Материалы ректорского совещания

№ 442
от 14.09.2020

    Вакцинация против гриппа

    В этом году в Санкт-Петербурге раньше обычного началась массовая вакцинация от сезонного гриппа. Вакцинация против гриппа — это задача, которую решают территориальные органы здравоохранения. По поручению ректора СПбГУ были направлены запросы в адрес двух профильных вице-губернаторов по организации выездных пунктов по вакцинации на территории Университета, в Василеостровском и в Петродворцовом районах, чтобы сотрудники и студенты могли воспользоваться этой возможностью и сделать прививку рядом с местом проживания, учебы и работы. Запросы находятся на рассмотрении. Не дожидаясь ответа, Университет согласовал график вакцинации обучающихся в помещениях СПбГУ на 7-й линии В. О., д. 16/18 с руководством поликлиники № 3. Проводится согласование графика вакцинации в здравпункте на Университетском пр., д. 35 с администрацией Николаевской больницы. Графики вакцинации будут согласованы с расписанием занятий и представлены на сайте СПбГУ.

    На совещании отмечалось, что риск одновременного распространения в городе двух болезней (гриппа и COVID-19) сохраняется. Прививка от гриппа поможет организму легче перенести грипп, а значит, снизит риск заболевания двумя инфекциями одновременно — гриппом и COVID-19 (Ученый СПбГУ объяснил, как вакцина от гриппа может помочь перенести COVID-19).

    О возможности (невозможности) организации массовых мероприятий

    Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.07.2020 № 20 «О мероприятиях по профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций, в том числе новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в эпидемическом сезоне 2020–2021 годов» рекомендована отмена массовых культурных и спортивных мероприятий. В связи с этим все массовые внеучебные мероприятия в СПбГУ отменяются, откладываются до 1 января 2021 года или переносятся на более поздние сроки. Научные мероприятия могут проводиться в очном формате с соблюдением строгих противоэпидемических мер (число участников — не более 30 человек). Массовые научные мероприятия либо переносятся, либо проводятся в онлайн-формате, либо проводятся в смешанном формате, когда в офлайн-формате пройдет та часть мероприятий, в которых принимают участие не более 30 человек одновременно, а в онлайн-формате будут проводиться те мероприятия, в которых принимают участие более 30 участников.

    В смешанном формате, например, проводились праздничные мероприятия 31 августа: в очном формате принимали участие менее 30 человек, а в онлайн-формате в праздничных мероприятиях участвовало более 12 тысяч человек (Посвящение в студенты — 2020).

    О ходе учебного процесса

    За прошедшую неделю в Виртуальную приемную поступило 62 обращения от студентов и преподавателей, еще 44 пришло по электронной почте в адрес первого проректора по учебной и методической работе (в том числе 20 — по учебным вопросам).

    В основном вопросы касались расписания и формата занятий, а также обучения иностранцев. Вопросы преимущественно поступали от студентов, осваивающих программы филологического профиля. Причем среди таких обращений часто были полярные просьбы: студенты одной группы хотят перейти на аудиторное обучение, а другой — вернуться в дистанционный режим (О посещениях спортивных секций в магистратуре; О расписании занятий; О расписании; О возможности дистанционного обучения для иногородних студентов; О направлении на включенное обучение). На совещании отмечалось, что изменение режима обучения с аудиторного на дистанционный и наоборот — это сложный вопрос, и решение по каждой образовательной программе, по каждой учебной группе, курсу принимается с учетом комплексной оценки конкретной ситуации.

    Еженедельные совещания проректора с директорами и деканами

    11 сентября было проведено очередное совещание первого проректора по учебной и методической работе М. Ю. Лавриковой с руководителями коллективов институтов и факультетов по вопросам организации учебного процесса. Как известно, ректор поручил директорам и деканам еженедельно встречаться (в офлайн- или в онлайн-формате) с руководством студенческого совета соответствующего института или факультета. Кроме того, директора и деканы должны ежедневно получать информацию от заведующих кафедрами и научно-педагогических работников о проблемах в организации учебного процесса.

    На совещании у первого проректора по учебной и методической работе директора и деканы отметили, что за неделю количество проблем небольшое и «все они были оперативно решены». Например, обнаружили ряд расхождений в расписании у студентов-социологов. Преподаватель-психолог, ведущий занятия у студентов-биологов, вовремя не получил список группы. На занятиях у студентов-экономистов первого курса был сбой во время занятия в дистанционном формате, которое вел преподаватель-математик (плохо работал микрофон). Но первокурсники не решились тут же, в ходе занятий, сообщить об этом преподавателю, поэтому занятие пришлось восполнять.

