Материалы ректорского совещания
Повестка совещания
Молодые ученые СПбГУ получили больше всех на Северо-Западе грантов Президента РФ
27 мая были вручены гранты Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых ученых. В Северо-Западном федеральном округе победителями стали 50 кандидатов и докторов наук, среди них 9 молодых ученых СПбГУ, которые занимаются исследованиями в области химии, геологии, лингвистики, истории и психологии. По количеству победителей в этом конкурсе СПбГУ остается лидером среди высших учебных заведений в СЗФО. В торжественной церемонии принял участие полномочный представитель Президента Российской Федерации в СЗФО Владимир Булавин (см. На Северо-Западе больше всех грантов Президента РФ получили молодые ученые СПбГУ).
В 2016 году в конкурсе грантов Президента РФ участвовали 3626 молодых ученых со всей страны (в том числе было принято 358 заявок от ученых СЗФО). Гранты выделены на двухлетний срок, кандидатам наук — по 600 тысяч рублей, докторам — по 1 млн рублей в год.
См. также: Быть в тренде (Российская газета, 5 февраля 2014, ответ 4); Экспертный совет по любому вопросу (Балтинфо, 3 марта 2014, ответы 1–3, 6, 7); Николай Кропачев: «Научно-исследовательская и экспертная деятельность — сейчас наши основные приоритеты» (Эксперт Северо-Запад, № 16, 14 апреля 2014, ответы 8, 9).
В тот же день трое ученых Университета получили премии правительства Санкт-Петербурга за достижения в области высшего и среднего профессионального образования и за выдающиеся научные результаты в области науки и техники. Декан Медицинского факультета СПбГУ Петр Яблонский был удостоен награды в номинации «Научные достижения, способствующие повышению качества подготовки специалистов и кадров высшей квалификации» (см. Ученые СПбГУ получили премии правительства Петербурга).
Когда и где будет открыта мемориальная аудитория имени М. М. Сперанского?
На портале СПбГУ закончилось общественное обсуждение предложения об открытии в Университете мемориальной аудитории имени М. М. Сперанского — выдающегося русского общественного и государственного деятеля, одного из первых почетных членов Императорского Санкт-Петербургского университета. Предложено оформить в этой аудитории стендовую и интерактивную мультимедийную экспозицию об истории жизни и деятельности М. М. Сперанского.
Опыт Университета полезен всем
Заместитель председателя Студсовета СПбГУ Дина Битакова 23 мая приняла участие во встрече министра образования и науки Дмитрия Ливанова с уполномоченным по правам студентов Артемом Хромовым, лидерами студенческого самоуправления и региональными студенческими омбудсменами. На встрече неоднократно упоминался положительный опыт вовлечения обучающихся СПбГУ в решение вопросов университетской жизни.
См. также: В кругу звездных друзей (Деловой Петербург, 13 марта 2014, ответы 6 и 8); Николай Кропачев: «Кризис образования — общая проблема глобализации» (Управление бизнесом, 22 апреля 2014, ответы 15, 16); Кропачев: «Переезд СПбГУ на намывные территории — это возрождение вуза на новом уровне» (ТК «Санкт-Петербург», 21 июня 2014, ответ 3); За Нобелем (Российская газета, 9 февраля 2015, ответы 10–14); Николай Кропачев: «СПбГУ сегодня — один из международных центров образования и науки» (Университетская книга, 2 апреля 2016, ответ 4).
Обучающиеся российских вузов также принимают участие в создании стандартов качества образования. В частности, А. Хромов выступил с инициативой — осенью разработать стандарт социального студенческого комплексного обеда (его калорийность, стоимость, состав продуктов).
Какие стимулы в образовательной деятельности самые эффективные?
Работа по определению размеров стимулирующих выплат за преподавательскую деятельность в последние годы была организована директорами институтов и деканами факультетов. Руководителями коллективов наработан опыт, который поможет создать в Университете прозрачную систему надбавок и доплат за учебную и учебно-методическую работу. Директорам институтов и деканам факультетов поручено представить анализ результативности действующих в настоящее время систем (критериев) определения размеров стимулирующих выплат за учебную и учебно-методическую работу сотрудникам различных коллективов (Каких результатов планировали добиться? Какие результаты были достигнуты?). Точно так же — от частного к общему — в Университете происходила разработка критериев для назначения премий за научную публикационную активность.
