Материалы ректорского совещания

№ 381
от 22.04.2019

Повестка совещания

    По программам межвузовского обмена

    Подведены итоги первой очереди конкурса на участие в 2019 году научно-педагогических работников СПбГУ в программах межвузовского обмена. Было подано 70 заявок на 23 программы обмена от представителей 16 научных областей. Больше всего — от филологов (19 заявок), физиков (11), историков (9), востоковедов (семь) и экономистов (пять). Молодыми учеными и преподавателями (заявителями в возрасте до 40 лет) была подана 21 заявка.

    Рассмотрение и оценка конкурсных заявок проводились в соответствии с тремя критериями:

    • потенциал научных коллабораций и / или интернационализации образовательной деятельности
    • научно-публикационная активность заявителя
    • эффективность его научной / академической деятельности

    По итогам проведения конкурса на основании рейтингового списка поступивших заявок были подержаны все 70 заявок. Наибольшее количество поездок по обмену запланировано в немецкие вузы-партнеры (Гамбургский университет — 11, Свободный университет Берлина — 9, Гейдельбергский университет — восемь, Грайфсвальдский университет — четыре), а также в Университет Хельсинки, Финляндия (11); Университет Сантьяго-де-Компостела, Испания (четыре); Латвийский университет, Латвия (четыре). По ряду заявок продолжительность поездок была скорректирована в меньшую сторону в соответствии с имеющейся квотой.

    На совещании было отмечено, что активность участия научно-педагогических работников в этом конкурсе не очень высока: если бы было подано 80 или 90 заявок, то и они были бы поддержаны. Кроме того, активность молодых ученых (21 заявка из 70) могла быть больше. Расширение круга участников таких конкурсов происходит медленно, по программам межвузовского обмена ездят в зарубежные вузы одни и те же научно-педагогические работники...

    Программы межвузовского обмена предусматривают чтение лекций в вузе-партнере. Это расширяет для преподавателя возможности показать себя, помогает стать заметным среди коллег в крупных зарубежных университетах. С целью пропаганды этих программ сотрудниками УНИ будет подготовлена информационная справка о том, какие плюсы дают программы академического обмена, и как подавать заявки. Эта информация будет направлена по адресам директоров и деканов.

    Кто отвечает за выполнение научно-исследовательского гранта?

    Утвержден порядок взаимодействия научно-педагогических работников и должностных лиц СПбГУ в ходе выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ и оказания услуг, связанных с научно-исследовательской деятельностью (приказы № 3979/1 от 17.04.2019, № 2961/1 от 02.04.2019). Это было сделано для того,

    • чтобы каждый руководитель гранта и работники административных служб Университета видели ответственных за каждый вид работ (по грантам установлены четкие сроки отчетности, и ответственность за предоставление отчетов в срок несут не только руководители грантов, но и проректор по научной работе)
    • чтобы руководители грантов получили единую форму документа, который необходимо заполнить, и сопровождение заявок будет обеспечено
    • чтобы все исполнители каждого коллектива были публично указаны (теперь кадровая служба будет знать всех исполнителей всех грантов для того, чтобы правильно оформить трудовые отношения с ними, отправить в командировку и т. п.)

    Это попытка урегулировать сложности, которые были в сфере взаимодействия научно-педагогических работников и должностных лиц СПбГУ. При этом, как всегда, директорам и деканам предложено представить предложения по доработке и упрощению формулировок этих приказов.

    О соглашении между СПбГУ и РАН об экспертизе результатов научной работы

    В соответствии с постановлением правительства РФ от 30 декабря 2018 года № 1781 Российская академия наук обязана осуществлять экспертизу планов / программ научных исследований и их результатов, проводимых вузами и государственными научными учреждениями (Материалы ректорского совещания от 28.01.2019, п. 5). На ректорском совещании обсуждался проект соглашения между СПбГУ и РАН, которым будут определяться все основные процедуры экспертизы планов и результатов научной работы ученых СПбГУ. Получен типовой договор на экспертизу от РАН. В течение 2–3 недель руководителям научных групп будет направлена отчетная форма (из ГОСТ на научные работы) для ознакомления и подготовки к написанию отчетов.

    СПбГУ — один из немногих российских вузов, в котором внешняя экспертиза результатов научных исследований приказом ректора введена уже несколько лет назад. Такую экспертизу проводят как зарубежные, так и российские ученые, в том числе и члены Российской академии наук. Например, в 2018 году экспертами по конкурсу университетских грантов были, как всегда, внешние эксперты, больше 35 % из них — члены РАН. 19 апреля в правительстве состоялось совещание, посвященное организации экспертизы в подведомственных правительству РФ вузах. Ректор СПбГУ Н. М. Кропачев предложил РАН создать базу экспертов, в которую включить не только членов РАН, но и других российских, а также зарубежных экспертов. Кроме того, ректор предложил использовать опыт СПбГУ в организации проведения открытых конкурсов научных исследований, чтобы в них могли принимать участие все ученые.