    В связи с этим на ректорском совещании обращалось внимание на необходимость оперативной обратной связи от обучающихся и оперативной реакции преподавателей, директоров институтов и деканов факультетов, должностных лиц на информацию, поступающую от студентов.

    М. Ю. Лаврикова обратила внимание директоров и деканов на то, что не все они прислали отчеты за неделю об учебной работе и работе со студенческими советами. К сожалению, не поступила информация от декана медицинского факультета П. К. Яблонского и декана факультета политологии А. В. Курочкина.

    Урок здоровья

    Для популяризации профилактических и противоэпидемических мер в условиях пандемии подготовлен специальный «Урок здоровья» для обучающихся СПбГУ. Доцент кафедры факультетской терапии СПбГУ И. Ю. Пчелин в формате интервью студентке третьего курса программы специалитета «Лечебное дело» СПбГУ М. С. Мазуренко и студентке четвертого курса программы бакалавриата «Журналистика» М. Р. Кузьмишиной доступным языком рассказал о мерах, которые необходимо принимать каждому, чтобы сохранить свое здоровье. Рекомендации специалиста-медика могут быть полезны именно сегодня. Проект подготовлен в формате онлайн-интервью и реализован профессиональным коллективом Центра развития электронных образовательных ресурсов СПбГУ. Видеоматериалы размещены на сайте центра (Урок здоровья СПбГУ) и на сайте СПбГУ (COVID-19).

    Организация образовательного процесса для иностранных граждан

    В нашем Университете обучается свыше 4500 иностранных студентов. Из-за противоэпидемических мер в разных странах большинство из них не смогло приехать в СПбГУ. Для них организовано дистанционное обучение по всем образовательным программам, на которых иностранные граждане обучаются.

    На этой неделе в Виртуальную приемную поступило четыре вопроса от иностранных студентов. Они волнуются, что не могут приехать в Россию, и выясняют, что им делать в такой ситуации (О дистанционном обучении для иностранцев; О поселении иностранных обучающихся в общежития; О разрешении на обучение в очной форме; О предоставлении медицинских документов по COVID-19 при поселении в общежитие; О карантине). Многие из них ждут индивидуального общения и «лучше по телефону», но только в этом году на первый курс СПбГУ поступило более 2500 иностранных студентов.

    Применяются различные способы информирования о возможностях обучения. Регулярно осуществляется рассылка информационных материалов по корпоративным адресам электронной почты обучающихся (русский, english). Студентам-иностранцам сообщили, как организован учебный процесс в Университете, рассказали о правилах пребывания в СПбГУ. Отдельно сотрудники и волонтеры разъясняют последовательность действий для иностранных студентов, когда они приедут на территорию России (где пройти тест на COVID-19, о карантине, страховках и пр.). Кроме того, студентам-иностранцам сообщили, как им присутствовать на занятиях в дистанционном формате, как взаимодействовать с преподавателями, научными руководителями, им даны контакты сотрудников учебных отделов, отдела международного образовательного сотрудничества и волонтеров.

    На сайте Университета размещена информация об электронных адресах должностных лиц. К сожалению, первокурсники пока еще не привыкли к такому современному и эффективному способу общения, и значительная их часть почему-то по-прежнему больше доверяет телефонному формату общения. Если студент не нашел адрес электронной почты должностного лица, по его запросу в Виртуальную приемную ему направляются соответствующие ссылки на электронные адреса должностных лиц (например, учебных отделов и др.). В Виртуальной приемной регулярно размещаются ответы должностных лиц СПбГУ на их вопросы (COVID-19).

    8 сентября состоялась встреча заместителя ректора по международной деятельности С. В. Андрюшина с председателем Студенческого совета СПбГУ и председателем совета клуба иностранных обучающихся СПбГУ. Обсуждались вопросы организации образовательного процесса для студентов-иностранцев, организации им помощи (в том числе со стороны российских студентов Университета). Проведено несколько вебинаров с участием преподавателей, которые ведут занятия с иностранными студентами в дистанционном формате. Запущены университетские Телеграм-канал и чат-бот, где студенты-иностранцы могут задать свои вопросы, получить на них ответы и обсудить насущные вопросы организации образовательного процесса. Сотрудники учебных отделов и отдела международного образовательного сотрудничества непрерывно мониторят чаты и отвечают на вопросы.

    На ректорском совещании отмечалось, что используется целый спектр каналов для взаимодействия с иностранными студентами. Обращалось внимание на необходимость оперативной обратной связи с ними. Важно наладить и поддерживать дружескую коммуникацию: чтобы преподаватели оперативно передавали должностным лицам те вопросы, которые им задают студенты-иностранцы (если сами преподаватели не могут на них ответить).

