближе к месту жительства преподавателя или студента). Для этого преподаватель может обратиться в учебный отдел, где он получает ведомость для проведения зачета или экзамена. За последнее время было более 40 запросов от студентов, у которых возникли сложности с использованием домашних компьютеров. Сотрудники учебных отделов и УСИТ им помогли, студенты успешно сдавали зачеты в оборудованных аудиториях в разных зданиях СПбГУ.
Вопрос: «Ссылка https://docs.google.com/../ подразумевает наличие аккаунта Google. Его надо завести и кому-то сообщить, или как я должен искать информацию?» Ссылка уточнена: https://studentspburu.sharepoint.com/:x:/r/sites/Department-of-control-of-educational-activities/Shared%20Documents/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB_%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%B3%D0%BE%20%D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%B0_15.11.2020.xlsx?d=w543405beb38445b786977bc1afad29b9&csf=1&web=1&e=hdhXs6.
Вопрос: «Чем отличаются устная и письменная формы? Ведь студенты должны в ответе представить формулы (по крайней мере, по моим дисциплинам). Устно это сделать немыслимо. Еще прочитать, допустим, возможно, но вот проверить правильность я, по крайней мере, не берусь». Ответ: согласно п. 4.1.6 Правил обучения по основным образовательным программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и среднего профессионального образования в Санкт-Петербургском государственном университете, утвержденных приказом от 29.01.2016 № 470/1, требования к содержанию промежуточной аттестации, проводимой в виде зачетов и экзаменов, устанавливаются в рабочих программах учебных занятий (учебной дисциплины), доводятся преподавателем до сведения студентов на первом учебном занятии и размещаются на сайте Университета. Указанными требованиями должны быть установлены: форма проведения зачета / экзамена (например, устная, письменная), критерии оценивания ответов (работ) студентов, время на подготовку устного ответа студентом, продолжительность проведения зачета (экзамена). Если зачет (экзамен) проводится в письменной форме, указанными требованиями также должны быть установлены типовые вопросы (задания) или образцы заданий. В связи с данным обращением первому заместителю декана физического факультета поручено провести обучение преподавателя И. В. Андронова и других преподавателей, у которых возникают подобные вопросы, методикам проведения промежуточной аттестации. На совещании также было решено, что при организации конкурсов на замещение должностей научно-педагогических работников необходимо обязательно проверять наличие таких знаний у претендентов на должность.
Вопрос: «В пункте 3.3 сказано, что преподаватель имеет право потребовать идентификацию обучающегося, а далее сказано, что если у обучающегося не получится это сделать, то он не допускается. Означает ли это, что если преподаватель решил спросить, то потом у него нет возможности от своей просьбы отказаться?» Ответ: пунктом 3.3 приказа «Об утверждении Порядка проведения зимней промежуточной аттестации в 2020/21 учебном году» предусмотрено право преподавателя потребовать идентификацию обучающегося путем предъявления посредством видеокамеры для обозрения студенческого билета или иного документа, позволяющего четко зафиксировать фотографию, фамилию, имя, отчество (при наличии) обучающегося. В случае если обучающийся отказывается выполнить данное требование, в том числе из-за отсутствия технической возможности, к аттестации с использованием информационно-коммуникационных технологий он не допускается, и аттестация считается не пройденной. Напоминалось, что при проведении экзаменов или зачетов в аудиториях в личном присутствии преподавателя и обучающегося студент должен иметь при себе студенческий билет, также для подтверждения личности студента. Использование информационно-коммуникационных технологий при проведении зачета или экзамена не изменяет это требование. И если студент отказывается предъявить документ, позволяющий идентифицировать его личность, у преподавателя есть основания не принимать у данного студента зачет или экзамен.
