Материалы ректорского совещания
О международной деятельности за период 22.08.2022–28.08.2022
О визите делегации Мариупольского государственного университета в СПбГУ
В период с 22 по 24 августа СПбГУ посетила делегация Мариупольского государственного университета (ректор Л. А. Сиволап, декан факультета гуманитарных и социальных наук О. А. Сивак, декан педагогического факультета О. А. Березина и заместитель начальника учебного отдела Ю. А. Изотова).
В ходе визита были организованы встречи представителей Мариупольского государственного университета с проректорами и руководителями структурных подразделений СПбГУ, в рамках которых обсуждены вопросы взаимодействия, а также интеграции Мариупольского университета в российскую систему образования. Подписаны соглашение о сотрудничестве и договор о сетевой форме реализации программы «История» по направлению подготовки 46.04.04 «История». Кроме этого, в завершающей фазе находится разработка сетевой образовательной программы «Инженерно-ориентированная информатика и искусственный интеллект» по направлению подготовки 27.04.03 «Системный анализ и управление».
В настоящее время два из трех корпусов Мариупольского университета сильно разрушены. Оставшийся корпус требует срочного ремонта. СПбГУ будет оказывать Мариупольскому государственному университету содействие в подготовке к учебному году.
Ректор Мариупольского государственного университета Л. А. Сиволап также сообщила о том, что в начале августа Мариупольский университет посещал министр науки и высшего образования Российской Федерации В. Н. Фальков, который высоко оценил сотрудничество СПбГУ и Мариупольского государственного университета.
О визите директора бизнес-школы «XXI век-Консалт» в СПбГУ
23 августа состоялась встреча представителей СПбГУ с директором белорусской бизнес-школы «XXI век-Консалт» Ириной Лыскович. Целью встречи стало обсуждение возможности открытия филиала СПбГУ в Минске на базе бизнес-школы.
Бизнес-школа «XXI век-Консалт», основанная в 2001 году, является одной из лучших бизнес-школ в Беларуси. Сегодня СПбГУ совместно с бизнес-школой реализует программу MBA — Eхесutive MBA (ЕМВА). Программа ориентирована на собственников и топ-менеджеров компаний, функционирующих в различных отраслях экономики. Выпускникам присваивается квалификация «Мастер делового администрирования», выдается диплом СПбГУ.
О подготовке к началу нового учебного года
В Санкт-Петербургском государственном университете завершается подготовка к началу нового учебного года. С сентября проведение занятий будет организовано в аудиторном формате. При этом иностранным обучающимся, вынужденно находящимся вне Санкт-Петербурга, в индивидуальном порядке может быть предоставлена возможность освоения учебных дисциплин удаленно — с применением ИКТ. Кроме того, удаленно — с применением ИКТ могут быть организованы занятия некоторых преподавателей, например, приглашенных иностранных специалистов и (или) специалистов-практиков, также работающих за пределами Санкт-Петербурга.
Актуальная информация о формате проведения занятий и промежуточной аттестации по каждой образовательной программе отражается в Электронном расписании. В соответствии с Правилами обучения по основным образовательным программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и среднего профессионального образования в Санкт-Петербургском государственном университете, утвержденными приказом от 29.01.2016 № 470/1 (с последующими изменениями и дополнениями), расписание будет опубликовано на портале СПбГУ не позднее 31.08.2022.
Отмечено, что уже много лет при планировании занятий и аттестаций сотрудниками учебного управления используется аудиторный фонд различных зданий Университета. Обучающиеся и преподаватели должны внимательно относиться к информации, содержащейся в Электронном расписании.
Так, при компоновке расписания различных образовательных программ по медицинским направлениям задействуются аудитории, находящиеся в зданиях СПбГУ по адресам:
Подобный подход к использованию университетских помещений и в целом университетских ресурсов реализовывался в Университете не всегда (Перезагрузка: На пути к единому Университету: проректоры по направлениям). Вместе с тем он не только отвечает принципу единства Университета, но и способствует оптимизации использования университетских помещений. В первые дни сентября будут проведены встречи представителей администрации Университета с первокурсниками.
