Материалы ректорского совещания
Петербургский исторический форум — 2022
Миссия форума — объединить в рамках научного мероприятия историков России и мира, предоставив им площадку для дискуссий и презентации результатов исследований по самым актуальным современным проблемам исторической науки. Первый Петербургский исторический форум, состоявшийся в 2019 году, был посвящен проблеме человека в истории. В качестве главной темы в этом году выбран «Диалог и взаимодействие культур на постсоветском пространстве». Она позволяет объединить историков, дать им возможность шире взглянуть на историческое прошлое стран-соседей и всего человечества.
В день открытия форума со словами приветствия к участникам обратились ректор СПбГУ, член-корреспондент РАН Николай Михайлович Кропачев; научный руководитель Института этнологии и антропологии РАН, академик Валерий Александрович Тишков; председатель совета отделения Российского исторического общества в Санкт-Петербурге, декан восточного факультета СПбГУ, генеральный директор Государственного Эрмитажа, академик РАН Михаил Борисович Пиотровский; председатель программного комитета форума, директор Института истории СПбГУ Абдулла Хамидович Даудов; директор Санкт-Петербургского института истории РАН, член-корреспондент РАН Алексей Владимирович Сиренов; и. о. декана исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова Лев Сергеевич Белоусов (В СПбГУ проходит второй международный Петербургский исторический форум).
Научная программа форума состояла из 20 направлений, среди которых — археологические исследования на постсоветском пространстве; архивы; музеи; междисциплинарные исследования и новые методы познания истории; антропологические и этнографические исследования; история искусства; центр и регионы: система взаимоотношений от Средневековья к Новейшему времени; преподавание истории в школе и другие. Отдельными направлениями стали «Санкт-Петербург — столица многонациональной империи»; «Блокада Ленинграда как место памяти национальных историй» и круглый стол «Как изучать и преподавать историю постсоветского пространства?».
В читальном зале Научной библиотеки имени М. Горького СПбГУ в рамках форума состоялась презентация книги, посвященной
Еще одним ярким событием стала презентация книги Издательства СПбГУ «Новомученик Юрий Петрович Новицкий: служение праву и правде» — уникального иллюстрированного альбома, призванного увековечить память профессора нашего Университета, юрисконсульта Александро-Невской лавры, расстрелянного по делу об изъятии церковных ценностей в 1922 году и причисленного к лику святых. Специально для читателей этой книги Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подготовил обращение, оно опубликовано на первых страницах издания (Новомученик Юрий Петрович Новицкий: служение праву и правде).
Участники ректорского совещания отметили, что в день открытия на мероприятиях форума среди участников было не так много студентов. Директор Института истории профессор А. Х. Даудов объяснил этот факт несогласованностью действий организаторов конференции и учебного управления по направлению «История». Ректор поручил проректорам М. Ю. Лавриковой и Е. Г. Черновой разобраться и впредь обеспечивать для студентов возможность участия во время учебных занятий в подобных университетских научных и учебно-методических мероприятиях.
II стратегическая сессия «ФГОС 3++. Основные образовательные программы педагогической направленности»
В рамках IV всероссийского научно-образовательного форума с международным участием «Миссия университетского педагогического образования в XXI веке» 1 октября состоялась II стратегическая сессия «ФГОС 3++. Основные образовательные программы педагогической направленности».
На мероприятии были рассмотрены вопросы повышения качества реализации основных образовательных программ педагогической направленности, разработки исследовательских педагогических образовательных программ магистратуры, проблемы преемственности в научно-исследовательской подготовке педагогических кадров. Участие в стратегической сессии приняли более 100 человек из 124 вузов. Модератором сессии выступила профессор Елена Ивановна Казакова — доктор педагогических наук, директор Института педагогики СПбГУ, научный руководитель Центра развития педагогического образования РАО, председатель ФУМО по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки».
Вот ключевые тезисы выступления Е. И. Казаковой.
- В последнее время в системе образования наблюдается дефицит педагогических кадров. Дефицит количества обусловлен демографическими причинами, дефицит качества — большой разницей в уровне подготовки выпускников различных вузов.
- Для закрепления молодых педагогов в профессии важны совместные проекты с работодателями.
