Материалы ректорского совещания

№ 455
от 21.12.2020

    Об организации учебного процесса

    За прошедшую неделю в Виртуальную приемную в адрес первого проректора по учебной и методической работе поступило 30 обращений от преподавателей, студентов и их родителей (из них 10 — по учебным вопросам), 14 обращений поступило на электронную почту. В том числе были вопросы о согласии на использование персональных данных при применении прокторинга, о еженедельных консультациях преподавателей, о последипломных каникулах и др.

    Участников совещания удивило обращение, поступившее в Виртуальную приемную, от преподавателя-физика И. В. Андронова, который задавал такие вопросы, ответы на которые, вроде бы, должен был знать и сам, по опыту проведения весенней промежуточной аттестации. Тем не менее на них были даны подробные ответы — для менее опытных преподавателей.

    Например, обратившийся спрашивает: кто будет доводить информацию до студентов, преподаватель или для этого есть специальная служба? На совещании разъяснялось, что в Университете реализуется принцип: промежуточная аттестация организуется с использованием тех же технологий, которые применялись при проведении учебных занятий в течение семестра. В соответствии с п. 2.2.1 приказа «Об утверждении Порядка проведения зимней промежуточной аттестации в 2020/21 учебном году», информация о применяемых программных средствах и продуктах при проведении промежуточной аттестации по дисциплинам реализуемых основных образовательных программ доводится до обучающихся посредством Личного кабинета обучающегося. А до научно-педагогических работников и административных сотрудников информация доводится посредством публикации информации по ссылке.

    Вопрос: кто будет формировать собрания (если использовать Teams)? Ответ: процесс создания курсов на платформе MS Teams в части добавления обучающихся в «Команды» изложен в методических рекомендациях и инструкциях. Кроме того, все универсанты имеют возможность задать любой вопрос по работе с Microsoft Teams по адресу: support.teams@spbu.ru. В течение семестра всем преподавателям была предоставлена возможность пройти обучение работе в MS Teams.

    Вопрос: «Насколько заранее будет проинформирован преподаватель о применяемых программных средствах? Достаточно ли будет времени, чтобы установить на компьютер и научиться пользоваться соответствующими программами?» Ответ: информация о применяемых программных средствах и продуктах при проведении промежуточной аттестации доступна для научно-педагогических работников и административных сотрудников по ссылке, информация изложена в приказе от 11.12.2020 № 11231/1 «Об утверждении Порядка проведения зимней промежуточной аттестации в 2020/21 учебном году». Как правило, при проведении промежуточной аттестации используются те же программные средства и продукты, что и при реализации дисциплины. И варианты проведения занятий (в том числе программные средства) преподаватель выбирает самостоятельно, еще в начале семестра. При необходимости и преподаватели, и студенты имеют возможность для проведения зачета или экзамена воспользоваться компьютерным оборудованием, размещенным в любом университетском здании (для удобства — находящимся ближе к месту жительства преподавателя или студента). Для этого преподаватель может обратиться в учебный отдел, где он получает ведомость для проведения зачета или экзамена. За последнее время было более 40 запросов от студентов, у которых возникли сложности с использованием домашних компьютеров. Сотрудники учебных отделов и УСИТ им помогли, студенты успешно сдавали зачеты в оборудованных аудиториях в разных зданиях СПбГУ.

    Вопрос: «Ссылка https://docs.google.com/../ подразумевает наличие аккаунта Google. Его надо завести и кому-то сообщить, или как я должен искать информацию?» Ссылка уточнена: https://studentspburu.sharepoint.com/:x:/r/sites/Department-of-control-of-educational-activities/Shared%20Documents/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB_%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%B3%D0%BE%20%D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%B0_15.11.2020.xlsx?d=w543405beb38445b786977bc1afad29b9&csf=1&web=1&e=hdhXs6.