Вопрос: «Пункт 3.4 обязывает преподавателя следить за студентами, или это не обязательно? На обычном экзамене в аудитории преподавателю достаточно взглянуть на аудиторию, а как это реализовать при проведении экзамена посредством Интернета? Как одновременно смотреть на всех студентов? Тут нужен высокоскоростной доступ к Интернету и достаточно мощный компьютер...». Ответ: в соответствии с данным пунктом приказа «Об утверждении Порядка проведения зимней промежуточной аттестации в 2020/21 учебном году», преподаватель может при обнаружении «подозрительного поведения» обучающегося прекратить аттестационное испытание и выставить обучающемуся за аттестацию оценку «не зачтено» / «неудовлетворительно». Еще раз сообщалось, что для проведения экзамена или зачета можно воспользоваться компьютерным оборудованием, размещенным в помещениях СПбГУ. В связи с обращением первому заместителю декана физического факультета поручено провести обучение преподавателя И. В. Андронова и других преподавателей, у которых возникают подобные вопросы, методикам проведения промежуточной аттестации.
Вопрос: «Пункт 4.2 требует, чтобы преподаватель собирал комиссию из трех человек, если собирается поставить неудовлетворительную оценку? Или этот пункт относится только к экзаменам, проводимым аттестационными комиссиями? Означает ли этот пункт, что при наличии только положительных оценок подписи в ведомость ставить не нужно?» В ответ разъяснялось, что преподаватель никогда не формировал и не формирует аттестационную комиссию. Такая комиссия формируется приказом первого проректора по учебной и методической работе.
Согласно п.
Аттестационная комиссия формируется не менее чем из трех преподавателей и возглавляется, как правило, заведующим кафедрой. Поэтому при выставлении членами аттестационной комиссии оценки «не зачтено» / «неудовлетворительно» наличие подписей в протоколе обязательно. При выставлении оценки «неудовлетворительно» в экзаменационной ведомости в силу, например, отсутствия у преподавателя возможности сделать сканированную копию экзаменационной ведомости заполненная ведомость с оценками, направленная с адреса корпоративной электронной почты, не требует наличия подписи экзаменатора.
Все директора и деканы продолжают регулярно взаимодействовать с коллективами преподавателей и со студенческими советами учебно-научных подразделений с целью своевременного выявления возникающих в учебном процессе проблем. Например, директор Института философии С. И. Дудник вместе со студентами недавно посмотрел аудитории и их оснащение заранее, перед сессией.
Во время встреч руководителей коллективов со студсоветами обсуждались вопросы организации промежуточной аттестации, которые ранее также поднимались, в частности, о возможности прийти в оборудованные аудитории для прохождения зачета или экзамена. У студентов-политологов во время встречи с деканом возник вопрос о проведении аттестации по физкультуре у студентов четвертого курса бакалавриата. Было разъяснено, что пройти аттестационное испытание можно было в течение ноября и до 17 декабря. Те, кто не представил разработанные оздоровительные программы за отведенное до 17 декабря время, смогут пройти такое аттестационное испытание в следующем семестре, при этом задолженность у студентов не возникает.
Но, к сожалению, на прошедшей неделе отчеты не были представлены руководителями факультета искусств, Института истории, факультета математики и компьютерных технологий, факультета свободных искусств и наук, ВШЖиМК, математико-механического факультета, факультета иностранных языков, кафедры физкультуры и спорта.
Еще раз поднимался вопрос о прокторинге и согласии на обработку персональных данных. Разъяснялось: если студент не хочет передавать свои персональные данные, то он может прийти в аудиторию и сдать зачет по онлайн-курсу под контролем сотрудника учебного отдела. Такие случаи в СПбГУ уже были.
Позиция СПбГУ в рейтинге университетов Восточной Европы и Центральной Азии QS EECA 2021
Рейтинговым агентством QS опубликован рейтинг университетов Восточной Европы и Центральной Азии. СПбГУ занимает в нем третье место после МГУ и Университета Тарту. На совещании были проанализированы показатели этого рейтинга QS EECA 2021 в сравнении с показателями глобального рейтинга QS WUR — для СПбГУ в сравнении с другими российскими университетами.
