Эксперты СПбГУ на Форуме труда: более 80 % россиян уверены, что трудоустройство помогает подросткам научиться распоряжаться деньгами
На VII Санкт-Петербургском международном форуме труда состоялась дискуссия, посвященная подростковой занятости и поиску баланса между интересами подростков, работодателей и государства. Участники обсудили отношение общества к трудоустройству школьников, востребованные формы занятости, а также возможности и интересы работодателей и государства. В мероприятии приняли участие уполномоченный при президенте России по правам ребенка Мария Львова-Белова, председатель Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга Дмитрий Чернейко, социологи и юристы Санкт-Петербургского университета, а также представители компаний, специалисты по подбору персонала и подростки.
В рамках дискуссии и. о. директора Центра прикладной социологии СПбГУ Майя Русакова представила результаты проведенного социологами Университета исследования мнения россиян о подростковой занятости. Более 80 % опрошенных считают, что трудоустройство позволяет подросткам научиться распоряжаться деньгами, а более 50 % респондентов отметили, что это позволяет улучшить финансовое положение семьи и помогает подросткам еще до поступления в университет определиться с профессией.
В России более 75% школьников вовлечены в систему допобразования
Уполномоченный при президенте Российской Федерации по правам ребенка Мария Львова-Белова отметила, что сегодня подростки хотят проявлять себя в профессии, однако бизнесмены зачастую опасаются принимать на работу несовершеннолетних, при этом не всегда в должной мере соблюдаются условия труда, необходимые для подростков.
Я рада, что сегодняшняя дискуссия поднимает такой важный вопрос, ведь работа — это возможность обрести некоторую независимость от родителей и проявить свою индивидуальность.
Уполномоченный при президенте Российской Федерации по правам ребенка Мария Львова-Белова
«Сегодня очень важно в блок различных профориентационных мероприятий школьников включать пробу себя в профессии — это будет способствовать мотивации в обучении, но важно учитывать интересы ребенка, ведь работа должна соответствовать его запросам и помогать в становлении личности», — сказала Мария Львова-Белова. Она добавила, что по договоренности с руководителями шести регионов страны будут созданы службы сопровождаемого трудоустройства подростков. Эту работу планируется вести на базе подростковых центров в сотрудничестве с региональными службами занятости.
Выбирая сферы, в которых могут быть задействованы несовершеннолетние, респонденты чаще всего отмечают ведение блогов, а также занятость в сфере информационных технологий и различные творческие проекты. По данным всероссийского опроса, каждый десятый подросток задействован в творческих проектах или в сфере информационных технологий.
Как отметила уполномоченный по правам ребенка в Ленинградской области Тамара Литвинова, сегодня в Ленобласти трудоустройство подростков проводится регулярно, чаще всего подростки активно задействованы в летний период и занимаются, например, озеленением и благоустройством города и области, работают в библиотеках и на простом производстве. Отдельное внимание губернатор Ленобласти уделяет увеличению количества рабочих мест для подростков и организации культурных мероприятий, а также обеспечению качественного питания подростков во время их трудовой деятельности.
В рамках дискуссии участники также обсудили вопрос совмещения работы и обучения подростков. Председатель Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга Дмитрий Чернейко отметил, что эффективное трудоустройство подростков связано с формированием системы профессионального образования, где дети могут получить настоящий опыт работы как можно раньше — это позволит им не только приобрести полезные навыки, но и составить свое представление о будущей профессии.
Всероссийскую ярмарку трудоустройства посетили более 420 тыс. человек
«Опыт работы в подростковом возрасте помогает школьникам еще до поступления в университет понять, что им действительно интересно, а значит, они могут лучше ориентироваться при выборе образовательной программы и подходить к вопросу обучения в вузе более осознанно. Таким образом, к нам приходят абитуриенты, заинтересованные в получении высшего образования по наиболее интересной для них образовательной программе, это делает обучение более качественным и полезным как для студента, так и для его преподавателей», — дополнила и. о. директора Центра прикладной социологии СПбГУ Майя Русакова.
Дискуссия, организованная Санкт-Петербургским университетом и аппаратом уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка, прошла в рамках VII Санкт-Петербургского международного форума труда.
Во время дискуссии участники отметили, что ориентация представителей бизнес-среды на привлечение подростков к работе помогает в построении имиджа компании как открытой и доступной для всех, современной и быстро реагирующей на вызовы времени. Так, трудоустройство подростков в летний период, с одной стороны, дает возможность школьникам заработать деньги и приобрести опыт во время каникул, с другой, позволяет работодателю найти замену сотрудникам на время их отпуска.
Руководитель отдела маркетинга HeadHunter Екатерина Скляренко отметила, что сегодня школьникам чаще всего предлагают вакансии курьеров, промоутеров, менеджеров по продажам или работе с клиентами, операторов кол-центра, продавцов, официантов, барменов, баристы, упаковщиков и комплектовщиков заказов, а также ассистентов и секретарей, при этом зачастую зарплатные ожидания подростков не соответствуют предложениям рынка труда. Также важное место в дискуссии заняло обсуждение вопросов трудоустройства и поддержки подростков с низкими стартовыми возможностями.
В обсуждении также приняли участие руководитель отдела подбора персонала, оценки и управления талантами макрорегиона Северо-Запад АО «Почта России» Анна Алимова, руководитель отдела HR-маркетинга и адаптации ООО «Теремок-Русские Блины» Анна Шевченко, заместитель директора Центра занятости населения Санкт-Петербурга Ольга Погодина, старший консультант по трудоустройству «Работа-i» (трудоустройство молодых людей с низкими стартовыми возможностями), предприниматель-подросток, ученик 9 класса Николай Львов-Белов и технический специалист «М65», ООО «Риверсайд», ученик 10 класса Юрий Серегин. Подростки отметили, что раннее трудоустройство дает им ощущение свободы и независимости от родителей, а также позволяет формировать крепкие связи в команде.