    Вопрос: «Чем отличаются устная и письменная формы? Ведь студенты должны в ответе представить формулы (по крайней мере, по моим дисциплинам). Устно это сделать немыслимо. Еще прочитать, допустим, возможно, но вот проверить правильность я, по крайней мере, не берусь». Ответ: согласно п. 4.1.6 Правил обучения по основным образовательным программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и среднего профессионального образования в Санкт-Петербургском государственном университете, утвержденных приказом от 29.01.2016 № 470/1, требования к содержанию промежуточной аттестации, проводимой в виде зачетов и экзаменов, устанавливаются в рабочих программах учебных занятий (учебной дисциплины), доводятся преподавателем до сведения студентов на первом учебном занятии и размещаются на сайте Университета. Указанными требованиями должны быть установлены: форма проведения зачета / экзамена (например, устная, письменная), критерии оценивания ответов (работ) студентов, время на подготовку устного ответа студентом, продолжительность проведения зачета (экзамена). Если зачет (экзамен) проводится в письменной форме, указанными требованиями также должны быть установлены типовые вопросы (задания) или образцы заданий. В связи с данным обращением первому заместителю декана физического факультета поручено провести обучение преподавателя И. В. Андронова и других преподавателей, у которых возникают подобные вопросы, методикам проведения промежуточной аттестации. На совещании также было решено, что при организации конкурсов на замещение должностей научно-педагогических работников необходимо обязательно проверять наличие таких знаний у претендентов на должность.

    Вопрос: «В пункте 3.3 сказано, что преподаватель имеет право потребовать идентификацию обучающегося, а далее сказано, что если у обучающегося не получится это сделать, то он не допускается. Означает ли это, что если преподаватель решил спросить, то потом у него нет возможности от своей просьбы отказаться?» Ответ: пунктом 3.3 приказа «Об утверждении Порядка проведения зимней промежуточной аттестации в 2020/21 учебном году» предусмотрено право преподавателя потребовать идентификацию обучающегося путем предъявления посредством видеокамеры для обозрения студенческого билета или иного документа, позволяющего четко зафиксировать фотографию, фамилию, имя, отчество (при наличии) обучающегося. В случае если обучающийся отказывается выполнить данное требование, в том числе из-за отсутствия технической возможности, к аттестации с использованием информационно-коммуникационных технологий он не допускается, и аттестация считается не пройденной. Напоминалось, что при проведении экзаменов или зачетов в аудиториях в личном присутствии преподавателя и обучающегося студент должен иметь при себе студенческий билет, также для подтверждения личности студента. Использование информационно-коммуникационных технологий при проведении зачета или экзамена не изменяет это требование. И если студент отказывается предъявить документ, позволяющий идентифицировать его личность, у преподавателя есть основания не принимать у данного студента зачет или экзамен.

    Вопрос: «Пункт 3.4 обязывает преподавателя следить за студентами, или это не обязательно? На обычном экзамене в аудитории преподавателю достаточно взглянуть на аудиторию, а как это реализовать при проведении экзамена посредством Интернета? Как одновременно смотреть на всех студентов? Тут нужен высокоскоростной доступ к Интернету и достаточно мощный компьютер...». Ответ: в соответствии с данным пунктом приказа «Об утверждении Порядка проведения зимней промежуточной аттестации в 2020/21 учебном году», преподаватель может при обнаружении «подозрительного поведения» обучающегося прекратить аттестационное испытание и выставить обучающемуся за аттестацию оценку «не зачтено» / «неудовлетворительно». Еще раз сообщалось, что для проведения экзамена или зачета можно воспользоваться компьютерным оборудованием, размещенным в помещениях СПбГУ. В связи с обращением первому заместителю декана физического факультета поручено провести обучение преподавателя И. В. Андронова и других преподавателей, у которых возникают подобные вопросы, методикам проведения промежуточной аттестации.

    Вопрос: «Пункт 4.2 требует, чтобы преподаватель собирал комиссию из трех человек, если собирается поставить неудовлетворительную оценку? Или этот пункт относится только к экзаменам, проводимым аттестационными комиссиями? Означает ли этот пункт, что при наличии только положительных оценок подписи в ведомость ставить не нужно?» В ответ разъяснялось, что преподаватель никогда не формировал и не формирует аттестационную комиссию. Такая комиссия формируется приказом первого проректора по учебной и методической работе.

