Материалы ректорского совещания

№ 397
от 26.08.2019

Повестка дня

    О ходе организации приема

    Завершается самая активная фаза приема в Санкт-Петербургский университет. Состоялся прием на программы основного общего и среднего общего образования, на программы бакалавриата, специалитета и магистратуры. Завершилась работа по приему на программы аспирантуры, приказы о зачислении опубликованы 27 августа. На программы аспирантуры зачислено 504 человека, что на 4 % больше, чем в прошлом году. 34 аспиранта будут обучаться по договорам об оказании платных образовательных услуг, что более чем в два раза превышает показатель 2018 года. Среди программ, где отмечено увеличение числа желающих обучаться на платной основе, «Медицинские науки», «Экономика», «Психология».

    Завершился прием в ординатуру. В этом году в связи с изменениями федерального законодательства значительное количество мест было выделено для поступления в рамках целевой квоты. 26 августа изданы приказы о зачислении на бюджетную основу обучения, а 28 августа — на договорную.

    Кроме того, подошел к концу прием на программы среднего профессионального образования. Приказы о зачислении на бюджетную основу обучения изданы 26 августа, на договорную основу — 29 августа.

    Несмотря на то, что приемная кампания 2019 года еще не завершилась, работа по приему в Университет на будущий год уже началась. Директорам и деканам дано поручение: представить предложения по формированию перечня программ на 2020 год.

    Подготовка к новому 2019/20 учебному году

    Завершилась работа по распределению педагогических поручений для составления расписания занятий по всем образовательным программам, которое опубликовано на сайте Университета 26 августа. Продолжается работа по совершенствованию рабочих программ элективных дисциплин.

    К сожалению, с начала августа на портал СПбГУ регулярно совершаются интернет-атаки. Это сказывается на стабильности работы портала и ряда его сервисов, в частности — «Расписание СПбГУ» (Об интернет-атаках на СПбГУ).

    Коммуникативные компетенции выпускников Университета

    Весной 2019 года в образовательный стандарт СПбГУ были внесены изменения относительно коммуникативных компетенций выпускников Университета, согласно которым универсанты должны уметь рассказывать о своей профессиональной деятельности на языке, понятном не специалистам.

    Цель этих изменений — обновить стандарт таким образом, чтобы универсант был способен общаться в разных коммуникативных ситуациях, с людьми разных профессий и разного уровня образования.

    Для обеспечения этой компетенции в 2019 году в учебные планы всех образовательных программ высшего образования включены онлайн-курсы: «Язык эффективной коммуникации» (в планы ООП бакалавриата и специалитета), «Язык эффективной коммуникации в цифровом обществе» (в планы ООП магистратуры) и «Язык эффективной коммуникации в профессиональном общении» (в планы ООП аспирантуры и ординатуры). Они также направлены на формирование нужных компетенций, в том числе в интернет-среде, на которую сегодня приходится большой процент всех деловых контактов.

    Вопросы правового регулирования норм современного русского литературного языка при его использовании как государственного языка Российской Федерации нашли свое отражение и в профессиональных компетенциях образовательных программ приема 2019 года по уровням бакалавриата, магистратуры и аспирантуры направлений «Журналистика», «Реклама и связи с общественностью», «Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело» в формулировке: «Способен осуществлять профессиональную коммуникацию на русском языке с учетом правовых требований к использованию русского языка как государственного языка Российской Федерации».

    О совершенствовании работы Научного парка СПбГУ

    Проректор по научной работе С. В. Микушев провел анализ представленных ранее директорами и деканами предложений по совершенствованию правил доступа к оборудованию ресурсных центров Научного парка СПбГУ.

    К сожалению, судя по представленным коллегами предложениям, работа с Научным парком ведется далеко не всеми научно-педагогическими работниками, а попытки разобраться в вопросе для подготовки предложений не предпринимались. Например, руководители ряда структурных подразделений предложили разработать систему регистрации заявок для доступа и учета работ в Научном парке, а она давно функционирует. На странице Научного парка даже размещен ролик, рассказывающий о том, как выполнить работы в Научном парке СПбГУ.