    О распределении доходов от реализации дополнительных образовательных программ

    Обсуждались вопросы распределения доходов в рамках реализации дополнительных образовательных программ (ДОП) СПбГУ. Объем предполагаемого дохода прогнозируется с учетом определения целевой группы и возможного числа слушателей, сопоставления стоимости обучения по аналогичным образовательным программам в других образовательных организациях; с учетом прогнозирования объема и структуры доходов, анализа предлагаемой / действующей стоимости и оценки возможности ее корректировки.

    Также соблюдается сохранение индивидуального порядка отнесения на каждую ДОП СПбГУ с использованием прямого метода планирования определенного перечня конкретных расходов Университета. Таким образом, в основе функционального распределения доходов лежит определение доли совокупного дохода, приходящегося на каждое отдельно взятое направление расходования средств.

    Расходы по своему функциональному направлению можно разделить на три укрупненные группы:

    • расходы целевого характера (непосредственно связанные с реализацией ДОП) — не более 60 %:
      • фонд оплаты труда (научно-педагогические работники и сотрудники ДОП с учетом резерва отпускных и страховых взносов) — не более 50 %
      • расходы, непосредственно связанные с реализацией программы, — не более 10 %
    • расходы косвенного характера (связанные с обеспечением образовательной деятельности в рамках реализации ДОП) — не менее 13,1 %; в состав косвенных расходов входят расходы на обеспечение содержания помещений, оборудования, на уборку и т. п.
    • отчисления в ЦЧНР и другие нормативные расходы — 26,9 %

    Директорам и деканам поручено представить предложения по совершенствованию действующего порядка расходования доходов от ДОП. Ректор подчеркнул: если директор института готов взять на себя ответственность за ведение финансово-хозяйственной деятельности, ему будут предоставлены такие права.

    Разрабатывается единая кампусная карта СПбГУ

    Проект электронной карты петербуржца в феврале 2019 года утвержден действующим губернатором Санкт-Петербурга А. Д. Бегловым в качестве приоритетного на уровне города. В связи с этим обсуждались предложения двух крупнейших банков (ВТБ и Сбербанка) о сотрудничестве с Университетом по проекту реализации единой кампусной карты, которая будет создаваться на основе аналогичных технологий. В адрес комитета по экономической политике и стратегическому планированию правительства Санкт-Петербурга направлен запрос с просьбой представить рекомендации по взаимодействию с банком-оператором.

    Основная цель проекта реализации единой кампусной карты — создание единого персонального ключа к объектам Университета и городским сервисам. Кампусная карта будет иметь следующие приложения:

    • идентификационное (электронное служебное удостоверение), в том числе:
      • для доступа в помещения или к оборудованию вуза (в том числе для копирования или печати документов на МФУ)
      • для фиксации посещения учебных, научных и прочих мероприятий
      • для использования в качестве читательского билета
    • платежное — с возможностью вывода всех платежей в адрес Университета в удаленные каналы обслуживания (сайт, мобильное приложение) и для оплаты проезда на общественном транспорте
    • запись в поликлинику
    • приложение с электронной подписью — для расширения электронного документооборота без необходимости получения «живой» подписи на документах (на авансовых отчетах, листах ознакомления с обязательными приказами и должностными инструкциями)

    Сбербанк и ВТБ являются участниками городского проекта (а также банк «Санкт-Петербург» и Национальная система платежных карт), они прошли квалификационный отбор и подписали соглашения с городом, а значит, максимально оперативно смогут адаптировать технологию под нужды кампусной карты Университета.

    Решение о выборе банка-партнера рассматривается с учетом таких факторов, как:

    • объем финансирования банком затрат на оснащение зданий СПбГУ
    • бонусы и привилегии для универсантов (при наличии таковых)
    • степень вовлеченности универсантов

    На сегодня большинство сотрудников являются держателями карт Сбербанка (53 %), большинство обучающихся являются держателями карт ВТБ (91 %) а также 16 % сотрудников являются держателями карт других банков, основными из которых являются Промсвязьбанк и банк «Санкт-Петербург».

    На совещании подчеркивалось, что каждый универсант сможет сам выбрать, кампусную карту какого банка ему получать (впоследствии каждый сможет изменить свое решение и выбрать другой банк из участвующих в проекте). Реализация проекта будет постепенной. На первом этапе (уже в мае этого года) добровольцы из числа сотрудников и обучающихся СПбГУ получат кампусную карту и проведут ее тестирование. О результатах тестирования будет сообщаться на сайте СПбГУ.

