Материалы ректорского совещания
Повестка совещания
Перед началом заседания участники совещания почтили минутой молчания память о жертвах катастрофы самолета ТУ–154 Министерства обороны РФ.
Представлено 18 онлайн-курсов
Были представлены результаты работы Университета по созданию 18 онлайн-курсов СПбГУ для их размещения на Национальной платформе «Открытое образование» и Coursera: от русского языка до ядерной физики, психолингвистики и биоинформатики. В этой работе принимали участие более 60 преподавателей и 23 специалиста (профессиональные режиссеры, операторы, звукорежиссеры), которые обеспечивали методическое сопровождение и съемку каждого курса. Онлайн-курсы включают лекции, практические задания для слушателей, а также процедуру проверки их выполнения. За четыре месяца было подготовлено около 600 часов видеоматериалов. Такая интенсивная деятельность дает возможность в 2017 году подготовить 50 онлайн-курсов.
Участникам совещания были продемонстрированы промо-ролики двух курсов: «Русский как иностранный» и «Введение в биоинформатику: метагеномика». Директорам и деканам дано поручение: до 12 января представить предложения о процедуре приемки онлайн-курсов.
Как в Университете утверждаются темы ВКР?
Установлен порядок и правила утверждения тем выпускных квалификационных работ обучающихся СПбГУ (бакалавров, специалистов, магистрантов и аспирантов). Для аспирантов: в течение трех месяцев научные комиссии институтов и факультетов должны рассмотреть и утвердить темы их научно-исследовательских работ и индивидуальные учебные планы их исследований. К концу обучения аспирант должен защитить ВКР, которая будет результатом его научно-исследовательской работы. К тому времени тему этой работы можно скорректировать и сформулировать тему ВКР перед выходом на ее защиту. Тема ВКР аспиранта может совпадать с темой его научно-исследовательской работы, которая была сформулирована в начале обучения, или отличаться от нее. Текст выпускной квалификационной работы аспиранта может быть позже представлен в качестве научно-квалификационной работы для защиты ученой степени.
Материалы ректорского совещания от 26.09.2016, от 10.10.2016
Для бакалавров, специалистов и магистрантов в октябре—декабре 2016 года в Университете был сформирован открытый электронный реестр тем выпускных квалификационных работ студентов с информацией о научных руководителях этих работ. Были три источника формирования тем ВКР: предложения работодателей, предложения преподавателей, самостоятельные предложения студентов. Подготовлен приказ от 21.10.2016 № 8471/1 «О формировании электронного реестра тем ВКР в 2016/2017 году». Студенты выпускных курсов через «Личный кабинет обучающегося» выбрали тему ВКР и согласовали ее с научным руководителем. Теперь учебно-методические комиссии институтов и факультетов должны провести экспертизу тем ВКР, утвердить научных руководителей и рекомендовать рецензентов ВКР. А затем до 1 февраля представить эти сведения сотрудникам Управления образовательных программ.
Порядок формирования стипендиального фонда
Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2016 года № 1390 «О порядке формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета» с 01.01.2017 вводятся новые правила формирования стипендиального фонда за счет ассигнований федерального бюджета и новая редакция нормативов для формирования стипендиального фонда. Стипендиальный фонд предусматривает средства на выплату государственных академических и социальных стипендий студентам, государственных стипендий аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, именных стипендий, стипендий Президента и Правительства России, стипендий слушателям подготовительных отделений, стипендий лицам, проходящим обучение по программам военной подготовки офицеров запаса. Порядок назначения государственной академической стипендии, государственной социальной стипендии, государственных стипендий аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, определенный Приказом Минобрнауки России от 28.08.2013 № 1000, не изменился, изменен только порядок формирования стипендиального фонда.