- Качество подготовки педагогических кадров может быть повышено путем привлечения к подготовке педагогов региональных органов управления образованием, сферами труда и занятости, а также общественных организаций.
- Учитель, педагог — ключевая фигура в обеспечении качества общего образования.
- У школьников необходимо формировать представления о человеко-центрированной профессиональной деятельности. Учащиеся должны иметь возможности для развития «навыков XXI века», получения опыта психолого-педагогической и социально-педагогической деятельности.
- Отдельное внимание заслуживает вопрос о статусе предметов «Русский язык» и «Литература» в образовательных программах.
СПбГУ, как и другие вузы, готовит предложения для включения в федеральную концепцию подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года, принятую в июне этого года. Сотрудники Института педагогики СПбГУ определили ряд мероприятий для реализации этой концепции. Ректор поручил директорам и деканам направить в адрес Е. И. Казаковой предложения для включения в этот документ.
На совещании также обсуждался вопрос о переходе на пятилетнее педагогическое образование, который периодически затрагивают представители Министерства просвещения Российской Федерации. Профессор Е. И. Казакова объяснила, что в таком случае пришлось бы закрыть все педагогические училища (которые обучают педагогов в течение двух лет) и все магистратуры. Важно учитывать мнение не только руководителей 34 вузов, которые работают под эгидой Министерства просвещения, но и других, нескольких сотен высших учебных заведений — у них может быть иная точка зрения.
Ректор отметил, что некоторые выпускники и нашего Университета идут работать в школы. Таким образом, если будет принято решение о пятилетней подготовке педагогов, то бакалаврам СПбГУ с четырехлетней подготовкой не разрешат преподавать школьникам, хотя жизнь показывает, что они подготовлены не хуже выпускников педагогических вузов — из них выходят лучшие школьные учителя. Ректор отметил, что в коллективах институтов и факультетов необходимо сформулировать позицию Университета по вопросу о нецелесообразности увеличения срока обучения в педагогических вузах до пятилетнего.
Заседание президиума совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию
Заместитель председателя Совета безопасности Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев провел заседание президиума совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию. В нем принял участие ректор СПбГУ, член-корреспондент РАН Николай Михайлович Кропачев. Первый пункт повестки касался совершенствования системы уровней профессионального образования в России.
Участники заседания обсуждали, каких изменений требует существующая в России система образования, чтобы адекватно реагировать на современные вызовы. Отталкиваясь от решения конкретных проблем, участники заседания прорабатывали общие принципы, на которых будет строиться вся система высшей школы. Подчеркивалось, что трехуровневая система высшего образования в России учитывает различный мировой опыт. В России по-прежнему много иностранных студентов, продолжается сотрудничество с другими государствами в образовательной и научной сфере. Отмечено, что любые изменения в системе высшей школы необходимо вводить с учетом уже полученного опыта.
Например, обсуждался вопрос: можно ли поступать в магистратуру не по тому профилю, по какому обучался в бакалавриате. Есть простой и убедительный довод: если студент честно выдержал вступительные испытания — значит, он может учиться на этой образовательной программе. Если процесс обучения организован в магистратуре честно, то студент будет получать те оценки, которые он заслуживает. И если он того заслуживает, он будет отчислен и так. Надо честно проводить прием и честно оценивать результаты обучения, но не следует запрещать саму возможность подачи заявления и поступления. На заседании несколько руководителей крупных организаций на собственном примере рассказали, что после получения первого образования они поступали в другой, «непрофильный» вуз и успешно его оканчивали. Такие же примеры были приведены и участниками ректорского совещания.
Вопрос о массовом переходе на пятилетний специалитет (вместо четырехлетнего бакалавриата) также не нашел серьезной поддержки. Ректор СПбГУ Н. М. Кропачев отметил, что в обсуждении вопроса о совершенствовании высшего образования необходимо сместить фокус внимания с темы продолжительности обучения на тему качества. Он привел в пример выпускников СПбГУ и других ведущих вузов, которые и после четырех лет обучения являются чрезвычайно востребованными среди работодателей (на заседании это подтвердил, например, руководитель Росатома). При этом выпускники менее авторитетных и успешных университетов даже после шести лет обучения нередко могут остаться без работы. Кроме того, те, кто предлагает увеличить срок обучения в вузах, ничего не говорили на заседании совета о сроках обучения в средних специальных учебных заведениях и о возможности зачета периодов обучения в среднем специальном учебном заведении, а ведь эти вопросы тесно связаны и не только по программам подготовки школьных учителей. Также не были предложены и обоснованы конкретные изменения для аспирантуры, хотя они неизбежно должны возникнуть в том случае, если будут изменения в продолжительности обучения в магистратуре.
