Психология

37.06.01На русском языке

Уровень обучения Аспирантура

Форма обучения Очная

Продолжительность обучения 3 года

Вступительные испытания
  • Психология — конкурс документов (портфолио)
  • Иностранный язык — конкурс документов (портфолио)
Описание программы

Содержание программы обеспечивает углубленное изучение методологических и теоретических основ психологии, развитие способностей к научному поиску и выполнению исследовательских проектов (самостоятельная постановка задач научного психологического исследования, планирование, проведение и презентация его результатов), освоение современных исследовательских методов и технологий по направленности образовательной программы, развитие и формирование навыков научно-педагогической деятельности

Зачет онлайн-курсов
Основные учебные курсы
  • История и философия науки
  • Педагогика и психология высшей школы
  • Дизайн психологического исследования (по научным специальностям/направленности)
  • Математические методы и информационно-цифровые технологии в психологических исследованиях
  • Методология научных исследований в психологии
  • Иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, русский язык как иностранный)
  • Коррекционная психология
  • Общая психология, психология личности, история психологии
  • Педагогическая психология
  • Политическая психология
  • Психология развития, акмеология
  • Психология труда, инженерная психология, эргономика
  • Психофизиология
  • Социальная психология
  • Научно-исследовательская работа
  • Педагогическая практика
  • Производственная практика. Научно-педагогическая
Известные преподаватели
  • В. М. Аллахвердов — доктор психологических наук, профессор; создатель оригинальной теоретической концепции сознания (психологики), создатель и руководитель научной группы, занимающейся экспериментальным изучением сознания на кафедре общей психологии СПбГУ, президент Санкт-Петербургского психологического общества (1997–2015)
  • Н. В. Гришина — доктор психологических наук, профессор, известный специалист в области экзистенциальной психологии и психологии личности
  • Л. А. Головей — доктор психологических наук, профессор; области научного руководства: психология развития человека, психология профессионального самоопределения, психология кризисов, психологические проблемы образования, дифференциальная психология развития
  • Н. А. Логинова — доктор психологических наук, профессор; области научного руководства: жизненный путь личности, биографические методы, история отечественной психологии ХХ века, история, теория и методология Петербургской психологической школы
  • В. М. Бызова — доктор психологических наук, профессор; специалист в области этнопсихологии, психологии телесности • О. И. Даниленко — доктор культурологии, профессор; области научного руководства: душевное здоровье и культура, культура как ресурс совладания, психология культурных моделей поведения, психология художественных предпочтений
  • С. Н. Костромина — доктор психологических наук, профессор, известный специалист в области психологии личности и психологической диагностики, автор и соавтор более 120 работ по профессионально-личностному развитию, включая такие работы, как «Современная психодиагностика», «Психология человека от рождения до смерти», «Психологические основы самоорганизации учебной деятельности», «Психология подростка», «Исследовательский потенциал студентов»; президент Санкт-Петербургского психологического общества; сертифицированный специалист в области позитивной психотерапии, психодинамического консультирования, EuroPsy; области научного руководства: психология изменений и самоизменений личности, проблема самодетерминации личности в контексте жизненного пути, конструирование Я в виртуальном пространстве
  • Г. С. Никифоров — доктор психологических наук, профессор; области научного руководства: психология здоровья, психология менеджмента
  • Н. Е. Водопьянова — доктор психологических наук, профессор; области научного руководства: профилактика и коррекция синдрома выгорания, когнитивные механизмы управления стрессами
  • А. Л. Свенцицкий — доктор психологических наук, профессор; области научного руководства: история и теория социальной психологии, методы социальной психологии, психологические основы социального капитала
  • В. Н. Куницына — доктор психологических наук, профессор, области научного руководства: психология семьи, социальная психология личности, межличностные отношения
  • С. Д. Гуриева — доктор психологических наук, профессор; области научного руководства: межкультурные коммуникации, межкультурные модели бизнес-процессов, межэтнические отношения: конфликты, установки, общение, переговоры
  • Л. Г. Почебут — доктор психологических наук, профессор; области научного руководства: социальная психология, этническая и кросс-культурная психология, психология социальных общностей, психология больших социальных групп
