Психология

37.06.01На русском языке

Уровень обучения Аспирантура

Форма обучения Очная

Продолжительность обучения 3 года

Вступительные испытания
  • Психология — конкурс документов (портфолио)
  • Иностранный язык — письменно
Зачет онлайн-курсов
Основные учебные курсы
  • Актуальные проблемы психологии развития
  • Дизайн психологического исследования
  • Иностранный язык
  • Информатика
  • История и философия науки
  • Математические методы в научных исследованиях
  • Методология психологического исследования: качественный и количественный подходы
  • Нейродидактика
  • Педагогика и психология высшей школы
  • Проблемы современной психодиагностики в образовании
  • Психология геополитики и власти
  • Психология политического сознания и экономического поведения
  • Психология управления персоналом
  • Современные направления в психологической науке
  • Социальная психология личности. Межличностные отношения
Известные преподаватели
  • В. М. Аллахвердов — доктор психологических наук, профессор; создатель оригинальной теоретической концепции сознания (психологики), создатель и руководитель научной группы, занимающейся экспериментальным изучением сознания на кафедре общей психологии СПбГУ, президент Санкт-Петербургского психологического общества (1997–2015)
  • Н. В. Гришина — доктор психологических наук, профессор, известный специалист в области экзистенциальной психологии и психологии личности
  • Л. А. Головей — доктор психологических наук, профессор; области научного руководства: психология развития человека, психология профессионального самоопределения, психология кризисов, психологические проблемы образования, дифференциальная психология развития
  • Н. А. Логинова — доктор психологических наук, профессор; области научного руководства: жизненный путь личности, биографические методы, история отечественной психологии ХХ века, история, теория и методология Петербургской психологической школы
  • В. М. Бызова — доктор психологических наук, профессор; специалист в области этнопсихологии, психологии телесности
  • О. И. Даниленко — доктор культурологии, профессор; области научного руководства: душевное здоровье и культура, культура как ресурс совладания, психология культурных моделей поведения, психология художественных предпочтений
  • С. Н. Костромина — доктор психологических наук, профессор, известный специалист в области психологии личности и психологической диагностики, автор и соавтор более 120 работ по профессионально-личностному развитию, включая такие работы, как «Современная психодиагностика», «Психология человека от рождения до смерти», «Психологические основы самоорганизации учебной деятельности», «Психология подростка», «Исследовательский потенциал студентов»; президент Санкт-Петербургского психологического общества; сертифицированный специалист в области позитивной психотерапии, психодинамического консультирования, EuroPsy; области научного руководства: психология изменений и самоизменений личности, проблема самодетерминации личности в контексте жизненного пути, конструирование Я в виртуальном пространстве
  • Г. С. Никифоров — доктор психологических наук, профессор; области научного руководства: психология здоровья, психология менеджмента
  • Н. Е. Водопьянова — доктор психологических наук, профессор; области научного руководства: профилактика и коррекция синдрома выгорания, когнитивные механизмы управления стрессами
  • А. Л. Свенцицкий — доктор психологических наук, профессор; области научного руководства: история и теория социальной психологии, методы социальной психологии, психологические основы социального капитала
  • В. М. Куницына — доктор психологических наук, профессор, области научного руководства: психология семьи, социальная психология личности, межличностные отношения
  • С. Д. Гуриева — доктор психологических наук, профессор; области научного руководства: межкультурные коммуникации, межкультурные модели бизнес-процессов, межэтнические отношения: конфликты, установки, общение, переговоры
  • Л. Г. Почебут — доктор психологических наук, профессор; области научного руководства: социальная психология, этническая и кросс-культурная психология, психология социальных общностей, психология больших социальных групп
  • О. С. Дейнека — доктор психологических наук, профессор; области научного руководства: экономическая психология, психология отношений в системе «гражданин — государство», психология превентивной политики противоправного поведения в экономике и бизнесе, психология денег и собственности
Ресурсные возможности для исследований
  • Лаборатория психофизиологии
  • Лаборатория междисциплинарных исследований раннего возраста
  • Лаборатория поведенческой нейродинамики