    Поступили следующие предложения
    1. Определить механизм, который бы стимулировал коллективы ресурсных центров предлагать, продвигать в университетской среде свои возможности, даваемые преимущества и т. д.

    С. Микушев: Механизмы стимулирования существуют — сотрудники стимулируются как финансовым образом (стимулирующими выплатами), так и не финансовым (участием в конференциях, закупкой оборудования). Члены коллектива Научного парка регулярно выступают на заседаниях ученых советов, семинарах, конференциях. Проблема продвижения возможностей Научного парка видится больше в пассивности научных работников.

    1. Предоставлять доступ к оборудованию на основании приказа о зачислении обучающихся (в качестве оформления результатов таких проектов может быть размещение выпускной квалификационной работы (ВКР) в репозитории).

    С. Микушев: Предоставлять доступ обучающимся к оборудованию на основании приказа о зачислении невозможно в связи с тем, что невозможно предусмотреть, на какую тему обучающийся будет выполнять ВКР. В Научном парке столкнулись с тем, что под видом ВКР выполняются совершенно другие работы. В связи с этим на заседании научно-технического совета Научного парка СПбГУ 21.12.2018 было рекомендовано предоставлять доступ к оборудованию обучающимся для выполнения ВКР на основании справки (например, выписки из протокола заседания кафедры, реализующей соответствующую образовательную программу, с указанием темы ВКР и с рекомендацией выполнения исследований в конкретном ресурсном центре Научного парка СПбГУ, экспертного заключения и т. д.).

    1. Доработать имеющиеся правила доступа к научному оборудованию в части приоритетного доступа к нему членов научных групп, выполняющих крупные научные проекты.

    С. Микушев: Приоритетный доступ к научному оборудованию научных групп определяется проректором по научной работе. На основе обращения руководителя будет проведен анализ ситуации (оценивается значимость проекта, сроки его исполнения и т. д.), по результатам которого при выявлении существенной необходимости доступ будет предоставлен.

    1. Упростить доступ к оборудованию ресурсных центров (особенно к вычислительным ресурсам) студентам и аспирантам, выполняющим ВКР, но не участвующим в финансируемых проектах.

    С. Микушев: см. п. 2.

    1. Обеспечить возможность присоединения отчетных публикаций по выполненным исследованиям в ресурсных центрах через систему Pure (для этого предусмотреть в Pure раздел по отчетам использования оборудования ресурсных центров). Для указания в публикациях использования оборудования ресурсных центров СПбГУ возможно подготовить стандартную форму (например, исследование проведено с помощью ресурсного центра СПбГУ [], руководитель [] (Ф. И. О.)).

    С. Микушев: Возможность автоматического присоединения публикаций из системы Pure в систему приема заявок реализована в мае 2019 года. Отметка об использовании оборудования Научного парка в системе Pure также реализована. Стандартная форма указания в публикациях ссылки на выполнение исследований в ресурсных центрах Научного парка выводится при заполнении каждого проекта в системе приема заявок Научного парка.

    1. Разработать простую, работоспособную систему регистрации заявок для обеспечения выполнения ВКР и курсовых работ студентами и аспирантами.

    С. Микушев: Разработана система приема заявок Научного парка СПбГУ. В том случае, если возникают вопросы или что-то не работает, необходимо письменно обратиться в службу поддержки системы по электронной почте: esrc-support@spbu.ru.

    1. Разработать систему доступа для самостоятельной работы пользователей на простом научном оборудовании, не требующем специальных навыков.

