В СПбГУ отметили 120‑летие родоначальника советской научной школы уголовного права профессора Шаргородского
В СПбГУ состоялась конференция «Стратегия и тактика уголовно‑правового противодействия преступности», приуроченная к 120‑летию со дня рождения известного юриста, основателя петербургской школы уголовного права профессора Михаила Давидовича Шаргородского. Его ученики и последователи рассказали, каким ученым, юристом, учителем был Михаил Давидович, как его труды повлияли на науку и практику уголовного права в послевоенное время.
Михаил Давидович Шаргородский в 20‑е годы поступил на юридический факультет Института народного хозяйства в Одессе, затем окончил аспирантуру и начал преподавать.
Михаил Давидович — профессор Ленинградского университета, в течение 16 лет заведовал кафедрой уголовного права, был главным редактором журнала «Правоведение».
После окончания аспирантуры, в 1934 году, Михаил Шаргородский переехал в Ленинград и начал работать в Юридическом институте, который позднее был преобразован в юридический факультет ЛГУ. Уже тогда молодой ученый задумывался над социальными вопросами преступности. В своих работах он подчеркивал: «Важно не просто квалифицировать преступление, а изучать его, исследовать закономерность его развития и зависимость от социальных явлений, найти наиболее правильные способы борьбы с преступностью как социальным явлением, знать законы и внутренние социальные причины, которые побуждают лицо на преступление».
Декан юридического факультета СПбГУ Сергей Белов, заметил, что опыт Михаила Давидовича Шаргородского как педагога, ученого служит для юридической школы Санкт‑Петербургского университета ориентиром: «Для нас, для юридического факультета, Михаил Давидович — один из столпов, на которых зиждется наша научная школа, один из легендарных профессоров, которых знала вся страна, благодаря которым формировалась юридическая наука и юридическая практика в советское время».
Модерировали конференцию профессор Владислав Щепельков, профессор Василий Векленко.
В 1941 году мирная жизнь приостановилась и Михаил Давидович вступил в ряды Красной армии и начал службу в качестве члена военного трибунала. «Жизненный путь заведующего кафедрой уголовного права юридического факультета Ленинградского государственного университета, выдающегося отечественного ученого доктора юридических наук, профессора Михаила Давидовича Шаргородского является ярким примером служения Отечеству», — рассказал о нем глава Следственного комитета РФ Александр Иванович Бастрыкин в приветственном адресе к участникам конференции.
Неслучайно ленинградская школа уголовного права сложилась во многом благодаря трудам Михаила Давидовича. Прямо во время войны Михаил Давидович находит время и силы для подготовки докторской диссертации о преступлениях против личности, и защищает ее еще до окончания Великой Отечественной войны в марте 1945‑го.
Участник Великой Отечественной войны, вернувшись с фронта, на протяжении многих лет он возглавлял кафедру, уделяя значительное внимание обучению и воспитанию будущих юристов, подготовке молодых ученых‑правоведов. «Имея за плечами богатый жизненный и профессиональный опыт, он учил не только основам уголовного права и криминологии, но и прививал своим ученикам ценности любви к Родине. Научные труды о сущности права и его нормах, правоотношениях, преступлении и наказании, его комплексные исследования уголовного закона не потеряли своей актуальности и нашли закрепление в современном законодательстве и судебной практике», — подчеркнул глава СКР.
«Именно тогда, в послевоенное время, ленинградский юрфак являлся пристанищем выдающихся, ярких, умных, творческих людей, глубоко порядочных людей, людей с честью и достоинством», — подчеркнул почетный член совета Адвокатской палаты Санкт‑Петербурга Рушан Зайдулович Чинокаев. По его словам, именно такие преподаватели и ученые, как Михаил Давидович, определили жизненную дорогу многих поколений юристов в нашей стране.
Профессора Шаргородского по праву можно считать одним из ярчайших представителей петербургской (ленинградской) школы уголовного права, который был великим учителем для многих наших учителей: Николая Александровича Беляева, Вадима Семеновича Прохорова, Нины Семеновны Лейкиной. Его фундаментальные работы, посвященные наказанию, целям и эффективности его применения, послужили основой для научной деятельности коллектива кафедры по проблемам уголовной политики и исправительно‑трудового права.
Заведующий кафедрой уголовного права СПбГУ Сергей Михайлович Оленников
Студентка Михаила Давидовича заслуженный юрист России Людмила Аркадьевна Андреева напомнила, что в 50‑е годы по стране прокатилась волна борьбы с космополитизмом и преклонением перед Западом и Михаил Давидович также попал в ряды тех, чьи труды тщательнейшим образом проверялись и анализировались. Так, одна из самых известных его монографий — «Преступления против жизни и здоровья» — подверглась критике за «преклонение перед иностранщиной». В этой работе автор ссылался на 245 зарубежных источников, включая издания на немецком, французском и английском языках. Это было воспринято как чрезмерное использование буржуазной юридической литературы.
Однако, несмотря на это, Михаил Давидович продолжил открыто высказывать свою позицию относительно многих правовых вопросов, в том числе в ходе своих публичных научных выступлений. Так, в начале 60‑х годов на Всесоюзной конференции по проблемам уголовного права он выступил с докладом, где прозвучали тезисы о социальной обусловленности уголовного законодательства, о необходимости избавления от примитивного представления о возможности решения сложнейших социальных задач с помощью уголовного закона. Ссылки и примеры, приведенные ученым, были восприняты как критика советской власти, и Михаил Давидович был освобожден от должности заведующего кафедрой уголовного права и главного редактора журнала «Правоведение».
Но главное, что профессор Шаргородский по‑прежнему имел возможность преподавать и общаться с коллегами‑учеными и студентами. Людмила Аркадьевна Андреева поделилась воспоминаниями об учебе на факультете в те годы: «Мы учились у Михаила Давидовича. Он читал лекции увлеченно, эмоционально и очень интересно. Но я никогда не могла его конспектировать, потому что внимательно слушала и следила за развитием его мысли. Кроме того, с ним можно было поговорить и порассуждать о чем угодно, не только о праве. Конечно, он был на несколько голов нас выше, и мы считали за счастье проводить такие беседы».
Среди фундаментальных трудов ученого — «Наказание, его цели и эффективность», а также «Уголовный закон» — первое монографическое исследование проблем уголовного закона в советском уголовном праве, труды по вопросам общей и особенной частей уголовного права, в области криминологии и общей теории права.
Участники конференции заметили: идеи, выраженные в трудах профессора Шаргородского в середине прошлого столетия, не только не потеряли своей актуальности, но и нашли свое закрепление в современном законодательстве и судебной практике. Так, председатель городского суда Санкт‑Петербурга Алексей Лаков в адресе, направленном участникам встречи, подчеркнул, что анализ недостатков техники уголовного закона, исследованных в первой монографии профессора, позволил сформулировать ряд фундаментальной правил, понятных для любого законодателя, в какой бы области права он ни работал.
Участники согласились, что актуальна мысль, не раз озвученная Михаилом Давидовичем: нужно сохранять ценности права, те ценности, которые составляют основу и содержание юридической науки.
В конференции также приняли участие профессор Санкт‑Петербургского университета Владимир Николаевич Бурлаков, адвокат Виктор Петрович Анисимов, профессор Белорусского государственного экономического университета Владимир Михайлович Хомич, профессор РГПУ имени А. И. Герцена Сергей Федорович Милюков и другие российские и зарубежные ученые.