Теперь средства на выплату повышенной государственной академической стипендии и повышенной государственной социальной стипендии студентам 1–2 курсов включаются в общий объем стипендиального фонда образовательной организации (а не приходят отдельной субсидией, как было раньше). Повышенная государственная академическая стипендия будет назначаться студентам, имеющим достижения, соответствующие критериям, которые должны быть установлены Минобрнауки РФ (пока эти критерии не утверждены). Средства на выплату именных стипендий (Правительства РФ и Президента РФ) также аккумулируются в составе общего стипендиального фонда. Впервые нормативно закреплена формула расчета объема стипендиального фонда. На выплату повышенной государственной академической стипендии выделяются средства в размере 20 %, а на выплату повышенной государственной социальной стипендии — в размере 10 % от объема средств, предусмотренных на выплату академических стипендий и государственных стипендий аспирантам, ординаторам. Размер повышенной государственной социальной стипендии определяется на уровне величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации (с учетом получаемой академической и социальной стипендии). Сейчас эта сумма составляет 9 889 рублей (а прежде ее размер был установлен на уровне не менее 6 307 рублей). Кроме того, впервые в нормативных актах после вступления в силу ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» указывается на то, что в составе стипендиального фонда выделяются средства на выплату дополнительной стипендии студентам, осваивающим программы военной подготовки офицеров запаса. Локальные нормативные акты СПбГУ будут приведены в соответствие с изменениями федерального законодательства.
Проведение тендеров в СПбГУ и участие универсантов в работе закупочных комиссий и комиссий по приемке работ
По поручению ректора ведется планомерная работа по повышению открытости финансово-хозяйственной деятельности Университета. В рамках этой работы не только информация об уже объявленных конкурсах, но и вся информация о планируемых на 2017 год закупках СПбГУ будет размещаться на сайте госзакупок (пока формируется раздел портала СПбГУ: планируемые закупки). В связи с вопросами в Виртуальной приемной дано разъяснение: для того чтобы войти в любую комиссию, которая принимает решения, связанные с закупкой в интересах работников и обучающихся, любой универсант может направить обращение к должностному лицу, ответственному за организацию соответствующего конкурса (тендера).
Правила информирования о проведении работ
В ноябре из-за проведения ремонтных работ отопление помещений в здании на Менделеевской линии, д. 5 осуществлялось по временной схеме в режиме, соответствующем ходу ремонтных работ. К началу декабря радиаторы и трубы заменили, в аудиториях стало тепло. Однако студенты и работники Университета не были вовремя оповещены о проводимых работах. Поэтому в период проведения работ поступали жалобы на несоблюдение температурного режима в помещениях. От начальника РЭО, который вовремя не разместил объявления о ремонтных работах в этом здании, были получены письменные объяснения. По результатам проведенной проверки были применены меры дисциплинарного воздействия: он уволен из Университета, а заместитель начальника РЭО получил выговор.
В связи с обращениями универсантов отрабатываются правила информирования студентов, сотрудников, администрации о проведении любых работ в зданиях СПбГУ (в том числе плановых ремонтных и аварийных работ). Универсанты должны быть информированы сразу, как только становятся известны сроки плановых и аварийных ремонтных работ. Директорам и деканам поручено представить свои предложения до 25.01.2017
О повышении размеров фиксированных выплат научно-педагогическим работникам
В соответствии с решением ректора с 1 октября 2016 года в Университете проводится повышение размеров фиксированных выплат по трудовым договорам с научно-педагогическими работниками, замещающими ставки, финансируемые за счет бюджетных и внебюджетных средств. Для повышения размера фиксированных выплат для научно-педагогических работников, имеющих трудовые договора, финансируемые из смет грантов, необходимо решение грантодержателя.
Пока предложений от грантодержателей по индексации зарплат за октябрь—декабрь не поступало. Такая возможность у грантодержателей сохраняется в 2017 году. В случае поступления таких предложений будут внесены изменения в соответствующие трудовые договоры.