    С. Микушев: Доступ для самостоятельной работы организуется согласно п. 6.3 Типового регламента работы ресурсного центра:

    1. Выполнение работ в РЦ
      1. Пользователи могут быть допущены директором РЦ к самостоятельной работе на оборудовании СПбГУ
        1. Допуск к самостоятельной работе определяется отдельно для каждой группы приборов (Приложение 3)
        2. Время использования оборудования фиксируется в журнале учета времени использования оборудования с указанием номера заявки на исследование и заверяется подписью Пользователя, допущенного к самостоятельной работе
        3. Допущенный к самостоятельной работе Пользователь при выполнении исследований должен выполнять правила работы на оборудовании, указания директора и работников коллектива РЦ. Факт ознакомления с правилами работы на оборудовании фиксируется в журнале инструктажа по использованию оборудования
        4. Допущенный к самостоятельной работе Пользователь должен нести ответственность за ущерб, возникший по его вине в результате нарушения техники безопасности, инструкций и не выполнения указаний и рекомендаций работников коллектива РЦ

    Например, согласно регламенту работы ресурсного центра «Рентгенодифракционные методы исследования» оборудование, эксплуатируемое коллективом ресурсного центра, разделено на три категории. К оборудованию, относящемуся к I категории, имеют доступ только сотрудники ресурсного центра. К оборудованию II категории — пользователи, имеющие свидетельство о получении базовых знаний о принципах работы и устройстве рентгеновских дифрактометров на уровне курса лекций по основам и методам рентгеновской дифрактометрии или рентгеноструктурного анализа. А к оборудованию III категории — пользователи, проходящие краткосрочные курсы, в рамках которых пользователь выполняет работы на соответствующем оборудовании под руководством специалиста ресурсного центра, или соответствующей дополнительной образовательной программы на оборудовании ресурсного центра «Рентгенодифракционные методы исследования».

    1. Разработать систему сбора и рассмотрения пожеланий от пользователей на приобретение нового оборудования (приобретение новых видов оборудования, отсутствующих в Научном парке, либо замена морально устаревшего оборудования). Экспертиза таких пожеланий и формирование актуального списка оборудования может проводиться, например, на заседании научно-технического совета Научного парка СПбГУ.

    С. Микушев: Такая возможность существовала всегда. Необходимо направлять предложения заместителю директора Научного парка Е. Н. Мосягиной, которая выносит их на обсуждение научно-технического совета Научного парка СПбГУ, представляет предложения проректору по научной работе и осуществляет остальные необходимые действия.

    1. Разработать формы документа / отчета, подтверждающего достоверность полученных результатов выполненных работ.

    С. Микушев: По требованию заказчика представляется отчет / протокол испытаний по утвержденной форме согласно ГОСТ или по форме заказчика.

    1. Рассмотреть вопрос о частично / полностью финансируемом за счет средств внешнего заказчика доступе к университетскому оборудованию.

    С. Микушев: Доступ в таком случае осуществляется на основании заключенного хозяйственного договора.

    1. Предусмотреть возможность регулярно вносить предложения по повышению эффективности используемого оборудования, предложения о модернизации, закупке нового оборудования для проведения научно-исследовательских и поисковых работ, проводить маркетинговые исследования для поиска новых задач и приоритетных направлений для использования оборудования.

    С. Микушев: см. п. 8.

    1. Предусмотреть возможность проходить курсы повышения квалификации по работе с оборудованием.

    С. Микушев: На базе Научного парка СПбГУ проводятся 22 дополнительные образовательные программы (ДОП) по направлению биология, химия и физика. Со списком ДОП можно ознакомиться: Дополнительное образование. На основании обращений пользователей, деканов, директоров и т. д. возможна разработка дополнительной образовательной программы по обучению работе на соответствующем оборудовании.

    1. Упростить доступ к данному оборудованию, связав эту платформу с системой Pure.

    С. Микушев: Полностью интегрировать все функции системы приема заявок в Pure или наоборот технически невозможно. У этих систем разное назначение, в связи с чем необходимо работать в обеих. Если интересуют конкретные функции, необходимо обратиться к директору Научного парка СПбГУ или начальнику УНИ.

