Психология

37.06.01На русском языке

Уровень обучения Аспирантура

Форма обучения Очная

Продолжительность обучения 3 года

Вступительные испытания
  • Психология — конкурс документов (портфолио)
  • Иностранный язык — конкурс документов (портфолио)
Описание программы

Содержание программы обеспечивает углубленное изучение методологических и теоретических основ психологии, развитие способностей к научному поиску и выполнению исследовательских проектов (самостоятельная постановка задач научного психологического исследования, планирование, проведение и презентация его результатов), освоение современных исследовательских методов и технологий по направленности образовательной программы, развитие и формирование навыков научно-педагогической деятельности

Основные учебные курсы
  • История и философия науки
  • Педагогика и психология высшей школы
  • Дизайн психологического исследования (по научным специальностям/направленности)
  • Математические методы и информационно-цифровые технологии в психологических исследованиях
  • Методология научных исследований в психологии
  • Иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, русский язык как иностранный)
  • Коррекционная психология
  • Общая психология, психология личности, история психологии
  • Педагогическая психология
  • Политическая психология
  • Психология развития, акмеология
  • Психология труда, инженерная психология, эргономика
  • Психофизиология
  • Социальная психология
  • Научно-исследовательская работа
  • Педагогическая практика
  • Производственная практика. Научно-педагогическая
Известные преподаватели
  • В. М. Аллахвердов — доктор психологических наук, профессор; создатель оригинальной теоретической концепции сознания (психологики), создатель и руководитель научной группы, занимающейся экспериментальным изучением сознания на кафедре общей психологии СПбГУ, президент Санкт-Петербургского психологического общества (1997–2015)
  • Н. В. Гришина — доктор психологических наук, профессор, известный специалист в области экзистенциальной психологии и психологии личности
  • Л. А. Головей — доктор психологических наук, профессор; области научного руководства: психология развития человека, психология профессионального самоопределения, психология кризисов, психологические проблемы образования, дифференциальная психология развития
  • Н. А. Логинова — доктор психологических наук, профессор; области научного руководства: жизненный путь личности, биографические методы, история отечественной психологии ХХ века, история, теория и методология Петербургской психологической школы
  • В. М. Бызова — доктор психологических наук, профессор; специалист в области этнопсихологии, психологии телесности
  • О. И. Даниленко — доктор культурологии, профессор; области научного руководства: душевное здоровье и культура, культура как ресурс совладания, психология культурных моделей поведения, психология художественных предпочтений
  • С. Н. Костромина — доктор психологических наук, профессор, известный специалист в области психологии личности и психологической диагностики, автор и соавтор более 120 работ по профессионально-личностному развитию, включая такие работы, как «Современная психодиагностика», «Психология человека от рождения до смерти», «Психологические основы самоорганизации учебной деятельности», «Психология подростка», «Исследовательский потенциал студентов»; президент Санкт-Петербургского психологического общества; сертифицированный специалист в области позитивной психотерапии, психодинамического консультирования, EuroPsy; области научного руководства: психология изменений и самоизменений личности, проблема самодетерминации личности в контексте жизненного пути, конструирование Я в виртуальном пространстве
  • Г. С. Никифоров — доктор психологических наук, профессор; области научного руководства: психология здоровья, психология менеджмента
  • Н. Е. Водопьянова — доктор психологических наук, профессор; области научного руководства: профилактика и коррекция синдрома выгорания, когнитивные механизмы управления стрессами
  • А. Л. Свенцицкий — доктор психологических наук, профессор; области научного руководства: история и теория социальной психологии, методы социальной психологии, психологические основы социального капитала
  • В. Н. Куницына — доктор психологических наук, профессор, области научного руководства: психология семьи, социальная психология личности, межличностные отношения
  • С. Д. Гуриева — доктор психологических наук, профессор; области научного руководства: межкультурные коммуникации, межкультурные модели бизнес-процессов, межэтнические отношения: конфликты, установки, общение, переговоры
  • Л. Г. Почебут — доктор психологических наук, профессор; области научного руководства: социальная психология, этническая и кросс-культурная психология, психология социальных общностей, психология больших социальных групп
