Не только образование: на Форуме труда обсудили влияние университетских клиник на социальное благополучие населения
Какова социальная миссия университетов? Как вузы могут помогать гражданам, компаниям и обществу в целом? И почему организация клиник для студентов — яркий пример социально значимой деятельности? Эти и другие вопросы обсудили эксперты СПбГУ в рамках VI Санкт-Петербургского международного форума.
У современных университетов есть несколько ключевых миссий. Первая из них — образовательная, то есть передача знаний студентам. Вторая — научная, которая предполагает, что университет — это коллектив ученых, которые совмещают преподавание и научные исследования. Относительно недавно сформировалось понимание и третьей миссии университетов — социальной.
Как пояснила первый проректор по учебной работе СПбГУ Марина Лаврикова, нужно исходить из того что любой университет — не только образовательный и научный центр, он также участвует в развитии территорий и создании необходимых социально значимых условий для населения.
В рамках третьей миссии могут реализовываться совершенно разные задачи, которые имеют значение для социально-экономического развития российских регионов. Например, в программе развития Санкт-Петербургского университета обозначена задача продвижения и развития русского языка. Это важно, поскольку язык — это фактор, формирующий во многом наше российское общество.
Первый проректор по учебной работе СПбГУ Марина Лаврикова
Руководитель группы по разработке содержания и методических подходов к организации клинических практик обучающихся СПбГУ Майя Русакова рассказала, что к третьей миссии относится работа со школьниками, а также помощь студентам в социализации, поиске работы, преодолении возрастных кризисов и тяжелых жизненных ситуаций. Кроме того, сюда входит реализация полезных проектов для города и региона, благотворительная деятельность и взаимодействие с незащищенными слоями населения. Все эти задачи реализуются в Санкт-Петербургском университете, в том числе благодаря клиникам.
Например, в Социальной клинике обучающиеся помогают работникам учреждений, оказывающих социальные услуги семьям с детьми, пожилым и людям с ограниченными физическими возможностями. По словам научного руководителя клиники Александра Воронова, в 2021 году в такой практической деятельности приняли участие 225 студентов, которые оказывали услуги в более чем 800 случаях.
Также обучающиеся в рамках клиники самостоятельно создают и реализовывают добровольческие проекты. Они с нуля формируют команды, продумывают, что и где будут проводить, а затем согласовывают мероприятие с представителями социального учреждения. В этом процессе мы позволяем студентам самим принимать решения.
Научный руководитель Социальной клиники СПбГУ Александр Воронов
В свою очередь, в Юридической клинике СПбГУ студенты под руководством квалифицированных преподавателей-юристов проводят бесплатные консультации для петербуржцев. Об этом в ходе дискуссии рассказал руководитель Юридической клиники СПбГУ Вячеслав Низамов. По его словам, в рамках клиники обучающиеся помогают гражданам из незащищенных слоев населения решать правовые вопросы — например, в сфере социального обеспечения и защиты прав потребителей.
В университетских клиниках студенты помогают обществу не на словах. Это очень важно, ведь людям, нуждающимся в социальных услугах, требуется не столько доброе слово, сколько реальные действия и результат.
Руководитель Юридической клиники СПбГУ Вячеслав Низамов
Руководитель Центра прикладных экономических исследований СПбГУ (экономической клиники) Виктория Базжина отметила, что в рамках клинической практики студенты могут помогать не только отдельным гражданам, но еще и российским предпринимателям. «Наши заказчики — это компании малого и среднего бизнеса, которые не имеют возможности обратиться к дорогим консультантам, но хотят развиваться. Иногда они не понимают, в каком направлении им нужно продолжать работу. Или не видят возможности дальнейшего развития, если случается какая-то непредвиденная ситуация. Мы помогаем им разобраться с экономическими вопросами. В будущем также планируем работать с самозанятыми», — поделилась эксперт.
О том, как клиническая практика помогает регионам, рассказал научный руководитель Архивной клиники СПбГУ Николай Штыков. «Один из первых архивов, который стал с нами сотрудничать в рамках клинического подхода, — Ленинградский областной государственный архив (ЛОГАВ) в Выборге. Вместе с руководителями архива мы долго думали, какое же задание дать студентам, чтобы они сделали что-то полезное не только для себя и архива, но и для общества. В итоге мы попросили обучающихся проанализировать возможность работы региональных, в том числе зарубежных, архивов по социально-правовым запросам от граждан. Такой анализ был сделан, и он помог ЛОГАВ наладить выдачу сведений населению», — сказал Николай Штыков.
В завершение дискуссии эксперты обсудили возможности дальнейшего развития клиник СПбГУ. В частности, было предложено увеличивать количество партнеров в регионах, чтобы содействовать развитию не только Петербурга и Ленобласти, но и других субъектов страны. Также эксперты предложили развивать сотрудничество клиник с малыми инновационными предприятиями и подразделениями СПбГУ. По мнению экспертов, внутренние проекты позволят повысить эффективность работы Университета.
VI Санкт-Петербургский международный форум труда проходит в смешанном формате с 16 по 18 марта 2022 года. Очная часть форума проходит на трех площадках — в Таврическом дворце, СПбГУ и КВЦ «Экспофорум». Организаторы форума — правительство Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургский государственный университет, Межпарламентская ассамблея государств — участников Содружества Независимых Государств при поддержке Министерства труда и социальной защиты России, Федеральной службы по труду и занятости населения.
Руководитель группы по разработке содержания и методических подходов к организации клинических практик обучающихся СПбГУ, руководитель Социологической клиники прикладных исследований Майя Русакова добавила, что в будущем клиники смогут сотрудничать с Центром карьеры СПбГУ. «Это облегчит студентам выбор индивидуальной профессиональной траектории и построение карьеры, что тоже является частью третьей миссии Университета», — заключила Майя Русакова.