    Соблюдение мер безопасности работниками и обучающимися СПбГУ

    В приказе от 15.08.2020 № 7270/1 «О мерах по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» и в приказе от 28.08.2020 № 7517/1 «О мерах, направленных на предупреждение распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди обучающихся и работников» перечислены меры безопасности, которые должны строго выполняться обучающимися и сотрудниками (Материалы ректорского совещания от 17.08.2020). За последнюю неделю в Виртуальную приемную поступило менее десяти обращений, которые касаются понимания смысла приказов, практики их применения, информации о фактах нарушения приказов. Например, были такие вопросы: нужно ли носить маски тем, кто переболел COVID-19 и имеет антитела (Об обязательности ношения масок в СПбГУ для лиц с иммунитетом к COVID-19); нужно ли соблюдать масочный режим во время проведения лабораторных работ (Об использовании СИЗ во время проведения практических занятий). Ответ на все подобные вопросы один: использование средств индивидуальной защиты (масок) является обязательным для всех без исключения на территории Университета, в том числе и для гостей Университета любого уровня (Об использовании СИЗ в СПбГУ).

    В целях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в СПбГУ утверждены составы комиссий по проверке соблюдения работниками и обучающимися СПбГУ режима использования средств индивидуальной защиты (масок) на территории Университета, в которые включены в том числе представители студенческого актива и профсоюзной организации сотрудников СПбГУ. В течение рабочего дня членами комиссий осуществляется профилактическая работа, регулярно проводятся проверки соблюдения масочного режима и мер безопасности. В отношении нарушителей составляются акты, которые рассматриваются уполномоченными лицами с целью принятия мер дисциплинарного воздействия. В целом установленные правила безопасности универсантами соблюдаются.

    Вместе с тем, по информации из разных источников (в том числе из отчетов комиссий) следует, что не все обучающиеся и работники Университета осознали необходимость строго следовать указанным правилам. Если студент, снявший маску во время занятий, отказывается ее надеть, преподаватель обязан удалить его из аудитории, а в случае неподчинения студента этому законному требованию прекратить занятие. Вне стен учебных аудиторий, в коридорах СПбГУ также должны соблюдаться меры безопасности. Так, например, 11 сентября в здании по адресу: ул. Ульяновская, д. 3 члены комиссии обнаружили группу студентов-физиков, трое из которых были без масок. Им сделали замечание, студенты надели маски. А через некоторое время члены комиссии на том же месте обнаружили тех же студентов опять без масок. Составлен акт о нарушении масочного режима.

    На совещании отмечалось, что важны не только дисциплинарные меры, еще важнее создание единой системы общественного контроля. Особая ответственность ложится на руководителей структурных подразделений и учебно-научных коллективов, обязанных подавать пример своим подчиненным. В этом смысле совершенно недопустимым является официально зафиксированный в ходе выборочной проверки факт нахождения без маски в коридорах СПбГУ первого заместителя директора института «Высшая школа менеджмента» К. В. Кротова, в отношении которого открыто дисциплинарное дело и рассматривается вопрос о принятии в отношении него дисциплинарных мер.

    Директорам и деканам поручено довести до сведения заведующих кафедрами и лабораториями информацию об обязанности руководителей всех уровней не только самим строго соблюдать режим использования средств индивидуальной защиты (масок) на территории Университета, но и осуществлять активный контроль в своих подразделениях соблюдения этих правил обучающимися и сотрудниками.

    Рассмотрение обращения в правоохранительные органы

    30 июня в Университет поступило обращение из редакции одного из электронных журналов с просьбой прокомментировать информацию, размещенную в популярной социальной сети. В обращении говорится, что «выпускница восточного факультета СПбГУ Дарья Валеева опубликовала в социальной сети Facebook пост, в котором рассказала о домогательствах со стороны профессора СПбГУ. По словам Дарьи, профессор позволял себе нежелательные прикосновения и не начинал консультации без них. Также во время обучения студентка попала в психиатрическую клинику и связывает ухудшение здоровья с поведением научного руководителя».

    Поскольку приведенные сведения могли свидетельствовать о нарушении прав граждан и содержали информацию о якобы нанесенном вреде здоровью, заместитель ректора по безопасности Е. П. Шарыгина 30.07.2020 обратилась в правоохранительные органы. На следующий день редакция обратившегося в СПбГУ журнала опубликовала на своей странице в социальной сети материал, в котором идет речь о домогательствах со стороны профессора СПбГУ к бывшей обучающейся, а ныне выпускнице Университета Дарье Валеевой.

    По заявлению СПбГУ правоохранительными органами была проведена проверка, которая показала, что сведения, указанные в обращении, не нашли подтверждения.

