VR‑галереи современной графики и онлайн‑мода: в СПбГУ обсудили, как меняется искусство в цифровой среде
Становится ли виртуальная реальность частью жизни современного человека? Как сделать моду доступной для всех? Какие технологии появились сегодня в работе дизайнеров одежды? Эти и другие вопросы обсудили эксперты на молодежном форуме СПбГУ «Культурный код — 2023».
Виртуальные бизнес‑встречи и художественные выставки
Мероприятия прошли в рамках Дискуссионного клуба выпускников СПбГУ.
Участники дискуссии «Метавселенная: новый взгляд на культуру» рассмотрели возможности применения виртуальной реальности в образовании, развлечениях и коммуникации. Модератором встречи выступил эксперт Центра технологий распределенных реестров СПбГУ и Центра искусственного интеллекта и науки о данных СПбГУ Кирилл Дорожкин.
О своем проекте рассказал архитектор первой в мире индустриальной метавселенной Sense Tower Сергей Мироненко. Созданный им виртуальный бизнес‑центр является платформой для реализации в VR‑среде общедоступного платного и бесплатного образования с использованием иммерсивных эффектов, а также проведения деловых совещаний, заключения сделок и автоматизации документооборота. Директор по развитию галереи современного искусства в виртуальной реальности «Интерактив» Роман Ницык поделился опытом организации выставок и мастер‑классов по рисованию в виртуальной реальности. Также в дискуссии приняла участие VR‑художница и перформер Надежда Бей, чьи работы представлены в галерее.
«Наверное, самое интересное в этой технологии то, что она никакая не прорывная, это просто следующий шаг вперед. У нас уже были обычное рисование, 3D‑графика и VR‑шлемы, но сейчас мы можем соединить все в одном акте создания. Взмахом руки мы прямо в воздухе рисуем линию и тем самым создаем объемную фигуру. В первый раз это ощущается как магия, что сильно вдохновляет после обычного опыта с карандашом или кисточкой, — поделилась Надежда Бей. — Эта техника еще напоминает фризлайт, когда при фотосъемке на длинной выдержке в пространстве рисуют фонариком и на снимке получаются красивые световые линии. Это не значит, что один вид искусства лучше другого, у нас просто появилось еще одно направление, в котором можно экспериментировать».
Цифровые технологии в искусстве
В рамках форума «Культурный код — 2023» состоялась встреча Дискуссионного клуба выпускников СПбГУ, посвященная теме «Как креативные индустрии переосмысливают искусство». Обсуждение модерировала заведующая кафедрой цифровых медиакоммуникаций, профессор СПбГУ Камилла Нигматуллина.
Социологи СПбГУ: около 80 % петербуржцев знакомы со сферой креативных индустрий
Современные технологии проникают во все виды искусства, и, по мнению главного редактора газеты «TexСТИЛЬ» и журнала «Стиль‑студент», доцента Санкт‑Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна Екатерины Туголуковой, пандемия только ускорила этот процесс. Одной из таких инноваций стало создание одежды в онлайн‑формате.
«Мы видим развитие новых программ, программного обеспечения и приложений, которые позволяют с помощью телефона отсканировать человека и снять с него мерки, чтобы отправить в производство дизайнерам и создать для него коллекцию. Он получает одежду, которая полностью ему подходит, поскольку лекала совпадают с его размерами, — рассказала Екатерина Туголукова. — У нас в университете открылась лаборатория виртуальной моды и цифрового дизайна, где представлена эта технология и оборудование для работы с ней. А последние два года на фестивале "Адмиралтейская игла" появились новые номинации, в которых студенты и молодые дизайнеры создают полностью виртуальные показы, где нет никакого предела фантазии».
Участниками круглого стола стали выпускники СПбГУ основатель культурного пространства «Третье место» Ольга Звагольская, а также основатель и генеральный директор ООО «Ресурсный центр Фейшен Хаб», президент Международной ассоциации байеров Георгий Ростовщиков.
Мода для всех
В ходе дискуссии «Инфраструктура рынка адаптивной или инклюзивной одежды» основатель Клуба архитекторов СПбГУ, директор компании «Финдинамика» Дмитрий Хан предложил участникам обсудить тренд на инклюзивность, который расширяет представления о возможностях и ограничениях людей. Он попросил спикеров поделиться мнением о том, существуют ли в моде специализированные ниши или же уникальным считается каждый человек, что снимает любые ограничения в проектировании одежды и аксессуаров.
По словам президента межрегиональной общественной правозащитной организации инвалидов «На коляске без барьеров» Юлии Ягановой, понятие «инклюзивная одежда» является не вполне точным. «Одежда может быть универсальной, адаптивной, модной, стильной, но не инклюзивной. А вот мода инклюзивной быть может, ― заметила Юлия Яганова. ― Инклюзия в моде ― это включение людей с разными физическими особенностями в создание и демонстрацию одежды и в первую очередь введение их в число потребителей этих вещей, созданных с учетом разных физических особенностей каждого человека».
«На мой взгляд, чем шире мода и чем больше различных нюансов мы можем предусмотреть, тем лучше и интереснее становится наша жизнь. Таким образом, мы учитываем больше интересов, создаем для каждого возможности выразить себя и помочь в этом другим», ― добавила выпускница СПбГУ, специалист по этикету и эффективным коммуникациям Надежда Коломацкая.
В дискуссии также приняли участие член совета правления Ассоциации некоммерческих организаций по их взаимному развитию Яна Дмитриева, основательница бренда детской адаптивной одежды Be easy kid Наталья Малько и выпускница СПбГУ, основательница бренда аксессуаров и одежды «Ornamentы» Люба Тевцова.