Эксперты СПбГУ обсудили проблемы и перспективы использования искусственного интеллекта в новых медиа
В Санкт‑Петербургском университете в рамках работы Дискуссионного клуба выпускников СПбГУ эксперты рассмотрели вопросы воздействия искусственного интеллекта на современную журналистику и новые подходы к созданию информационного контента, а также оценили дальнейшие перспективы развития этого направления. Мероприятие собрало специалистов в области ИИ, которые поделились своим опытом и видением развития технологий.
Ключевыми темами обсуждения стали влияние искусственного интеллекта на глобальный медиаландшафт и вопросы этики применения новых технологий в журналистике, включая вопросы ответственности за распространяемую информацию и потенциального уменьшения рабочих мест для специалистов. По мнению исполнительного директора Центра искусственного интеллекта и науки о данных Санкт‑Петербургского университета Кирилла Дорожкина, встреча стала началом череды дискуссий, нацеленных не только на анализ и оптимизацию использования ИИ в существующих медийных структурах, но и на формирование новых направлений развития индустрии.
«Мы видим, как начиная с 2023 года активно развивается сфера применения искусственного интеллекта в медиа: каждый месяц появляются новые модели, реализуются новые сценарии, повышается качество генерируемого контента. Для участия в сегодняшней дискуссии были приглашены лучшие эксперты, чтобы зафиксировать промежуточный срез развития технологии и выбрать решения, которые Центр ИИ уже сейчас может использовать для создания своего контента», — рассказал Кирилл Дорожкин.
Искусственный интеллект и роботизация рабочих процессов становятся все более актуальными темами на ведущих форумах, так как открывают новые возможности для повышения эффективности, точности и персонализации информации во многих сферах. Так, современные нейросети, по словам продюсера и амбассадора компании T‑Box Романа Шарафутдинова, позволяют значительно ускорить анализ данных, обеспечивая более точные прогнозы и решения задач в реальном времени, в том числе это касается и работы с текстом. Эксперт представил эпиграфы, адаптированные под стилистику известных писателей и философов, и анонсы, написанные через нейросеть Claude для разных новостных сайтов. Таким образом маркетолог продемонстрировал, как новые технологии могут быть использованы для автоматизации создания контента, снижения затрат и повышения оперативности публикаций, отметив, что искусственный интеллект справляется с заданными параметрами, но не обеспечивает уникальность и креативность продукта.
Мероприятие «Искусственный интеллект и новые медиа» является частью проекта «Клуб архитекторов СПбГУ» — серии встреч в рамках Дискуссионного клуба выпускников Санкт‑Петербургского университета, посвященных обсуждению влияния современных технологий на различные отрасли жизни общества и применения архитектурного подхода к социальной сфере.
Интеграция ИИ в повседневную жизнь и бизнес‑процессы становится неотъемлемой частью современного мира, преобразуя способы работы людей и их взаимодействия. Участники мероприятия рассказали, что, по данным Индекса интеллектуальной зрелости отраслей экономики, секторов социальной сферы и системы государственного управления 2023 года, существенный эффект от использования технологий уже отмечен в таких сферах, как финансовые услуги, сектор ИКТ и здравоохранение.
Вместе с тем возможности искусственного интеллекта не ограничиваются этими областями, распространяясь и на гуманитарные направления. Основатель первого в России конкурса генеративного контента MyFilm48, продюсер «Студия Проспект» Павел Перегудов рассказал, как искусственный интеллект оказывает влияние на развитие креативных индустрий, и показал присутствующим видеоработы участников первого в России чемпионата, созданные с помощью нейросетей. Эксперт поделился мнением, что использование ИИ в кинопроизводстве и других креативных сферах позволяет реализовывать новаторские проекты с ограниченным бюджетом, поскольку искусственный интеллект может автоматизировать многие процессы, включая редактирование, цветокоррекцию и даже сценарное планирование.
Одной из ключевых областей для анализа специалисты Центра искусственного интеллекта и науки о данных Санкт‑Петербургского университета определяют область коммуникации. В этой сфере технологии ИИ уже используются для написания статей, новостей и сценариев для фильмов и сериалов, генерации изображений, а в будущем ожидается массовая персонализация новостных лент и автоматизация построения текстов.
Заведующая кафедрой цифровых медиакоммуникаций СПбГУ Камилла Нигматуллина сообщила, что осенью в Санкт‑Петербургском университете открывается магистерская программа «Искусственный интеллект в журналистике и медиакоммуникациях», направленная на подготовку специалистов, способных эффективно интегрировать новые технологические инструменты в сферу медиа.
Последние два года активно развиваются новые технологии, большой интерес имеют открытые и доступные нейросети.
Заведующая кафедрой цифровых медиакоммуникаций СПбГУ Камилла Нигматуллина
«Уже достаточно много примеров использования продуктов различных компаний (как зарубежных, так и отечественных) в журналистике, в пиар‑индустрии, в рекламе. И наступает время, когда искусственный интеллект необходимо использовать вместе с профессиональными знаниями, поэтому мы решили, что он должен быть внедрен в качестве самостоятельной образовательной программы», — отметила Камилла Нигматуллина.
Она также подчеркнула, что использование нейросетей медиаиндустрией является ответом на растущие запросы аудитории к качеству и оперативности информации. По словам профессора СПбГУ, искусственный интеллект позволяет автоматизировать рутинные задачи, такие как первичная обработка новостей, сортировка и классификация данных, что значительно ускоряет процесс подготовки материалов и позволяет журналистам сосредоточиться на более сложных и творческих аспектах работы.
В свою очередь, заместитель начальника Управления маркетинга и медиакоммуникаций СПбГУ Полина Огородникова рассказала о реальном опыте применения нейросетей в университетской практике, отметив, что обложка и часть изображений в одном из выпусков журнала «Санкт‑Петербургский университет» были сгенерированы искусственным интеллектом. Такой эксперимент позволил исследовать новые творческие подходы, которые можно использовать при подготовке медиапродукции.
По итогам мероприятия участники провели обсуждение, на котором поднимались вопросы о регулировании использования искусственного интеллекта, отличиях сгенерированного контента от созданного человеком и возможности обучения нейросетей распознавать эмоции. В завершение сооснователь ИИ‑стартапов Павел Перегудов подчеркнул важность таких встреч для обмена опытом и реальными результатами внедрения новых инструментов, отметив необходимость быстро адаптироваться под большую скорость развития нейросетей.