Материалы ректорского совещания

№ 326
от 11.12.2017

Повестка совещания

    Конференция, приуроченная ко дню рождения Университета

    В числе мероприятий, посвященных дню рождения СПбГУ, в феврале 2018 года будет проведена научная конференция, демонстрирующая результаты работы коллективов Университета за прошедший год. Эта конференция в перспективе должна стать ежегодной.

    Запланированы три крупные секции этой конференции: выставка достижений Университета в области науки, технологий, культуры, искусства, «СПбГУ — территория прорыва» и «Наука молодых». Материалы и экспонаты выставки впоследствии будут использоваться для презентации достижений Университета на всероссийском и международном уровне. В секции «СПбГУ — территория прорыва» руководители коллективов научных лабораторий, институтов, факультетов, советов образовательных программ, кафедр представят прорывные достижения в рамках шести приоритетных направлений Программы развития СПбГУ и мероприятий по реализации Стратегии научно-технологического развития РФ. Здесь будут продемонстрированы перспективы развития предметных областей, их интеграция в междисциплинарные проекты. В секции «Наука молодых» будут участвовать обучающиеся и молодые ученые Университета: победители конкурса стартапов СПбГУ, руководители и участники научных проектов, победители студенческих олимпиад. Они представят свои достижения и смогут принять участие в обсуждении перспективных проектов.

    На совещании было отмечено, что в трудовых договорах руководителей коллективов, в том числе руководителей научных лабораторий, директоров и деканов, закреплена их обязанность — регулярно представлять информацию об успехах коллективов в научно-популярной форме (Материалы ректорского совещания от 15.01.2018, п. 3;  Николай Кропачев: «Кризис образования — общая проблема глобализации», ответ 1, Он был первым, ответ 20).

    Конкурс на подготовку онлайн-курсов

    Министерство образования и науки РФ планирует в 2018 году запустить эксперимент в сфере высшего образования — проект «Академическая мобильность», который позволит любому студенту пройти часть образовательной программы не в том вузе, в который он поступил. Теперь студент будет вправе принимать решение, какой онлайн-курс для него более предпочтителен, а в его «родном» вузе эти курсы должны будут перезачитывать.

    Уже разработано более 60 онлайн-курсов СПбГУ, обучение на которых открыто на платформах «Открытое образование» и Coursera. В Университете объявлен конкурс среди научно-педагогических работников на подготовку новых онлайн-курсов (Приказ от 08.12.17 № 12236/1). Указаны требования к заявкам, правила их оформления и сроки проведения конкурса, в том числе срок направления заявок об участии в конкурсе председателям соответствующих учебно-методических комиссий — до 22 декабря. Результаты конкурса будут объявлены 31 января на портале СПбГУ.

    Выбери свою тему ВКР

    В этом учебном году, так же как и в прошлом, через сервис «Личный кабинет» обучающимся образовательных программ бакалавриата, специалитета и магистратуры была предоставлена возможность выбора темы выпускной квалификационной работы. С 24.10.2017 до 10.11.2017 студент мог выбрать тему из электронного реестра тем ВКР, в который включены темы от потенциальных организаций-работодателей (более 5000 тем) и преподавателей Университета по каждой образовательной программе (с указанием потенциального научного руководителя) либо предложить собственную тему ВКР. Обучающимся предоставлялась возможность выбрать или предложить три темы (с указанием приоритетов). Темы, выбранные обучающимися, направлялись на рассмотрение соответствующих учебно-методических комиссий для проведения экспертизы и направления заключения проректору по учебно-методической работе для издания приказа.

    Анализ показывает, что студенты далеко не всегда выбирают темы, предложенные работодателями. Например, студенты-экономисты выбрали (в качестве первого приоритета) только 221 тему ВКР из 994, предложенных потенциальными организациями-работодателями, социологи — 55 из 312, филологи — 100 из 173, физики — 86 из 409, юристы — 27 из 279, философы — 25 из 93, психологи — три из 130. В то же время в рамках защит ВКР комиссией оценивается и практическая значимость работы. Кроме этого участникам ректорского совещания напомнили, что процент трудоустройства выпускников по каждой образовательной программе является одним из критериев определения Министерством образования и науки РФ контрольных цифр бюджетного приема на эту программу. Директорам и деканам разослали таблицы с показателями выбора студентами тем ВКР, им поручено проанализировать эффективность привлечения работодателей к работе в Университете (в ГЭК и УМК).

    На совещании было отмечено, что среди обучающихся практически по каждой программе есть те, кто пока не смог определить тему своей ВКР. В настоящее время учебно-методические комиссии проводят экспертизу тем ВКР, устраняют дублирование тем, выбранных разными студентами под руководством разных научных руководителей. До 22 декабря проректор по учебно-методической работе М. Ю. Лаврикова должна утвердить темы всех выпускных работ, назначить научных руководителей. Уточнение формулировки темы будет возможно до 28 февраля (Николай КРОПАЧЕВ: «СПбГУ сегодня — один из международных центров образования и науки», ответ 4, «Важно, какими нас видят студенты», ответы 4–6, 8).