Также первокурсников, поступивших на программы бакалавриата и специалитета, ожидает:
- входное тестирование по английскому языку — для распределения по траекториям обучения,
- медицинский осмотр — для допуска к занятиям по физической культуре, распределения по группам и различным спортивным направлениям
Об обращениях, поступивших к первому проректору по учебной работе
За прошедшую неделю в Виртуальную приемную СПбГУ в адрес первого проректора по учебной работе поступило 12 обращений, еще 14 зарегистрировано в картотеке обращений обучающихся. Обращения преимущественно касаются процедуры перевода и восстановления в СПбГУ, а также возможности профессиональной переподготовки в СПбГУ. Работа с заявлениями о переводе и восстановлении в Университет ведется в плановом порядке. Заседание Центральной комиссии по переводам и восстановлениям состоялось 31 августа 2022 года.
О работе представителей СПбГУ в ФУМО
Принимая активное участие в работе федеральных учебно-методических объединений (далее — ФУМО), представители СПбГУ находятся в центре развития образовательной политики Российской Федерации и, с одной стороны, своевременно отслеживают векторы развития высшего образования, новые тенденции и подходы к образованию в современном, быстро меняющемся мире, а с другой стороны — имеют возможность задавать ориентиры, определяющие направление и уровень развития российских вузов, транслировать собственный уникальный опыт и инновационные подходы к образовательному процессу, тем самым повышая авторитет и укрепляя положительный имидж Университета.
Показатели, достигнутые СПбГУ, становятся ориентирами, определяющими направление и уровень развития российских вузов: учебный процесс по индивидуальным образовательным траекториям, интеграция научно-исследовательской деятельности и профессиональной подготовки с высоким уровнем способности к самостоятельной практической деятельности, междисциплинарные программы, реализация международных образовательных проектов, высокоэффективная работа с работодателями.
Всего от СПбГУ в состав 28 ФУМО в системе высшего образования входит 91 человек. Наибольшая активность проявляется в тех ФУМО, где представители СПбГУ являются председателями и заместителями председателей.
В пяти ФУМО представители СПбГУ являются председателями:
- 37.00.00 «Психологические науки» — А. В. Шаболтас
- 38.00.00 «Экономика и управление» (сопредседатель) — Ю. В. Федотов
- 40.00.00 «Юриспруденция» — Н. И. Дивеева
- 44.00.00 «Образование и педагогические науки» — Е. И. Казакова
- 58.00.00 «Востоковедение и африканистика» — М. Б. Пиотровский
еще в шести ФУМО — заместителями председателей:
- 02.00.00 «Компьютерные и информационные науки» — Л. А. Петросян
- 06.00.00 «Биологические науки» — И. А. Тихонович
- 39.00.00 «Социология и социальная работа» — Н. Г. Скворцов
- 41.00.00 «Политические науки и регионоведение» — А. В. Курочкин
- 42.00.00 «Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело» — А. С. Пую
- 47.00.00 «Философия, этика и религиоведение» — Н. В. Кузнецов
Оценка результативности работы представителей СПбГУ в ФУМО представляет определенную сложность в связи с тем, что председатели ФУМО используют различные методы организации работы внутри объединений. Некоторые ФУМО регулярно собираются и коллегиально обсуждают свои разработки, другие — поручают разработку документации отдельным экспертам. Привлечение представителей СПбГУ к экспертной деятельности зависит не только от их активности, но и от взаимоотношений с председателями ФУМО, а также от конкуренции их вузов с СПбГУ. Следует отметить, что члены тех объединений, где в руководстве нет представителей СПбГУ, нередко лишены информации о текущей деятельности объединения и не имеют доступа к протоколам заседаний.
