Материалы ректорского совещания
Повестка совещания
О визите председателя РНФ Александра Хлунова
Председатель Российского научного фонда (РНФ) Александр Хлунов побывал 23 июня в СПбГУ, познакомился с принципами деятельности уникального для России Научного парка СПбГУ, организацией научно-исследовательской работы в Университете.
Кто ставит апостиль на документы об обучении?
Руководство СПбГУ обращалось в Министерство образования и науки РФ (см. Материалы ректорского совещания от 18.04.2016, п. 5) по поводу совершенствования действующего порядка проставления апостиля на документы об образовании и документы об обучении (например, о включенном обучении в российском или иностранном вузе). Совсем недавно принято постановление Правительства РФ от 30.05.2016 № 479 «О компетентных органах, уполномоченных на проставление апостиля в Российской Федерации». В нем указан перечень органов государственной власти и документов, которые должны быть этими органами апостилированы. И теперь законодательство РФ не содержит препятствий к проставлению апостиля на документы об обучении. Можно сказать, что успешно решен вопрос, с которым один из посетителей приходил на прием к ректору (см. Материалы с приема граждан 26.04.2016, п. 2).
О присуждении премии РАН имени Д. С. Рождественского 2016 года
Профессору СПбГУ В. С. Запасскому присуждена премия РАН имени Д. С. Рождественского 2016 года за цикл работ «Лазерная спектроскопия спиновых шумов».
Утвержден регламент работы в системе «Science Index для организации» РИНЦ
После продолжительных обсуждений издан приказ № 5210/1 от 23.06.2016 «Об утверждении Регламента работы в системе «Science Index для организации» Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)». В соответствии с этим регламентом организован ввод информации для актуального и достоверного представления сведений о публикационной активности научно-педагогических работников Университета в РИНЦ.
Благодаря серьезной работе сотрудников Научной библиотеки СПбГУ наведён порядок в учёте публикаций университетских авторов, зарегистрированных в РИНЦ (см. Работа над ошибками в РИНЦ). Только за последние полгода в результате проверки и актуализации сведений об авторах число публикаций университетских авторов выросло с 68 888 до 83 771, а количество цитирований работ универсантов — с 247,6 до 302,5 тыс. В работу в системе «Science Index для организации» РИНЦ активно включаются авторизованные пользователи. Теперь не только ответственный представитель СПбГУ (от каждой организации назначено такое лицо, от СПбГУ назначен член коллектива Научной библиотеки) единолично за несколько тысяч научно-педагогических работников, сотрудников и обучающихся проверяет достоверность сведений, внесенных всеми авторами статей. Этой работой (столь важной и для самих авторов, и для всего Университета) теперь активно занимаются и представители коллективов подразделений Университета.
Конечно же, научно-педагогические и научно-технические работники Университета, а также обучающиеся, имеют возможность и сами пройти регистрацию в системе «Science Index для авторов», а затем регулярно уточнять данные своего авторского профиля в РИНЦ. Важно, что, в отличие от системы «Science Index для организации», в системе «Science Index для авторов» исправления вносить могут исключительно сами авторы. Ключевой момент: в отношении авторов, работающих в СПбГУ, но не прошедших регистрацию в «Science Index для авторов», библиографическое описание их публикаций и последующая корректировка осуществляться не могут.
Как сократить количество бумаг?
По итогам проведённого анализа предложений директоров и деканов о конкретных мерах по сокращению бумажного документооборота определены приоритеты поэтапного перехода на электронную форму согласования документов. Запланировано до конца 2016 года отказаться от бумажной формы согласования документов везде, кроме случаев, когда в соответствии с нормами действующего законодательства требуется «живая» подпись.