Ректор поручил универсантам, руководителям подразделений и членам ФУМО обсудить предложения Минобрнауки и Минпросвещения в коллективах институтов и факультетов.
Визит в СПбГУ митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия
4 октября митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий и ректор СПбГУ Николай Кропачев подписали дополнительное соглашение к соглашению о сотрудничестве, заключенному между Санкт-Петербургской епархией Русской православной церкви и СПбГУ в 2020 году.
Как рассказала первый проректор Елена Григорьевна Чернова, дополнительное соглашение предусматривает проведение Санкт-Петербургской епархией Русской православной церкви и СПбГУ совместных мероприятий, участие представителей епархии в работе совета образовательной программы и учебно-методической комиссии по направлению «Теология», участие преподавателей Университета в работе профильных епархиальных структур, образовательных и иных организаций епархии в качестве экспертов, лекторов, а также другие направления сотрудничества.
В ходе визита митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий преподнес в дар Церкви святых апостолов Петра и Павла СПбГУ икону апостола и евангелиста Иоанна Богослова, а также за заслуги перед Санкт-Петербургской митрополией наградил ректора Н. М. Кропачева памятным знаком в честь
СПбГУ получил право проведения олимпиады «Я — профессионал»
СПбГУ получил высокие оценки экспертного жюри в VI сезоне всероссийской олимпиады студентов «Я — профессионал» и стал вузом-организатором олимпиады по четырем направлениям. Как рассказал первый проректор по молодежной политике и организации приема Александр Вячеславович Бабич, в 2022/23 учебном году было подано около 100 заявок от вузов, претендовавших на право проведения олимпиады. Оценивались опыт проведения интеллектуальных соревнований для студентов, качество заданий и методических материалов, возможности вузов по информационному сопровождению федерального проекта, материально-техническая база и кадровый потенциал организаторов.
В этом году Университет проведет олимпиаду по четырем направлениям: «География», «Лингвистика», «Филология» и «Юриспруденция». Принять участие в олимпиаде могут студенты бакалавриата, специалитета и магистратуры российских вузов. Цель проекта — поддержка талантливых студентов разных специальностей, которая позволит им продолжить обучение в ведущем вузе страны или начать профессиональную карьеру, ведь дипломанты также могут пройти стажировку в одной из ведущих компаний — партнеров олимпиады. Регистрация открыта и продлится до 15 ноября.
А. В. Бабич отметил, что в прошлом году Университет проводил олимпиаду по тем же четырем направлениям, до этого — по трем направлениям (в 2021 году добавилась «География»).
Особенность олимпиады этого года: СПбГУ также проведет Образовательный социогуманитарный форум (один из 14 форумов в стране), участники которого погрузятся в реальную практику: изучат тонкости профессии, приобретут необходимые знания и навыки, испытают себя в деловых играх и чемпионатах по решению кейсов. Особенность форума заключается в интерактивном формате занятий, которые проводят научно-педагогические работники СПбГУ и представители ведущих компаний-работодателей. Ключевым партнером форума выступает эндаумент-фонд СПбГУ, обеспечивающий софинансирование образовательных мероприятий, проводимых в рамках олимпиады «Я — профессионал» (СПбГУ получил право проведения олимпиады «Я — профессионал»).
СПбГУ начал обучение театральных менеджеров совместно с Александринским театром
В Махачкале стартовала первая образовательная резиденция проекта «Национальная театральная школа», участники которой пройдут обучение по разработанной в СПбГУ программе «Основы менеджмента в современном национальном театре». Как рассказала проректор по стратегическому развитию и партнерству Анастасия Сергеевна Ярмош, этот проект — инициатива Национального драматического театра России (Александринского театра) и Ассоциации национальных театров России. В качестве преподавателей на трехдневном интенсиве выступили ведущие эксперты в области менеджмента и продюсирования театральных проектов из СПбГУ и Российского государственного института сценических искусств.
