«Трамвай памяти» и другие страницы блокадной истории
К 80-й годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады историки и филологи СПбГУ подготовили и прочитали открытые лекции о работе городского транспорта во время войны, дневниковых блокадных записях ленинградцев, а также рассказали о малоизвестных фактах, связанных с изучением этого трагического периода в истории нашей страны. Местом проведения одной из лекций стал трамвай ЛМ-33 («американка»), который в блокадные дни помогал жителям перемещаться по осажденному городу.
Старт просветительской акции «Трамвай памяти» дали первый проректор по учебной работе СПбГУ Марина Лаврикова, руководитель Российского общества «Знание» по СЗФО Сергей Большаков и директор филиала общества «Знание» в Санкт‑Петербурге Анна Волкова.
Блокада Ленинграда — пример массового героизма нашего народа. Прошло уже 80 лет с момента полного освобождения нашего города от фашистской блокады. И для всех это, несомненно, уникальная дата. Особенно для тех, кто причастен к этому событию через личные и семейные обстоятельства.
Первый проректор СПбГУ Марина Лаврикова
«Американка» отправилась с Большой Посадской из депо № 3 на Петроградской стороне. Во время памятного рейса по улицам города профессор СПбГУ Александр Большев (кафедра истории русской литературы) рассказал о том, как отображены в произведениях писателей блокадные реалии, о дневниковых записях и воспоминаниях современников.
В лекции прозвучал краткий анализ широко известной «Блокадной книги» Алеся Адамовича и Даниила Гранина, основанной на строго документальном материале. По мнению Александра Олеговича, в этом произведении при всех его достоинствах не получилось передать живую речь его героев — жителей блокадного города.
Книга сегодня оставляет впечатление недосказанности. Мне в книге не хватает дыхания жизни. Скорее всего, мощный пресс цензурного давления того времени все‑таки разрушил первоначальный авторский замысел. А о блокаде надо писать либо очень хорошо и откровенно, либо никак.
Профессор СПбГУ Александр Большев (кафедра истории русской литературы)
Пример возможной искренности, по мнению Александра Большева, можно найти в блокадных дневниках трех выдающихся женщин: поэтессы Ольги Берггольц, первой заведующей кафедрой классической филологии ЛГУ профессора Ольги Фрейденберг и критика Лидии Гинзбург. Профессор призвал читать эти произведения, не забывать и не замалчивать неприятные факты, не заниматься пропагандой, не бояться споров и отстаивать свою точку зрения.
В рамках просветительских акций общества «Знание» в Санкт‑Петербурге профессор СПбГУ Елена Твердюкова (кафедра Новейшей истории России) представила на площадке Управления федеральных автомобильных дорог «Северо‑Запад» лекцию о транспортной системе в предвоенном и блокадном Ленинграде. Она рассказала об организации управления перевозками в блокированном городе, об использовании машин на нужды обороны и для эвакуации населения, о работе Дороги жизни, а также раскрыла особенности функционирования городского транспорта в 1941–1944 годах в условиях дефицита топлива, электроэнергии, персонала.
Трамваи ЛМ‑33 (модель была разработана в 1933 году) застали военные годы и служили пассажирам в осажденном Ленинграде. В том числе такие вагоны переоборудовали под санитарные для перевозки раненых. В салоне устанавливалось оборудование для отопления и баки с горячей водой, закреплялись кронштейны для носилок. При этом к больницам и госпиталям прокладывались трамвайные пути. Эти меры одними из первых были приняты в Трамвайно‑троллейбусном управлении Ленгорисполкома в самом начале войны.
Также преподаватели Университета выступили в лектории на Красногвардейской площади. Лекцию «Блокада Ленинграда: что мы знаем о ней 80 лет спустя» прочитал профессор СПбГУ Михаил Ходяков (кафедра Новейшей истории России), раскрыв слушателям малоизвестные факты, связанные с хлынувшими в Ленинград в 1941 году с оккупированных территорий беженцами. Михаил Викторович также отдельно остановился на карточной системе распределения продуктов, а также рассказал о жилищной проблеме и работе промышленности в период блокады.
Доцент СПбГУ Наталья Семенова (кафедра истории русской литературы) рассказала слушателям о современных музейных и театральных проектах, основанных на личных историях переживших блокаду деятелей литературы и искусства. Лектор остановилась на спектакле «Я жила», подготовленном в Мобильном художественном театре на основе дневников Ольги Берггольц, а также поделилась информацией об арт‑медиациях, проводимых в Доме радио.