    Согласно п. 5.1–5.4 Правил обучения, получение студентом оценки «не зачтено» или «неудовлетворительно» на промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признается академической задолженностью. В случае получения оценки «не зачтено» («неудовлетворительно») студент имеет право дважды пересдать зачет (экзамен), при этом второй раз — только аттестационной комиссии. Решение аттестационной комиссии является окончательным. В случае получения студентом оценки «не зачтено» или «неудовлетворительно» при пересдаче аттестационной комиссии промежуточной аттестации по одной дисциплине студент подлежит отчислению из Университета за академическую неуспеваемость в соответствии с подпунктом «д» пункта 51 Устава Университета — за невыполнение студентом обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана.

    Аттестационная комиссия формируется не менее чем из трех преподавателей и возглавляется, как правило, заведующим кафедрой. Поэтому при выставлении членами аттестационной комиссии оценки «не зачтено» / «неудовлетворительно» наличие подписей в протоколе обязательно. При выставлении оценки «неудовлетворительно» в экзаменационной ведомости в силу, например, отсутствия у преподавателя возможности сделать сканированную копию экзаменационной ведомости заполненная ведомость с оценками, направленная с адреса корпоративной электронной почты, не требует наличия подписи экзаменатора.

    Все директора и деканы продолжают регулярно взаимодействовать с коллективами преподавателей и со студенческими советами учебно-научных подразделений с целью своевременного выявления возникающих в учебном процессе проблем. Например, директор Института философии С. И. Дудник вместе со студентами недавно посмотрел аудитории и их оснащение заранее, перед сессией.

    Во время встреч руководителей коллективов со студсоветами обсуждались вопросы организации промежуточной аттестации, которые ранее также поднимались, в частности, о возможности прийти в оборудованные аудитории для прохождения зачета или экзамена. У студентов-политологов во время встречи с деканом возник вопрос о проведении аттестации по физкультуре у студентов четвертого курса бакалавриата. Было разъяснено, что пройти аттестационное испытание можно было в течение ноября и до 17 декабря. Те, кто не представил разработанные оздоровительные программы за отведенное до 17 декабря время, смогут пройти такое аттестационное испытание в следующем семестре, при этом задолженность у студентов не возникает.

    Но, к сожалению, на прошедшей неделе отчеты не были представлены руководителями факультета искусств, Института истории, факультета математики и компьютерных технологий, факультета свободных искусств и наук, ВШЖиМК, математико-механического факультета, факультета иностранных языков, кафедры физкультуры и спорта.

    Еще раз поднимался вопрос о прокторинге и согласии на обработку персональных данных. Разъяснялось: если студент не хочет передавать свои персональные данные, то он может прийти в аудиторию и сдать зачет по онлайн-курсу под контролем сотрудника учебного отдела. Такие случаи в СПбГУ уже были.

    Позиция СПбГУ в рейтинге университетов Восточной Европы и Центральной Азии QS EECA 2021

    Рейтинговым агентством QS опубликован рейтинг университетов Восточной Европы и Центральной Азии. СПбГУ занимает в нем третье место после МГУ и Университета Тарту. На совещании были проанализированы показатели этого рейтинга QS EECA 2021 в сравнении с показателями глобального рейтинга QS WUR — для СПбГУ в сравнении с другими российскими университетами.

    Показатели рейтинга QS EECA 2021 отличаются от показателей глобального рейтинга QS WUR. В этом рейтинге по сравнению с глобальным рейтингом:

    • увеличен вес показателя репутации среди работодателей (Employer reputation) с 10 до 20 % за счет показателя академической репутации (Academic reputation)
    • уменьшен вес показателя соотношения студентов и преподавателей (Faculty / student ratio) c 20 до 10 %, доли иностранных преподавателей (International faculty) и иностранных студентов (International students) с 5 до 2,5 %
    • показатель количества цитирований на одного преподавателя (Citations per faculty) заменен на два показателя: количество цитирований на публикацию (Citations per paper) и количество публикаций на преподавателя (Papers per faculty) c уменьшением веса показателей публикационной активности с 20 до 15 %
    • используются дополнительные показатели: международные научные связи (International research network) с весом 10 %, интернет-импакт (Web impact) с весом 5 %, количество преподавателей со степенью (Staff with PhD) с весом 5 %

    Отличия в методологии приводят к различиям в относительных положениях университетов в рейтинге QS EECA по сравнению с глобальным рейтингом QS WUR. Университеты из первой десятки рейтинга за три года демонстрируют положительную динамику в глобальном рейтинге QS, однако динамика СПбГУ по количеству мест наименьшая. Из данных для топ-10 российских вузов в опубликованном рейтинге следует, что динамика университета здесь также может отличаться от динамики в глобальном рейтинге (ТГУ, УрФУ, ТПУ).

