В СПбГУ открылась выставка к 75-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады

На выставке, ставшей данью художников СПбГУ подвигу универсантов и жителей города-героя, представлены произведения живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, архитектурные и реставрационные проекты, театральные эскизы.

Важное место в экспозиции заняла информационно-просветительская секция, которая знакомит посетителей с цитатами из очерков об истории ЛГУ во время войны. «Мы хотели посвятить эту выставку подвигу Университета, рассказать прежде всего студентам о том, что ЛГУ не прекращал работу и в блокадные годы», — рассказала куратор проекта, руководитель образовательной программы «Живопись» Ирина Цымбал.

По материалам экспозиции:

Война и блокада Ленинграда разделили ЛГУ на два университета: фронтовой — в Ленинграде, и тыловой — в Елабуге и Саратове. Первые эшелоны с сотрудниками и небольшой частью оборудования были отправлены в эвакуацию в Елабугу в августе 1941 года. С началом блокады в ЛГУ был открыт госпиталь № 1012, работу которого обеспечивали универсанты. Зимой 1941–1942 годов, в самое трагическое время блокады Ленинграда, в Университете проходила экзаменационная сессия, а также продолжала работать библиотека: в тяжелый период 1941–1943 годов в ней осталась лишь небольшая группа сотрудников (по разным сведениям, от семи до 13 человек) во главе с директором И. И. Корелем. Только в конце февраля — начале марта 1942 года около тысячи универсантов и членов их семей были эвакуированы тремя эшелонами в Саратов, где на базе местного университета начал разворачивать свою научную и учебную деятельность ЛГУ. По приказу ректора А. А. Вознесенского в блокадном Ленинграде оставались около 130 человек: для выполнения оборонных заданий и охраны памятников истории и сокровищ одного из старейших университетов страны. После снятия блокады, весной — летом 1944 года, ЛГУ возвратился из эвакуации в Ленинград.

«Наиболее ценными качествами выставки я бы назвал ее аскетизм, прозрачность, а также сочетание изобразительной и исторической частей, которые абсолютно гармоничны. Документы помогают зрителю "прочитать" искусство, а художественные произведения позволяют с особой остротой ощутить слова, — заметил заслуженный художник РФ, профессор Иван Уралов. — Мне очень дорого, что молодое поколение творцов не обходит тему Великой Отечественной войны стороной. Кто бы что ни говорил, но память о войне, блокаде и подвиге защитников Отечества живет в нас на генетическом уровне. Это позволяет нам, советским и российским художникам, сохранять ее и в искусстве».

В белом пространстве выставочных залов создан содержательный «супрематический» контекст: здесь и оливково-зеленая лента медали «За оборону Ленинграда», и бордовая вертикаль, которая эмоционально контрастирует с черными рамами живописных полотен, и светильники, напоминающие разрушенные бомбежками здания, в которых, несмотря ни на что, теплится жизнь. В такой атмосфере впечатление от экспонатов, подобранных с большим тактом, усиливается в несколько раз.

Заслуженный художник РФ, профессор Иван Уралов

Профессор Уралов представил на экспозиции архитектурные проекты военно-исторических музеев в местах боевой славы. В работах живописцев переданы сюжеты из жизни осажденного города. Так, Евгений Ячнев на одном из своих полотен изобразил молодых ополченцев — ленинградских студентов, которые уходили на фронт добровольцами. Старший преподаватель Андрей Филиппов запечатлел ангела, венчающего Александровскую колонну, на фоне изрезанного прожекторами зимнего неба. Сдержанный и строгий портрет кисти Чермена Гугкаева отражает чувства тех, кто в тылу ждал писем с фронта.

Геометрия рисунка на эмали Ивана Дьякова будто перекликается с заклеенными крест-накрест окнами ленинградского дома. В военное время так поступали, чтобы уменьшить ущерб от взрывной волны: из-за сильной вибрации окна разбивались на мелкие осколки, которые летели в дом. А Ольга Атмадзас представила эскизы костюмов, созданных к пьесе «Снегири» по роману Виктора Астафьева «Прокляты и убиты». Сценографию спектакля, поставленного на сцене Норильского заполярного театра драмы имени В. Маяковского, она готовила вместе с супругом.

Студентка программы «Декоративно-прикладное искусство» Наталия Лепихина представила на экспозиции серию гравюр в виде почтовых карточек, выполненных типографской краской по текстилю и коже. Световую драматургию выставки обеспечили работы «Свет надежды» и «Брандмауэры», созданные коллегами Наталии — Софьей Шумковой и Ольгой Кузьминой.

Экспозиция продолжит свою работу в выставочном зале здания Двенадцати коллегий до 5 февраля.