Прежде всего, в электронной форме можно согласовывать:
- кадровые заявления (нужна только подпись работника, все согласования должностными лицами СПбГУ могут осуществляться в электронной форме)
- заявления о подготовке заключения по диссертации на соискание ученой степени
- протоколы совещаний
- заявки на автотранспорт и многие другие документы
Предполагается поэтапный переход на электронную форму согласования документов. В связи с этим будет запущено «в тестовом режиме» электронное согласование сначала только одного вида документа — заявления работника о предоставлении/переносе отпуска. В срок до 29 июля 2016 года будет обсужден, а потом и утвержден соответствующий регламент. Каким будет следующий этап (какие виды документов будут согласовываться в электронном виде в дальнейшем), решать универсантам. Поэтому директорам и деканам поручено направить в адрес начальника организационного управления Светланы Бегеза предложения по дальнейшему сокращению бумажного документооборота. Все универсанты могут направить свои предложения по электронной почте.
Создана комиссия по изучению вопроса о создании Факультета географии и геоэкологии
Как уже сообщалось ранее, в связи с обращением преподавателей СПбГУ образована комиссия по изучению вопроса о создании Факультета географии и геоэкологии. Состав комиссии формировался по тем же принципам, что и состав комиссии по изучению вопроса о создании образовательной программы «Теология» (см. Материалы ректорского совещания от 06.06.2016, п. 2). Комиссии установлен трехмесячный срок (до 21 ноября 2016 года) на изучение вопроса. Универсанты могут направлять свои предложения секретарю комиссии С. Ю. Кондакову по электронной почте.
Итоги работы ГЭК в 2016 году
Проведен предварительный анализ итогов работы ГЭК (в 2016 году в работе ГЭК приняли участие около 3000 представителей работодателей из более чем 1200 организаций). Главный результат — работодатели окунулись в жизнь Университета, увидели наши проблемы и достижения и теперь готовы куда более осознанно участвовать в университетской жизни. На встречах с ректором, проректорами, директорами и деканами члены комиссий проявляют огромный интерес к тому, чтобы расширить формы своего участия в академической жизни Университета.
На совещании были выделены некоторые предложения председателей ГЭК по возможным направлениям сотрудничества с Университетом:
- совместная работа по улучшению образовательных стандартов СПбГУ. Работодатели предлагают исключить определенные компетенции и включить новые, внести уточнения в их формулировки. Многие члены ГЭК готовы более активно включиться в текущую работу по совершенствованию стандартов. Это одно из позитивных последствий нового формата проведения итоговой государственной аттестации
- совместная работа над созданием новых дополнительных и основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры
- участие в работе по совершенствованию существующих образовательных программ и конкретных учебных курсов
- участие в разработке новых спецкурсов
- участие в определении тем новых научных исследований
- участие в определении тем курсовых и выпускных квалификационных работ
- новые формы участия в учебном процессе, в том числе в организации практического обучения студентов во время практики
- более активное участие во внеучебной работе, в организации приема в Университет (в случае введения дополнительных вступительных испытаний), в содействии трудоустройству выпускников
На совещании обсуждался и вопрос принципов формирования ГЭК, в том числе и вопрос об участии преподавателей в составе ГЭК. Большинство участников ректорского совещания не согласились с мнением членов ГЭК по психологии, которые считают, что комиссия должна состоять только из внешних специалистов. В следующем году в составе ГЭК обязательно будут участвовать научно-педагогические работники (в том числе и в ГЭК по психологии). В составе ГЭК преподавателей может быть до 50 %. Конкретный процент будет определяться по представлению директора института и декана факультета.
Директорам и деканам следует и далее расширять свои контакты с работодателями. Необходимо завершить формирование советов образовательных программ, в состав которых вошли многие председатели и члены ГЭК, а также продолжить практику включения представителей работодателей в состав учебно-методических и научных комиссий.
Советы образовательных программ, учебно-методические и научные комиссии должны стать основными и постоянно функционирующими площадками для диалога с работодателями по всем основным академическим вопросам жизни Университета. Кроме того, предложено ввести практику публичного общественного обсуждения образовательных стандартов СПбГУ, чтобы вовлечь в дискуссию всех заинтересованных лиц.