Порядок образовательного кредитования при наличии академической задолженности: опыт СПбГУ
В августе–сентябре 2016 года стали поступать сообщения о том, что отдельным обучающимся СПбГУ, которые оплачивают обучение за счет образовательного кредита, банками отказано в предоставлении средств для оплаты осеннего семестра текущего учебного года из-за наличия у них академической задолженности по итогам летней сессии. По поручению ректора СПбГУ сотрудниками Юридического управления СПбГУ была проведена правовая экспертиза договоров образовательного кредитования, заключенных обучающимися СПбГУ, и действующих федеральных нормативно-правовых актов, регламентирующих данные правоотношения. По результатам экспертизы было установлено, что отсутствует обязательность перевода на следующий курс как условие перечисления очередного платежа. Напротив, установлено требование обязательности перечисления средств 1 раз в семестр, а требования, предъявляемые к студенту как заемщику, относятся исключительно к процедуре обеспечения и погашения кредита, но не к его успеваемости. Отказ в оплате обучения в описанной ситуации свидетельствует о невыполнении банком условий, за соблюдение которых банкам и предоставляется государственная поддержка в области образовательного кредитования. Таким образом, правовая экспертиза, проведенная сотрудниками Юридического управления СПбГУ, будет способствовать защите прав и законных интересов обучающихся, являющихся заемщиками по кредитным договорам, причем не только обучающихся СПбГУ, но и обучающихся других образовательных организаций высшего образования, поскольку условия кредитования одинаковы для всех категорий заемщиков, независимо от того, в какой образовательной организации они обучаются.
На основании данной юридической экспертизы первым проректором по экономике Е. Г. Черновой было направлено обращение в адрес руководства Сбербанка России и Росинтербанка, с которыми Университетом и Минобрнауки России были заключены соглашения о сотрудничестве в области образовательного кредитования, с просьбой рассмотреть вопрос об изменении подходов в оплате обучения по предоставленным образовательным кредитам с государственной поддержкой в отношении тех студентов, у которых по итогам предыдущего периода есть академическая задолженность. От руководства Северо-Западного отделения Сбербанка России поступил ответ на запрос СПбГУ, в котором подтверждается вывод Университета о том, что действительно не предусмотрена проверка наличия академической задолженности у заемщика при предоставлении денежных средств банком с целью оплаты образовательных услуг. В связи с этим подчеркнуто, что банк не производит проверку успеваемости заемщиков и наличия у них академической задолженности. Предоставление денежных средств банком с целью оплаты стоимости или части стоимости образовательных услуг производится 1 раз в семестр на основании платежного документа (счета образовательного учреждения на оплату образовательных услуг). Ответа от Росинтербанка в СПбГУ не поступало, что очевидно связано с тем, что 19 сентября 2016 года Банком России у него отозвана лицензия.
В платежном документе срок оплаты должен соответствовать сроку, оговоренному в договоре на обучение (в приказе об установлении сроков оплаты). В случае если срок оплаты просрочен, банк вправе потребовать документ как основание продления срока оплаты обучения. Поэтому следует обращаться в банк с заявлением о перечислении средств заблаговременно и не позднее даты, установленной приказом первого проректора по экономике как предельной для оплаты обучения (как правило, это 25 июля и 15 февраля).
Таким образом, благодаря СПбГУ была изменена практика образовательного кредитования и обеспечены права и законные интересы обучающихся — участников программы образовательного кредитования с государственной поддержкой.
Почему отменен приказ об отчислении студента?
Комиссия по этике СПбГУ признала, что магистрант 1 курса Даниил Егоров проявил социальную незрелость, выразившуюся в неуважительном поведении по отношению к Университету, и нарушил ст. 2 Кодекса универсанта. На основе этого решения был издан приказ об отчислении студента 1 курса магистратуры по направлению подготовки «География» Егорова Даниила за нарушение этических норм и Кодекса универсанта СПбГУ согласно пункту 2.1.7 Правил внутреннего распорядка обучающихся. В соответствии с распределением полномочий между должностными лицами СПбГУ этот приказ 13 декабря был подписан и. о. первого проректора по учебной, внеучебной и учебно-методической работе М. Ю. Лавриковой. Но поскольку все подобные приказы проходят также дополнительную проверку, и в ходе этой проверки было обнаружено, что приказ издан за пределами нормативного срока привлечения к дисциплинарной ответственности, данный приказ был отменен Е. Г. Бабелюк.
Еще раз о запрете курения на территории СПбГУ
В связи с обращениями в Виртуальной приемной еще раз напомнили о запрете курения студентов и сотрудников на территории Университета, введенном с 1 сентября 2015 года в связи с изменениями действующего законодательства. В 2015 году к дисциплинарной ответственности за курение было привлечено 67 студентов, в 2016 году (с января по ноябрь) — 35 студентов.