    Несмотря на то, что СПбГУ устойчиво входит в первую тройку рейтинга QS EECA, в разрезе отдельных показателей это далеко не так. Проанализированы позиции СПбГУ в рейтинге QS EECA по отдельным показателям в динамике за три года, а также позиции СПбГУ по сравнению с другими российскими университетами. СПбГУ устойчиво занимает второе место в России только по академической репутации и международным научным связям. Устойчивость также наблюдается по интернет-импакт (2–3 место в России), репутации среди работодателей (3–5 место в России) и количеству публикаций на преподавателя (11–12 место в России). По остальным показателям наблюдается отрицательная динамика по сравнению с университетами РФ.

    На совещании подчеркивалась необходимость обсудить в коллективах факультетов и институтов фактическое отсутствие положительной динамики СПбГУ по показателям рейтинга QS EECA и представить предложения по мерам, направленным на изменение ситуации, которые мог бы принять коллектив факультета / института и его руководитель в среднесрочной перспективе с учетом специфики коллектива и особенностей предметных областей, в которых членами коллектива ведется научная и практическая работа. Предложенные меры будут также способствовать существенному повышению позиции СПбГУ в глобальном рейтинге QS.

    Встреча ректора СПбГУ с президиумом Студенческого совета СПбГУ

    17 декабря прошла традиционная встреча ректора СПбГУ Н. М. Кропачева с новым составом президиума Совета обучающихся (Студенческого совета) СПбГУ. В ходе четырехчасовой встречи было обсуждено около двух десятков актуальных вопросов, которые волнуют студентов Университета. Среди них:

    • проведение опросов о качестве преподавания (в том числе вопрос студентов о возможности представлять свои вопросы для включения в опрос о качестве преподавания)
    • вопрос о возможности снижения стоимости обучения
    • обеспечение качества преподавания при использовании информационно-телекоммуникационных технологий
    • организация консультаций научно-педагогических работников
    • условия проживания в общежитии № 18
    • оперативная публикация отчетов о ректорских совещаниях (студенты хотят знать позицию руководства Университета из первых рук)
    • подготовка онлайн-курсов и расширение списка дисциплин учебного плана, которые могут осваиваться в форме онлайн-курсов
    • сроки рассмотрения положений о студенческих советах институтов (факультетов)
    • проведение ремонтных работ в зданиях Университета и участие руководителей учебно-научных подразделений в определении приоритетов в части проведения ремонтов
    • организация медицинского обеспечения проживающих в общежитиях, расположенных в Петродворцовом районе Санкт-Петербурга (в том числе о возможности открытия аптеки)
    • цифровизация Университета
    • предоставление постдипломных каникул
    • рассмотрение вопросов, поступающих в Студенческий совет от обучающихся (речь шла о том, что неконструктивно копить эти вопросы, чтобы потом представить их должностным лицам списком; гораздо эффективнее и целесообразнее оперативно направлять вопросы напрямую должностным лицам Университета через Виртуальную приемную СПбГУ).

    «В сказку — из дома»: обучающиеся СПбГУ участвовали в федеральном проекте

    Обучающиеся Университета приняли участие в федеральном проекте «В сказку — из дома», который был реализован Министерством культуры РФ. Студенты-волонтеры читали сказки по телефону детям до 14 лет, звонившим на бесплатную горячую линию сказок. По телефону бесплатной горячей линии дети могли прослушать сказки из коллекций Национальной электронной детской библиотеки и Детского радио. Они могли сами выбрать сказку или послушать сказку, предлагаемую волонтером. Все студенты-волонтеры СПбГУ, участвовавшие в проекте, получили благодарность президента РФ В. В. Путина.

    Об этом студенты-волонтеры рассказали 18 декабря во время встречи с ректором СПбГУ, поделились с ним своими эмоциями от участия в проекте, рассказали много интересных историй из опыта общения с детьми, звонившими на горячую линию сказок. Среди этих «детей» были и 17-летние, и пожилые одинокие люди, и маленькие девочки, оставшиеся дома без родителей на весь вечер. Были и дети, которые просили продлить понравившийся им месяц сказок.