Показатели рейтинга QS EECA 2021 отличаются от показателей глобального рейтинга QS WUR. В этом рейтинге по сравнению с глобальным рейтингом:
- увеличен вес показателя репутации среди работодателей (Employer reputation) с 10 до 20 % за счет показателя академической репутации (Academic reputation)
- уменьшен вес показателя соотношения студентов и преподавателей (Faculty / student ratio) c 20 до 10 %, доли иностранных преподавателей (International faculty) и иностранных студентов (International students) с 5 до 2,5 %
- показатель количества цитирований на одного преподавателя (Citations per faculty) заменен на два показателя: количество цитирований на публикацию (Citations per paper) и количество публикаций на преподавателя (Papers per faculty) c уменьшением веса показателей публикационной активности с 20 до 15 %
- используются дополнительные показатели: международные научные связи (International research network) с весом 10 %, интернет-импакт (Web impact) с весом 5 %, количество преподавателей со степенью (Staff with PhD) с весом 5 %
Отличия в методологии приводят к различиям в относительных положениях университетов в рейтинге QS EECA по сравнению с глобальным рейтингом QS WUR. Университеты из первой десятки рейтинга за три года демонстрируют положительную динамику в глобальном рейтинге QS, однако динамика СПбГУ по количеству мест наименьшая. Из данных для топ-10 российских вузов в опубликованном рейтинге следует, что динамика университета здесь также может отличаться от динамики в глобальном рейтинге (ТГУ, УрФУ, ТПУ).
Несмотря на то, что СПбГУ устойчиво входит в первую тройку рейтинга QS EECA, в разрезе отдельных показателей это далеко не так. Проанализированы позиции СПбГУ в рейтинге QS EECA по отдельным показателям в динамике за три года, а также позиции СПбГУ по сравнению с другими российскими университетами. СПбГУ устойчиво занимает второе место в России только по академической репутации и международным научным связям. Устойчивость также наблюдается по интернет-импакт
На совещании подчеркивалась необходимость обсудить в коллективах факультетов и институтов фактическое отсутствие положительной динамики СПбГУ по показателям рейтинга QS EECA и представить предложения по мерам, направленным на изменение ситуации, которые мог бы принять коллектив факультета / института и его руководитель в среднесрочной перспективе с учетом специфики коллектива и особенностей предметных областей, в которых членами коллектива ведется научная и практическая работа. Предложенные меры будут также способствовать существенному повышению позиции СПбГУ в глобальном рейтинге QS.
Встреча ректора СПбГУ с президиумом Студенческого совета СПбГУ
17 декабря прошла традиционная встреча ректора СПбГУ Н. М. Кропачева с новым составом президиума Совета обучающихся (Студенческого совета) СПбГУ. В ходе четырехчасовой встречи было обсуждено около двух десятков актуальных вопросов, которые волнуют студентов Университета. Среди них:
- проведение опросов о качестве преподавания (в том числе вопрос студентов о возможности представлять свои вопросы для включения в опрос о качестве преподавания)
- вопрос о возможности снижения стоимости обучения
- обеспечение качества преподавания при использовании информационно-телекоммуникационных технологий
- организация консультаций научно-педагогических работников
- условия проживания в общежитии № 18
- оперативная публикация отчетов о ректорских совещаниях (студенты хотят знать позицию руководства Университета из первых рук)
- подготовка онлайн-курсов и расширение списка дисциплин учебного плана, которые могут осваиваться в форме онлайн-курсов
- сроки рассмотрения положений о студенческих советах институтов (факультетов)
- проведение ремонтных работ в зданиях Университета и участие руководителей учебно-научных подразделений в определении приоритетов в части проведения ремонтов
- организация медицинского обеспечения проживающих в общежитиях, расположенных в Петродворцовом районе Санкт-Петербурга (в том числе о возможности открытия аптеки)
- цифровизация Университета
- предоставление постдипломных каникул
- рассмотрение вопросов, поступающих в Студенческий совет от обучающихся (речь шла о том, что неконструктивно копить эти вопросы, чтобы потом представить их должностным лицам списком; гораздо эффективнее и целесообразнее оперативно направлять вопросы напрямую должностным лицам Университета через Виртуальную приемную СПбГУ).
«В сказку — из дома»: обучающиеся СПбГУ участвовали в федеральном проекте
Обучающиеся Университета приняли участие в федеральном проекте «В сказку — из дома», который был реализован Министерством культуры РФ. Студенты-волонтеры читали сказки по телефону детям до 14 лет, звонившим на бесплатную горячую линию сказок. По телефону бесплатной горячей линии дети могли прослушать сказки из коллекций Национальной электронной детской библиотеки и Детского радио. Они могли сами выбрать сказку или послушать сказку, предлагаемую волонтером. Все студенты-волонтеры СПбГУ, участвовавшие в проекте, получили благодарность президента РФ В. В. Путина.