При наличии дисциплинарных взысканий у обучающегося:
- путевки в учебно-оздоровительную базу «Горизонт» предоставляются в последнюю очередь, и фактически путевок таким студентам не хватает
- ему может быть отказано в переселении в другое общежитие, другую комнату
В критериях назначения повышенной государственной академической стипендии пока нет снижения баллов за дисциплинарные взыскания, но это предложение сейчас обсуждается членами Студенческого совета СПбГУ.
За неоднократное нарушение студент может быть отчислен из Университета, а сотрудник — уволен. Директорам и деканам дано поручение: представить предложения по повышению эффективности мер по борьбе с курением.
Новая редакция Положения «Об организации контрольно-пропускного режима в СПбГУ»
Начатая весной 2016 года работа по совершенствованию Положения «Об организации контрольно-пропускного режима в СПбГУ» подходит к концу. После прошедших обсуждений директор Института философии С. И. Дудник как руководитель рабочей группы представил изменения и дополнения к данному Положению. Изменения подготовлены с учетом предложений, которые за последний год поступили в Виртуальную приемную СПбГУ. Участникам совещания поручено проанализировать пакет изменений / дополнений и представить свои предложения после 16.01.2017
Об экспертной деятельности Университета и работе диссертационных советов
С 1 января 2017 года изменяются компетенции директора Центра экспертиз СПбГУ и ученого секретаря СПбГУ. Вопросами организации деятельности диссертационных советов СПбГУ (как созданных ВАК, так и создаваемых для проведения защит собственных ученых степеней Университета) будет заниматься ученый секретарь СПбГУ А. В. Гнётов. В компетенцию руководителя Центра экспертиз СПбГУ (на эту должность назначена З. В. Мыскова) входит организация и расширение сфер экспертной деятельности Университета, в том числе поиск и организация взаимоотношений с внешними партнерами в этой области, а также организация работы по проведению языкового тестирования.
О совершенствовании системы оплаты труда
На ректорских совещаниях будет продолжено обсуждение вопросов о принципах и правилах премирования научно-педагогических работников, которыми руководствуются руководители коллективов институтов и факультетов. Составлен график этих выступлений.
См. Материалы ректорского совещания от 12.12.2016, от 19.12.2016
Конкурс работ на соискание премий Правительства Российской Федерации 2017 года в области образования
Межведомственный совет по присуждению премий Правительства Российской Федерации в области образования объявил открытый публичный конкурс работ на соискание премий Правительства РФ 2017 года в области образования. Премии присуждаются гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства за достижения по следующим направлениям:
Внедрение инновационных разработок в сфере образования и осуществление профессиональной педагогической деятельности на высоком уровне, обеспечивающих:
- Создание эффективных технологий обучения
- проведение научно-практических исследований, результаты которых нашли отражение в научных изданиях и монографиях и оказывают эффективное влияние на развитие системы образования Российской Федерации
- разработку и внедрение авторских программ, методик обучения, форм и методов оценки подготовки обучающихся, воспитанников, способствующих повышению эффективности образовательного процесса и получивших широкое распространение
- Создание высококачественных учебных изданий для системы образования Российской Федерации
Ежегодно авторам или коллективам авторов присуждается десять премий Правительства Российской Федерации в области образования в размере 2 млн рублей каждая.
В Университете организован сбор заявок и документов от научно-педагогических работников для участия в публичном конкурсе работ на соискание премий Правительства Российской Федерации в области образования. Порядок подачи документов, а также требования к оформлению заявки утверждены приказом первого проректора по учебной, внеучебной и учебно-методической работе от 15.12.2016 № 10049/1. Научно-педагогическим работникам, желающим принять участие в конкурсе, необходимо в срок до 10 января 2017 года включительно представить документы и материалы сотрудникам Управления по работе с молодежью (Университетская набережная, д. 9, каб. 109). После этого заявки будут рассмотрены на заседании постоянной комиссии Ученого совета СПбГУ по учебной работе, члены которой должны будут рекомендовать Ученому совету на утверждение только одну работу на соискание премии.