    Центр по изучению наследия В. В. Набокова

    19 апреля в канун 120-летнего юбилея В. В. Набокова в Университете создан научный центр по изучению наследия В. В. Набокова под руководством Н. А. Карпова, доцента кафедры истории русской литературы. К большому сожалению, Музей В. В. Набокова СПбГУ (он находится на первом этаже здания по адресу: Большая Морская улица, д. 47) был закрыт для посетителей с 26 марта, поскольку в этом здании (в доме В. В. Набокова) администрация района без согласования с Университетом начала ремонт. В результате переговоров руководства СПбГУ с руководством районной администрации была достигнута договоренность об изменении логистики ремонтных работ (теперь строители должны работать, используя не парадный вход, а вход со двора), которая позволила открыть музей для посетителей уже 29 апреля.

    На совещании отмечалось, что «набоковское» направление работы Университета активно развивается. К этой работе привлечены не только лучшие ученые, но и Министерство культуры РФ, с которым у Университета действует соглашение о сотрудничестве. Деятельность центра по изучению наследия В. В. Набокова носит междисциплинарный характер. В ней принимают участие филологи, литературоведы, историки, биологи и эксперты других направлений.

    Об организации защит диссертаций в Университете

    Обсуждались предложения директоров и деканов о совершенствовании порядка проведения апелляций на решения диссертационных советов СПбГУ о присуждении ученых степеней кандидатов / докторов наук (Материалы ректорского совещания от 28.01.2019, п. 10). Руководители учебно-научных подразделений в целом поддержали существующий порядок рассмотрения апелляций, многие заявили об отсутствии предложений по его совершенствованию. В частности отмечено, что апелляции должны приниматься только в случае процедурных нарушений при защитах.

    Об установлении требований к минимальной и максимальной численности обучающихся для изучения дисциплин — готовятся уточнения

    Как известно, в СПбГУ все приказы завершаются словами «Предложения по изменению приказа направлять на указанный электронный адрес» и «За разъяснением приказа обращаться к указанному должностному лицу...». И изменения приказов, и их разъяснения публикуются на сайте Университета. Эти нетипичные для российских организаций правила действуют в СПбГУ уже много лет. Благодаря активности сотрудников и обучающихся за это время были даны сотни разъяснений приказов, в десятки приказов были внесены изменения / уточнения. За последнюю неделю — с 15 по 22 апреля — в Виртуальную приемную поступило много обращений с просьбами о разъяснении и с предложениями об изменении приказа № 3773/1 от 12.04.2019.

    В целях обеспечения единообразного толкования и применения положений приказа от 12.04.2019 № 3773/1 «Об установлении требований к минимальной и максимальной численности обучающихся для изучения дисциплин» (Материалы ректорского совещания от 15.04.2019, п. 5) подготовлен проект локального акта, уточняющий некоторые положения этого документа. Текст проекта этого локального акта обсудили на совещании. Например, подчеркивалось, что действие приказа № 3773/1 не распространяется на обучающихся, осваивающих основные образовательные программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, поскольку обучение аспирантов осуществляется по индивидуальному учебному плану.

    Также подчеркивалось, что, помимо общего требования к минимальной численности — 10 человек, приказом № 3773/1 (п. 1.2.1, 1.2.2) установлены исключения, обеспечивающие возможность учета специфики реализации различных образовательных программ.

    Кроме того, отмечалось, что при определении минимального и максимального количества обучающихся необходимо учитывать и методическую возможность проведения занятий. Например, при использовании интерактивных форм обучения.

    Специальные требования по материально-техническому обеспечению предполагают учитывать при организации учебного процесса наличие средств обучения (приборы, оборудование, инструменты) и оснащенность ими соответствующих аудиторий Университета. Так, например, если лингафонный кабинет рассчитан на проведение занятий для 12 обучающихся, недопустимо распределение на подгруппы по 13 и более человек.

    Под организационными возможностями понимается необходимость проведения занятий в малых группах, обусловленная спецификой образовательной программы, структурой учебного плана. Речь идет, например, о направлении подготовки «Востоковедение и африканистика», где обучение языкам в магистратуре завязано на имеющейся подготовке, полученной в бакалавриате, а также изучении редких языков, предусмотренных учебными планами образовательных программ, реализуемых по направлению «Лингвистика».

    Также говорилось, что требования к минимальной и максимальной численности обучающихся для изучения дисциплин — не новшество, они зафиксированы во многих рабочих программах дисциплин. По результатам обсуждения было решено дождаться окончания самозаписи студентов на дисциплины, проанализировать результаты самозаписи и уже на их основе доработать приказ.

    Ректор отменил действие указанного приказа, а также поручил первому проректору по учебной и методической работе М. Ю. Лавриковой обсудить с руководителями каждого коллектива института и факультета результаты самозаписи студентов на учебные дисциплины и предложения по разъяснению приказа, а также направить проект приказа Студенческому совету СПбГУ и запросить мнение совета.