Об этом студенты-волонтеры рассказали 18 декабря во время встречи с ректором СПбГУ, поделились с ним своими эмоциями от участия в проекте, рассказали много интересных историй из опыта общения с детьми, звонившими на горячую линию сказок. Среди этих «детей» были и
Опрос обучающихся СПбГУ об организации образовательного процесса
Вышел приказ об очередном (регулярном) опросе обучающихся об обучении в осеннем семестре 2020/21 учебного года. Опрос подготовлен сотрудниками Центра оценки качества образования СПбГУ и проводится на платформе ресурсного центра социологических и интернет-исследований СПбГУ с 11 по 28 декабря. Руководители коллективов привлекут внимание студентов к необходимости участия в опросе.
Перечень мероприятий, рекомендуемых к проведению в СПбГУ в 2021 году
В соответствии с приказом от 05.02.2020 № 9653/1 «Об утверждении Положения о конкурсном отборе научных мероприятий СПбГУ» проведен конкурсный отбор научных мероприятий, планируемых к проведению в СПбГУ в 2021 году. Отбор проходил в два этапа. Заявки на проведение научных мероприятий в первом полугодии 2021 года принимались до 08.05.2020, заявки на проведение мероприятий во втором полугодии 2021 года — до 17.09.2020. Заявки на конкурс подавались через систему Pure СПбГУ. Они были рассмотрены научными комиссиями по областям наук и комиссией по конкурсному отбору научных мероприятий, состав которой был утвержден приказом от 28.04.2020 № 3639/1 «Об утверждении состава комиссии по конкурсному отбору научных мероприятий СПбГУ».
На конкурсный отбор было подано 78 заявок. По итогам рассмотрения заявок первого и второго этапов конкурса приказом от 14.12.2020 № 11255/1 «Об утверждении сводного перечня мероприятий, рекомендуемых к проведению в СПбГУ в 2021 году» был утвержден сводный перечень из 75 мероприятий, планируемых к проведению в СПбГУ в 2021 году. Объемы финансирования мероприятий из средств СПбГУ будут определены и утверждены соответствующим приказом только после установления лимита средств, выделенных проректору по научной работе на эти цели в 2021 году.
Старые идеи в новой упаковке
Исследовательская группа под руководством профессора А. В. Тюхтина, заведующего кафедрой радиофизики СПбГУ, показала перспективность использования генераторов излучения Вавилова — Черенкова специального типа на российских и зарубежных ускорителях заряженных частиц. Эти идеи обсуждались как пример применения фундаментальных знаний на практике.
Интересна история явления, которое теперь мы называем излучением Вавилова — Черенкова (электромагнитное излучение, генерируемое равномерно движущимися заряженными частицами в диэлектрических и магнитных средах). В 1934 году академик С. И. Вавилов предложил темы для исследования своим аспирантам. И один из них — Павел Черенков решил заняться свечением ураниловых солей. Это свечение (люминесценция, возникающая в растворах ураниловых солей под действием у-излучения радия) было очень слабым, его интенсивность была близка к порогу зрительного восприятия. Интересно, что свечение раствора, замеченное П. Черенковым, вначале ставилось под сомнение, так как глаза старших коллег были менее чувствительны, и они не замечали свечения (что отражено в письмах С. И. Вавилова).
Это, казалось бы, сугубо физическое явление привело к новому знанию в разных областях науки. Например, излучение Вавилова — Черенкова оказалось причастным к объяснению одного любопытного явления. У всех глубоководных рыб есть глаза, но до последнего времени было непонятно, почему у них сохранился орган зрения. Дело в том, что морская вода имеет большую электрическую проводимость, поэтому дневной свет в морской воде быстро поглощается с увеличением глубины, и на глубине в несколько сотен метров должна царить полная темнота. В такой темноте глаза не нужны, и по законам эволюции орган зрения должен был бы отмереть. Однако оказывается, что на больших глубинах нет полной темноты. В морской воде растворен радиоактивный изотоп кальция, испускающий быстрые электроны. Эти электроны вызывают свечение Вавилова — Черенкова в морской воде, и поэтому на большой глубине царят сумерки («сумерки Вавилова — Черенкова»). Освещение на больших глубинах оказывается таким, что зрение рыбам вполне может пригодиться (см. Болотовский Б. М. Излучение Вавилова — Черенкова (история открытия) // Успехи физических наук, 2009, т. 179, № 11, с.