Национальная театральная школа позволит решить проблему нехватки квалифицированных кадров для управления театрами. В
Ректор отметил, что подобные мероприятия можно проводить и по другим направлениям, налаживая сотрудничество между сильным партнером и СПбГУ, ведь Университет объединяет специалистов по самому широкому кругу компетенций. Необходимо обратить внимание на национальные музеи и национальные библиотеки.
Об организации образовательного процесса
За прошедшую неделю в Виртуальную приемную СПбГУ в адрес первого проректора по учебной работе поступило 16 обращений (три из них — о воинской обязанности студентов СПбГУ), еще 21 обращение зарегистрировано в картотеке обращений обучающихся. Большинство обращений касается вопросов о переводе и восстановлении, а также о проведении учебных занятий с использованием ИКТ. Обращения рассматриваются в рабочем порядке.
Руководители учебно-научных подразделений продолжают проводить встречи со студенческим активом: старостами групп, представителями студенческих советов (советов обучающихся), студенческих научных обществ и др., посвященные организации образовательного процесса. За прошедшую неделю встречи провели руководители Института философии, биологического факультета, факультета иностранных языков (протокол встречи не оформлен и не представлен для публикации), факультета искусств, факультета международных отношений, факультета прикладной математики — процессов управления, факультета психологии, факультета социологии, физического факультета, филологического факультета, юридического факультета, колледжа физической культуры и спорта, экономики и технологии (протокол встречи не оформлен и не представлен для публикации).
Международная научная конференция «Развивающиеся рынки — 2022»
Ученые продемонстрировали результаты проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства» в России (GEM). Опираясь на результаты исследований, участники смогли ответить на вопросы «Сохранится ли тренд последнего десятилетия на увеличение числа предпринимательских фирм?», «Как меняется поведение предпринимателей в настоящее время?», «Внедрение социально ориентированных практик: дань моде или стратегическое поведение предпринимателей?», «Может ли обучение предпринимателей помочь преодолеть вызовы сегодняшнего дня?».
Кроме того, в рамках конференции проведен круглый стол «Математические модели и методы в менеджменте — история и современное состояние: к
Первый заместитель директора ВШМ Юрий Васильевич Федотов отметил, что в конференции приняли участие только два докладчика из числа научно-педагогических работников других коллективов СПбГУ (математико-механического и экономического факультетов), а из числа обучающихся — лишь восемь студентов и два аспиранта, которые имеют отношение только к ВШМ. Организаторам хотелось бы обеспечить междисциплинарный подход к исследованиям, поэтому Ю. В. Федотов пригласил представителей других коллективов к участию в следующей конференции ВШМ. Для обеспечения большей вовлеченности обучающихся и преподавателей других коллективов ректор поручил директорам и деканам в будущем всегда включать в составы программных комитетов подобных междисциплинарных научных конференций руководителей различных учебно-научных подразделений.
XIV школа-конференция «Проблемы геокосмоса — 2022»
С 3 по 7 октября в Научно-исследовательском институте физики имени В. А. Фока Санкт-Петербургского государственного университета в Петергофе прошла XIV школа-конференция с международным участием «Проблемы геокосмоса — 2022», организованная СПбГУ.
Школа-конференция «Проблемы геокосмоса», посвященная вопросам солнечно-земной физики, впервые состоялась в СПбГУ в 1996 году. Среди ученых, в этом году принявших участие в конференции — сотрудники Дельфтского технологического университета (Нидерланды), Лаборатории имени Резерфорда и Эпплтона (Великобритания), Мирового радиационного центра (Швейцария), Харбинского политехнического университета (КНР), передовых лабораторий и научно-исследовательских центров России, всего более 140 участников.
Научная программа включала четыре секции: палеомагнетизм и магнетизм горных пород, сейсмология и геодинамика, солнечно-земная физика, динамика озонового слоя. Круг обсуждаемых вопросов традиционно касался не только физики, но и самых актуальных междисциплинарных проблем: глобального изменения климата; магнетизма горных пород и сейсмической активности Земли; методов изучения и обработки данных о землетрясениях; инженерных исследований в области геоэкологии, космического климата и космической погоды.