    Опрос обучающихся СПбГУ об организации образовательного процесса

    Вышел приказ об очередном (регулярном) опросе обучающихся об обучении в осеннем семестре 2020/21 учебного года. Опрос подготовлен сотрудниками Центра оценки качества образования СПбГУ и проводится на платформе ресурсного центра социологических и интернет-исследований СПбГУ с 11 по 28 декабря. Руководители коллективов привлекут внимание студентов к необходимости участия в опросе.

    Перечень мероприятий, рекомендуемых к проведению в СПбГУ в 2021 году

    В соответствии с приказом от 05.02.2020 № 9653/1 «Об утверждении Положения о конкурсном отборе научных мероприятий СПбГУ» проведен конкурсный отбор научных мероприятий, планируемых к проведению в СПбГУ в 2021 году. Отбор проходил в два этапа. Заявки на проведение научных мероприятий в первом полугодии 2021 года принимались до 08.05.2020, заявки на проведение мероприятий во втором полугодии 2021 года — до 17.09.2020. Заявки на конкурс подавались через систему Pure СПбГУ. Они были рассмотрены научными комиссиями по областям наук и комиссией по конкурсному отбору научных мероприятий, состав которой был утвержден приказом от 28.04.2020 № 3639/1 «Об утверждении состава комиссии по конкурсному отбору научных мероприятий СПбГУ».

    На конкурсный отбор было подано 78 заявок. По итогам рассмотрения заявок первого и второго этапов конкурса приказом от 14.12.2020 № 11255/1 «Об утверждении сводного перечня мероприятий, рекомендуемых к проведению в СПбГУ в 2021 году» был утвержден сводный перечень из 75 мероприятий, планируемых к проведению в СПбГУ в 2021 году. Объемы финансирования мероприятий из средств СПбГУ будут определены и утверждены соответствующим приказом только после установления лимита средств, выделенных проректору по научной работе на эти цели в 2021 году.

    Старые идеи в новой упаковке

    Исследовательская группа под руководством профессора А. В. Тюхтина, заведующего кафедрой радиофизики СПбГУ, показала перспективность использования генераторов излучения Вавилова — Черенкова специального типа на российских и зарубежных ускорителях заряженных частиц. Эти идеи обсуждались как пример применения фундаментальных знаний на практике.

    Интересна история явления, которое теперь мы называем излучением Вавилова — Черенкова (электромагнитное излучение, генерируемое равномерно движущимися заряженными частицами в диэлектрических и магнитных средах). В 1934 году академик С. И. Вавилов предложил темы для исследования своим аспирантам. И один из них — Павел Черенков решил заняться свечением ураниловых солей. Это свечение (люминесценция, возникающая в растворах ураниловых солей под действием у-излучения радия) было очень слабым, его интенсивность была близка к порогу зрительного восприятия. Интересно, что свечение раствора, замеченное П. Черенковым, вначале ставилось под сомнение, так как глаза старших коллег были менее чувствительны, и они не замечали свечения (что отражено в письмах С. И. Вавилова).

    Это, казалось бы, сугубо физическое явление привело к новому знанию в разных областях науки. Например, излучение Вавилова — Черенкова оказалось причастным к объяснению одного любопытного явления. У всех глубоководных рыб есть глаза, но до последнего времени было непонятно, почему у них сохранился орган зрения. Дело в том, что морская вода имеет большую электрическую проводимость, поэтому дневной свет в морской воде быстро поглощается с увеличением глубины, и на глубине в несколько сотен метров должна царить полная темнота. В такой темноте глаза не нужны, и по законам эволюции орган зрения должен был бы отмереть. Однако оказывается, что на больших глубинах нет полной темноты. В морской воде растворен радиоактивный изотоп кальция, испускающий быстрые электроны. Эти электроны вызывают свечение Вавилова — Черенкова в морской воде, и поэтому на большой глубине царят сумерки («сумерки Вавилова — Черенкова»). Освещение на больших глубинах оказывается таким, что зрение рыбам вполне может пригодиться (см. Болотовский Б. М. Излучение Вавилова — Черенкова (история открытия) // Успехи физических наук, 2009, т. 179, № 11, с. 1161–1173).