Участники совещания поздравили наших радиофизиков с новым применением, казалось бы, давно изученного явления. Разработанный метод — эффективный инструмент для расчета характеристик излучения Вавилова — Черенкова от открытых диэлектрических мишеней сложной формы, перспективных с точки зрения современных приложений. Аналитические результаты этого метода могут быть легко преобразованы в программный код с небольшими требованиями к вычислительным ресурсам. Зачем это нужно?
Часто у задачи осевая симметрия, то есть определенное сечение, прокрученное на 360°, нарисует всю трехмерную модель. Тогда достаточно решить задачу только в этом сечении, что существенно упрощает дело: трехмерная задача, по сути, становится двумерной. Это очень существенно при численном моделировании. Область моделирования разбивается на мелкие ячейки, и чем больше ячеек, тем больше нужно памяти и тем дольше идут расчеты. Если никакой симметрии нет, то размер модели в памяти компьютера возрастает сразу на несколько порядков. Например, если плоская модель имела 1000 на 1000 ячеек, то трехмерная модель будет иметь в 1000 раз больше ячеек. И если плоская модель (даже с запасом) влезает в память вашего компьютера, то аналогичная трехмерная не влезает никак, и увеличение памяти в несколько раз здесь не поможет. А программный код на основе разработанного исследователями метода справится и с расчетом полностью трехмерных моделей, когда численное моделирование с помощью стандартных пакетов сильно затруднено (Коммерсант Наука: Три шага до аналитического инструмента).
Регламент членства СПбГУ в международных организациях
В СПбГУ утвержден регламент членства в международных организациях, который вводит порядок вступления Университета в международные организации, выхода из них и оценки эффективности членства. Этот регламент внедрил понятные правила и прозрачную систему, основанную, к сожалению, на не самом простом и законном опыте организации членства СПбГУ в международных организациях (в
В эти годы СПбГУ вступил в десятки различных ассоциаций без какой-либо оценки целесообразности (было 50 ассоциаций, а в настоящее время, после ревизии членства, таких ассоциаций осталось 33). В подавляющем большинстве случаев эти решения были незаконными, поскольку принимались без получения согласия учредителя СПбГУ на вступление в такую организацию, следовательно, незаконным было и расходование средств СПбГУ на оплату членских взносов (ежегодно более 100 тысяч долларов). Порой решение принималось только деканом, а иногда заявка и вовсе направлялась преподавателем.
В соответствии с уставом Университет обязан согласовывать с Росимуществом передачу любого имущества (в том числе денежных средств) зарубежным организациям. Это никогда не делалось, что было грубейшим нарушением закона. В результате многолетней работы по ревизии членства СПбГУ в международных ассоциациях удалось привести в порядок всю документальную базу, согласовать с Росимуществом возможность оплаты членских взносов (что потребовало многолетней переписки и переговоров по урегулированию ситуации) и выстроить систему членства Университета в таких организациях.
Как сохранить доступ к информационным системам и сервисам СПбГУ при прекращении трудовых отношений
В Виртуальную приемную обратился старший научный сотрудник (внешний совместитель) с предложением сохранять доступ к IT-сервисам Университета в период временного отсутствия у работника трудовых отношений с СПбГУ.
На совещании разъяснялось, что автоматическое продление доступа после прекращения трудовых отношений с сотрудником невозможно, поскольку это приведет к нерациональному и неконтролируемому использованию ресурсов Университета. С подобной просьбой уже обращались ранее руководители некоторых учебно-научных подразделений, и еще около года назад был предложен другой путь решения этого вопроса — заблаговременное заключение соглашения о научно-техническом сотрудничестве между СПбГУ и лицом, с которым прекращены трудовые отношения по тем или иным основаниям. Соответствующие формы соглашения разработаны и имеются в кадровой службе. Соглашение носит срочный характер и может заключаться задолго до истечения срока действия трудового договора, но только по представлению руководителя учебно-научного подразделения, поддержанному профильным проректором (например, для продолжения работ по гранту, проведения оценки ВКР обучающихся и т. д.). В соглашении прописывается, с одной стороны, обязательство Университета о предоставлении доступа к сервисам СПбГУ, а с другой — конкретные обязательства указанного лица, вытекающие из необходимости предоставления и использования ресурсов Университета.