    1. Для упрощения доступа к вычислительным ресурсам создать соответствующую рабочую группу, в которую должны войти как два-три ответственных сотрудника от ВЦ, так и три-пять квалифицированных пользователей. Вместе они разработают упрощенные правила пользования ВЦ.

    С. Микушев: Ежегодно в РЦ ВЦ проводится собрание пользователей ресурсного центра, на котором обсуждаются проблемы и пожелания представителей учебно-научных подразделений. Данное собрание возглавляет профессор Р. А. Эварестов.

    1. Предлагалось разработать четкие алгоритмы доступа к конкретному оборудованию, имеющему специфические требования к эксплуатации (пример, магнитно-резонансный томограф).

    С. Микушев: Доступ к оборудованию, эксплуатируемому коллективом Научного парка СПбГУ, осуществляется согласно типовому регламенту работы ресурсного центра. Для подачи заявок на проведение исследований разработана система приема заявок Научного парка СПбГУ. Что касается доступа к медицинскому оборудованию, то под этим подразумевается оказание медицинской услуги, данную работу регулирует первый проректор по медицинской деятельности Ю. Н. Федотов.

    1. Разработать доступную для использования систему регистрации заявок обучающихся для обеспечения выполнения ВКР и курсовых работ; разработать доступную для использования систему регистрации заявок НПР для обеспечения выполнения научных исследований.

    С. Микушев: Система приема заявок функционирует.

    1. Отчетные документы по выполненным исследованиям (после оформления результатов интеллектуальной деятельности (РИД)) могут размещаться через систему Pure.

    С. Микушев: Возможность передачи РИД из системы Pure в систему приема заявок НП реализована.

    1. Разработать систему сбора и рассмотрения пожеланий от пользователей на приобретение нового оборудования, отсутствующего в Научном парке, либо замену морально устаревшего оборудования.

    С. Микушев: см. п. 8.

    1. РИД, полученные в ресурсных центрах Университета, должны иметь аффилиацию с СПбГУ, кроме тех, которые финансируются из внешних источников.

    С. Микушев: Речь нужно вести не об аффилиации РИД с СПбГУ, а об имущественных правах СПбГУ на РИД, выполненные в СПбГУ и за счет СПбГУ вне зависимости от подразделения. Что касается РИД, полученных в результате финансирования от внешнего заказчика, то распределение прав на такие РИД определяется договором с данным заказчиком.

    О привлечении финансирования для осуществления научной работы

    Согласно отчету Управления научных исследований за первое полугодие 2019 года сумма средств, привлеченных для осуществления научной деятельности, по сравнению с прошлогодним показателем за аналогичный период выросла в 1,5 раза. Этот прирост связан с увеличением финансирования грантов и ростом их числа. Среди лидеров по числу привлеченных грантов коллективы следующих учебно-научных подразделений: биологический факультет (67), Институт химии (56), математико-механический факультет (47), Институт наук о Земле (45), физический факультет (43). В середине рейтинга оказались коллективы Института истории (34), факультета психологии (35) и Института философии (32).

    По направлению работы с индустриальными партнерами: за полгода Университет заключил ряд договоров. Среди лидеров коллективы восьми подразделений, выполняющих работы, размер финансирования которых превысил сто тысяч рублей. За указанный период было привлечено 137 млн рублей, из которых 58,5 млн приходится на коллектив факультета математики и компьютерных наук (пять договоров с НТЦ «Газпромнефть»), 34,5 млн — на коллектив математико-механического факультета, 28 млн — на коллектив Института наук о Земле (15 договоров), на 5,3 млн за полгода выполнил работы коллектив Института химии (пять договоров) и на 5,1 млн — коллектив факультета социологии. На основании этих цифр рассчитывается такой показатель работы вуза, как отношение привлеченных средств к общему числу научно-педагогических работников Университета.