    Участники совещания поздравили наших радиофизиков с новым применением, казалось бы, давно изученного явления. Разработанный метод — эффективный инструмент для расчета характеристик излучения Вавилова — Черенкова от открытых диэлектрических мишеней сложной формы, перспективных с точки зрения современных приложений. Аналитические результаты этого метода могут быть легко преобразованы в программный код с небольшими требованиями к вычислительным ресурсам. Зачем это нужно?

    Часто у задачи осевая симметрия, то есть определенное сечение, прокрученное на 360°, нарисует всю трехмерную модель. Тогда достаточно решить задачу только в этом сечении, что существенно упрощает дело: трехмерная задача, по сути, становится двумерной. Это очень существенно при численном моделировании. Область моделирования разбивается на мелкие ячейки, и чем больше ячеек, тем больше нужно памяти и тем дольше идут расчеты. Если никакой симметрии нет, то размер модели в памяти компьютера возрастает сразу на несколько порядков. Например, если плоская модель имела 1000 на 1000 ячеек, то трехмерная модель будет иметь в 1000 раз больше ячеек. И если плоская модель (даже с запасом) влезает в память вашего компьютера, то аналогичная трехмерная не влезает никак, и увеличение памяти в несколько раз здесь не поможет. А программный код на основе разработанного исследователями метода справится и с расчетом полностью трехмерных моделей, когда численное моделирование с помощью стандартных пакетов сильно затруднено (Коммерсант Наука: Три шага до аналитического инструмента).

    Регламент членства СПбГУ в международных организациях

    В СПбГУ утвержден регламент членства в международных организациях, который вводит порядок вступления Университета в международные организации, выхода из них и оценки эффективности членства (см.). Этот регламент внедрил понятные правила и прозрачную систему, основанную, к сожалению, на не самом простом и законном опыте организации членства СПбГУ в международных организациях (в 1990-е и начале нулевых).

    В эти годы СПбГУ вступил в десятки различных ассоциаций без какой-либо оценки целесообразности (было 50 ассоциаций, а в настоящее время, после ревизии членства, таких ассоциаций осталось 33). В подавляющем большинстве случаев эти решения были незаконными, поскольку принимались без получения согласия учредителя СПбГУ на вступление в такую организацию, следовательно, незаконным было и расходование средств СПбГУ на оплату членских взносов (ежегодно более 100 тысяч долларов). Порой решение принималось только деканом, а иногда заявка и вовсе направлялась преподавателем.

    В соответствии с уставом Университет обязан согласовывать с Росимуществом передачу любого имущества (в том числе денежных средств) зарубежным организациям. Это никогда не делалось, что было грубейшим нарушением закона. В результате многолетней работы по ревизии членства СПбГУ в международных ассоциациях удалось привести в порядок всю документальную базу, согласовать с Росимуществом возможность оплаты членских взносов (что потребовало многолетней переписки и переговоров по урегулированию ситуации) и выстроить систему членства Университета в таких организациях.

    Как сохранить доступ к информационным системам и сервисам СПбГУ при прекращении трудовых отношений

    В Виртуальную приемную обратился старший научный сотрудник (внешний совместитель) с предложением сохранять доступ к IT-сервисам Университета в период временного отсутствия у работника трудовых отношений с СПбГУ.

    На совещании разъяснялось, что автоматическое продление доступа после прекращения трудовых отношений с сотрудником невозможно, поскольку это приведет к нерациональному и неконтролируемому использованию ресурсов Университета. С подобной просьбой уже обращались ранее руководители некоторых учебно-научных подразделений, и еще около года назад был предложен другой путь решения этого вопроса — заблаговременное заключение соглашения о научно-техническом сотрудничестве между СПбГУ и лицом, с которым прекращены трудовые отношения по тем или иным основаниям. Соответствующие формы соглашения разработаны и имеются в кадровой службе. Соглашение носит срочный характер и может заключаться задолго до истечения срока действия трудового договора, но только по представлению руководителя учебно-научного подразделения, поддержанному профильным проректором (например, для продолжения работ по гранту, проведения оценки ВКР обучающихся и т. д.). В соглашении прописывается, с одной стороны, обязательство Университета о предоставлении доступа к сервисам СПбГУ, а с другой — конкретные обязательства указанного лица, вытекающие из необходимости предоставления и использования ресурсов Университета.