    Об учебно-научной базе СПбГУ «Приладожская»

    Сегодня 12 учебно-научных баз находятся в управлении СПбГУ. На территории баз находится 136 зданий и сооружений, которые в основном были построены в 1940-х — 1970-х годах. Они все требуют текущего или капитального ремонта. До 2010 года учебно-научные базы находились в управлении деканов факультетов. При отсутствии какого-либо контроля со стороны централизованных служб ректората деканы как могли, самостоятельно занимались вопросами развития и содержания учебных баз. Только после 2010 года было создано управление эксплуатации баз, которое управляет базами централизовано, по единым правилам. В результате часть содержания баз и расходы (оплата труда сотрудников) были оптимизированы.

    Впервые за многие десятилетия была проведена инвентаризация земельных участков и университетской недвижимости. Большая часть имущества, наконец-то, была оформлена в собственность РФ и после этого официально передана Университету в оперативное управление. Часть имущества пока еще находится в процессе оформления (Почему до сих пор не оформлены права СПбГУ на объекты недвижимости?; Здания не новые, и проблемы тоже старые). В части имущества оформленного и официально переданного в управление Университет теперь имеет полное право обращаться за выделением средств на капитальные ремонты зданий и сооружений и их содержание. Напомним, что в 1990-е и в начале нулевых годов в Университете на всех совещаниях по поводу организации учебных практик звучали постоянные упреки в адрес министерства образования и науки, правительства, которые «вопреки здравому смыслу» «не выделяют средства на содержание и ремонт баз практик». И поэтому, дескать, «руководство Университета вынуждено расходовать внебюджетные средства, заработанные коллективами экономистов, юристов, менеджеров, психологов на ремонт и содержание баз практик для наших биологов, географов, геологов». На самом деле здравому смыслу противоречило желание руководства Университета получить из бюджета РФ средства на ремонт и содержание зданий, которых на тот момент не было на балансе Университета. Что мешало руководству Университета еще в 1990-е годы оформить земельные участки, здания и начать получать деньги из бюджета РФ на их содержание и ремонт?! Отсутствие в течение нескольких десятилетий достаточных средств на содержание и ремонт баз практик привело к плачевному результату. И сегодня Университету на содержание и ремонты баз требуется 1263 млн рублей. Направлены соответствующие запросы в Министерство науки и высшей школы, Министерство финансов, в Правительство РФ.

    В акте проверки Счетной палатой 2018 года было отмечено, что на территории учебно-научной базы СПбГУ «Приладожская» был выстроен новый мобильный спальный комплекс на 64 места. Хотя на тот момент земля под этим комплексом еще не была передана Университету. В соответствии с позицией Счетной палаты РФ в такой ситуации мобильный комплекс не использовался. Поэтому руководство Университета было вынуждено организовывать занятия на этой базе в старом корпусе, ремонт которого пришлось проводить в оперативном режиме. И, естественно, результаты такого ремонта «с колес» вызвали нарекания.

    Была проведена серия консультаций со студсоветами «полевых» институтов и факультетов, руководителями профильных кафедр, после чего в помещениях старого корпуса были проведены более основательные ремонтные работы. В феврале 2020 года практики были проведены в старом корпусе.

    Одновременно сотрудниками проректора по экономическому развитию М. Н. Кудилинского и заместителя ректора по правовым вопросам Ю. В. Пенова была продолжена кропотливая работа по процедуре признания земельного участка под новым модулем. В мае 2020 года было вынесено положительное судебное решение, которое признало имущественные права РФ на этот участок. Спальный корпус на 64 места был введен в эксплуатацию. Учебно-научная база СПбГУ «Приладожская» была готова к новому сезону: можно было проводить практику и в новом корпусе, и в старом. Но в этом году из-за коронавирусной инфекции летняя практика была перенесена на другой период.

    На совещании отмечалось, что такая форма признания имущественных прав была разработана юристами СПбГУ и сегодня успешно используется и другими организациями России.

    Регистрация МИП ООО «Центр урбанистики и градостроительства СПбГУ»

    В августе зарегистрировано новое малое инновационное предприятие Университета — ООО «Центр урбанистики и градостроительства СПбГУ». Инициатором его создания стал министр архитектуры и градостроительства Сахалинской области Е. А. Бондарчук, выпускник СПбГУ (кафедра экономической географии). МИП будет заниматься вопросами оптимизации градостроительной документации, разработкой планов городов и др. Для работы этого МИП есть экономические и организационные предпосылки: в Университете действует кафедра землеустройства и кадастров, есть межфакультетская образовательная программа по геоурбанистике. К работе МИП будут привлечены студенты и преподаватели СПбГУ.