Блокадные плакаты, борьба с нехваткой дров и послевоенный Ленинград: о чем расскажет специальный выпуск журнала «Санкт‑Петербургский университет»
Как ленинградцы добывали топливо в блокаду? Какие плакаты инструктировали и воодушевляли жителей заблокированного города в 1941 году? Как во второй половине XX века блокадную повседневность отражали в музейных экспозициях? Об этом и не только — в новом номере журнала «Санкт‑Петербургский университет», приуроченном к 80‑летию со дня полного снятия блокады Ленинграда.
В годы блокады ленинградцы столкнулись с острой нехваткой топлива для обогрева домов. Пережить топливный кризис удалось благодаря дровам, полученным за счет сноса деревянных построек. Как в заблокированном городе проходила заготовка древесины, читайте в статье «Тепло деревянных домов».
Накануне Великой Отечественной войны больше всего деревянных построек в Ленинграде находилось в Володарском (ныне Невском), Выборгском и Красногвардейском районах. Именно там в период блокады шли самые масштабные работы по разборке домов на дрова. Где еще располагались объекты, предназначенные для сноса, и почему некоторые из них власти все же решили сохранить, расскажет инфографика «Разобрать на дрова».
После начала войны в Ленинграде появились военные плакаты. Одни призывали защищать Родину, другие учили варить хвойный отвар или тушить зажигательные бомбы. Какие эмоции у ленинградцев вызывали эти плакаты, объясняет Владимир Пянкевич, заведующий кафедрой истории народов стран СНГ СПбГУ, в статье «Блокадные плакаты 1941 года».
Со второй половины 1940‑х и до конца 1990‑х годов музеи Ленинграда освещали блокадные будни. Какие выставки посвящали трагическому периоду в истории города и что можно было увидеть в экспозициях, читайте в материале «Сохраняя память о трагедии Ленинграда».
«Хотя я уроженец Ленинграда, мои первые впечатления о городе начинаются в пасмурный вечер 4 сентября 1944 года с Московского вокзала, на который наша семья приехала после трех лет жизни в эвакуации», — рассказывает на страницах журнала профессор СПбГУ Георгий Бискэ. Он пишет, как маленьким мальчиком покупал в ленинградских магазинах хлеб по карточкам, грелся у керосинки, слушал по радио сводки об освобождении советских городов и встречал День Победы. Что еще запомнил Георгий Сергеевич о буднях 1944‑1947 годов, можно узнать из статьи «Ленинград после блокады».