Материалы ректорского совещания
Повестка совещания
Промежуточные результаты приема в СПбГУ
8 июня СПбГУ открыл очный прием документов для поступления на обучение по основным образовательным программам аспирантуры (На большую часть программ аспирантуры СПбГУ теперь можно поступить по портфолио). Подведены промежуточные итоги приема в Университет на программы бакалавриата, специалитета (на творческие специальности), приема документов от иностранных абитуриентов, на программы среднего образования (Опубликованы ранжированные списки поступающих в Академическую гимназию имени Д. К. Фаддеева СПбГУ).
Подготовка к новому учебному году
Директорам институтов и деканам факультетов дано поручение: в ближайшее время представить предложения о том, какие вопросы и проблемы должны быть решены при подготовке Университета к новому учебному году. Конечно же, все универсанты имеют право направить такую информацию или своим непосредственным руководителям, или в Виртуальную приемную СПбГУ.
О распределении педагогических поручений и составлении расписания
Продолжается распределение педагогических поручений для составления расписания занятий по всем образовательным программам. К 15 июля уточнения по распределению нагрузки представили только восемь директоров и деканов, руководители кафедры физкультуры и спорта и факультета военного обучения. При этом изначально установленный срок представления этой информации — 5 апреля! Между тем, не позднее 26 августа расписание всех занятий должно быть размещено на официальном сайте СПбГУ. Задержки в представлении директорами и деканами информации может привести к проблемам и в распределении педагогических поручений, и в составлении расписания.
Участникам совещания напомнили, что ранее для оперативного сбора информации по распределению педагогической нагрузки (предложений и комментариев) для директоров и деканов была создана специальная электронная папка. Несмотря на это, на местах еще встречается неверная практика, когда некоторые заведующие кафедрами направляют информацию в виде служебных записок диспетчерам.
Победа СПбГУ во Всероссийском конкурсе молодежных проектов
Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь) провело в мае-июле 2019 года очередной ежегодный грантовый конкурс — Всероссийский конкурс молодежных проектов среди образовательных организаций высшего образования. В числе победителей конкурса — два проекта, подготовленных СПбГУ и спортивным клубом СПбГУ «Балтийские Орланы»: межрегиональные студенческие игры «Киберуниверсиада» (2,4 млн рублей) и студенческий театральный фестиваль «Зачетная единица» (2,2 млн рублей).
Прием заявок на конкурс проходил с 14 мая по 14 июня в АИС «Молодежь России». В этом году было подано 2553 проекта от 381 образовательной организации на общую сумму более 4,2 млрд рублей. Среди номинаций: спорт и здоровый образ жизни, развитие студенческих клубов, молодежные медиа, развитие надпрофессиональных навыков, поддержка молодежных инициатив, укрепление семейных ценностей и другие. По результатам рекомендаций экспертной комиссии конкурса поддержано 609 проектов от 255 образовательных организаций, при этом был поддержан 21 проект из 12 образовательных организаций высшего образования Санкт-Петербурга на общую сумму свыше 45 миллионов рублей.
Университет в этом году подал две заявки, и обе вошли в число победителей. В 2018 году от Университета было подано семь заявок, победителями были признаны две из них (СПбГУ победил во Всероссийском конкурсе молодежных проектов).
Внимание участников совещания было обращено на то, что большое количество организаций победило в конкурсе в Санкт-Петербурге и по всей России, тематика проектов очень разнообразная, и получить средства от государства на их реализацию вполне реально. Университет стабильно присутствует в числе победителей. Всем присутствующим было рекомендовано использовать эту возможность, участвовать в конкурсе, формировать заявки вместе со студентами для их подачи от имени Университета.
О конкурсах грантов РФФИ
Российский фонд фундаментальных исследований совместно с зарубежными организациями (а именно Вьетнамской академией общественных наук, Академией общественных наук Китая, фондом «За русский язык и культуру» в Венгрии, фондом «Дом наук о человеке» Франции, Национальным центром научных исследований Франции, Японским обществом продвижения науки) объявил шесть конкурсов на лучшие проекты фундаментальных научных исследований, основной задачей которых является поддержка фундаментальных научных исследований, развитие международного сотрудничества в этой области, создание условий для выполнения совместных научных проектов учеными из России и указанных стран.
Информация о конкурсах размещена на портале РФФИ в разделе «Наука / Активные конкурсы». Заявки уже принимаются. Все действия, связанные с размещением информации и информированием, своевременно производятся работниками Управления научных исследований. В случае возникновения желания научно-педагогических работников участвовать в конкурсах грантов работники Управления научных исследований окажут информационную поддержку и всестороннее содействие в подаче заявок.
Книжный фонд — для всего Университета
По результатам встречи ректора СПбГУ Н. М. Кропачева с Генеральным консулом Франции Уго де Шаваньяком (Материалы ректорского совещания от 24.06.2019) были проведены переговоры и достигнута договоренность о передаче посольством Франции Университету в безвозмездное пользование книжного фонда библиотеки Филиппа Абера. Этот фонд (около десяти тысяч единиц хранения) долгие годы находился на территории СПбГУ и использовался только для реализации образовательной программы «Французский университетский колледж СПбГУ». Теперь этими изданиями (многие из которых имеют междисциплинарный характер) могут пользоваться все универсанты. При этом посольство Франции и ведущие французские университеты продолжат пополнение этого фонда, но теперь — уже в составе Научной библиотеки СПбГУ.
Об организации выступления спикеров СПбГУ в СМИ
Неоднократно на ректорском совещании говорилось о том, что в трудовых договорах всех научно-педагогических работников СПбГУ закреплено их право высказывать свою личную позицию по разным вопросам (в том числе выступать в СМИ от своего имени), не получая для этого никаких дополнительных согласований с должностными лицами СПбГУ (Материалы ректорского совещания от 30.11.2015). В очередной раз этот вопрос был поднят в связи с вопросом абитуриента в Виртуальную приемную.