    Кандидатский экзамен по русскому языку для аспирантов-иностранцев

    В ответ на запрос СПбГУ получено разъяснение Министерства образования и науки РФ, что для иностранных граждан, обучающихся в аспирантуре, возможна сдача кандидатского экзамена по русскому языку как экзамена по иностранному языку (лицами, для которых русский язык является иностранным). В связи с этим для аспирантов — иностранных граждан организована возможность изучения русского языка и сдачи кандидатского экзамена по русскому языку как иностранному, а именно:

    • актуализирована рабочая программа дисциплины «Русский язык как иностранный» для программ аспирантуры (Приказ проректора по учебно-методической работе от 31.08.2017 № 8577/1)
    • рабочая программа дисциплины «Русский язык как иностранный» соответствует программе кандидатского экзамена по русскому языку как иностранному
    • в базовую часть всех учебных планов программ аспирантуры (за исключением выпускного года) включена дисциплина «Русский язык как иностранный»
    • в дополнительной информации учебных планов предусмотрено, что промежуточная аттестация по дисциплине «Русский язык как иностранный» проводится в форме кандидатского экзамена в соответствии с Временными правилами обучения (в редакции Приказа от 31.03.2017 № 2889/1)
    • все учебные планы в новой редакции размещены в ИС «Обучение — Учебные планы» и на портале СПбГУ в разделе «Учебно-методическая документация»

    Преподавание венгерского языка в СПбГУ

    После непростой встречи ректора СПбГУ с чрезвычайным и полномочным послом Венгерской Республики в Российской Федерации в результате продолжительных переговоров был заключен и уже реализуется договор между СПбГУ и Министерством внешнеэкономических связей и иностранных дел Венгрии о финансовой поддержке преподавания венгерского языка в СПбГУ. В настоящее время эту образовательную программу осваивают три студента бакалавриата и шесть магистрантов. Венгерской стороной выделено более 20 тысяч евро, в том числе шесть тысяч — на стипендии обучающимся и около 15 тысяч — на организацию и проведение летних школ (Ректор СПбГУ: российская наука за пять лет сделала значительный рывок вперед, ответы 1 и 3, Николай Кропачев: будущее образования — в открытости и междисциплинарности, ответ 7).

    Суд признал практику СПбГУ законной

    На основании решения комиссии по этике от 16.12.2016 о признании действий сотрудника СПбГУ противоречащими этическим нормам взаимоотношений в трудовом коллективе к работнику была применена мера дисциплинарной ответственности — объявлено замечание, впоследствии она была уволена из СПбГУ. Василеостровский районный суд Санкт-Петербурга рассмотрел исковое заявление работника о признании незаконным приказа о применении дисциплинарного взыскания и его отмене и отказал в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме, то есть признал решение комиссии по этике СПбГУ достаточным основанием для применения к работнику меры дисциплинарной ответственности. Недавно городской суд Санкт-Петербурга оставил апелляционную жалобу бывшего работника СПбГУ без удовлетворения, а решение Василеостровского районного суда — без изменений.

    О создании межведомственной рабочей группы при губернаторе Санкт-Петербурга

    Губернатор Г. С. Полтавченко поддержал обращение к нему депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга (Материалы ректорского совещания от 13.11.2017) с просьбой создать в Санкт-Петербурге межведомственную рабочую группу из представителей законодательной и исполнительной городской власти и Университета для поиска вариантов размещения в Санкт-Петербурге единого кампуса СПбГУ. Территория должна соответствовать параметрам, заложенным в концепцию единого университетского кампуса (Письмо губернатора Г. С. Полтавченко).

    В то же время в Университет поступают официальные письма от вице-губернаторов Санкт-Петербурга о том, что в Санкт-Петербурге отсутствуют необходимые для развития Университета возможности. Например, недавно на запрос СПбГУ пришел ответ от вице-губернатора М. П. Мокрецова о том, что в федеральной собственности и государственной собственности Санкт-Петербурга отсутствуют объекты недвижимости, пригодные для размещения общежития Университета (Письмо вице-губернатора М. П. Мокрецова) (Ректорский прием, ответы 2 и 3, Сделать из хорошего — отличный, ответы 9–14).

    Стимулирующие доплаты по итогам года

    По итогам 2017 года научно-педагогическим работникам будет выплачено в качестве стимулирующих доплат: 40 млн рублей — за научные публикации (Материалы ректорского совещания от 20.11.2017), еще 21,7 млн рублей — за реализацию образовательных программ на иностранных языках и 12,3 млн рублей — за результаты учебно-методической работы в рабочих группах.