    Об организации делопроизводства в условиях распространения COVID-19

    Начиная с 1 апреля 2020 года, в связи с отсутствием возможности соблюдать формальные требования документооборота, но вместе с тем, учитывая необходимость исполнения возложенных на СПбГУ задач и функций, распоряжением от 01.04.2020 № 965 «О соблюдении прав и законных интересов работников СПбГУ при организации делопроизводства в условиях эпидемии COVID-19» должностным лицам, имеющим право подписи документов от имени СПбГУ, была предоставлена возможность учета и направления на регистрацию скан-копий приказов, распоряжений, исходящих писем с использованием системы электронного документооборота и делопроизводства «Дело». Эта необходимость была вызвана также невозможностью присутствия работников СПбГУ на рабочих местах в силу действия распоряжения от 03.04.2020 № 2655/1 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID—19)"».

    Учитывая, что Санкт-Петербургский государственный университет является организацией — источником комплектования Центрального государственного архива Санкт-Петербурга, а приказы и распоряжения относятся к документам постоянного срока хранения, распоряжением от 01.04.2020 № 965 была предусмотрена обязанность должностных лиц, после отмены действия распоряжения от 03.04.2020 № 2655/1, представить оригиналы документов в службу ОДО (В ситуации крайней необходимости). К сожалению, по состоянию на 18.12.2020 работникам ОДО не представлены тысячи документов: 819 приказов по основной деятельности, 363 распоряжения по основной деятельности, 5775 приказов по личному составу работников, 2497 приказов и распоряжений по личному составу обучающихся.

    В последнее время в связи с ухудшением эпидемиологической ситуации от работников СПбГУ стали поступать просьбы о возвращении возможности оформления документов и направления их на регистрацию в виде скан-копий. Исходя из предыдущего опыта, было принято решение о предоставлении такого права должностным лицам, но только тем, кто ранее выполнил требования распоряжения от 01.04.2020 № 965 и своевременно представил оригиналы документов в службу ОДО.

    В соответствии с требованиями нового распоряжения, оригиналы документов необходимо представлять в ОДО до 10 числа месяца, следующего за месяцем регистрации документа. В случае невыполнения этого требования возможность оформления документов в СЭДД «Дело» при помощи скан-копий будет отключаться.

    О публикации протоколов встреч руководителей учебно-научных подразделений

    В связи с необходимостью информирования работников и обучающихся СПбГУ о результатах регулярных встреч руководителей учебно-научных подразделений с представителями коллективов работников и студентов ректор поручил внести соответствующие изменения в порядок работы с протоколами этих встреч, в части их опубликования на сайте.

    С 2018 года протоколирование этих встреч является обязательным — в соответствии с приказом начальника организационного управления от 11.04.2018 № 2829/1 «О порядке оформления встреч, проводимых с представителями профсоюзных организаций работников и (или) обучающихся СПбГУ, студенческих советов и других объединений работников и (или) обучающихся СПбГУ».

    Теперь протоколы встреч руководителей учебно-научных подразделений в обязательном порядке будут публиковаться на сайте Университета (приказ от 08.12.2020 № 11054/1 «О порядке оформления встреч, проводимых с представителями профсоюзных организаций работников и (или) обучающихся СПбГУ, студенческих советов и других объединений работников и (или) обучающихся СПбГУ»).

    Доходы эндаумент-фонда СПбГУ в 2020 году

    Проведен анализ доходной части фонда управления целевым капиталом «Развитие Санкт-Петербургского государственного университета» (эндаумент-фонда СПбГУ) в 2020 году. В том числе сообщалось о целевых капиталах отдельных образовательных программ, основных способах их формирования.

    Общий размер целевых капиталов эндаумент-фонда СПбГУ по состоянию на 01.01.2020 составил 1 049 570 986,6 рублей. При этом один из наиболее значимых — это целевой капитал на уставные цели СПбГУ, формированием которого в основном занимался ректор Университета. Его размер на ту же дату был 341 293 645,45 рублей. Из этого целевого капитала в основном выплачиваются все именные стипендии, осуществляется поддержка академической мобильности студентов, финансирование имиджевых публикаций, финансирование научных исследований, приобретение лабораторного оборудования по решению профильных проректоров.