Об организации делопроизводства в условиях распространения COVID-19
Начиная с 1 апреля 2020 года, в связи с отсутствием возможности соблюдать формальные требования документооборота, но вместе с тем, учитывая необходимость исполнения возложенных на СПбГУ задач и функций, распоряжением от 01.04.2020 № 965 «О соблюдении прав и законных интересов работников СПбГУ при организации делопроизводства в условиях эпидемии COVID-19» должностным лицам, имеющим право подписи документов от имени СПбГУ, была предоставлена возможность учета и направления на регистрацию скан-копий приказов, распоряжений, исходящих писем с использованием системы электронного документооборота и делопроизводства «Дело». Эта необходимость была вызвана также невозможностью присутствия работников СПбГУ на рабочих местах в силу действия распоряжения от 03.04.2020 № 2655/1 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID—19)"».
Учитывая, что Санкт-Петербургский государственный университет является организацией — источником комплектования Центрального государственного архива Санкт-Петербурга, а приказы и распоряжения относятся к документам постоянного срока хранения, распоряжением от 01.04.2020 № 965 была предусмотрена обязанность должностных лиц, после отмены действия распоряжения от 03.04.2020 № 2655/1, представить оригиналы документов в службу ОДО (В ситуации крайней необходимости). К сожалению, по состоянию на 18.12.2020 работникам ОДО не представлены тысячи документов: 819 приказов по основной деятельности, 363 распоряжения по основной деятельности, 5775 приказов по личному составу работников, 2497 приказов и распоряжений по личному составу обучающихся.
В последнее время в связи с ухудшением эпидемиологической ситуации от работников СПбГУ стали поступать просьбы о возвращении возможности оформления документов и направления их на регистрацию в виде скан-копий. Исходя из предыдущего опыта, было принято решение о предоставлении такого права должностным лицам, но только тем, кто ранее выполнил требования распоряжения от 01.04.2020 № 965 и своевременно представил оригиналы документов в службу ОДО.
В соответствии с требованиями нового распоряжения, оригиналы документов необходимо представлять в ОДО до 10 числа месяца, следующего за месяцем регистрации документа. В случае невыполнения этого требования возможность оформления документов в СЭДД «Дело» при помощи скан-копий будет отключаться.
О публикации протоколов встреч руководителей учебно-научных подразделений
В связи с необходимостью информирования работников и обучающихся СПбГУ о результатах регулярных встреч руководителей учебно-научных подразделений с представителями коллективов работников и студентов ректор поручил внести соответствующие изменения в порядок работы с протоколами этих встреч, в части их опубликования на сайте.
С 2018 года протоколирование этих встреч является обязательным — в соответствии с приказом начальника организационного управления от 11.04.2018 № 2829/1 «О порядке оформления встреч, проводимых с представителями профсоюзных организаций работников и (или) обучающихся СПбГУ, студенческих советов и других объединений работников и (или) обучающихся СПбГУ».
Теперь протоколы встреч руководителей учебно-научных подразделений в обязательном порядке будут публиковаться на сайте Университета (приказ от 08.12.2020 № 11054/1 «О порядке оформления встреч, проводимых с представителями профсоюзных организаций работников и (или) обучающихся СПбГУ, студенческих советов и других объединений работников и (или) обучающихся СПбГУ»).
Доходы эндаумент-фонда СПбГУ в 2020 году
Проведен анализ доходной части фонда управления целевым капиталом «Развитие Санкт-Петербургского государственного университета» (эндаумент-фонда СПбГУ) в 2020 году. В том числе сообщалось о целевых капиталах отдельных образовательных программ, основных способах их формирования.