В рамках конференции были проведены обзорные экскурсии по Музею истории физики и математики СПбГУ. Участники конференции посетили экспозиции раздела физики и раздела математики, механики, астрономии, увидели приборы и механизмы XIX века и современные экспонаты музея, ознакомились с материалами по истории развития физики в Санкт-Петербургском (Ленинградском) университете.
На совещании заместитель декана физического факультета Алексей Викторович Титов отметил, что в конференции приняло участие большое количество иностранных участников из Европы и Китая, а также подчеркнул, что за время пандемии ученые соскучились по живому общению, поэтому обсуждение всех вопросов проходило особенно интенсивно.
Мероприятия, приуроченные к 350-летию со дня рождения Петра I
Торжественное открытие и пленарное заседание были организованы в Актовом зале здания Двенадцати коллегий. Со словами приветствия к участникам обратились директор Института истории СПбГУ Абдулла Хамидович Даудов, научный руководитель Института лингвистических исследований РАН Николай Николаевич Казанский, генеральный директор Государственного музея истории Санкт-Петербурга Владимир Владимирович Кириллов, директор Санкт-Петербургского института истории РАН Алексей Владимирович Сиренов.
Проведено четыре секции и один круглый стол, представлено 86 научных докладов. Участие в мероприятии приняли более 200 человек из 50 научных и образовательных организаций. В рамках конференции в Библиотеке РАН состоялось открытие выставки рукописных и печатных книг, гравюр и карт, посвященных становлению науки и образования в России в петровское время.
Также 5 октября в Научной библиотеке имени М. Горького СПбГУ прошла открытая лекция «Студенческие научные кружки в Императорском Санкт-Петербургском университете», ставшая продолжением выставки «Господин студент Императорского Санкт-Петербургского университета».
А. Х. Даудов подчеркнул, что все службы Университета принимали активное участие в подготовке и проведении конференции (об этом на заседании говорил директор Санкт-Петербургского института истории РАН А. В. Сиренов). Для того, чтобы обеспечить участие студентов в подобных мероприятиях, заранее будут согласованы изменения в расписании учебных занятий и / или возможность зачета участия в конференции за участие в учебных занятиях.
Первый проректор Е. Г. Чернова отметила, что Университет является участником многих федеральных мероприятий, организованных различными министерствами. Благодаря усилиям руководителей Университета СПбГУ стал одним из организаторов данной международной научной конференции. В будущем ожидается проведение и других подобных мероприятий. В связи с этим на ректорском совещании обсуждалось участие историков и других представителей Университета в федеральных программах и мероприятиях общероссийского значения. Директорам и деканам поручено представить соответствующие предложения.
О международной деятельности
На ректорских совещаниях регулярно анализируется международная деятельность СПбГУ (материалы ректорских совещаний от 22.08.2022; от 29.08.2022; от 05.09.2022; от 19.09.2022; от 03.10.2022). Как сообщила и. о. проректора по международной деятельности Валерия Андреевна Маломуж, на прошлой неделе произошел ряд новых событий.
Лекция Генерального консула Индии в Санкт-Петербурге Кумара Гаурава
4 октября Генеральный консул Индии в Санкт-Петербурге Кумар Гаурав прочитал для студентов СПбГУ открытую лекцию «Современное положение Индии в изменяющемся мире». Выступление Кумара Гаурава было посвящено
Кумар Гаурав отметил, что партнерство России и Индии можно считать уникальным. Москва и Дели одинаково смотрят на базовые принципы международной политики, придерживаются идей многополярности и стремятся к продолжению давнего сотрудничества и дружбы.
Лекции в представительстве СПбГУ в Испании
4 октября в представительстве СПбГУ в Испании состоялась онлайн-лекция директора представительства, театрального критика, искусствоведа Анны Силюнас, посвященная Елизавете II. Мероприятие открыло новый цикл конференций «Женщина. Эпоха. Судьба».
6 октября доцент кафедры английской филологии и лингвокультурологии СПбГУ, писатель и сценарист Нина Феликсовна Щербак прочитала лекцию «"Башня" Вячеслава Иванова и символизм в русской литературе».