    Целевые капиталы, сформированные в интересах развития отдельных коллективов либо для обеспечения исследования или образовательной деятельности по определенным предметным областям, имеют размер, отличающийся в разы. Наибольший из этих капиталов — целевой капитал СПбГУ для развития образовательной программы «Искусства и гуманитарные науки» (488 428 429,09). Следующий по размеру — целевой капитал СПбГУ для развития образовательных программ по направлениям «Экономика», «Финансы и кредит», «Управление персоналом», «Бизнес-информатика» и научных исследований, реализуемых коллективом научно-педагогических работников экономического факультета (146 457 483,46). Такие размеры вполне объяснимы статусом деканов, их административными и финансовыми возможностями.

    Достаточно убедительно выглядят целевые капиталы ВШМ (30 406 574,09) и Института наук о Земле (26 650 001). На совещании подчеркивалось, что в первом случае при формировании целевого капитала был задействован ресурс прежнего директора ВШМ А. Л. Костина. При формировании целевого капитала Института наук о Земле был использован административный ресурс ректора.

    На совещании отмечалось, что доходами от целевых капиталов коллективов конкретных подразделений распоряжаются директора и деканы. Это условие соблюдается неукоснительно.

    В 2018 году по инициативе профессора К. С. Смирнова в фонде были выделены целевые капиталы не только для коллективов институтов, факультетов, но и отдельных образовательных программ и коллективов лабораторий. Кроме того, по предложению К. С. Смирнова на странице фонда появилась «кнопка»-функция, позволяющая внести средства в конкретный целевой капитал, не покидая сайта. По заявлениям абсолютно всех, кто обращался с такими запросами, сформированы и отдельно учитываются целевые капиталы внутри общего целевого капитала на уставные цели. Это капиталы на развитие отдельных коллективов:

    • института философии — 3 351 688,7
    • биологического факультета — 1 586 873,14
    • института истории — 1 510 276,4 (стипендия имени В. В. Мавродина)
    • юридического факультета — 362 201,43 плюс 1 056 183,96 (стипендия имени Н. А. Чечиной)
    • института химии — 865 952,8
    • колледжа физической культуры и спорта, экономики и технологий — 458 897,83
    • факультета психологии — 386 409,32
    • факультета искусств — 160 160,2
    • факультета математики и компьютерных технологий — 119 156,65
    • ВШЖиМК — 51 132,43
    • восточного факультета — 34 183,33 (стипендия имени М. Н. Боголюбова)

    Размеры этих целевых капиталов более скромные, они формируются на пожертвования в основном универсантов. Причем поступление этих пожертвований имеет, за редким исключением, нерегулярный характер. Было выделено два основных типа сбора пожертвований в эндаумент-фонд: разовые крупные пожертвования от персон и организаций и небольшие регулярные пожертвования универсантов.

    Участники совещания выразили благодарность всем жертвователям, которые даже в этот трудный год нашли возможность пожертвовать в эндаумент-фонд Университета 367 362 рубля. Полный список жертвователей размещен на сайте эндаумент-фонда.

    На одном из первых ректорских совещаний в 2021 году будет представлен анализ расходной части эндаумент-фонда по итогам 2020 года.

    Кадровый вопрос

    В ходе ректорского совещания стало известно, что А. Н. Архипов покидает должность начальника Управления по работе с выпускниками СПбГУ с 10 января. Также сообщалось, что президент Ассоциации выпускников А. В. Якунин не планирует избираться на новый срок. Таким образом, как только ассоциация официально объявит о проведении выборов президента организации, все желающие универсанты смогут выдвигать свои кандидатуры для участия в этих выборах.

    Заседание попечительского совета ВШМ

    Попечительский совет института «Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета» (ВШМ СПбГУ) подвел итоги работы за 2020 год и утвердил основные направления стратегии развития бизнес-школы до 2025 года. Среди задач ВШМ — войти к 2025 году в топ-30 европейских бизнес-школ в рейтинге Financial Times.