Общий размер целевых капиталов эндаумент-фонда СПбГУ по состоянию на 01.01.2020 составил 1 049 570 986,6 рублей. При этом один из наиболее значимых — это целевой капитал на уставные цели СПбГУ, формированием которого в основном занимался ректор Университета. Его размер на ту же дату был 341 293 645,45 рублей. Из этого целевого капитала в основном выплачиваются все именные стипендии, осуществляется поддержка академической мобильности студентов, финансирование имиджевых публикаций, финансирование научных исследований, приобретение лабораторного оборудования по решению профильных проректоров.
Целевые капиталы, сформированные в интересах развития отдельных коллективов либо для обеспечения исследования или образовательной деятельности по определенным предметным областям, имеют размер, отличающийся в разы. Наибольший из этих капиталов — целевой капитал СПбГУ для развития образовательной программы «Искусства и гуманитарные науки» (488 428 429,09). Следующий по размеру — целевой капитал СПбГУ для развития образовательных программ по направлениям «Экономика», «Финансы и кредит», «Управление персоналом», «Бизнес-информатика» и научных исследований, реализуемых коллективом научно-педагогических работников экономического факультета (146 457 483,46). Такие размеры вполне объяснимы статусом деканов, их административными и финансовыми возможностями.
Достаточно убедительно выглядят целевые капиталы ВШМ (30 406 574,09) и Института наук о Земле (26 650 001). На совещании подчеркивалось, что в первом случае при формировании целевого капитала был задействован ресурс прежнего директора ВШМ А. Л. Костина. При формировании целевого капитала Института наук о Земле был использован административный ресурс ректора.
На совещании отмечалось, что доходами от целевых капиталов коллективов конкретных подразделений распоряжаются директора и деканы. Это условие соблюдается неукоснительно.
В 2018 году по инициативе профессора К. С. Смирнова в фонде были выделены целевые капиталы не только для коллективов институтов, факультетов, но и отдельных образовательных программ и коллективов лабораторий. Кроме того, по предложению К. С. Смирнова на странице фонда появилась «кнопка»-функция, позволяющая внести средства в конкретный целевой капитал, не покидая сайта. По заявлениям абсолютно всех, кто обращался с такими запросами, сформированы и отдельно учитываются целевые капиталы внутри общего целевого капитала на уставные цели. Это капиталы на развитие отдельных коллективов:
- института философии — 3 351 688,7
- биологического факультета — 1 586 873,14
- института истории — 1 510 276,4 (стипендия имени В. В. Мавродина)
- юридического факультета — 362 201,43 плюс 1 056 183,96 (стипендия имени Н. А. Чечиной)
- института химии — 865 952,8
- колледжа физической культуры и спорта, экономики и технологий — 458 897,83
- факультета психологии — 386 409,32
- факультета искусств — 160 160,2
- факультета математики и компьютерных технологий — 119 156,65
- ВШЖиМК — 51 132,43
- восточного факультета — 34 183,33 (стипендия имени М. Н. Боголюбова)
Размеры этих целевых капиталов более скромные, они формируются на пожертвования в основном универсантов. Причем поступление этих пожертвований имеет, за редким исключением, нерегулярный характер. Было выделено два основных типа сбора пожертвований в эндаумент-фонд: разовые крупные пожертвования от персон и организаций и небольшие регулярные пожертвования универсантов.
Участники совещания выразили благодарность всем жертвователям, которые даже в этот трудный год нашли возможность пожертвовать в эндаумент-фонд Университета 367 362 рубля. Полный список жертвователей размещен на сайте эндаумент-фонда.
На одном из первых ректорских совещаний в 2021 году будет представлен анализ расходной части эндаумент-фонда по итогам 2020 года.
Кадровый вопрос
В ходе ректорского совещания стало известно, что А. Н. Архипов покидает должность начальника Управления по работе с выпускниками СПбГУ с 10 января. Также сообщалось, что президент Ассоциации выпускников А. В. Якунин не планирует избираться на новый срок. Таким образом, как только ассоциация официально объявит о проведении выборов президента организации, все желающие универсанты смогут выдвигать свои кандидатуры для участия в этих выборах.
Заседание попечительского совета ВШМ
Попечительский совет института «Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета» (ВШМ СПбГУ) подвел итоги работы за 2020 год и утвердил основные направления стратегии развития бизнес-школы до 2025 года. Среди задач ВШМ — войти к 2025 году в топ-30 европейских бизнес-школ в рейтинге Financial Times.