В онлайн-школе СПбГУ стартует новый учебный год
Санкт-Петербургский университет вновь принимает от школьников со всего мира, стремящихся получать знания на русском языке, заявки на участие в международном образовательном проекте. Первые уроки начались в субботу, 8 сентября. Количество соотечественников и иностранных граждан, желающих осваивать российскую школьную программу, растет с каждым годом: этим летом дипломы и сертификаты участника «Онлайн-школы СПбГУ» получили 2500 ребят уже из 12 стран.
Теперь учиться дистанционно стало еще удобнее: для слушателей был разработан сайт, где в одном месте собрано все необходимое — форма регистрации новых участников, расписание занятий, записи лекций, тесты и контрольные работы (В «Онлайн-школе СПбГУ» стартует новый учебный год).
Курсы русского языка для жителей Республики Никарагуа
С 5 октября Санкт-Петербургским государственным университетом проводятся бесплатные виртуальные курсы русского языка для жителей Республики Никарагуа. Проект реализуется при поддержке посольства Российской Федерации в Никарагуа и Русского дома в Манагуа.
Организация премирования научно-педагогических работников
Для повышения заинтересованности универсантов в достижении высоких результатов в научной, учебной, учебно-методической, экспертной и других видах деятельности в СПбГУ на постоянной основе ведется работа, направленная на совершенствование системы стимулирования членов коллективов учебно-научных подразделений.
Как рассказал проректор по организации работы с персоналом Владимир Валерьевич Еремеев, 26 сентября в приказ, устанавливающий аналитические признаки / коды для учета премиальных выплат научно-педагогическим работникам, внесены изменения (приказ). Ответственность за обеспечение эффективности распределения стимулирующих фондов (с учетом необходимости выполнения Программы развития, иных документов, соблюдения обязательств, принятых Университетом) по большинству показателей возложена на должностных лиц Университета, отвечающих за соответствующие направления деятельности СПбГУ.
Это вместе с тем не исключает возможности представления руководителями учебно-научных подразделений предложений о поощрении научно-педагогических работников. Для этого не позднее, чем за две недели до конца отчетного периода (квартал, учебный год, календарный год) необходимо направлять указанным в приказе должностным лицам предложения, содержащие фамилию, имя, отчество сотрудника, должность, код премирования, предлагаемый размер поощрения.
Первый заместитель декана восточного факультета Алексей Анатольевич Родионов отметил, что полномочия проректоров по распределению стимулирующих фондов были расширены. При этом директорам и деканам проректоры не всегда сообщают, за что (по каким кодам) научно-педагогическим работникам назначаются премии. Он предложил сообщать об этих решениях, начиная со следующего квартала, чтобы не возникало ситуаций, когда сотрудников премируют за одну и ту же работу дважды. По результатам обсуждения ректор СПбГУ согласился с предложением А. А. Родионова и поручил проректорам регулярно направлять директорам и деканам информацию о причинах / основаниях премирования научно-педагогических работников — и не только за будущие периоды, но и за третий квартал этого года.
Также по предложению А. А. Родионова и декана факультета психологии А. В. Шаболтас ректор поручил проректору В. В. Еремееву организовать отдельное совещание с участием руководителей учебно-научных подразделений, чтобы объяснить им новую систему кодов для премирования сотрудников.
Ремонтные работы в общежитиях СПбГУ
До 2008 года руководство Университета не предпринимало должных усилий для организации ремонта общежитий СПбГУ. В результате существенного износа инженерных сетей, полов, потолков, отделки стен, оборудования накопился комплекс проблем, который не позволяет обеспечить нормальные условия проживания студентов в некоторых жилых помещениях. По причине неудовлетворительного технического и (или) санитарного состояния жилые блоки приходится выводить из эксплуатации. В 2009 году из эксплуатации было выведено 4353 места, порядка 4000 мест находились в состоянии «на грани вывода». Два здания общежитий в Петергофе (№ 8 и № 10) были практически пустыми.