  • Научная библиотека имени М. Горького СПбГУ
  • Доступ к университетской сети баз данных академических журналов (в том числе зарубежных) по теме научной специальности
  • Доступ к мировым информационным ресурсам: «Эльзевир» (платформа Science Direct), «Электронная библиотека диссертаций», EBSCO и др.
Проекты и гранты
В рамках программы
  • Психологические закономерности обработки многозначной информации: процессы формирования устойчивости значений и их последействие (РФФИ)
  • Комплексное изучение особенностей психического развития недоношенных детей младенческого возраста с внутрижелудочковыми кровоизлияниями и постгемморагической гидроцефалией (РФФИ)
  • Эффективность метакогнитивных стратегий принятия решений в условиях неопределенности и трудных жизненных ситуаций (РФФИ)
  • Потенциал самоизменений как фактор существования человека в изменяющемся мире (РФФИ)
  • Жизненные модели молодежи: межпоколенное и внутрипоколенное исследование (РФФИ)
  • Оценочное высказывание в языковой картине человека (РФФИ)
  • Отношение к профессиональному здоровью специалистов технического профиля нефтеперерабатывающей отрасли (РФФИ)
  • Разработка интегрированной модели вербальной и невербальной передачи знаний в задачах категоризации (РФФИ)
  • Феномен гендерного неравенствам как фактор карьерного капитала женщины (РФФИ)
  • Интрапсихические предикторы этикетного поведения субъектов учебного процесса в вузе (РФФИ)
  • Медиаобраз России в контексте национальной безопасности (РФФИ)
  • Восприятие  иллюзорной информации в условиях сухой иммерсии (РФФИ)
  • Проактивное поведение в современном дизайне работы (РФФИ)
  • Идентичность, совладающее поведение и психологические ресурсы адаптации у глухих и слабослышащих студентов в условиях образовательной интеграции и дифференциации (РФФИ)
  • Профессиональное развитие в структуре межпоколенных отношений при переходе от юности к взрослости (РФФИ)
  • Взаимосвязь характеристик психологического взаимодействия матерей и их детей с РАС и особенностей адаптивного поведения детей (РФФИ)
  • Генеративность в структуре ментальных репрезентаций в период вхождения во взрослость (РФФИ)
  • Методология и социально-психологические методы исследования социального капитала организации (РФФИ)
  • Особенности и факторы родительского стресса у матерей детей раннего и дошкольного возраста (РФФИ)
  • «Генетические основы пространственных способностей как предикторов академической успешности в STEM (science, technology, engineering, mathematics)» (РФФИ)
  • «Одиночество и независимость на разных этапах жизненного цикла: перспективы и подходы в Болгарии и России» (РФФИ)
  • Нейрофизиологические и психологические корреляты усвоения конкретных и абстрактных понятий (РФФИ)
  • Закономерности прогнозирования и контроля эффективности выполнения сенсомоторных задач (РФФИ)
С вузами-партнерами
  • The development of attachment during infancy and toddlerhood. The principles of the treatment of child-parent relationships (Вильнюсский университет, Литва)
  • Сравнительный анализ удовлетворенности жизнью и ее психологических факторов в России и Японии (совместно с Университетом Тохоку, Япония)
  • Методологические подходы к диагностике пожилых людей в России и Испании (Университет Сантьяго-де-Компостела, Испания)
Квалификация выпускников и перспективы защиты
  • Присваиваемая квалификация: исследователь, преподаватель-исследователь, кандидат психологических наук
Ключевые моменты
  • Содержание программы обеспечивает углубленное изучение методологических и теоретических основ психологии, развитие способностей к научному поиску и выполнению исследовательских проектов (самостоятельная постановка задач научного психологического исследования, планирование, проведение и презентация его результатов), освоение современных исследовательских методов и технологий по направленности образовательной программы, развитие и формирование навыков научно-педагогической деятельности.
  • Подготовка кадров высшей квалификации, способных к критическому анализу и оценке современных научных достижений в сфере психологии, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач в ключевых отраслях психологической науки, а также в междисциплинарных областях
  • Возможность участвовать в международных конференциях и разнообразных исследовательских проектах (преподаватели программы успешно получают гранты на исследования), часть которых осуществляется совместно с коллегами из ведущих мировых университетов
  • Подготовка к участию в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению актуальных научных и научно-образовательных задач и использованию современных технологий научной коммуникации на государственном и иностранном языках