  • О. С. Дейнека — доктор психологических наук, профессор; области научного руководства: экономическая психология, психология отношений в системе «гражданин — государство», психология превентивной политики противоправного поведения в экономике и бизнесе, психология денег и собственности
Ресурсные возможности для исследований
  • Лаборатория психофизиологии
  • Лаборатория междисциплинарных исследований раннего возраста
  • Лаборатория поведенческой нейродинамики
  • Научная библиотека имени М. Горького СПбГУ
  • Доступ к университетской сети баз данных академических журналов (в том числе зарубежных) по теме научной специальности
  • Доступ к мировым информационным ресурсам: «Эльзевир» (платформа Science Direct), «Электронная библиотека диссертаций», EBSCO и др.
Проекты и гранты
  • Комплексное изучение особенностей психического развития недоношенных детей младенческого возраста с внутрижелудочковыми кровоизлияниями и постгемморагической гидроцефалией (РФФИ)
  • Феномен гендерного неравенства как фактор карьерного капитала женщины (РФФИ)
  • Интрапсихические предикторы этикетного поведения субъектов учебного процесса в вузе (РФФИ)
  • Медиаобраз России в контексте национальной безопасности (РФФИ)
  • Психологические и социальные аспекты хирургического лечения и реабилитации больных с опухолями позвоночника и костей таза (РФФИ)
  • Проактивное поведение в современном дизайне работы (РФФИ)
  • Идентичность, совладающее поведение и психологические ресурсы адаптации у глухих и слабослышащих студентов в условиях образовательной интеграции и дифференциации (РФФИ)
  • Профессиональное развитие в структуре межпоколенных отношений при переходе от юности к взрослости (РФФИ)
  • Генеративность в структуре ментальных репрезентаций в период вхождения во взрослость (РФФИ)
  • Методология и социально-психологические методы исследования социального капитала организации (РФФИ)
  • Одиночество и независимость на разных этапах жизненного цикла: перспективы и подходы в Болгарии и России (РФФИ)
  • Нейрофизиологические и психологические корреляты усвоения конкретных и абстрактных понятий (РФФИ)
  • Закономерности прогнозирования и контроля эффективности выполнения сенсомоторных задач (РФФИ)
  • Динамика и взаимосвязь отношения к ребенку и социально-психологических характеристик женщин с ЭКО до и после рождения ребенка (РФФИ)
  • Поведенческие маркеры неосознанного различения собственных правильных и ошибочных ответов при решении когнитивных задач (РФФИ)
  • Психологическая готовность к материнству как фактор, способствующий здоровьесберегающему поведению женщин, беременных в результате применения вспомогательных репродуктивных технологий  (РФФИ)
  • Влияние мнения лидера поколения в цифровой среде на ценностные установки поколения Z (РФФИ)
  • Национальные и локальные школы психологии в контексте глобальных социально-культурных трендов: проблемы и перспективы (РФФИ)
  • Исследование прогнозных индикаторов расстройств аутистического спектра у детей в возрасте 3-4 лет (РФФИ)
  • Психофизиологические индикаторы восприятия звукоизобразительных слов родного и иностранного языка (РФФИ)
  • Психосоциальные факторы качества жизни онкологических пациентов после ампутации нижней конечности (РФФИ)
  • Влияние стресса, связанного с пандемией, на эмоциональное состояние и психологическое функционирование женщины в период беременности и после рождения ребенка, особенности родов и развитие младенца (РФФИ)
  • Медиакомпетентность как фактор социально-политического участия российской молодежи (РФФИ)
Квалификация выпускников и перспективы защиты

Присваиваемая квалификация: исследователь, преподаватель-исследователь

Кандидат психологических наук по специальностям:

  • 19.00.01 Общая психология, психология личности, история психологии
  • 19.00.03 Психология труда, инженерная психология, эргономика
  • 19.00.05 Социальная психология
  • 19.00.06 Юридическая психология
  • 19.00.07 Педагогическая психология
  • 19.00.10 Коррекционная психология
  • 19.00.12 Политическая психология
  • 19.00.13 Психология развития, акмеология
Ключевые моменты
  • Подготовка кадров высшей квалификации, способных к критическому анализу и оценке современных научных достижений в сфере психологии, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач в ключевых отраслях психологической науки, а также в междисциплинарных областях
  • Возможность участвовать в международных конференциях и разнообразных исследовательских проектах (преподаватели программы успешно получают гранты на исследования), часть которых осуществляется совместно с коллегами из ведущих мировых университетов
  • Подготовка к участию в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению актуальных научных и научно-образовательных задач и использованию современных технологий научной коммуникации на государственном и иностранном языках