Оценка результативности работы представителей СПбГУ в ФУМО проводится в Университете через мониторинг деятельности федеральных учебно-методических объединений, осуществляющийся по представленным членами ФУМО отчетам о прошедших заседаниях, в которых освещается степень их вовлеченности в работу объединений к разработке ФГОС, к участию в реализации поручений президента РФ, Правительства РФ, Минобрнауки, а также через обобщенный годовой отчет о деятельности тех ФУМО, в которых наши представители являются председателями и заместителями председателей.
В 2022/23 учебном году перед представителями СПбГУ в ФУМО поставлены новые задачи.
- Участие в разработке обновления структуры и содержания перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования, номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени
- Обсуждение идеологии и конкретных предложений по разработке ФГОС 4.0 в свете актуальных задач развития высшего образования
- Внесение изменений в действующие ФГОС
- Внесение изменений в нормативно-правовую документацию, утверждаемую Министерством науки и высшего образования РФ (МНВО)
- Актуализация нормативной документации ФУМО, регламентирующей их работу
- Координация деятельности ФУМО и советов по профессиональным квалификациям в части разработки профессиональных стандартов
- Разработка методического сопровождения независимой оценки качества образования, в том числе разработка фондов оценочных средств с участием ФУМО
- Обсуждение системного подхода к формированию и оценке индикаторов достижения компетенций
- Взаимодействие через ФУМО:
- с различными образовательными организациями по вопросам информационно-методической поддержки, выявления и распространения лучших практик, проведения экспертизы учебной и учебно-методической литературы
- с МНВО по различным вопросам в сфере образования по соответствующим направлениям подготовки
- с Рособрнадзором в обсуждении подходов в реформировании контрольно-надзорной деятельности в сфере образования, а также к разработке документов для проведения государственной аккредитации образовательных программ
- с советами по профессиональным квалификациям и объединениями работодателей
Решение такого объема задач требует не только высокопрофессиональной работы экспертов, но и формирования коллективного мнения по всему комплексу нормативно-методических вопросов, которые неизбежно будут возникать в условиях реформы российского образования.
В целях более активного и продуктивного использования ресурса ФУМО для продвижения позиции СПбГУ в решении конкретных вопросов, повышения влияния Университета на принятие государственных решений важно построение эффективной системы работы экспертов СПбГУ. Для этого руководителям УНП поручено:
- провести анализ представительства СПбГУ в ФУМО и представить предложения по его актуализации (расширению)
- ввести в практику постоянный обмен информацией между членами ФУМО и научно-педагогическими работниками институтов, факультетов, кафедр с целью обсуждения актуальных тем, выработки коллективных решений, выявления значимых событий на основе полученных сведений для своевременного реагирования
- планировать систематические выступления членов ФУМО на заседаниях ученых советов факультетов и учебно-методических комиссий по УГСН, а в случаях междисциплинарных проектов — на совместных заседаниях нескольких УМК
Председателю постоянной комиссии Ученого совета СПбГУ по УМР Н. В. Кузнецову поручено:
- ввести в повестку заседаний постоянной комиссии Ученого совета СПбГУ по УМР доклады председателей, заместителей председателей ФУМО и членов ФУМО — представителей СПбГУ во всех ФУМО
- докладывать Ученому совету СПбГУ о результатах экспертной деятельности представителей Университета в ФУМО
И. о. начальника УСО П. В. Огородниковой поручено разместить раздел «Экспертная работа в федеральных учебно-методических объединениях» на сайте СПбГУ на странице «Экспертный университет».
Председателям ФУМО — представителям СПбГУ поручено направлять для публикации в разделе «Экспертная работа СПбГУ в федеральных учебно-методических объединениях» информацию о работе ФУМО: состав ФУМО, планы работы, повестку и протоколы заседаний.
Членам ФУМО — представителям СПбГУ поручено письменно запрашивать у руководства ФУМО протоколы заседаний.