    Подготовить заявку на грант

    На ректорском совещании обсуждались вопросы порядка организации подачи заявок на гранты в тех случаях, когда со стороны СПбГУ необходимо гарантировать выделение софинансирования.

    Всем научно-педагогическим работникам, прежде чем подавать заявку на грант, необходимо внимательно изучить пункт о софинансировании со стороны Университета. В случае планирования научно-педагогическими работниками подачи заявок на участие в научно-исследовательских проектах в фонды и организации, подразумевающих выделение софинансирования со стороны СПбГУ, необходимо обращаться к руководителям профильных отделов организации научных исследований по направлениям. Они готовы оказать поддержку и проведут необходимые согласования, если информация поступит заблаговременно (Контакты).

    Поскольку условия и размеры софинансирования могут в значительной мере различаться, для каждого конкретного случая будет определяться свой алгоритм привлечения средств. Так, уже выработана определенная процедура привлечения средств для грантов РНФ, где доля софинансирования со стороны Университета составляет незначительную часть. Однако существуют такие гранты и конкурсы, по которым доля софинансирования может достигать 70 % от общей суммы гранта. Не всегда в таких случаях Университет принимает положительное решение по софинансированию.

    Международная конференция имени Н. Н. Лисовского «Трудноизвлекаемые запасы — настоящее и будущее»

    На совещании сообщалось, что 5 и 6 сентября в кампусе СПбГУ «Михайловская дача» во второй раз пройдет международная конференция имени Н. Н. Лисовского «Трудноизвлекаемые запасы — настоящее и будущее». На примере этой конференции был рассмотрен вопрос об участии большего числа экспертов со стороны СПбГУ в подобных крупных междисциплинарных мероприятиях. Подобные научные мероприятия являются эффективным способом привлечения новых индустриальных партнеров и внешнего финансирования на проведение научно-исследовательских работ по самым разным направлениям: от математического моделирования до юриспруденции и экономики.

    Плата за проживание в общежитии

    Готовится приказ «О внесении изменений в Приказ от 30.08.2018 № 8571/1 «Об установлении для обучающихся СПбГУ размера платы за проживание в общежитии с 01.09.2018». Плата за проживание индексируется в соответствии с уровнем инфляции и изменением тарифов ЖКХ. Даже после индексации плата за проживание в общежитиях Санкт-Петербургского университета останется самой низкой по сравнению с другими общежитиями вузов города. При этом индексация стоимости проживания проходит одновременно с увеличением с 1 сентября стипендий студентов на 4,3 % в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2018 года № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (материал в Виртуальной приемной СПбГУ «О тарифах на проживание в общежитии»). Проект приказа был направлен на рассмотрение Студенческому совету Университета. Также все универсанты по традиции могут направлять свои предложения по дополнению или изменению приказа по адресу: org@spbu.ru.

    О повышении окладов научно-педагогических работников Университета

    Издан приказ № 8318/1 «Об индексации должностных окладов работников мониторируемых категорий с 01.09.2019», согласно которому с 1 сентября на 6,1 % будут повышены оклады по штатным должностям научно-педагогических работников.

    План работы выставочного зала СПбГУ на 2019/20 учебный год

    Приказом № 8382/1 утвержден перспективный план проведения выставок в 2019/20 учебном году на площадке выставочного зала в здании Двенадцати коллегий. (Когда художник обращается к прошлому; Ценители изобразительного искусства в поисках автора; В СПбГУ открылась выставка к 75-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады).

    Отзыв лицензии на осуществление добровольного медицинского страхования

    Руководство профкома сотрудников СПбГУ проинформировало, что Центральный банк России 16 августа отозвал лицензию на осуществление страхования ООО «КРК-Страхование». В этой страховой компании застраховано 289 универсантов. В ближайшее время каждому застрахованному из числа универсантов будет дана подробная инструкция по дальнейшим действиям («КРК-Страхование»; ДМС — «КРК-Страхование»).

    Важная информация для застрахованных: «КРК-Страхование»