Как рассказал главный инженер — первый заместитель первого проректора Дмитрий Владимирович Михайлов, одномоментно и оперативно решить все накопившиеся за долгие годы проблемы в условиях ограниченного финансирования не представляется возможным. Должностными лицами Университета проводится работа, направленная на ремонт помещений в общежитиях Университета. Подробнее см.:
- Перезагрузка: Студгородок: прошлое и настоящее,
- Об эффективности назначения студента директором cтудгородка
- Об эффективности назначения студента директором Студгородка: с дополнениями от 15.10.2013
- Универсанты получат еще одно общежитие (интервью директора Студгородка Д. В. Михайлова)
- Хорошо жить в общежитии в двух шагах от метро
- О ходе ремонта душевых в общежитии 17
- Проведена приемка выполненных работ по капитальному ремонту здания общежития № 12
- Аналитическая справка о результатах деятельности по развитию Студенческого городка СПбГУ за
2012-2014 годы - Материалы ректорского совещания от 27.07.2020
Эта работа продолжена и в 2022 году. В рамках подготовки жилых мест в общежитиях Университета к поселению с 25 августа обучающихся была организована работа по текущему ремонту жилых блоков, выведенных из эксплуатации. В течение 2021/22 учебного года заключены договоры с подрядными организациями на ремонт 105 мест в общежитии № 4, 954 мест — в общежитиях №№ 14, 15, 20, 21, 22, 23. В ходе работ полностью отремонтированы жилые комнаты, душевые, санузлы, кухни, произведена замена инженерных сетей. Кроме того, отремонтированы и введены в эксплуатацию дополнительно 226 мест в блоках, ранее выведенных из эксплуатации в связи с нарушением гидроизоляции стен и полов душевых.
В результате дополнительно введено в эксплуатацию 1285 мест. Работы завершены в августе 2022 года. Помещения укомплектованы мебелью, бытовым инвентарем. В большинство из них к настоящему времени заселены студенты.
На соответствующие цели Университетом в распоряжение главного инженера — первого заместителя первого проректора были выделены финансовые средства в объеме 375 831 578,67 рублей. Из них: 215 816 000 рублей — бюджетные средства субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, 160 015 578,67 рублей — средства от приносящей доход деятельности СПбГУ.
Важно отметить, что некоторые обучающиеся, проживающие в общежитиях, нарушают обязанности по оплате проживания в общежитиях. По состоянию на 1 сентября 2022 года дебиторская задолженность по оплате проживания в общежитиях СПбГУ составляет 15 747 478,56 рублей. Поступление в Университет этих средств позволило бы обеспечить ремонт от 55 до 200 жилых мест (в зависимости от уровня сложности необходимых ремонтных работ). Отмечено, что небольшие суммы задолженности каждого отдельного студента влекут миллионные потери Университета, которые можно было бы направить на проведение ремонтных работ.
В настоящее время в общежитиях Университета выведено из эксплуатации 1548 мест, в ближайшие два года из эксплуатации будет выведено еще 1882 места. Большая их часть расположена в зданиях общежитий, требующих капитального ремонта: №№ 1, 2, 3, 13, 16.
О частичной мобилизации в Российской Федерации
В Российской Федерации продолжается объявленная 21.09.2022 Указом Президента Российской Федерации № 647 частичная мобилизация (см. материалы ректорских совещаний от 26.09.2022 и 03.10.2022). Как рассказал проректор по безопасности Дмитрий Владимирович Грязнов, сотрудники Военно-учетного стола СПбГУ не прекращают работу по оформлению документов для получения универсантами отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время.
5 октября Президентом Российской Федерации В. В. Путиным подписан Указ № 712 «О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 24.09.2022 № 664 "О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации"», на основании которого отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется гражданам, получающим образование соответствующего уровня впервые, обучающимся по очной и очно-заочной формам обучения, в том числе:
- в образовательных и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования (в том числе программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки)
- в образовательных и научных организациях по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре
Принимая во внимание содержание обращений, поступающих к проректору по безопасности, Д. В. Грязнов попросил еще раз обратить внимание на необходимость получения сведений о частичной мобилизации только из официальных источников информации, а также на возможность использования специальных ресурсов — горячих линий Министерства обороны Российской Федерации, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, интернет-ресурса «Объясняем.РФ». Раздел, посвященный вопросам частичной мобилизации, также продолжает функционировать на портале СПбГУ.