Проректору по УМР Э. А. Зелетдиновой поручено:
- направить обращение руководителям ФУМО о предоставлении протоколов заседаний ФУМО его членам в целях обеспечения открытости и гласности в работе федеральных учебно-методических объединений
- направить обращение профильному заместителю министра МНВО с перечнем мер по обеспечению открытости в работе ФУМО с учетом позитивного опыта работы председателей ФУМО — представителей СПбГУ
О некоторых показателях деятельности коллектива экономического факультета
По результатам рассмотрения в июле 2021 года на ректорском совещании результатов деятельности коллектива факультета прикладной математики — процессов управления была подготовлена дорожная карта по развитию коллектива и повышению эффективности его деятельности, которая утверждена соответствующим распоряжением в декабре 2021 года. В ней нашли отражение планы по оптимизации процессов управления коллективом, запланированы мероприятия по улучшению качественного состава, утверждены индикаторы выполнения дорожной карты.
Принято решение о проведении эксперимента, касающееся частичного изменения порядка стимулирования коллектива, которое выразилось в том, что около 30 % годового фонда, выделяемого ранее в распоряжение декана, будет распределено по итогам работы за предыдущий год на основе грейдовой системы в виде ежемесячных доплат членам коллектива за реальные, просчитываемые и формализованые успехи в публикационной, грантовой активности и учебной работе. Эксперимент носит временный характер, его итоги будут подведены в конце 2022 года. По его результатам будет принято решение о его дальнейшем проведении либо о перераспределении объема финансирования и принятии других управленческих решений.
В ходе ректорского совещания проректор по организации работы с персоналом СПбГУ Владимир Валерьевич Еремеев представил презентацию о некоторых показателях деятельности коллектива экономического факультета.
Презентация вызвала большой интерес участников ректорского совещания. Деканы факультета международных отношений, Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций, юридического и восточного факультетов обратились к В. В. Еремееву с просьбой подготовить аналогичную статистику о работе своих коллективов.
О возможности получения беспроцентных займов сотрудниками СПбГУ
Управление кадровым потенциалом Санкт-Петербургского государственного университета — важнейшее условие развития СПбГУ, определяющее возможности решения задач, поставленных перед Университетом в образовательной, научно-технологической, медицинской областях деятельности, а также в сфере культуры и искусства. Данное обстоятельство предопределяет необходимость совершенствования системы мер поддержки сотрудников, а также привлечения новых специалистов для работы в СПбГУ.
12 августа 2022 года издан приказ первого проректора СПбГУ Елены Григорьевны Черновой, которым установлен порядок предоставления беспроцентных займов сотрудникам Университета. Соответствующий порядок начнет действовать в Университете с 2023 года.
Беспроцентные займы предоставляются только тем, для кого СПбГУ является основным местом работы. При этом трудовые договоры с такими сотрудниками должны быть заключены на неопределенный срок или действовать в течение года, следующего за годом, в котором было подано заявление о предоставлении займа. Займы предоставляются однократно и на период работы получателей в Университете, но не более чем на десять лет. Один сотрудник может быть получателем только одного займа. Механизм возврата заемных средств предусматривает ежемесячное удержание из заработной платы сумм в объеме, определенном договором займа. В случае если получатель займа прекращает трудовые отношения с СПбГУ, он обязан вернуть заемные средства в полном объеме не позже, чем в день увольнения.
Источником средств для выплаты беспроцентных займов является прибыль от приносящей доход деятельности Санкт-Петербургского государственного университета. Объем средств, выделяемых для предоставления займов, определяется ежегодно.
Заявления о предоставлении займов будут приниматься в рамках соответствующих заявочных кампаний. При этом в отношении каждой из таких кампаний будут утверждены максимальные сроки, а также установлены размеры займов и перечень категорий работников, которые смогут претендовать на их получение. Руководителям учебно-научных подразделений необходимо в течение двух недель обсудить в коллективах и представить предложения по указанным вопросам.