  • О. С. Дейнека — доктор психологических наук, профессор; области научного руководства: экономическая психология, психология отношений в системе «гражданин — государство», психология превентивной политики противоправного поведения в экономике и бизнесе, психология денег и собственности
Ресурсные возможности для исследований
  • Лаборатория психофизиологии
  • Лаборатория междисциплинарных исследований раннего возраста
  • Лаборатория поведенческой нейродинамики
  • Научная библиотека имени М. Горького СПбГУ
  • Доступ к университетской сети баз данных академических журналов (в том числе зарубежных) по теме научной специальности
  • Доступ к мировым информационным ресурсам: «Эльзевир» (платформа Science Direct), «Электронная библиотека диссертаций», EBSCO и др.
Проекты и гранты
  • Комплексное изучение особенностей психического развития недоношенных детей младенческого возраста с внутрижелудочковыми кровоизлияниями и постгемморагической гидроцефалией (РФФИ)
  • Феномен гендерного неравенства как фактор карьерного капитала женщины (РФФИ)
  • Интрапсихические предикторы этикетного поведения субъектов учебного процесса в вузе (РФФИ)
  • Медиаобраз России в контексте национальной безопасности (РФФИ)
  • Психологические и социальные аспекты хирургического лечения и реабилитации больных с опухолями позвоночника и костей таза (РФФИ)
  • Проактивное поведение в современном дизайне работы (РФФИ)
  • Идентичность, совладающее поведение и психологические ресурсы адаптации у глухих и слабослышащих студентов в условиях образовательной интеграции и дифференциации (РФФИ)
  • Профессиональное развитие в структуре межпоколенных отношений при переходе от юности к взрослости (РФФИ)
  • Генеративность в структуре ментальных репрезентаций в период вхождения во взрослость (РФФИ)
  • Методология и социально-психологические методы исследования социального капитала организации (РФФИ)
  • Одиночество и независимость на разных этапах жизненного цикла: перспективы и подходы в Болгарии и России (РФФИ)
  • Нейрофизиологические и психологические корреляты усвоения конкретных и абстрактных понятий (РФФИ)
  • Закономерности прогнозирования и контроля эффективности выполнения сенсомоторных задач (РФФИ)
  • Динамика и взаимосвязь отношения к ребенку и социально-психологических характеристик женщин с ЭКО до и после рождения ребенка (РФФИ)
  • Поведенческие маркеры неосознанного различения собственных правильных и ошибочных ответов при решении когнитивных задач (РФФИ)
  • Психологическая готовность к материнству как фактор, способствующий здоровьесберегающему поведению женщин, беременных в результате применения вспомогательных репродуктивных технологий  (РФФИ)
  • Влияние мнения лидера поколения в цифровой среде на ценностные установки поколения Z (РФФИ)
  • Национальные и локальные школы психологии в контексте глобальных социально-культурных трендов: проблемы и перспективы (РФФИ)
  • Исследование прогнозных индикаторов расстройств аутистического спектра у детей в возрасте 3-4 лет (РФФИ)
  • Психофизиологические индикаторы восприятия звукоизобразительных слов родного и иностранного языка (РФФИ)
  • Психосоциальные факторы качества жизни онкологических пациентов после ампутации нижней конечности (РФФИ)
  • Влияние стресса, связанного с пандемией, на эмоциональное состояние и психологическое функционирование женщины в период беременности и после рождения ребенка, особенности родов и развитие младенца (РФФИ)
  • Медиакомпетентность как фактор социально-политического участия российской молодежи (РФФИ)
Квалификация выпускников и перспективы защиты
  • Присваиваемая квалификация: исследователь, преподаватель-исследователь
  • Кандидат психологических наук по специальностям:

19.00.01 Общая психология, психология личности, история психологии

19.00.03 Психология труда, инженерная психология, эргономика

19.00.05 Социальная психология

19.00.06 Юридическая психология

19.00.07 Педагогическая психология

19.00.10 Коррекционная психология

19.00.12 Политическая психология

19.00.13 Психология развития, акмеология

Ключевые моменты
  • Подготовка кадров высшей квалификации, способных к критическому анализу и оценке современных научных достижений в сфере психологии, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач в ключевых отраслях психологической науки, а также в междисциплинарных областях
  • Возможность участвовать в международных конференциях и разнообразных исследовательских проектах (преподаватели программы успешно получают гранты на исследования), часть которых осуществляется совместно с коллегами из ведущих мировых университетов
  • Подготовка к участию в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению актуальных научных и научно-образовательных задач и использованию современных технологий научной коммуникации на государственном и иностранном языках