На совещании отмечалось, что предоставленным правом научно-педагогические работники СПбГУ активно пользуются, но имеются и противоположные примеры. Так, один из федеральных телеканалов обратился в Университет с просьбой рекомендовать преподавателя, который мог бы выступить на телевизионном канале и изложить свое экспертное мнение по конкретному вопросу. Сотрудники Управления по связям с общественностью СПбГУ договорились о выступлении с одним из научно-педагогических работников и рекомендовали его в качестве спикера. Однако перед съемкой он в ультимативной форме потребовал от журналистов гонорар за свое выступление. В результате интервью не состоялось.
Участники ректорского совещания выразили недоумение по поводу действий преподавателя, который не использовал шанс рассказать о своих исследованиях и достижениях.
Информирование об изменении режима работы объектов СПбГУ во время проведения публичных мероприятий
Во время проведения крупных публичных мероприятий может меняться режим функционирования объектов СПбГУ — это может быть ограничение доступа на территорию, изменение схемы парковки автомобилей, введение запрета на въезд автотранспорта. Вся информация об этом публикуется на сайте. Но для более эффективного информирования сотрудников и в преддверии торжественной церемонии посвящения в студенты, которая пройдет 31 августа, подготовлен приказ об информационной рассылке.
В соответствии с приказом не позднее, чем за 24 часа до начала мероприятия информация обо всех изменениях в режиме работы объектов СПбГУ во время публичных мероприятий будет направляться на адреса корпоративной электронной почты сотрудников. Можно ознакомиться с текстом приказа и принять участие в его публичном обсуждении.
О возбуждении уголовного дела
По обращениям студентов в Виртуальную приемную летом 2018 года заместителем ректора по безопасности была проведена проверка хозяйственной деятельности на учебно-оздоровительной базе СПбГУ «Горизонт». По итогам проверки был отстранен от работы, а потом и уволен начальник Управления эксплуатации баз СПбГУ А. А. Степанов (Материалы ректорского совещания от 26.11.2018). На основании обращения Университета в правоохранительные органы возбуждено уголовное дело в отношении бывшего начальника Управления по эксплуатации баз СПбГУ А. А. Степанова.
Еще раз о записи обучающихся на учебные дисциплины
Рассматривался вопрос о результатах записи студентов на элективные и факультативные дисциплины. В частности директорам и деканам было предложено рассказать, как в прошлом году они разрешали ситуации, когда преподаватель обращался за помощью в связи с тем, что заместитель начальника Учебного управления принимал решение открыть электив, хотя число записавшихся слушателей, по мнению педагога, слишком мало (или велико). Или, напротив, преподаватель был не согласен с решением заместителя начальника Учебного управления, который принял решение не открывать электив в связи с небольшим числом записавшихся слушателей.
Участники совещания отвечали по-разному. Как выяснилось, далеко не все руководители знают, что в рабочих программах дисциплин (РПД) должна быть установлена минимальная и максимальная численность группы электива, и, соответственно, не знают, что во многих РПД эта численность вообще не установлена. Некоторые тут же подчеркнули, что ранее в их обязанности такая работа не входила. Декан одного из факультетов сказал, что он посмотрел бы, сколько студентов записалось на конкретный электив, поговорил бы с руководителями образовательной программы, и они сообща решали бы эти вопросы. Первый проректор по учебной и методической работе М. Ю. Лаврикова объяснила, что первым делом надо посмотреть РПД, в которой и должны содержаться правила, устанавливающие порядок действий в конкретной ситуации. Правила РПД должны гарантировать студентам и преподавателям возможность открытия курса вне зависимости от того, что думает декан или руководитель совета образовательной программы. Если количество студентов, записавшихся на электив, равно или больше минимума, установленного в РПД (например, записалось три студента при установленном в РПД минимуме — три), Университет обязан открыть курс, а преподаватель обязан проводить занятия. Если декан, председатель совета образовательной программы или сам преподаватель считает, что при таком количестве студентов проводить занятия неверно с методической точки зрения, то они должны инициировать внесение изменений в РПД. И только после того как правило будет изменено, начнет действовать новое правило. Именно поэтому показатели и минимальной, и максимальной численности обучающихся в группе электива обязательно должны быть указаны в рабочих программах дисциплин. Но так как в большом числе РПД отсутствовали указания на минимальную и максимальную численность группы, этот пробел необходимо было восполнить. Приказ от 12.04.2019 № 3773/1 «Об установлении требований к минимальной численности обучающихся для изучения элективных и факультативных дисциплин» предполагал не изменение описанного выше порядка, а восполнение этого пробела, который мог приводить к принятию весьма произвольных управленческих решений.
По результатам обсуждения директорам и деканам дано поручение: организовать работу членов коллективов и учебно-методических комиссий таким образом, чтобы до 1 октября в рабочих программах всех дисциплин, в которых в настоящее время не определены показатели минимальной и максимальной численности обучающихся, эти показатели были определены в соответствии с реальными методическими требованиями к реализации этих дисциплин.
На совещании также отмечалось, что в большом числе рабочих программ показатели минимальной и максимальной численности хотя и определены, но определены весьма произвольно. Например, существуют такие РПД, где установлена максимальная численность для проведения практического занятия, равная 100. Таких РПД в настоящее время около сорока. Кроме того, приблизительно в 6 % РПД установлена только максимальная или только минимальная численность обучающихся в группе. Директорам и деканам поручено организовать работу по приведению показателей минимальной и максимальной численности обучающихся в соответствии с реальными методическими требованиями.