См. также: Николай Кропачев: «Кризис образования — общая проблема глобализации» (Управление бизнесом, 22 апреля 2014, ответ 2, 3, 6); Он был первым (Российская газета, 18 июня 2014, ответ 13); Честность и открытость (Парламентская газета, 30 июля 2014, ответы 4–5); Николай Кропачев: «СПбГУ сегодня — один из международных центров образования и науки» (Университетская книга, 2 апреля .2016, ответ 5); Материалы приема граждан 07.06.2016, п. 1).
При оценке участия преподавателя в образовательной деятельности СПбГУ важно учитывать и индивидуальные успехи преподавателя, и результаты реализации образовательных программ с его участием. В составе показателей, характеризующих деятельность преподавателя, должны присутствовать экспертные оценки, полученные от руководителя программы, и оценки по результатам опросов обучающихся, а также количественные индикаторы, характеризующие вклад преподавателя / программы в решение задач, поставленных перед Университетом. Было отмечено: если стимулирующие выплаты будут зависеть от совокупности экспертных и количественных показателей, то у преподавателя, во-первых, возникнет интерес работать по лучшим (по университетским критериям) программам, во-вторых, появится возможность самооценки по тем же университетским критериям и, следовательно, возможность инициативы в оптимизации собственной деятельности.
О привлечении Д. Н. Ахапкина к дисциплинарной ответственности
Проверка контрольно-ревизионного управления установила факт необоснованного назначения премии «за качество преподавания» старшему преподавателю Д. В. Дубровскому. Председатель учебно-методической комиссии Факультета свободных искусств и наук Д. Н. Ахапкин, который инициировал выплату этой премии в размере 180 тысяч рублей, сообщил проверяющим, что Д. В. Дубровский проводил большую учебную работу, индивидуально занимался со студентами, проверял курсовые работы и ВКР студентов, подготовил большое количество учебно-методических материалов. Но, как выяснилось, Д. В. Дубровский был в отпуске фактически весь квартал (а отработал всего пять дней). По результатам проверки Д. Н. Ахапкин привлечен к дисциплинарной ответственности.
Продолжаем заключать бессрочные договоры
Заключены еще два бессрочных трудовых договора (см. Материалы ректорского совещания от 04.04.2016, п. 1) с профессорами С. В. Кривовичевым и Р. А. Эварестовым. Подготовлены аналогичные договоры с другими профессорами и доцентами Университета, при этом, с каждым обсуждаются конкретные обязательства работника (См. также: Материалы ректорского совещания от 18.07.2016, п. 4).
Работодатели в составе ГЭК: первый опыт
Обсуждался опыт участия работодателей в процедурах итоговой государственной аттестации, которая проходит в настоящее время в Университете. Активное участие работодателей, их заинтересованность и непредвзятость дали именно тот результат, который и ожидали в Университете. Оценив качество подготовки выпускников и их готовность к будущей профессиональной жизни, работодатели высказывают готовность включаться в университетскую жизнь на более ранних этапах — участвовать в разработке учебных планов, читать спецкурсы.
См. также: Материалы ректорского совещания от 06.06.2016, п. 6 и от 01.08.2016, п. 7; Честность и открытость (Парламентская газета, 30 июля 2014, ответ 8); Повышение профессиональных компетенций (Эксперт Северо-Запад, специальный проект, сентябрь 2014, ответ 3, 22); Николай Кропачев: «СПбГУ сегодня — один из международных центров образования и науки» (Университетская книга, 2 апреля 2016, ответ 4); Общество все больше не понимает друг друга (Коммерсант FM, 16 апреля 2016, ответ 3); Ректор СПбГУ Кропачев: «В России всего 5 % населения понимает смысл нормативных актов» (Право, 23 мая 2016, ответы 8 и 9); Ректорский прием (Российская газета, 23 мая 2016, ответы 6–7).
На встречах с ректором, директорами институтов и деканами факультетов работодатели предлагают: совершенствовать содержание отзывов научных руководителей и рецензий, в состав комиссий по проверке экзаменов включить преподавателей, изменить методики оценивания экзаменов, переформулировать итоговые компетенции, которые подлежат оцениванию и др.
Открыто общественное обсуждение предложений работодателей.