Рассмотрение заявлений о предоставлении займов будет осуществляться специальной комиссией с участием представителя первичной профсоюзной организации сотрудников и председателя совета молодых ученых СПбГУ. Оценка поданных заявлений, принятие решения о их удовлетворении или об отказе в предоставлении займа будет происходить с учетом мнения комиссии. Принимать решение о выделении займа будет проректор по организации работы с персоналом. Информация о принятых решениях будет размещаться на портале СПбГУ без указания персональных данных заявителей.
Возможность получения беспроцентного займа — мера социальной поддержки высококвалифицированных, талантливых и перспективных сотрудников СПбГУ, которая должна, с одной стороны, способствовать сохранению трудовых отношений между Университетом и уже работающими в СПбГУ специалистами, с другой стороны — обеспечить приток в Университет новых кадров. Перспектива получения льготных займов позволяет прежде всего молодым людям решить проблемы, с которыми они сталкиваются в начале жизненного пути и профессиональной карьеры, в том числе проблемы приобретения жилья. При этом беспроцентные займы равным образом выступают средством привлечения в коллектив состоявшихся и пользующихся авторитетом профессионалов, включая тех, для кого переход на работу в СПбГУ сопряжен с переездом в Санкт-Петербург из других регионов Российской Федерации или из других стран.
В. В. Еремеев обратился к деканам и директорам с просьбой в течение двух недель представить предложения о максимальных сроках, на которые возможно предоставлять займы, о их размерах и категориях лиц, которым они будут предоставляться.
О мероприятии, посвященном началу в Санкт-Петербургском университете нового учебного года
31 августа на площади академика Сахарова состоялось мероприятие, посвященное началу в Санкт-Петербургском государственном университете нового учебного года. Программа события предполагает торжественную церемонию «Посвящение в студенты Санкт-Петербургского государственного университета», а также водную часть праздника (парад яхт в акватории Невы, запуск универсантами «корабликов надежды»). В 2022 году сохранена полюбившаяся универсантам за два последних года возможность отправить виртуальный «кораблик надежды» в плавание онлайн.
Об исчезновении из общежития вещей обучающегося
24 августа 2022 года в Виртуальную приемную Санкт-Петербургского государственного университета поступило обращение с вопросом о принятых администрацией Университета мерах по факту пропажи личных вещей обучающегося СПбГУ в здании общежития № 8, расположенного в Петродворцовом районе Санкт-Петербурга (О личных вещах студента СПбГУ).
После публикации в Виртуальной приемной СПбГУ указанного вопроса в социальной сети «ВКонтакте» на странице одного из пабликов появилась публикация, в которой говорится, что к владельцам ресурса «... обратился студент-третьекурсник матмеха, по совместительству гражданин Германии и житель ПУНК. Он рассказал нам свою историю...». При этом авторы публикации дают необоснованное оценочное суждение в отношении действий конкретных работников СПбГУ и самого факта пропажи вещей у иностранного обучающегося Университета.
Необходимо отметить, что на момент публикации в Виртуальной приемной вопроса по данной теме администрация Университета уже была осведомлена о произошедшем инциденте и приняла все необходимые меры по решению проблемы: направила обращение в правоохранительные органы и совместно с полицией занималась разбирательством по выяснению всех обстоятельств пропажи личных вещей, о чем в своем ответе на вопрос в Виртуальной приемной указал главный инженер — первый заместитель первого проректора Дмитрий Владимирович Михайлов.
В связи с этим происшествием заместитель ректора СПбГУ по безопасности Дмитрий Владимирович Грязнов напомнил универсантам, что при возникновении любых инцидентов, связанных с нарушением их прав, в первую очередь необходимо незамедлительно обращаться за помощью в правоохранительные органы Российской Федерации, так как на основании статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 №
В данном случае, отметил Д. В. Грязнов, имеются объективные опасения, что публикация в открытом доступе в сети Интернет информации об инциденте может негативно повлиять на ход проведения доследственной проверки правоохранительными органами из-за придания произошедшему событию излишней огласки.